Нравственное воспитание. Агрессивная среда.
консультация по теме

Халикова Резида Рифгатовна

О влиянии среды (телевизора, интернета и других современных гаджетов) на нравственное становление личности ребенка. О роли и поведении взрослых в решении данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_agressivnaya_sreda.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственное воспитание. Агрессивная среда».

Консультация для родителей.

Современный ребёнок проводит большую часть своего времени у включённого монитора (телевизора или компьютера). Треть конфликтов между родителями и детьми происходит из-за нежелания ребёнка отойти от экрана, перестать смотреть "всё подряд". Дети реагируют на родительский запрет проводить время в виртуальных развлечениях, как на несправедливую агрессию. Ситуация с детской зависимостью от телевизора и компьютера, особенно в семьях с невысоким уровнем образования и доходов, представляет серьёзную опасность для детей, а также для наших с ними взаимоотношений.
       Дети заболевают телевизором очень рано, уже после просмотра первых в своей жизни передач. Им нравятся похождение персонажей, похожих на них самих. В возрасте от 3-х до 5-ти лет дети знакомятся с простыми сюжетами и уже знают, что даже самая короткая история будет иметь продолжение. В тот момент, когда вы их оттаскиваете от экрана, они хотят безумно узнать, чем же всё закончится. В психологии известен 
"эффект незавершённого действия". Упрощённо и в приложении к телевидению он звучит так: "Всё хочется узнать и досмотреть до конца". А если это не получается, ребёнок испытывает дискомфорт, начинает сам фантазировать на тему "прерванного сюжета", не может сосредоточиться на других делах, капризничает. В это время лучше поговорить с ним о том, что он видел, вместе придумать продолжение.
       
Развитие воображения в дошкольном возрасте - одно из главных достижений ребёнка и его родителей.
Как влияют телевизионные образы на детей? 
       В основе детского интереса лежит главным образом непроизвольное внимание. Они порой обращают внимание совсем не на замысел автора мультфильма. Большие, крупные и необычные детали, смешная походка или яркие краски в гораздо большей мере бросаются в глаза детям. Им нравится, когда персонажи падают, произносят необычные слова, потому что для них большим достижением является просто попрыгать на одной ножке, спуститься по лесенке, завязать шнурочки. Нам, взрослым, это может показаться глупым и никчемным. Мы так и говорим: 
"Хватит смотреть эту ерунду!" А в результате малыши начинают чувствовать большую близость и понимание со стороны героев мультфильмов, чем со стороны требовательных и недовольных взрослых. Произвольное внимание, способность не отвлекаться, осмысленно следить за развитием сюжета формируется у детей лишь к 6 - 7 годам. Очень важно поговорить с ребёнком после просмотра передач, прокомментировать.
       
Главное для родителя - знать, что ребёнок смотрел и что из этого понял.
       По телевидению тиражируются сцены насилия (причём беспричинного) не только в фильмах для взрослых, но даже и в мультфильмах, что безусловно влияет на наших детей. В результате бесконтрольного увлечения компьютерными играми, у детей создаётся представление, что у всех живых существ есть в запасе несколько жизней. И поэтому ничего страшного, если одну из них кто-нибудь заберёт. Наши дети становятся чёрствыми, нечувствительными, жестокими.

Не равнодушный родитель обязан контролировать и отслеживать круг интересов своего ребёнка. Потому, что если мы забываем воспитывать своих детей, то агрессивная информационная среда сделает это за нас. 

Реклама против детей? 
       Благодаря рекламе дети узнают о многих новых предметах, игрушках, продуктах питания. Она рассчитана на то, чтобы заставить малыша просить и клянчить купить что-то дорогое, красивое и, к сожалению, часто бесполезное. Очень важно относиться к рекламе с иронической дистанцией и привить ребёнку такое же отношение. Научить его говорить вежливое, но твёрдое 
"нет!" продавцу, незнакомцу, хулигану - значит защитить своё чадо от целой кучи неприятностей. Хвалите его не только за послушание, но и за отказы.

