Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада
статья по развитию речи

Закирова Миляуша Илхамовна

Воспитание толернтных чувств у ребенка, начиная с дошкольного возраста в условиях двуязычия. Определение понятия "толерантность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

На русской земле проложили мы след,

Мы – чистое зеркало прожитых лет.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали,

Один за другим проходили года, -

Шутили, трудились мы вместе всегда.

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Г.Тукай  из стихотворения «Надежды народа в связи с великим юбилеем», 1913г.

               Моя Родина  - это край, где с гостеприимными и гордыми татарами  бок о бок  живут еще многие другие народы. Татарстан – многонациональная республика, где особое значение уделяется  не только родному  татарскому, но и русскому языку.

                 Изучая культуру, обычаи, быт, традиции, язык и историю татарского народа, необходимым и важным стало желание принять и изучить великий русский язык, его историю и культуру. С целью создания необходимых условия внедрения и изучения русского языка, а также для равноправного его функционирования был принят  закон  «О государственных языках Республики Татарстан».  Возникновение единой образовательной и воспитательной среды в поликультурных условиях стало ключевым  фактором для воспитания и развития толерантной личности.

            Перед тем, как говорить о толерантности личности, стоит, наверное, начать с самого понятия толерантности. «Современный словарь иностранных языков» объясняет слово «толерантность» следующими понятиями: «Tolerantia»   (лат.) – терпимость, терпение, устойчивость, снисходительность к чему  – либо, способность переносить неблагоприятное воздействие». Ожегов С.И. трактует  само слово «терпимость» таким образом – терпимость – это терпимое отношение к чему-нибудь. Терпимый  - умеющий  без  вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.  В Статье 1  Декларации Принципов терпимости ЮНЕСКО говорится, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

     Сегодня, когда имеются нарушения семейных отношений, происходит рост конфликтных ситуаций среди молодежи, заметно агрессивное восприятие чужих жизненных позиций и идей, стало особенно необходимо формировать и воспитать в человеке уже в раннем возрасте чувства толерантности. Актуальность формирования чувств толерантности у детей в дошкольном возрасте имеет особую значимость. Потому что  именно у дошкольников не сформирован опыт восприятия окружающего мира, нет стереотипов поведения и сознания. По мере развития и роста ребенка постепенно накапливается опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок может анализировать увиденное, выражать своё отношение к происходящему. Именно в дошкольном учреждении с самых первых дней пребывания ребенка в детском саду, возникает необходимость воспитания толерантности. Актуальность этой проблемы для дошкольного образования обусловливается тем, что именно на этом этапе складываются взаимоотношения между двадцатью дошкольниками, у которых разное воспитание и разный  жизненный опыт. Помочь в привитии толерантной культуры ребенку может приобщение к традициям  как татарской, так и русской культуры, которые способствуют пониманию исторической принадлежности к родному народу, уважению и гордости за своих предков. Именно традиции народа помогают развить разностороннюю личность в ребенке, формировать в нем патриотические чувства, духовно-нравственные качества. При знакомстве детей с народной культурой и культурой другого близкого  народа в условиях двуязычия учитывается  принципиальное значение знаний о литературе, языке, традициях и народных образах.

        Для приобщения дошкольников к национальной культуре используется фольклор: потешки, пословицы, поговорки, сказки, загадки, колыбельные песни, пальчиковые и подвижные игры. Фольклорные произведения  татарских и русских культур широко воздействует на речь дошкольника, формируют  в нём этические и эстетические чувства  и личность с богатым духовным миром.

      Учитывая то, что мы живём в поликультурном обществе, нужно прививать нашим детям чувство уважения к чужой культуре, интерес к его традициям, истории, понимание людей других национальностей.  Но не менее важно, знать себя,  иметь собственное  мнение, свои ценности, чувство собственного достоинства, необходимо научиться жить в согласии с окружающим миром, ценить и полюбить ближнего, знать и уважать историю своего народа, гордиться  истоками своей народной культуры. И только воспитав данные качества в себе, можно увидеть это в других.

     Закончить свою статью хочу словами древнего мыслителя и великого китайского философа Конфуция: «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием». А современное общество и законы времени требуют от нас, педагогов, именно этого.

         



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Сабинский детский сад общеобразовательного вида  №5 «Бэлэкэч» п.г.т. Богатые Сабы муниципального района Республики Татарстан»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

на тему:

«Формирование коммуникативной компетентности

у воспитанников детского сада»

        Воспитатель: Закирова М.И.

2020-2023

Личная карта  

  1. Воспитатель по обучению русскому языку
  2. Закирова Миляуша  Илхамовна
  3. Уровень профессионального образования: Высшее.

Федеральное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский федеральный (Приволжский) университет».

Квалификация: Учитель русского языка и литературы по специальности «Русский язык и литература»

Год окончания: 2012.

  1. Профессиональная переподготовка:  НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт»

Направление переподготовки: «Организация и методическое обеспечение дошкольного образования», 2014 год.

  1. Тема самообразования: Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада.
  2. 2020-2023гг.
  3. Цель исследования – создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.
  4. Задачи:

 - обучить приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путём ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе УНТ;

- дать детям представления о семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу;

- приобщить детей к русской культуре через общение, игры и фольклор;

- воспитывать интерес, любовь к чтению и развить литературную речь;

- воспитывать культуру речевого общения, учить быть доброжелательным к собеседнику, сверстнику;

- воспитать личность, которая способна  испытать сострадание, сочувствие;

- воспитывать уважение к своему народу и культуре других народов.

     

План самообразования на тему «Формирование коммуникативной компетентности у воспитанников детского сада»

    Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе. Ведь именно  в дошкольный период детства закладываются основные структуры личности. А это в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей дошкольного возраста. Актуальность формирования коммуникативной компетенции дошкольников возрастает в современных условиях. Это связано с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются недостаток воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей, толерантности.

    Совершенствование дошкольного образования как важная составляющая образовательно-воспитательного процесса предусматривает гуманизацию всей совокупности отношений: ребенок - ребенок, ребенок - воспитатель, ребенок - родители и т.д. Переход к системе образования ориентированной на ребенка, делает проблемы культивирования человеческого достоинства, сохранения здоровья, адаптации к окружающей среде первоочередными. Решаются данные проблемы  в процессе общения - это на данном этапе возможность защиты человека от негативных проявлений общества, обеспечение возможности развития.

    Развитие коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные изменения общественных, социокультурных условий находят свое отражение в учебно-воспитательном процессе, что предполагает формирование эмоционально отзывчивой личности  способной неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи и умеющий уважительно относиться к окружающим.  Согласно ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития воспитанников, является развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

    Коммуникативная направленность учебного процесса является значимой, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

   Отвечая на вопрос, что же такое коммуникативная компетентность, можно сказать следующее: коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, умение соотносить свои устремления  с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

    Целью моей работы является  создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими.

    Задачи:

- обучить приемам поведения в различных жизненных ситуациях, путём ознакомления дошкольников с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций на основе УНТ;

- дать детям представления о семейных и родственных отношениях, о культурных традициях семьи, как проявляются в семье забота, любовь и уважение друг к другу;

- приобщить детей к русской культуре через общение, игры и фольклор;

- воспитывать интерес, любовь к чтению и развить литературную речь;

- воспитывать культуру речевого общения, учить быть доброжелательным к собеседнику, сверстнику;

- воспитать личность, которая способна  испытать сострадание, сочувствие;

- воспитывать уважение к своему народу и культуре других народов.

Этапы работы:

  1. Изучение  литературы, интернет - ресурсов, подбор материалов;
  2. Частичное внедрение в образовательную деятельность;
  3. Систематизация и обобщение полученного опыта.

   

        

Форма работы

Метод работы

Сроки

Результат

 1-й год

Подбор методик анализа. Проведение диагностики на начало и конец учебного года.

Внедрение методов, средств и форм работы.

Адаптировать изученную технологию

Сентябрь

Октябрь - Май

Подбор методик, внедрение в деятельность.

Проведение итогового мероприятия «Россия – Родина моя»

 Тематический досуг для воспитанников старших, подготовительных групп

Октябрь

Выступление педагогов, детей на мероприятии. Ознакомление с достопримечательнос-тями столицы России.

Рекомендации для родителей по формированию коммуникативной компетентности у дошкольников

Дополнить теоретическую информацию по проблеме коммуникативной компетентности.  Предложить практические материалы.

Разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной компетентности  детей старшего дошкольного возраста

Октябрь

Ноябрь

Ознакомление родителей с информацией.

Проведение проектной деятельности с педагогом английского языка «Неделя английского и русского языка»

Тематическая неделя английского и русского языка

Ноябрь

Разучивание стихов, песен, подготовка атрибутов, выступления детей на Неделе.

Оформление информационного стенда  «Советы педагогов»  и «Россия – Родина моя»

Статьи и рекомендации для ознакомления родителей

Сентябрь - Май

Ознакомление и обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.

Игровые тренинги с детьми и воспитателями ДОУ

«Давайте жить дружно», «Я всех люблю», «Приветствия и жесты разных стран», «Давайте поздороваемся на разных языках»

Январь

Февраль

Развитие творческих способностей детей.

Развивать умение слушать, оценивать поступки и определять характер героев, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе.

Тематические праздники по календарю («Широкая Масленица», «День Матери», «День защитника Отечества»);

Заучивание стихотворений, песен на русском языке.

Февраль

Март

Воспитание гуманных отношений между детьми.

Дидактические игры: «Кривое зеркало –отличия», «Жилище разных народов», «Искусства мира», «Народные промыслы и ремесла», «Подбери одежду», «Найди пару» (одежда разных народов); «Кто в какой стране живет», «Иностранец», «Узнай наш герб» (флаг, гимн);

Ознакомление с правилами игр, разработка наглядных и раздаточных материалов

Апрель

Май 

Развивать умение слушать, оценивать поступки и определять характер героев, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе.

Проведение мониторинга

Разработка и подготовка атрибутов

Май

Подведение итогов

2-й год

Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»

Проведение праздник осеннего урожая.

Ознакомление воспитанников с народами Поволжья с их обычаями и национальной одеждой.

Сентябрь

Расширение и обогащение знаний детей.

Подготовка материалов и выступление.

Разработка и отбор игрового и дидактического материала по формированию коммуникативной компетентности  у старших дошкольников:

Подготовка дидактических игр и пособий.

Составление картотеки подвижных игр народов мира; картотеки сказок народов мира;

Октябрь

Ноябрь

Пополнение практического и дидактического материалов для дальнейшей работы с воспитанниками

В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме были выбраны такие педагогические технологии:

- «Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения» Арушанова А. Г.;

«Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада»; Гаврилушкина, О.;

 «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция» Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова.

Ознакомление и пополнение научно-методической литературы

В течение учебного года

Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования.

Регулярный обзор периодических изданий методической литературы;

- приобретение и использование в работе методических новинок;

- просмотр интернет - ресурсов.

- участие в мастер-классах, семинарах;

- посещение курсов повышения квалификации.

Приобретение и изучение новых материалов.

Внедрение в деятельность по самообразованию.

В течение года

Формирование теоретической базы.

Формирования папки, электронной базы методических материалов.

Подготовка к презентации работы.

 Построение последовательности основных направлений данного этапа.

Март

Апрель

Проведение открытых мероприятий, позволяющих оценить уровень сформированности основ коммуникативной компетентности у дошкольников.

Самоанализ деятельности за 2020-2021

разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме

Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности

Май

3-й год

Подготовка дошкольников в театрализованных представлениях.

Разучивание сценарий, подготовка материалов в соответствии с текущим планом ДОУ.

Весь учебный год

Участие дошкольников в итоговых мероприятиях, инсценировках.

Ознакомление и пополнение научно-методической литературы

Поздеева, С.И. «Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей»,

Лисина, М.И. «Формирование личности ребенка в общении».

Сентябрь - Май

Накопление научно-теоретических материалов по теме самообразования.

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс.

Ознакомление с правилами игр, разработка наглядных и раздаточных материалов

Игровые упражнения на развитие умения активно слушать: «Что случилось?», «Собери чемодан», «Эхо», «Взаимное цитирование», «Почта», «Кто ты?», «Что в сундучке?», «Картинная галерея», «Азбука почемучек», «Тайный смысл», «Идет следствие», «Это и хорошо, и плохо» и др.

Октябрь - Март

Дети учатся умению понимать смысл сообщения, выделять основную идею высказывания, подводить итог мысли собеседника.

Итогово - обобщающий. Самоанализ деятельности за 2021 - 2022г.г.

Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме

Систематизировать продуктивность и результативность своей деятельности

Май

        

Список литературы:

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Развитие диалогического общения: Метод. пособие для воспитателя.- 2-е изд., испр. и доп.- М.,2005.- 128 с.

 2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2010. – 368 с.

3. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада [Текст] / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. — №2. – С. 12-16.

4. Галигузова, В.Н. Актуальные проблемы в сфере образования детей раннего возраста [Текст] / В.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова // Психологическое образование и наука. – 2010. № 3. – С. 89-96.

5. Дубинина, Л. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л. Дубинина. Изд. Книголюб, 2006. – 176 с.

6.   Ледовских, Н.К. Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста как коммуникативный повод для педагога [Текст] / Н.К. Ледовских // Детский сад: теория и практика. – 2013. — №3. – С. 106-112

7. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина. Изд. Питер, 2008. – 320 с.

8. Поздеева, С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей [Текст] / С.И. Поздеева // Детский сад. – 2013. — №3, — С.76-83

9. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция [Текст] / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005, с.126


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по теме "Формирование коммуникативной компетентности дошкольников"

В данном отчете представлен обобщенный опыт работы по теме самообразования за пять лет, с первой младшей группы до подготовительной. Этот опыт может пригодиться, как воспитателям, так и учителям- лого...

Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома с ТНР

Главным условием полноценного развития ребенка является его общение со взрослыми. Живущий в семье ребенок в процессе общения с близкими взрослыми уже с 2-х месячного возраста приобретает средства досл...

Формирование коммуникативной компетентности воспитанников через игровую деятельность

Представлен проект по формированию коммуникативной компетентности  у детей раннего и дошкольного возраста. Даны примеры коммуникативно-речевых  игр, соответствующих  разным этапам дошко...

ПРОЕКТ «Формирование коммуникативной компетентности воспитанников через игровую деятельность»

ВведениеОтношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие ...

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности".

Мастер-класс. "Развитие лидерских качеств воспитанников старшего дошкольного возраста посредством формирования коммуникативной компетентности"....

«Формирование коммуникативной компетентности в процессе организации разных видов детской деятельности» (режимные моменты, свободная деятельность)

Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения....