Развитие связной речи дошкольников
статья на тему

Шмоткина Анастасия Ивановна

В данной статье рассказывается о характеристике связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников

Шмоткина  А.И. 

воспитатель,

 МБДОУ  ДС №67 «Аистенок», г. Старый Оскол

В данной статье рассказывается о характеристике связной речи.

Ключевые слова: связная речь, диолог, монолог, дошкольники.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. 

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической и специальной методической литературы.

Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формам речи. Каждая из них имеет свои особенности.

Форма протекания диалогической речи побуждает к односложным, неполным ответам. Основные черты диалогической речи - неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п.

Монологическая речь как речь одного лица требует полноты, развернутости,  четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования.

Монолог, рассказ, объяснение требуют умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.

Сопоставляя монологическую и диалогическую формы речи, А. А. Леонтьев в своей работе «Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному», особо выделяет такие качества монологической речи, как относительная развернутость, большая произвольность и программированность. Обычно «говорящий планирует или программирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь «монолог» как целое» [3].

Вне зависимости от формы речи (диалог, монолог) основное условие ее коммуникативности – связность. Для овладения этой важной стороной речи требуется развитие у дошкольников навыков сопоставления связных высказываний.

Важное значение для понимания процесса формирования связной речи, имеют основополагающие положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Впервые научно-обоснованная теория порождения речи была выдвинута Л. С. Выготским. В ее основу были положены концепции о единстве процессов мышления и речи, соотношении понятий «значение» и «смысл», учение о структуре внутренней речи. По его мнению, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, порождающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях внешних слов, и, наконец, в словах».

А. А. Леонтьевым было выдвинуто положение о внутреннем программировании высказывания, рассматриваемом как процесс построения схемы, на основе которой порождается речевое высказывание [2].

В трудах А. Р. Лурия представлен подробный анализ некоторых этапов порождения речи (мотив, замысел, внутренняя предикативная схема высказывания, «семантическая запись»), показана роль внутренней речи. Как необходимые операции, определяющие порождение развернутого речевого высказывания, автор выделяет операции контроля за его построением и сознательного выбора нужных речевых компонентов [4].

Все исследователи, изучающие проблему развития связной речи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи. Рубинштейн отмечал, что для говорящего всякая речь, передающая его мысль или желание, является связной речью (в отличие от отдельного зависимого слова, извлечённого из контекста речи), но меняются формы связности в ходе развития. Связность речи означает адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя [5].

Необходимо отметить, что в связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмысления воспринимаемого и выражение его в правильной, чёткой, логичной речи [1].

Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах повествовательного, спокойного характера. В передаче событий, вызвавших яркие эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.

Таким образом, овладение связной  речью происходит постепенно в дошкольном детстве. Уже к пятилетнему возрасту, дети начинают интенсивно овладевать монологической речью. Все типы речи (описание, повествование, рассуждение) требуют от говорящего владения общими умениями связной речи.

 Список литературы:

1.Баринова Е.А. Лингвистические  основы   методики  развития  связной  речи //  Развитие речи учащихся : Уч.  Зап. ЛГПИ  им. А.И. Герцена. – Л., 1971. – Т. 453.

2.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Рамзаевой Т.Г. Санкт-Петербург, 1997.

3.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 2001.

4.Практикум по дошкольной логопедии. (Под ред. Селиверстова В. И.) М., 1988.

5.Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...