роль экологического образования в развитии творческих способностей дошкольника
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Толстихина Нина Сергеевна

в статье говорится о значении экологического образования в развитии творческих способностей. Представлено тематическое планирование, список детской  художественной литературы, используемой в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_ekologicheskogo_obrazovaniya_doc.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Толстихина Н.С.

воспитатель I квал. категории

МБДОУ «Детский сад «Зоренька»

город Абакан, республика Хакасия

Роль экологического образования  в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста.

  Быть всегда творческим - значит быть всесильным.                    

                                             Нет надежнее  гарантии на лучшее будущее, чем            

                                             умение быть творческим  всякий раз,

                                                  когда это необходимо, в любой момент быть                      

                                                  готовым решать проблемные вопросы

                                                  и разрабатывать новые концепции.

        Марк Фишер

   Экологическое образование – это духовное развитие личности, самосознание своего «Я» в общей экосистеме, это возрождение в детях желания учиться, познавать, исследовать, творить. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей.

Основные направления в развитии творческих способностей детей:  

1. Развитие воображения.  

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.  

Выделяют шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.  

  • Первым условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
  • Второе условие: оно вытекает  из  самого  характера  творческого  процесса,  который  требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем  чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение задач разноуровневых).
  • Третье  условие заключается  в предоставлении ребенку большой свободы  в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.
  •   Доброжелательная помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей. 
  • Пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий в реальную жизнь.
  • Существуют методы обучения, которые будут способствовать более высокому уровню развития творческих способностей – это шестое условие развития творческих способностей.

Развитие творческих способностей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 

В  своей  работе  при  отборе  содержания  учитываю  научность  и  доступность  понятий. На  каждом  возрастном  этапе  первоначальные  представления  углубляю, насыщаю  содержанием, постепенно  перехожу  в  понятия, которые   превращаю  в  знания. Таким  образом, естественнонаучные  знания  у  своих  воспитанников  формирую  по  схеме:    

« ПРЕДСТАВЛЕНИЯ-ПОНЯТИЯ-ЗНАНИЯ».

Реализую  принцип  « СПИРАЛИ», когда  дети, возвращаясь  к  тем  или  иным  объектам  и  явлениям  природы, идут  из года в год  по восходящей, углубляю  и  расширяю  естественнонаучные  представления  и  понятия.

Учитываю  то, что у дошкольников  кратковременное  и  неустойчивое  внимание, повышенная  утомляемость,  поэтому  в  своей  работе  при  планировании,  объединяю  несколько  образовательных  областей  одной  темой.

 Идёт интеграция областей – «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Физическая культура».

Вторая  младшая  группа. 3-4  года.

Самый  благоприятный   для  накопления  представлений  об  окружающем  мире  возраст.

Задачи:

* Заложить  первые  представления  и  ориентиры  в  мире  природы.

*  Воспитать  нравственно-этические  нормы  человеческого  поведения.

*  Сформировать  понятия  о  « живом»  и  «  не  живом».

 Учитывая  особенности  данного  возраста,  вся  моя  работа  с  детьми  на  данном  этапе  осуществляется   через  игру.

  Дидактические игры.

Ребёнку  легче  понять  и  обследовать  предмет, понять его  свойства  и  качества. Учатся  сравнивать,  сопоставлять. Эти  игры  стимулируют  умственную  активность   ребёнка, расширяют  круг  его  интересов.

« Построй  дорогу  для  зайчика  из  камней», « Снежинка  в  гостях  у  ребят», «  Великие  помощники», « Купание  куклы  Даши».

« Построй  домик  из  песка  для  черепашки  Нюши»

Сюжетно-ролевая  игра.

« У  наших  кукол  праздник»

Цель: закреплять  знания  об  особенностях  строении  ёлки, сравнивать  живую  веточку  с  искусственной»

Игра  сказка  «  Путешествие  маленькой  капельки»

Цель:  закреплять  знания  о  свойствах  воды (прозрачная, чистая, грязная),

Подвести  малышей  к  пониманию  того,  что  без  воды  не  могут  жить  растения, рыбы,  птицы, звери   и  человек.

Для  лучшего понимания и восприятия материала проводится   предварительная  работа

*  Цикл  наблюдений  за  рыбками  в  аквариуме.

*  Рассматривали  чистую  и  грязную  воду, холодную  и  горячую.

*  Проводила  опыты:  замораживание  воды  на  улице, делали  вывод: на  холоде  замерзает, превращается  в  лёд, в  тепле - в  воду.

* Изготовили водяную мельницу    для   наблюдений за  действиями  воды: течёт,  журчит.

Полученные знания об окружающем мире дети отражают в своих творческих работах (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).  

    Дети   этого  возраста  доверчивы   и   непосредственны,  легко  включаются  в  совместную   с  взрослыми   практическую   деятельность,  с  удовольствием  манипулируют   с   различными   предметами.  Их   непроизвольное   и   непродолжительное   внимание   легко   сосредоточить  любой  новизной.  Поэтому  в  этом  возрасте  использую   ведущим  приёмом -  сюрпризный  момент.  На  каждое  занятие  к  нам  приходит  красивая  эстетичная  игрушка:  ёжик, зайчик, кукла  Даша, черепашка  Нюша;  вносится  яркий  предмет:  капелька,  солнышко, тучка.

Дети  начинают  осознавать  свои  возможности, мотивы  поведения. Им  уже  доступны  элементарные  оценки  эстетические:  красиво  - некрасиво, нравится - не  нравится, приятно - неприятно. Преобладающей  формой  мышления  становится  наглядно - образное.

Средняя  группа. 4-5 лет.

Дети  этого  возраста  имеют  более  высокий  уровень  знаний, оценок  и  установок  поведения. Они  владеют   довольно  большим  словарным  запасом, что даёт  им  возможность  передавать  в  рассказах  объективные  связи  и  свои  ощущения,  свой   чувственный  опыт,  связанный  со  свойствами  природных  явлений. В  этом  возрасте  экологические  представления  конкретизируются  и  дополняются  новым  материалом.

Целью  моей  работы  в  этом  возрасте  - удовлетворить  детскую  любознательность, вовлечь  ребёнка  в  активное  освоение  окружающего  мира,  помочь  ему  овладеть способами   познания  связей  между  предметами  и  явлениями.

Задачи:

* Стимулировать  потребности  познания  окружающего  мира.

*  Активизировать  творческие  способности.

*  Помочь  ребёнку  осознать  красоту  и  неповторимость  окружающего  мира.

*  Формировать  нравственно -  этические  нормы  поведения.

В  этом  возрасте  весь  свой  материал  усложняю и  пополняю  более  сложными  методами  и  приёмами, виды детской деятельности становятся  содержательнее.

Занятия  проводятся  в  два  этапа:

Первый  этап,  в  него  включаются  игры  или  занятия, позволяющие  настроить  детей  на  активную  познавательную  детей, а  именно  игры - загадки, игра - угадайки  по  теме. Также  включается  коррекционная  работа:  игры с  пальчиками, сопровождающиеся  стишками  и  потешками, игры-действия  с  игрушками  и  предметами,  игры  со  строительным  материалов, изготовление  макетов  из  бросового  материала; изобразительная  деятельность:  работа  с  картинками - обводками,  вырезание  ножницами.  Дети  участвуют  в  подготовке  атрибутов, в  оформлении  основного  занятия. С  помощью  картинок - обводок  они  изготавливают  различные  фигурки - персонажи,  маски, которые   станут  затем  активными  участниками  игры, путешествия.

Вторая  этап:  основное  занятие.

Дети  уже  самостоятельно  могут  догадаться,  о  чём  или  ком   пойдёт  речь.  На  занятии  идёт  постоянная  смена  видов  деятельности  детей:  они  слушают,  смотрят,  рисуют,  разучивают, запоминают,  отвечают  на  вопросы,  пересказывают  услышанное,  фантазируют. Чем  активнее дети на занятии, тем  больше  задействовано  в  работе  психических  функций:  восприятия,  внимания,  мышления.  Проводя  игру-путешествие,  делаю  её  энергоёмкой, насыщенной  новой  информацией, работающей  на  расширение  кругозора  детей, на  развитие  речи.

Занятие  « Путешествия  плодов  и  семян».