 

Как новостные программы влияют на детей? 
       Для дошкольников новости - это время, когда папы и мамы усаживаются возле телевизора, периодически шикая друг на друга:
"Не мешай!" Сразу понятно, что сейчас скажут что-то важное. Вечерние выпуски новостей показывают после передачи "Спокойной ночи, малыши!", после того, как уже вымытый и успокоенный ребёнок лёг к себе в постельку. Такова была, по крайней мере, советская традиция. Но условия нашей жизни таковы, что уснуть спокойно дети могут только тогда, когда затихнут взрослые. Далеко не у всех детей есть своя комната. Кроме того, большинство ребят не могут засыпать так рано и спать так долго, как предписано идеальным сценарием сна. Поэтому дети периодически слушают новости. Видя, как активно родители включены в просмотр новостей, малыши тоже хотят поучаствовать. Они начинают задавать вопросы: "А почему корова заболела?" (информация о коровьем бешенстве); "А давайте их пригласим в гости и накормим!" (о семье переселенцев) и т. д. И уж будьте добры, если ваш сын или дочь смотрят новости вместе с вами, расскажите им простую и правдивую историю о том, что действительно показывают. И, конечно, не забывайте о том, что новости сегодня часто становятся источником страхов и неврозов даже для многих взрослых. Криминальные сюжеты, стрельба и трупы - не для дошкольников. Они и так, в силу возраста и своей незащищённости, боятся смерти, болезней, разрушений. Да и уверены ли вы, что сможете им всё это объяснить? Информационные выпуски о военных действиях, терактах рассчитаны на взрослых. Они - не для детей! Многие дети, посмотревшие репортажи из Беслана, отказались идти на следующий день в школу. Они стали вторичными жертвами терактов. Если вы видите, что ребёнок напуган или встревожен, поговорите с ним об этом. Не забудьте сказать успокаивающее: "Я тебя никому не отдам!", "Я тебя никогда не брошу!" Дети боятся, потому что они сами беспомощны и они очень переживают, что им не хватит сил противостоять неприятностям.
       Новости смотрят далеко не все родители. Некоторые сегодня предпочитают узнавать из Интернета. Для многих телевидение - это повод для развлечения. Есть исследования, которые показывают, что взрослые, которые смотрят новости, с большей критичностью и прагматизмом относятся и к самому телевидению. Оно занимает подчинённое место в их жизни - место технического устройства по передаче информации. Такой зритель не самый благодарный, его трудно 
"подсадить", он не оказывает решающего влияния на рейтинги и, соответственно, не приносит доходов телекомпаниям. Но такой зритель сохраняет своё "Я", не забывает о своих интересах и сам планирует время просмотра программ. Если уж в вашей семье заведено смотреть новости по вечерам, не забывайте комментировать их вслух. Так вы косвенно передадите своим детям культуру рационального отношения к любой, не только самой страшной телевизионной информации. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-нравственное воспитание старших дошко-льников на краеведческом материале». (Материал на областной конкурс профессионального мастерст-ва среди педагогов учреждений интернатного типа)

Я, Климанова Ольга Михайловна, имею высшее педагогическое образование, стаж работы в ТОГОУ «Детский дом «Аистёнок» 14 лет.  Тема самообразования - «Соци...

Конспект по социально – нравственному воспитанию на тему: «Дружба живет среди нас».

Программные задачи:Образовательные: - расширять и обобщать знания детей о таких понятиях, как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»;- добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и по...

Презентация. Развивающая среда для духовно-нравственного воспитания дошкольников

Презентация. развивающая среда для духовно- нравственого воспитания дошкольников...

Культурно - образовательная среда региона Поволжье как средство социально – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваются возможности использования образовательной среды родного региона для формирования у детей 5-7 лет социально - нравственных ценностей....