Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) в первой младшей группе.
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Гундорина Анастасия Сергеевна

 Ранний возраст - чрезвычайно ответственный период в жизни ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как личности. С развитием сенсорных восприятий, у ребёнка формируется познавательные связи и начинает развиваться речь. Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его нервно – психические связи блокируются, происходит задержка нервно – психического развития, развития речи.

»                                                                                                                                                                                                 

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_osnovnaya_chast.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) в первой младшей группе детей.

   Ранний возраст - чрезвычайно ответственный период в жизни ребёнка. Он считается самым важным в становлении ребёнка как личности. С развитием сенсорных восприятий, у ребёнка формируется познавательные связи и начинает развиваться речь. Если ребёнок не получает достаточно сенсорных восприятий, то его нервно – психические связи блокируются, происходит задержка нервно – психического развития, развития речи.

»                                                                                                                                                                                                 

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе).

Сенсорное развитие ребенка начинается с первых дней жизни. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. В раннем возрасте ребенку необходимо предоставлять богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Уже на 2-3 году жизни у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине предметов. Именно в этом возрасте ребенка начинают знакомить с 4-ми основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым. После того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.

   В процессе работы по знакомству детей с цветом выделяют следующие этапы:

1. Различение цветов по принципы «такой - не такой». Дети сравнивают предметы по цвету, накладывая их друг на друга. Когда ребенок сравнит цвета, взрослый их называет, не требуя от ребенка повторения названия цвета.

2. Зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Взрослый показывает ребенку карточку определенного цвета и предлагает ребенку найти предметы (картинки) такого же цвета. Взрослый сам называет цвет.

3. Закрепление представлений о цвете в слове. Дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, называют основные цвета - красный, желтый, синий, зеленый.

  Работа по сенсорному развитию детей раннего возраста в ГДОУ идет в течение всего учебного года в игровой форме с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

 

    При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуясь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам.

Изложенные представления о содержании и методах ознакомления детей раннего возраста с различными свойствами предметов послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми на занятиях.                                                     

I. Задания на выполнение предметных действий.

1. Раскладывание однородных предметов на две группы в зависимости от их величины, формы, цвета.

    Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины, формы, цвета. Материалом служат однородные предметы двух величин, пяти форм, восьми цветов. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: цвет, форма, такой, не такой, большой, маленький.

2. Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Втыкание цветных грибков в отверстия доски такого же цвета.

    Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (цвет, форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.

II. Элементарные продуктивные действия.

1. Выкладывание мозаики разной величины, формы, цвета по образцу в

сочетании со словесным заданием.

    Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина, цвет,

форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для

их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при

воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной

величины, формы, цвета. В работе с детьми используется прием

опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи

элементов мозаики разной величины, формы, цвета. Используется мозаика

двух величин, пяти форм, восьми цветов.

2. Рисование красками.

   Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к

характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета,

формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов.

Материалом являются краски четырех-восьми цветов и разноцветные листы

бумаги.

По каждому из четырех типов заданий следует провести несколько занятий, в

которых меняются условия выполнения задания. Такое варьирование

позволяет включить в задание объекты новой величины, формы, цвета,

поддержать интерес детей к выполнению задания, а в большинстве случаев и

усложнить действие, необходимое для образования более совершенных и

обобщенных способов ориентировки в свойствах предметов.

В ходе обучения детей выполнению заданий используются названия величин,

форм, цветовых тонов, но, как уже отмечалось, от детей не требуется их

повторение и активное воспроизведение.

   Наилучшего результата при формировании сенсорных эталонов цвета у детей третьего года жизни можно добиться только при следующих условиях:

- в группе детей должны окружать яркие игрушки, в основном 4-х «основных» цветов;

- воспитателю необходимо систематически обращать внимание детей на цвет (форму, размер) предметов, окружающий детей как на специально подготовленных занятиях, так и в свободной деятельности, различных играх,

- воспитателю необходимо систематически обращать внимание на явления природы и выделять их характерные особенности (в том числе и цвет)

- воспитателю необходимо уделять большое внимание индивидуальной работе с детьми.

Перспективное тематическое планирование по развитию

речи детей

(в рамках формирования сенсорных эталонов цвета) 1 младшая группа детей (от 2 до 3 лет)

тема «Времена года»

 Рассматривание картин по временам года: «Ранняя осень», «Зима»,

«Пришла весна», «Лето»

Цель:   Учить   рассматривать   картину,   обращать   внимание   детей   на сезонные изменения в природе.