Дети  узнают о развитии  дерева  (рост, питания, размножения). Используются  модули  растений, экологические  игры, направленные  на  воображения: « Если  б  я  был  деревом»,  «  Плохо  или  хорошо»,   «Настроение  нашего  дерева», использую  панно  «Дерево»,  модули  человечки  с  разной  мимикой, картинки  с  изображением  действий: мальчик  ломает  ветку, разоряет  гнездо, поливает, сажает,  силуэты  разных  птиц.

Экологические  цепочки:  « Экологическая  пирамида», «Что  нужно  человеку, «Кто  кого  боится», дети  закрепляют   взаимосвязи  и  взаимодействия  в  природе.

При проведении занятий использую музыкальное сопровождение, которое окрашивает деятельность детей, настраивает их на определённое эмоциональное восприятие окружающего мира.

Старшая  группа. 5-6 лет.

Дети  старшего  дошкольного  возраста  имеют  большой  багаж   о  природе. Этому способствует довольно высокий уровень абстрагирования, хорошо развитый анализ и синтез окружающей действительности,   большой словарный запас. Расширяются и обогащаются  знания  о  характерных   явлениях  и  свойствах  явлений.  Детям  доступны  достаточно  сложные  связи  и  зависимости,  существующие  в  природе.  Уровень  обобщённости  знаний  позволяет  переходить к  понятиям . В  этом  возрасте  у  детей  вырабатывается  эмоционально-оценочное  отношения  в  природе, к  результатам  труда.

Задачи:

* Воспитывать  у  детей  бережное  отношение  к  окружающей  нас  природе.

* Формировать  оценочное  суждение, в  котором  проявляется  наблюдательность  ребёнка,  критичность   мышления, интерес  к  миру  природы.

* Формировать  представление  о  связях  и  зависимости, существующие  в  природе, выстраивать  экологические  цепочки, пользоваться  обобщающимися  словами.  

* Развивать  творческую  инициативу, логическое  мышление, воображение.

Ведущим  приёмом  является  беседа.  Именно  беседа  помогает  детям  понять причинно-следственные  связи, сформулировать  выводы, сделать  обобщения,   выявить  нравственную  позицию  ребёнка  в  его  отношениях  к  животным,  растениям,  людям.  Речь  должна  быть  мягкой,  доброжелательной,  выразительной,  главное  эмоциональной. Прежде  чем  обратить  внимание  на  моих  воспитанников,  на  какой- либо  объект  природы, нужно  подобрать  вопросы, обратиться  к  поэтическим  образом (стихи, загадки,  пословицы). На  зимней  прогулке  предлагаю  подумать,  правильно  зимнюю погоду  называют  сказочной,  волшебной.  Размышляя  над  этим,  дети  открывают  для  себя  столько  удивительного  в  привычном  и  обыденном:  оказывается,  сугробы  имеют  причудливую  форму,  напоминающую   притаившихся    зверей.  Предлагаю  понаблюдать  за  облаками. На  что  они  похожи?  Дети  начинают  фантазировать.

В  этом  возрасте  провожу  длительные  наблюдения.

Цикл  наблюдений  за  деревом. Дети  наблюдают  и  рассматривают дерево  в  разные   сезоны,  на  их  глазах  оно  меняется,  они  прослеживают,  кто  живёт  на  дереве,  кто  прилетает  к  нему. Постепенно  дети  начинают  о   нём  заботиться,  ухаживать,  беречь.  Даю  такие  задания, как      «  Какое  настроение  у  дерева?», « Сегодня  день  рождение  у  берёзки,  что  мы  ей  пожелаем?»,  если  это  разные  времена  года, то  детям  легче  рассматривать  наряд  у  дерева,  каждый  раз  они  замечают  изменения. Циклические  наблюдения  помогают  детям  понять  закономерности  и  связи  между  живой  и  неживой  природой,  делать  свои  небольшие  выводы,  учат  ребёнка  рассуждать,  вызывают  любознательность. Результаты наблюдений дети заносят в дне

После  наблюдений   мои   дети   начинают  переживать,  их   задевает  то, что  происходит  в  природе,  они   без  душны  и  тогда  мы   начинаем  придумывать  рассказы  и   сказки.

      Составление   сказок - наиболее  интересный  приём.

« Сказка  ложь,  да  в  ней  намёк -  добрым  молодцам   урок!»,  эти  слова  мы  знаем   с  детства. Действительно,  сказка  не  только  развлекает,  она  ненавязчиво  воспитывает,  знакомит  ребёнка  с  окружающим  миром,  добром  и  злом.  Сказку  обсуждаем, обыгрываем,  придумываем  своё  продолжение,  переделываем  её  на  новый  лад,  ставим  по  сказкам  кукольный  театр.

Для   составления  сказок  использую  разнообразные  схемы,  картинки,  модели, игры,  для   того  чтобы  детям  было легче  составить  свои  сказки.

Широко  использую  стихи о природе. Детям  легче  и  доступнее  даётся  возможность  почувствовать  прелесть,  неповторимость  природы,  уяснить  её  значение  в  жизни  человека,  они   учатся   сравнивать,  как  отражено  одно  и  тоже  природное   явление  в  разных  поэтических  строках.  Читая  стихи  о  лесе  у  разных  авторов   С. Погореловский,  «Лес»,    

И. Бунин  «  Листопад»,   А.С. Пушкин  «  Уж  небо  осенью  дышало», И.  Суриков  «  Первый  снег», подвожу  детей  к  мысли,  что  лес  красив  во  все  времена  года. Дети  начинают  понимать  эту  красоту,  наслаждаться  ею  и  передают  свои  впечатления  в  слове  и  рисунке.

Познание  природы    способствует  развитию  творчества  и  самостоятельности,  расширяются  их   представления,  позволяющие  им   сравнивать,  различать,  вдумчивее  относится  к   природе.

Подготовительная   группа. 6-7 лет.

В  этом  возрасте  большой    объём  знаний  о  природе.  Они  понимают,  что  в  окружающем  мире  всё  взаимосвязано:  неживая  природа, растения,  животные,  человек. Наполняя развивающую среду новинками, мы направляем детей на придумывание тем проектов. Название проектов связывается с календарными днями, временами года («День птиц», «Осенняя пора очей очарованье», «Зима -  матушка»). Проекты о животном мире, растениях, насекомых, о неживой природе. Результатами этих проектов являются поделки, рисунки, в которых дети отражают своё восприятие природы.

Мир природы! Это и очаровательный узор цветов, и свежий ветер, шелестящий в изумрудной листве, журчанье речушки, красавица осень и старушка зима, весенняя верба и жаркое лето… Вглядишься в выполненную работу и на какое - то мгновение попадешь в этот прекрасный и удивительный мир природы. А как приятно, сколько гордости за выполненную работу возникает у каждого, кто ее выполнял!

Работы с применением природных материалов способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние такие занятия оказывают на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления, развивают любознательность и наблюдательность. Коллективные виды работ позволяют формировать у ребенка умение планировать свою деятельность, с учетом общей цели, распределять операции. Работа в малой группе, небольшом коллективе способствует формированию дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи.

Задачи:  

*  Углублять  представление   о   взаимосвязях  в  природе.  

*   Учить  выделять  взаимосвязь  и  взаимодействия  живых  организмов  в   сообществах  экосистемы.

*  Дать  представления  о  том, что  растения,  животные,  человек  представители  живого  в  мире  природы.

*  Воспитывать  у  детей  элементы  экологического  сознания,  ценностные  ориентации  в  поведении  и  деятельности,  обеспечивающие  ответственное  отношение  к  окружающей   социальной   и  природной  среде.

     В  этом  возрасте  широко  использую  системные  операторы, благодаря  этому  приёму   дети логически  мыслят, делают  выводы  о  взаимосвязях  в  природе,  могут  выделить части  из  целого.

Детям   нравится   всё   таинственное, загадочное, поэтому  в  этом  возрасте  дети  сами  проводят  занимательные  опыты. Они   уже  могут  написать  секретное  письмо  невидимыми чернилами  или  превратить  лёд  в  пар.

     После  экскурсий,  целевых  прогулок, наблюдений  дети  делятся  своими  впечатлениями, отображая   их  в  рисунках, поделках.  Затем  оформляется выставки «  Мои  четвероногие   друзья»,  «  День  рождения  у  берёзки»,  «  В  гостях  у  наших  пернатых»,    «  Зимушка  хрустальная».

     Закреплением  полученных  знаний  происходит  на   экологических  праздниках  и  развлечениях « День  рождения  Земли», «  Волшебница  вода», « День  чистоты  и  здоровья» , «Птицы – наши друзья».

Исходя из этого, составлен план работы в подготовительной группе.

Месяц

Неделя

Название проекта

Сентябрь

1, 2

Диагностика

Третья

Здравствуй, школа!

Четвёртая

Осенняя пора очей очарование

Октябрь

Первая

Путь зёрнышка

Вторая

Во саду ли, в огороде

Третья

Наши зелёные друзья

Четвёртая

Обитатели леса

Ноябрь

Первая

Домашние животные

Вторая

Все работы хороши

Третья

Россия - Москва

Четвёртая

Абакан родной – моя столица!

Декабрь

Первая

Познай себя

Вторая

Что за прелесть эти сказки!

Третья

Зима – зимушка, подруга!

Четвёртая

Зимние забавы

Пятая

Новый год у ворот!

Январь

1,2

Каникулы !

Третья

Там где всегда мороз!

Четвёртая

А в Африке, а в Африке!

Пятая

Народное творчество

Февраль

Первая

Зимующие птицы

Вторая

Мальчики и девочки – маленькие рыцари и принцессы!

Третья

Защитники Отечества

Четвёртая

Я и мои друзья!

Март

Первая

Моя семья

Вторая

Первые шаги весны

Третья

Волшебница  водица!

Четвёртая

Неделя театра

Апрель

Первая

Земля – наш общий дом!

Вторая

Пешеходом быть наука!

Третья

Этот загадочный космос!

Четвёртая

Помощники человека

Пятая

Страна насекомых!

Май

1,2

Диагностика

Третья

Весенние заботы птиц!

Четвёртая

Здравствуй, лето!

Каждый ребенок по-своему одарен, и правильно организованная система занятий поможет развивать его способности.

Все аспекты экологического образования в тесном единстве образуют целостную систему. Таким образом, правильная организация работы по экологическому образованию и воспитанию позволит нам вырастить гармонически развитых, творческих людей. От того, как мы воспитаем подрастающее поколение, будет зависеть жизнь каждого, жизнь России и, в общем,  существование нашей планеты.

Литература о природе:

  1. Михайлов М. «Лесные хоромы»
  2. Майков А. «Люблю дорожкою лесною…»
  3. Толстой Л. «Дуб и орешник»
  4. Некрасов Н. «Славная осень»
  5. Бунин И. «Осень», «Чащи леса»
  6. Украинская народная сказка «Колосок»
  7. Белорусская народная сказка «Лёгкий хлеб»
  8. Бальмонт К. «Осень на дворе»
  9. загадки об осени
  10. Бианки В. «Синичкин календарь», «Белкина сушильня», «Молоденькие зимовщицы», «Спешите видеть»
  11. Сладков Н. «Синичкин запас»
  12. Пришвин М. «Хитрый коврик»
  13. Толстой Л. «Лебеди»
  14. Блок А. «Зайчик»
  15. Гаршин В. «Лягушка – путешественница»
  16. Снегирёв Г. «Как птицы и звери к зиме готовятся»
  17. Скребицкий Г. «Осень»
  18. Соколов – Микитов И. «Листопадничек»
  19. Зотов В. «Лесная мозаика»
  20. пословицы, поговорки, загадки
  21. Бунин И. «Первый снег»
  22. Фет А. «Поутру вчера дождь», «Ещё вчера на солнце млея»
  23. Бианки В. «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости»
  24. Ушинский К. «История одной яблоньки», «Спор деревьев»
  25. Квитко Л. «Медведь в лесу», «Чудо»
  26. Андерсен Х.К. «Гадкий утёнок»
  27. народные приметы, поговорки, загадки, народный календарь на ноябрь
  28. Брюсов В. «Первый снег»
  29. Бальмонт К. «Снежинка»
  30. Есенин С. «Пороша»
  31. Пришвин М. «Этажи леса»
  32. Толстой Л. «Зайцы»
  33. Некрасов Н. «Мороз – Красный нос»
  34. Стрижов А. «Декабрь»
  35. Маршак С. «Эта снежная страница»
  36. Бианки В. «Письмо простое и письмо с хитростью», «Лес зимой»
  37. Прохоров Б. «Кормушка»
  38. народные приметы, поговорки, загадки, народный календарь на декабрь
  39. Фет А. «Печальная берёза»
  40. Тютчев Ф. «Чародейкою Зимою…»
  41. Степанов В. «Лосиное письмо»
  42. Паустовский К «Тёплый хлеб»
  43. Коваль Ю. «Заячьи тропы»
  44. Сладков Н. «Январь», «Птичьи столовые», «Жалобы на сугробы»
  45. Бианки В. «Любитель холодных ванн», «Январский снег», «Лес зимой»
  46. Бунин  И. «Метель»
  47. Герасимов О. «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра»
  48. народные приметы, поговорки, загадки о снеге, народный календарь на январь
  49. Лермонтов М. «На севере диком…»
  50. Снегирёв Г. «Про пингвинов»
  51. Алфёров В. «Птички - синички»
  52. Винокуров И. «Кто как зимует»
  53. Маршак С. «Февраль»
  54. Бианки В. «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»
  55. Благинина Е. «Мороз», «Снегурка»
  56. Пришвин М. «Этажи леса»
  57. Броцкий А. «Белый мишка»
  58. поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях
  59. Тютчев Ф. «Зима недаром злится..»
  60. Серов Е. «Подснежник»
  61. Носова Е. «Как ворона на крыше заблудилась»
  62. Толстой Л. «Слон»
  63. Сладков Н. «Весенние радости», «Воробьишкина весна», «Зимние долги»
  64. Сухомлинский В. «Весенний ветер»
  65.  Бианки В. «Март», «Три весны»
  66. Плещеев А. «Уж тает снег», «Травка зеленеет…»
  67. Ушинский К. «Утренние лучи»
  68. Шевченко А. «Гнёзда»
  69. Благинина Е. «Весна», «На моём окошке»
  70. поговорки о марте, загадки о первых весенних явлениях природы и о перелётных птицах
  71. Тютчев Ф. «Весенние воды»
  72. Блинов Л. «Когда планета кружится» из книги «Ветер - водонос»
  73. Ладонщиков Г. «Весенняя песенка»
  74. Маршак С. «Ледоход»
  75. Жуковский В. «Жаворонок»
  76. Шевченко А. «Весна - мастерица»
  77. Бианки В. «Апрель», «Последняя льдина»
  78. Снегирёв В. «Скворец»
  79. Сладков Н. «Апрель», «Шепчущие следы», «Трое на одном берегу», «Сердитые голоса»
  80. Пришвин М. «Жаркий час»
  81. поговорки об апреле, загадки о первых весенних явлениях природы
  82. Хармс Д. «Весёлые чижи»
  83. Блинов Л. «Какого цвета гром?», «Лесная грамматика»
  84. Серова Е. «Ландыш»
  85. Кулешов А. «Берёзка»
  86. Карим М. «Здравствуй, солнце»
  87. Дмитриев Ю. «Какие птицы бывают?»
  88. Сладков Н. «Друг или враг?»
  89. Михалков С. «Прогулка»
  90. Заходер Б. «Про всё на свете»
  91. Ладонщиков Г. «Дикарь в лесу»
  92. Тютчев Ф. «Весенняя гроза»
  93. Бианки В. «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Птичьи разговоры», «Заяц, Косач, Медведь и Весна»
  94. Снегирёв Г. «Про птиц», «Тридцать три зёрнышка»
  95. Воскресенская З. «Петя - пересмешник»
  96. Горький М. «Воробьишка»
  97. Астафьев В. «Стрижёнок Скрип»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного труда в развитии творческих способностей дошкольников

В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконрав...

Роль театрального искусства в развития творческих способностей дошкольников 4-7 лет.

Современная парадигма дошкольного  образования  вступает  в  противоречие  с традиционной  концепцией  развития  ребенка - дошкольника средствами театральной де...

Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников

Почему ребенок начинает рисовать?Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, возникающая на основе словесной речи, графический рассказ о чем- либо.Изобразительная ...

Рабочая программа дополнительного образования детей дошкольного возраста по развитию творческих способностей дошкольников «Творческая мастерская»

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с прекрасным, создавая его своими руками.Развивать творчество детей можно различными способами...

Долгосрочный проект «Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования

laquo;Развитие творческих способностей дошкольников посредством хореографического искусства как механизма повышению качества образования», как программа дополнительного образования...