Главные вкладки

    Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
    статья (старшая группа) на тему

    Швейкина Елена Анатольевна

    На современном этапе развития, общество нуждается в инициативных, самостоятельных, творческих людях. И конечно же, развивать эти  качества, необходимо уже в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность, а в частности рисование, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности. Наиболее значи­мыми являются:  создание обогащенной вариатив­ной педагогической среды, открываю­щей дошкольникам возможности спо­собов и средств осуществления изобразительного  замысла;  использование технологии обу­чения рисованию детей этого возраста, направленной на форми­рование самостоятельности как качест­ва личности;  применение определенной такти­ки педагогического руководства, в ос­нове которой лежит дифференциро­ванный подход к детям с учетом исход­ного уровня их самостоятельности и об­щего уровня развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_samostoyatelnosti.docx21.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста в рисовании.

               На этапе завершения  дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребенок способен к волевым усилиям, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, ребенок способен к принятию собственных решений.        

               Исследования ученых свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста, при оптимальных условиях воспитания и обучения, дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности.  В этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

    Изобразительная деятельность, и в частности рисование, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности дошкольников.

    Развитие самостоятельности через рисование способствует не только развитию самой самостоятельности, но ещё развитию инициативы, творческого воображения, моторики рук, образному мышлению.  

    Самостоятельность детей в процессе  рисования понимается как качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к рисованию, способности детей действовать без помощи взрослого при выборе содержания, средств и способов выполнения  заданий, умением поставить цель деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат, соответствующий поставленной цели, а также способностью к проявлению инициативы и творчества в решении задач какой-либо деятельности.  

    Развитию самостоятельности в изобразительной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста способствуют: обогащение предметно-развивающей среды, специально организованная система работы, направленная на формирование интереса к изобразительной деятельности, игровая и проблемная направленность обучения.

    В нашем детском саду организована изостудия, где дети имеют возможность знакомиться с произведениями живописи, предметами народного искусства, сказками и книжной графикой, интересными явлениями и объектами окружающей среды.  Здесь мы учимся работать с различными художественными материалами, в разных техниках, экспериментируем с красками и бумагой,  подбираем адекватные средства для реализации замысла.  

    Слушая музыку, изучая художественные произведения, наблюдая природные явления, дети получают первичные эстетические эмоции, которые влияют на содержание и динамику ее восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти.  Развивая самостоятельность в рисовании старшего дошкольника,  поддерживаю детей в желании слушать, реагировать, следовать, повторять, рассматривать обследовать и эмоционально-ценностно воспринимать все, что вокруг него.   Помогаю детям замечать красоту, радоваться и удивляться ей, проявляя свои чувства.  

    Чрезвычайно эффективны игровые приемы, используемые с целью вызвать у дошкольников интерес к предлагаемым заданиям, самостоятельному поиску решения. Уже на новом программном содержании, решая новые учебные задачи,  продолжаю предъявлять детям сложные для них задания в игровой форме, ввожу мотивы, побуждающие дошкольников выполнять работу качественно, включаю игровые персонажи, проблемные ситуации.  Целесообразны и такие методы работы: наблюдения,  обследования, беседы,  манипулирования (например, с предметами на плоскости, в пространстве, на фланелеграфе), демонстрация последовательности изобразительных действий (например, рисунки на плакатах, образцах-картах; наглядно-практический показ), исследовательский  метод.

    Перед педагогом стоит задача - научить детей самостоятельно определять последовательность работы,  содержание рисунка, анализировать образец, контролировать и оценивать собственные действия. С этой целью использую: пояснения и указания. Однако слежу за тем, чтобы их не было слишком много, чтобы они были направлены не только на решение частной задачи (например, научить рисовать снежинку), но и на формирование самоконтроля, самооценки и других умений (анализировать образец, определять последовательность операций), способствующих развитию активности, самостоятельности, настойчивости, уверенности в своих возможностях. Одним из эффективных приемов является постановка вопросов, требующих от ребенка поиска, активного привлечения имеющихся у него знаний, сравнения, сопоставления предметов( явлений), обобщения. Вопросы заставляют ребенка совершать умственные усилия, побуждают к целенаправленной работе.

     

     Использую:   пальчиковые игры, физкультминутки,  художественное слово, элементы психогимнастики и релаксационные упражнения, музыкальное сопровождение, графические и живописные упражнения. Разработана картотека дидактических и художественно- развивающих игр. Например: «Составь букет», «Подбери по цвету», «Мозаика», «Дорисуй половину предмета», «Одень кукол»,   «Подбери цвет к картине», «Цветные капельки»,   «Близко - далеко», «Из каких геометрических фигур нарисован рисунок?» и т.д.  Задания-упражнения  дифференцирую  по степени сложности и предлагаю детям с учетом их возможностей и подготовленности.

    Очень интересной и продуктивной формой организации работы является совместно-индивидуальная, где каждая индивидуальная работа становится частью коллективной композиции. В конце оцениваю не только общий результат, но и вклад каждого участника в частности. Создавать одну большую композицию дети могут несколькими подгруппами, что побуждает их к самостоятельным творческих проявлениям.  Заинтересованность детей во время коллективной изобразительной деятельности значительно возрастает, если результат имеет общественную ценность, когда дети вместе создаются большое панно, плакаты к праздникам, поздравительные открытки, оформление группы.

    Организуя совместную образовательную деятельность, провожу не только групповые занятия, но и подгрупповые, индивидуальные, парные и мини-занятия, что позволяет осуществлять  индивидуальную работу с детьми разных дифференцированных групп. Главное внимание направляю на то, чтобы активизировать каждого ребенка, сформировать необходимые знания и практические умения.

    Развитию самостоятельности в рисовании  способствует поддержка  каждого ребенка. Стараюсь установить  с каждым  тесные, дружеские отношения; принимать его таким, какой он есть; сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и  мог, не стесняясь выражать свои чувства; поощряю  стремление самостоятельно решать проблемы, поставленные задачи и делать собственный выбор.   Оценивая работу,  учитываю не только ее качество, но и какими усилиями был достигнут результат.   Стараюсь, что бы во время самоанализа ребенок сам увидел и понял, как можно исправить или преобразить свой рисунок. Главным для ребенка должны быть радость, удовольствие от самого процесса рисования.

     Одним из важных средств поощрения и стимулирования детей к творческой изобразительной деятельности, являются творческие выставки, которые проводим один раз в квартал. Дети имеют возможность сравнить свои работы, увидеть что то новое и интересное в рисунках сверстников.

    Проведенная  работа по развитию самостоятельности детей на занятиях рисованием дала положительные результаты. Личные наблюдения, отзывы воспитателей и родителей свидетельствуют о повышении самостоятельности детей в процессе подготовки к совместной образовательной деятельности, проявлении устойчивой положительной  мотивации к занятиям рисования дома и в детском саду. Большинство дошкольников овладели новыми способами и приемами работы с изобразительным материалом, что позволило им стать более самостоятельными в разработке последовательности и способов выполнения рисунка, научились осуществлять корректирующий контроль. Примечательно, что навыки работы, приобретенные детьми в совместной образовательной деятельности, были перенесены ими в другие виды продуктивной деятельности - аппликацию, лепку.

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (нетрадиционное рисование) "Разноцветная полянка"

    Обучение нетрадиционным видам рисования. Обучение умению пользоваться различными средствами выразительности.(автор-составитель Хорольская С. В.)...

    «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»

    Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны   «Познавательное разв...

    «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами рисования. Нетрадиционные техники рисования»

    Обобщённый педагогический опыт педагогамуниципального образовательного учреждениядетский сад № 93 г. КарталыМордвинцевой Анастасии Юрьевны   «Познавательное разв...

    Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы.

    Развитие изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в рисовании природы.                             ...

    Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

    Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

    Конспект образовательного мероприятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Что такое радуга» (экспериментирование-рисования)

    Цель: создание условий для познавательно-исследовательской (получения радуги в домашних условиях с помощью подручных материалов) деятельности детей старшего дошкольного возраста....

    Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

    Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...