 Игры:

 «Подбери лист» («Сделаем коврики»)

Цель: Учить сравнивать предметы - «такой - не такой». Учить различать зеленый и желтый, а затем - желтый и красный, после - красный и зеленый цвета.

тема «Овощи», «Фрукты»

 Игры:

1.  «По дорожке в огород»

Рассматривание овощей: капуста - морковь, помидор - огурец.

Цель: Учить узнавать овощи по внешнему виду и вкусу, учить узнавать

цвета: зеленый - оранжевый, зеленый - красный.

2. «В саду»

Рассматривание фруктов: яблоко, груша, слива.

Цель: Учить узнавать фрукты по внешнему виду и вкусу; узнавать и

называть цвета: желтый, красный, зеленый, синий.

тема «Домашние животные», «Дикие животные»

Рассматривание  альбома  по  теме  «Домашние  животные»,   «Дикие

животные»

Цель: Учить узнавать и называть домашних (диких) животных, дать общее представление о строении, особенностях издаваемых звуков.

 Игры:

1. «Подбери перышко».

Цель: уточнить представление о петушке, его повадках;

продолжать упражнять детей в различении и назывании «основных» цветов: красный, желтый, синий, зеленый - и «дополнительными»: черный и белый.

2. «Кошкины игрушки».

Цель: Закрепить у детей умение собирать пирамидку из 3-х колец; упражнять в различении и назывании цветов и размеров.

3. «Кто пришел?»; «Кто где живет?»

Цель: Учить узнавать и называть «основные» цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Познакомить с «дополнительными» цветами: белый, черный. Учить определять размер и качество предметов: мягкий -твердый; развитие слухового внимания.

тема «Транспорт»

 Игра:«Машинкин день».

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения.

Учить называть цвет, размер предметов. Воспитывать у детей интерес к

совместной игре.

Игра:«Ремонтируем автобусы».

Цель: Расширить и уточнить знания детей о различных видах транспорта,

их характерных отличий; формировать представление об основных

геометрических формах: круг, квадрат, прямоугольник. Продолжать учить

группировать предметы по размеру, узнавать и называть цвета: красный,

синий, зеленый, желтый.

тема «Посуда»

Игра: «Магазин посуды»

Цель: способствовать усвоению обобщающего понятия «посуда». Упражнять детей в различении и назывании размеров (большой, маленький, средний) и «основных» цветов.

Перспективное тематическое планирование по

продуктивным видам деятельности

(в рамках формирования сенсорных эталонов цвета)

1 младшая группа детей (от 2 до 3 лет)

Пополнение сенсорного опыта детей происходит также в процессе выполнения таких продуктивных видов деятельности, как: рисование, лепка, аппликация, конструирование.

тема «Времена года» 1. «Осень»

                       рисование                     

♦   «Осеннее дерево» интегрированное занятие по рисованию (рисуем пальчиками) и развитию речи.

Цель: Учить рисовать по ориентирам (листья на заранее приготовленном дереве), формировать умение различать и называть желтый цвет; развитие мелкой моторики.

лепка

♦  «Осеннее дерево»

Цель: Развивать умение отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска, формировать умение присоединять комочки к веткам дерева, изображая листья; различать и называть желтый и красный цвета.

2. «Зима»

рисование

 «Снег идет»

Цель: Развивать у детей умение рисовать снег приемом примакивания; развивать умение различать и называть цвета: синий, белый.

лепка

  «Бусы на елочку»

Цель: Учить скатывать из кусочков пластилина шарики, прикреплять их на основу, закреплять знание «основных» цветов.

аппликация

♦ «Игрушки для новогодней елки»

Цель: Формировать умение располагать кружки на нарисованной елке, развивать чувство ритма, закреплять знание «основных» цветов.

3. «Весна»

 рисование

♦  «Солнышко и облака»

Цель: Научить детей рисовать кисточкой поверх эскиза, наносить мазки; закреплять знание цветов (желтый, синий)

лепка 12

♦ «Цветы»                                                                                         

Цель: Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики, прикреплять пластилиновые шарики к основе, размазывать указательным пальцем надавливающими движениями на основу; закреплять знания «основных» цветов.

аппликация

♦ «Подарок маме»

Цель: Закреплять знания «основных» цветов, побуждать называть цвета, развивать чувство ритма, глазомер.

тема «Овощи»

рисование

«Помидор»

Цель: Формировать умение закрашивать карандашом готовое графическое изображение, правильно называть овощ, его цвет (красный) и форму (круг).

лепка

♦  «Морковь»

Цель: Продолжать учить детей раскатывать из пластилина колбаски, соединять пластилиновые детали путем придавливания; различать цвета: зеленый и оранжевый (красный).

тема «Фрукты»

рисование

♦ «Яблоки» рисование пальчиками

Цель: Учить рисовать красками при помощи пальчиков, закреплять знание цветов: зеленый, красный, желтый.

                                                                                                                                                                  ■

лепка

«Вишенка»

Цель:  Закрепить у детей навык скатывания шариков  из пластилина; научить   вдавливать  детали   в  пластилин,   закреплять  знание  цвета -красный; развитие мелкой моторики. ♦ «Яблоки»

Цель:  Закрепить у детей  навык скатывания шариков  из  пластилина; научить вдавливать детали в пластилин, прижимать детали изделия друг к друг; учить различать и правильно называть цвета: зеленый, красный, желтый.

♦ «Виноград»

Цель: Развивать у детей умение отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки, учить формировать из отдельных ягод гроздь, закреплять знание цветов - зеленый, синий.

тема «Животные»

рисование

♦  «Следы котенка» рисование пальчиками

Цель: Учить рисовать красками с помощью пальчиков; учить показывать

и называть краску синего цвета, развивать мелкую моторику.

♦ «Гусеница»

Цель: Учить детей рисовать красками с помощью штампа, соблюдать

ритм при использовании двух цветов; располагать отпечатки рядом друг с

другом в ряд;  закреплять знание цветов - зеленый,  синий; красный,

желтый.

лепка

♦ «Гусеница»

Цель: Развивать умение раскатывать комок пластилина круговыми движениями ладоней, определять предметы по форме (шар), по цвету (зеленый), величине (длинная, короткая).

тема «Транспорт»

рисование

♦  «Светофор»                                                             

Цель: Учить детей рисовать кисточкой поверх эскиза, наносить мазки; закреплять знание цветов: красный, желтый, зеленый.

тема «Мебель»

рисование

♦ «Разноцветный ковер» рисование пальчиками

Цель: Формировать умение рисовать пальцами любые линии от кляксы, закреплять знание «основных» цветов; вызвать интерес к рисованию и чувство удовлетворенности от работы.

аппликация

  «Коврики»

Цель: Воспитывать интерес к аппликации, закреплять знание «основных» цветов, побуждать называть цвет, развивать чувство ритма, глазомер.

тема «Игрушки»

рисование

  «Дорисуй ниточки к шарику»

Цель: Вызвать интерес к рисованию, учить проводить вертикальные линии, формировать умение узнавать и называть цвет (красный и синий), размер (большой, маленький), величину (длинный, короткий), устанавливать тождество цвета, понимать слово «такой же».

лепка

♦  «Пирамидка»

Цель: Учить детей действовать по показу — раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания,   соединять   несколько   деталей.   Формировать   умение узнавать и называть «основные» цвета, величину (длинный, короткий), развивать мелкую моторику.

тема «Дом и предметы быта»

аппликация

♦ «Салфетки»

Цель: Развивать интерес к аппликации, закреплять знания цветов: красный и синий.

На занятиях по конструированию, как и в самостоятельной игре детей со строительным материалом обращаем внимание детей на цвет, форму, величину строительных деталей и готовой постройки. Основной задачей конструктивной деятельности для детей третьего года жизни является формирование умения узнавать и называть «основные» цвета с помощью строительного материала /аналогично лепке и рисованию.

Примерный перечень заданий и игр по формированию

сенсорных эталонов цвета для индивидуальной работы с

детьми третьего года жизни (на учебный год)

1. Ориентировка в цвете /на однородном материале

Цель: Фиксировать внимание ребенка на тождестве предметов по цвету. Учить подбирать по образцу и слову взрослого предметы 2-х, а затем - 3-х и 4-х «основных» цветов. Учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов. Не акцентировать внимание ребенка на назывании цветов.

Задания: «Цветные кубики», «Цветные парочки», «Разноцветные палочки», «Разложи палочки по кучкам», «Положи в такие же коробочки», «Построим башню».

2. Ориентировка в цвете. «Цветное лото» /4 «основных» цвета на разнообразном материале

Цель:   Учить   ребенка   подбирать   по   образцу   разнообразные   предметы (картинки), окрашенные в 4 «основных» цвета, к соответствующему фону. Задания: «Найди картинку для этой карточки-фона», «Что куда положить?».

3. Знакомство с названием цветов. /Какой?/

3.1. ЗНАКОМСТВО С КАЖДЫМ ЦВЕТОМ ПО ОТДЕЛЬНОСТИ Цель: Учить ребенка находить разнообразные предметы определенного цвета (например, сначала - красного, затем - зеленого и т.д. - всего 4 «основных» цвета).   Предметы   необходимых   цветов   дети   сначала   находят   среди дидактического материала, а затем - в окружающей обстановке. В качестве усложнения данной задачи я предлагаю детям в процессе продуктивной деятельности (лепка, рисование, конструирование) сначала назвать цвет (краски, пластилина, детали конструктора), который малыш выбрал, а затем он использует предмет данного цвета в рисовании, лепке, конструировании. Задания: «Какого цвета предмет ты видишь на картинке?» /предмет одного цвета/; экскурсия по группе «Найти в группе предметы определенного цвета и назвать их»; «Выбор карандаша, пластилина, части конструктора нужного цвета среди других»; «Построй башню, собери пирамидку и т.д. определенного цвета»

3.2.3НАКОМСТВО С ПАРАМИ ЦВЕТОВ

Цель:  Учить  ребенка чередовать  предметы  по  цвету,  учить  правильно

называть 2 цвета (из «основных» цветов).

Задания: ««Какого цвета предмет ты видишь на картинке?» /предметы двух

цветов/; экскурсия по группе «Найти в группе предметы определенных (2-х)

цветов и назвать их»; «Выбор карандаша, пластилина, части конструктора

нужных цветов (2-х) среди других»; «Построй башню из красных и зеленых

кубиков - кубики чередовать (например), собери пирамидку из желтых и

зеленых колец (например), чередуя цвета и др.                   ,

3.3. ЗНАКОМСТВО С ЧЕТЫРЬМЯ ОСНОВНЫМИ ЦВЕТАМИ

Цель: Ассоциировать 4 «основных» цвета с объектами живой и неживой природы (зеленый, как травка, елочка...; желтый, как солнышко, цыпленок...; красный, как огонь, помидор...; синий, как тучка...). Упражнять в правильном назывании «основных» цветов на разнообразном материале, в использовании в своем творчестве.

Примерный перечень игр для индивидуальных занятий с детьми третьего года жизни по формированию у них сенсорных

эталонов цвета

тема

название игры

цель игры

сентябрь, октябрь, ноябрь

тема «Осень»

«Подбери листочек» «Цветные парочки»

«Разноцветные палочки» «Построим башню» (определенного цвета)

мозаика: «Елочки и грибочки»

Учить сравнивать и сортировать предметы по цвету по принципу «такой - не такой»

Учить сортировать предметы по цвету

Создавать орнамент, соблюдая закономерность чередования цветов

тема «Овощи»,

«Покупаем овощи и

Учить узнавать и называть овощи и

«Фрукты»

фрукты» «Что где растет?»

«Цветные парочки» «Найди такой же»

фрукты по внешнему виду; узнавать и показывать предметы 4-х «основных» цветов

Учить сортировать предметы по цвету

Находить и называть предмет заданного цвета

декабрь, январь, февраль

тема «Домашние животные», «Дикие животные»

«Кто где живет?» «Кто пришел?» «Подбери перышко»

«Спрячь мышку» «Зайцы, прячьтесь»

«Подарим котикам цветные мячики»

Мозаика «Курочка и цыплята» мозаика «Елочки и снежинки»

«Найди такой же»

«Мишкины подарки»

Упражнять в различении и назывании цвета и размера предметов

Учить называть цвет, находить предмет заданного цвета по образцу

Узнавать и называть цвета путем перебора

Создавать орнамент, соблюдая закономерность чередования цветов

находить и называть предмет заданного цвета

Учить группировать предметы по цвету, размеру, определять свойства предметов (мягкий - твердый; колючий - гладкий)

тема «Транспорт»

«Гаражи и машинки» «Поезд»

Поставь машинку в гараж:

«Дорожки для машин»

Мозаика «Цветные дорожки»

Упражнять в различении и назывании основных цветов

Закреплять у детей умение различать и называть цвета, соотносить предметы по цвету

Учить выбирать предмет заданного цвета

Группировать предметы по цвету, выбирать предмет заданного цвета

март, апрель, май

тема «Весна»

Найди такой же

Найди колечко

Чудесный мешочек

Находить и называть предмет заданного цвета

Определение цвета и размера предмета

Мозаика «Цветы»

тема «Посуда»

«Веселые матрешки» «Сервируем стол» «У нас гости»

Закреплять умение различать и называть «основные» цвета и размеры предметов

   

     В работе с детьми  используем также:

- настольно-печатные игры: «Цвета», «Веселый паровоз», «Цветные фоны», «Цветные кошки»

- самодельные игры с использованием пробок: «Яблоня», «Ёлка», «Машина», «Цыплята», «Цветы», «Гусеница», «Снеговик».

- пособия: «Сенсорный кубик», «Девочка и мальчик с набором одежды по цвету», «Гусеница», «Ежик», «Гаражи и машинки».

Список литературы:

1.  Аксарина Н. М. «Воспитание детей раннего возраста». - М., Изд.: «Просвещение», 1974г.

2.  Богданова Л., Диманис Н. «Восприятие - развивающие игры. /Клуб «Ляленыш: растим маленьких гениев»./ - Минск, Изд.: «Лев и Сова», 2006г.

3.  Венгер Л. А., Венев И. Д. «Развитие восприятия цвета в дошкольном детстве».— В кн.: «Формирование восприятия цвета у дошкольников», Под ред. А. В. Запорожца и Л. А. Венгера. М., Изд.: «Просвещение», 1969г.

4.  Жукова О.Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста». - М, Изд.: «Айрис дидактика», 2006г.

5.  Закревская О.В. «Развивайся, малыш! /Система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста». - М., Изд.: «Гном и Д», 2008г.    

6.  Истомина 3. М. «Восприятие и называние цвета».— Известия АПН РСФСР, вып. 113. М., 1960г.

7.  Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников». - М., Изд.: «Просвещение», 1980г.

8.  Колесникова О.В. «Развитие ребенка от двух до трех лет». - М., Изд.: «Школьная пресса», 2007г.

9.  Э.Г.Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада». - М., Изд.: «Просвещение», 1983 г.

10.Ю.Смирнова Л.И. «Развитие речи у детей 2-3 лет». - М., Изд. Мозаика-Синтез», 2006г.

11.П.Усова А. П., Запорожец А. В. «Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника».— В кн.: «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду». - М., Изд.: «Просвещение», 1965г.

12.Янушко Е.А. «Лепка с детьми раннего возраста». - М., Изд.: «Мозаика-Синтез», 2006г.

13.Янушко Е.А. «Рисование с детьми раннего возраста». - М., Изд.: «Мозаика-Синтез», 2006г.

14.Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста». - М., Изд. «Мозаика-Синтез», 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: « Познавательно – речевое развитие детей в нерегламентированной деятельности» воспитателя первой младшей группы

В этом докладе я показываю оптимальные пути, помогающие ребёнку найти себя, утвердится, быстро адаптироваться в детском саду....

Работа по сенсорному развитию детей (формирование эталонов цвета) в первой младшей группе.

работа по сенсорному развитию детей, примерное планирование....

Занятие по сенсорному развитию детей с использованием дидактических игр (1 младшая группа)

(Дидактические  игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку к ковру»)Цель: Закрепляем умение узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет крас...

Методическая разработка.Проект по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группе Тема: "Научим маму сенсорным эталонам".

Проект  по сенсорному развитию "Школа мамы и ребенка" в первой младшей группеТема: "Научим маму сенсорным эталонам".Продукт проекта: ФОТО выставка.Цель: Включить родителей и детей в систему социа...

Конспект НОД в области «Познание» по сенсорному развитию по средствам дидактических игр в первой младшей группе.

Формирование  сенсорных способностей  у детей. Развивать умение детей ориентироваться в 4 цветах,  называть их, подбирать по образцу, ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (кр...

Игра на изучение цветов , в первой младшей группе.Кубик бросай -цвета называй.

Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста.Мягкий большой куб сделан из поролона,каждая грань своего цвета.На ней пришит кармашек в который нужно положить предмет определенного цвета.П...

Конспект НОД по сенсорному развитию детей (лепка из пластилина) во второй младшей группе по теме «Платочек для бабушки Арины»

Конспект НОД по сенсорному развитию детей (лепка из пластилина) "Платочек для бабушки Арины"...