Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада
статья по развитию речи
Воспитание толернтных чувств у ребенка, начиная с дошкольного возраста в условиях двуязычия. Определение понятия "толерантность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.78 КБ |
Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада | 34.33 КБ |
Предварительный просмотр:
На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, -
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Г.Тукай из стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем», 1913г.
Моя Родина - это край, где с гостеприимными и гордыми татарами бок о бок живут еще многие другие народы. Татарстан – многонациональная республика, где особое значение уделяется не только родному татарскому, но и русскому языку.
Изучая культуру, обычаи, быт, традиции, язык и историю татарского народа, необходимым и важным стало желание принять и изучить великий русский язык, его историю и культуру. С целью создания необходимых условия внедрения и изучения русского языка, а также для равноправного его функционирования был принят закон «О государственных языках Республики Татарстан». Возникновение единой образовательной и воспитательной среды в поликультурных условиях стало ключевым фактором для воспитания и развития толерантной личности.
Перед тем, как говорить о толерантности личности, стоит, наверное, начать с самого понятия толерантности. «Современный словарь иностранных языков» объясняет слово «толерантность» следующими понятиями: «Tolerantia» (лат.) – терпимость, терпение, устойчивость, снисходительность к чему – либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». Ожегов С.И. трактует само слово «терпимость» таким образом – терпимость – это терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый - умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению. В Статье 1 Декларации Принципов терпимости ЮНЕСКО говорится, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».
Сегодня, когда имеются нарушения семейных отношений, происходит рост конфликтных ситуаций среди молодежи, заметно агрессивное восприятие чужих жизненных позиций и идей, стало особенно необходимо формировать и воспитать в человеке уже в раннем возрасте чувства толерантности. Актуальность формирования чувств толерантности у детей в дошкольном возрасте имеет особую значимость. Потому что именно у дошкольников не сформирован опыт восприятия окружающего мира, нет стереотипов поведения и сознания. По мере развития и роста ребенка постепенно накапливается опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок может анализировать увиденное, выражать своё отношение к происходящему. Именно в дошкольном учреждении с самых первых дней пребывания ребенка в детском саду, возникает необходимость воспитания толерантности. Актуальность этой проблемы для дошкольного образования обусловливается тем, что именно на этом этапе складываются взаимоотношения между двадцатью дошкольниками, у которых разное воспитание и разный жизненный опыт. Помочь в привитии толерантной культуры ребенку может приобщение к традициям как татарской, так и русской культуры, которые способствуют пониманию исторической принадлежности к родному народу, уважению и гордости за своих предков. Именно традиции народа помогают развить разностороннюю личность в ребенке, формировать в нем патриотические чувства, духовно-нравственные качества. При знакомстве детей с народной культурой и культурой другого близкого народа в условиях двуязычия учитывается принципиальное значение знаний о литературе, языке, традициях и народных образах.
Для приобщения дошкольников к национальной культуре используется фольклор: потешки, пословицы, поговорки, сказки, загадки, колыбельные песни, пальчиковые и подвижные игры. Фольклорные произведения татарских и русских культур широко воздействует на речь дошкольника, формируют в нём этические и эстетические чувства и личность с богатым духовным миром.
Учитывая то, что мы живём в поликультурном обществе, нужно прививать нашим детям чувство уважения к чужой культуре, интерес к его традициям, истории, понимание людей других национальностей. Но не менее важно, знать себя, иметь собственное мнение, свои ценности, чувство собственного достоинства, необходимо научиться жить в согласии с окружающим миром, ценить и полюбить ближнего, знать и уважать историю своего народа, гордиться истоками своей народной культуры. И только воспитав данные качества в себе, можно увидеть это в других.
Закончить свою статью хочу словами древнего мыслителя и великого китайского философа Конфуция: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием». А современное общество и законы времени требуют от нас, педагогов, именно этого.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеобразовательного вида №5 «Бэлэкэч» п.г.т. Богатые Сабы муниципального района Республики Татарстан»
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на тему:
«Формирование коммуникативной компетентности
у воспитанников детского сада»
Воспитатель: Закирова М.И.
2020-2023
Личная карта
- Воспитатель по обучению русскому языку
- Закирова Миляуша Илхамовна
- Уровень профессионального образования: Высшее.
Федеральное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский федеральный (Приволжский) университет».
Квалификация: Учитель русского языка и литературы по специальности «Русский язык и литература»
Год окончания: 2012.
- Профессиональная переподготовка: НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт»
Направление переподготовки: «Организация и методическое обеспечение дошкольного образования», 2014 год.
- Тема самообразования: Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада.
- 2020-2023гг.
- Цель исследования – создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
- Задачи:
- обучить приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путём ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе УНТ;
- дать детям представления о семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу;
- приобщить детей к русской культуре через общение, игры и фольклор;
- воспитывать интерес, любовь к чтению и развить литературную речь;
- воспитывать культуру речевого общения, учить быть доброжелательным к собеседнику, сверстнику;
- воспитать личность, которая способна испытать сострадание, сочувствие;
- воспитывать уважение к своему народу и культуре других народов.
План самообразования на тему «Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада»
Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе. Ведь именно в дошкольный период детства закладываются основные структуры личности. А это в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей дошкольного возраста. Актуальность формирования коммуникативной компетенции дошкольников возрастает в современных условиях. Это связано с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются недостаток воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, толерантности.
Совершенствование дошкольного образования как важная составляющая образовательно-воспитательного процесса предусматривает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования ориентированной на ребенка, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранения здоровья, адаптации к окружающей среде первоочередными. Решаются данные проблемы в процессе общения - это на данном этапе возможность защиты человека от негативных проявлений общества, обеспечение возможности развития.
Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование эмоционально отзывчивой личности способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи и умеющий уважительно относиться к окружающим. Согласно ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников, является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Коммуникативная направленность учебного процесса является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Отвечая на вопрос, что же такое коммуникативная компетентность, можно сказать следующее: коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Целью моей работы является создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
Задачи:
- обучить приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путём ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе УНТ;
- дать детям представления о семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу;
- приобщить детей к русской культуре через общение, игры и фольклор;
- воспитывать интерес, любовь к чтению и развить литературную речь;
- воспитывать культуру речевого общения, учить быть доброжелательным к собеседнику, сверстнику;
- воспитать личность, которая способна испытать сострадание, сочувствие;
- воспитывать уважение к своему народу и культуре других народов.
Этапы работы:
- Изучение литературы, интернет - ресурсов, подбор материалов;
- Частичное внедрение в образовательную деятельность;
- Систематизация и обобщение полученного опыта.
Форма работы | Метод работы | Сроки | Результат |
1-й год | |||
Подбор методик анализа. Проведение диагностики на начало и конец учебного года. | Внедрение методов, средств и форм работы. Адаптировать изученную технологию | Сентябрь Октябрь - Май | Подбор методик, внедрение в деятельность. |
Проведение итогового мероприятия «Россия – Родина моя» | Тематический досуг для воспитанников старших, подготовительных групп | Октябрь | Выступление педагогов, детей на мероприятии. Ознакомление с достопримечательнос-тями столицы России. |
Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников | Дополнить теоретическую информацию по проблеме коммуникативной компетентности. Предложить практические материалы. Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста | Октябрь Ноябрь | Ознакомление родителей с информацией. |
Проведение проектной деятельности с педагогом английского языка «Неделя английского и русского языка» | Тематическая неделя английского и русского языка | Ноябрь | Разучивание стихов, песен, подготовка атрибутов, выступления детей на Неделе. |
Оформление информационного стенда «Советы педагогов» и «Россия – Родина моя» | Статьи и рекомендации для ознакомления родителей | Сентябрь - Май | Ознакомление и обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день. |
Игровые тренинги с детьми и воспитателями ДОУ | «Давайте жить дружно», «Я всех люблю», «Приветствия и жесты разных стран», «Давайте поздороваемся на разных языках» | Январь Февраль | Развитие творческих способностей детей. Развивать умение слушать, оценивать поступки и определять характер героев, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе. |
Тематические праздники по календарю («Широкая Масленица», «День Матери», «День защитника Отечества»); | Заучивание стихотворений, песен на русском языке. | Февраль Март | Воспитание гуманных отношений между детьми. |
Дидактические игры: «Кривое зеркало –отличия», «Жилище разных народов», «Искусства мира», «Народные промыслы и ремесла», «Подбери одежду», «Найди пару» (одежда разных народов); «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн); | Ознакомление с правилами игр, разработка наглядных и раздаточных материалов | Апрель Май | Развивать умение слушать, оценивать поступки и определять характер героев, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе. |
Проведение мониторинга | Разработка и подготовка атрибутов | Май | Подведение итогов |
2-й год | |||
Мини-музей «Куклы в национальных костюмах» Проведение праздник осеннего урожая. | Ознакомление воспитанников с народами Поволжья с их обычаями и национальной одеждой. | Сентябрь | Расширение и обогащение знаний детей. Подготовка материалов и выступление. |
Разработка и отбор игрового и дидактического материала по формированию коммуникативной компетентности у старших дошкольников: | Подготовка дидактических игр и пособий. Составление картотеки подвижных игр народов мира; картотеки сказок народов мира; | Октябрь Ноябрь | Пополнение практического и дидактического материалов для дальнейшей работы с воспитанниками |
В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме были выбраны такие педагогические технологии: - «Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения» Арушанова А. Г.; «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада»; Гаврилушкина, О.; «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. | Ознакомление и пополнение научно-методической литературы | В течение учебного года | Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. |
Регулярный обзор периодических изданий методической литературы; - приобретение и использование в работе методических новинок; - просмотр интернет - ресурсов. - участие в мастер-классах, семинарах; - посещение курсов повышения квалификации. | Приобретение и изучение новых материалов. Внедрение в деятельность по самообразованию. | В течение года | Формирование теоретической базы. Формирования папки, электронной базы методических материалов. |
Подготовка к презентации работы. | Построение последовательности основных направлений данного этапа. | Март Апрель | Проведение открытых мероприятий, позволяющих оценить уровень сформированности основ коммуникативной компетентности у дошкольников. |
Самоанализ деятельности за 2020-2021 разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме | Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности | Май | |
3-й год | |||
Подготовка дошкольников в театрализованных представлениях. | Разучивание сценарий, подготовка материалов в соответствии с текущим планом ДОУ. | Весь учебный год | Участие дошкольников в итоговых мероприятиях, инсценировках. |
Ознакомление и пополнение научно-методической литературы | Поздеева, С.И. «Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей», Лисина, М.И. «Формирование личности ребенка в общении». | Сентябрь - Май | Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования. Внедрение в воспитательно-образовательный процесс. |
Ознакомление с правилами игр, разработка наглядных и раздаточных материалов | Игровые упражнения на развитие умения активно слушать: «Что случилось?», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Кто ты?», «Что в сундучке?», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Тайный смысл», «Идет следствие», «Это и хорошо, и плохо» и др. | Октябрь - Март | Дети учатся умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника. |
Итогово - обобщающий. Самоанализ деятельности за 2021 - 2022г.г. Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме | Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности | Май |
Список литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.
3. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.
4. Галигузова, В.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96.
5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.
6. Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112
7. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.
8. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83
9. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"
В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...
Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома с ТНР
Главным условием полноценного развития ребенка является его общение со взрослыми. Живущий в семье ребенок в процессе общения с близкими взрослыми уже с 2-х месячного возраста приобретает средства досл...
Формирование коммуникативной компетентности воспитанников через игровую деятельность
Представлен проект по формированию коммуникативной компетентности у детей раннего и дошкольного возраста. Даны примеры коммуникативно-речевых игр, соответствующих разным этапам дошко...
ПРОЕКТ «Формирование коммуникативной компетентности воспитанников через игровую деятельность»
ВведениеОтношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие ...
Условия формирования познавательного интереса у воспитанников детского сада.
Познавательный интерес ...
Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".
Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....
«Формирование коммуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности» (режимные моменты, свободная деятельность)
Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения....