Формирование коммуникативной компетентности воспитанников через игровую деятельность
проект на тему

Кислякова Ирина Владимировна

Представлен проект по формированию коммуникативной компетентности  у детей раннего и дошкольного возраста. Даны примеры коммуникативно-речевых  игр, соответствующих  разным этапам дошкольного детства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_1.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Проект

«Формирование коммуникативной компетентности

воспитанников через игровую деятельность»

 Кисляковой Ирины Владимировны

педагога-психолога

МБДОУ г. Мурманска

№ 101

 Успешность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми - важный фактор его социализации, который оказывает влияние на развитие личности, на успешность обучения и на психологическое здоровье в целом.

Самостоятельно постичь суть окружающего мира - задача, непосильная для ребенка. Первые шаги в его развитии навыков общения и коммуникативной компетентности совершаются при помощи взрослого.

Что такое коммуникативная компетентность? По определению Петровской Л. А., социального психолога, коммуникативная компетентность – это совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

Емельянов Ю. Н. (российский психолог, спец. в обл. социальной психологии и культурантропологии) рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения.

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми, учитывая речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах - общечеловеческие способы выразительного поведения.

Актуальность данной темы вызвана следующими факторами, наблюдаемыми в моем ДОУ:

У детей наблюдается:

  • низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;
  • несформированность вербальных средств коммуникации;
  • ситуативно-деловая форма общения;
  • недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим ;
  • несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;
  • затруднена развёрнутая связная речь.

Встает вопрос – какие условия необходимы, чтобы развивать коммуникативную компетентность у дошкольников?

Мы предположили, что использование игровой деятельности способствует повышению уровня коммуникативной компетентности дошкольников.

Основной целью нашей работы стало  -  формирование коммуникативной компетенции, стимулирующей  социально-личностное развитие ребенка.

А задачами явилось:

-  развитие связной речи;

-  развитие умений и навыков общения, способности устанавливать контакты со взрослыми и сверстниками;

- преодоление негативных личностных проявлений;

- формирование отзывчивости, эмпатии, внимания к действиям партнеров;

- развитие лексико-грамматических категорий.

Предметом психолого-педагогической работы стало: коммуникативно – личностное развитие старших дошкольников.

Объектом психолого-педагогической работы явились:  дети раннего и дошкольного возраста.

Участники нашего проекта: дети, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.

Мы выделяем следующие этапы  реализации психолого-педагогической деятельности:

  • Подготовительный этап. Проведена первичная диагностика коммуникативно – личностной и познавательно – речевой сферы, составлен план работы.
  • Основной этап. Проведение коррекционно-развивающей образовательной деятельности.
  • Заключительный этап. Итоговая диагностика. Анализ проведенной работы.

Предполагаемый результат – сформированные целевые ориентиры по ФГОС, они отражают поставленные нами задачи для формирования коммуникативной компетентности.

Методики, с помощью которых производилось исследование познавательно-речевого и коммуникативно-личностного уровня развития воспитанников:

  • Диагностика уровня психического развития детей 5-7 лет. Использовался модуль диагностического обследования уровня готовности  к обучению в школе детей 6-7 лет (автор: Афонькина Ю.А. и др.)
  • Диагностика уровня психического развития детей 5-7 лет. Использовался модуль диагностического обследования уровня готовности  к обучению в школе детей 6-7 лет (автор: Афонькина Ю.А. и др.)
  • Изучение коммуникативных навыков (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
  • Психолого-педагогическая оценка развития ребенка в период адаптации к ДОУ по модулю Афонькиной Ю.А.
  • Особенности межличностных отношений ребенка 4-7 лет (методика Рене Жиля)
  • Метод наблюдения по Абрамовой Л.В.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, а такжес помощью различных видов игр: дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых. Вашему вниманию, мы  предлагаем коммуникативно-речевые  игры, соответствующие по целям развития этапам дошкольного детства.

Коммуникативно-речевые игры для детей раннего возраста (2-3 года).

Цель: развитие активного словаря,  усвоение грамматического строя речи и звукопроизношения,  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие внимания, восприятия, воображения, развитие навыков взаимодействия детей друг  с другом.

В играх для этого возраста дети по аналогии, по показу повторяют за взрослым действия, а также речь. Все игры основаны на этом принципе.

Игра «Заиньки».Ведущий читает стишок и показывает движения, дети повторяют за ним слова и действия.

Следующая  возрастная ступень - Коммуникативно-речевые игрыдля детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).

Цель: развитие словарного запаса, речевого слуха, умения строить предложения из 4-5 слов, развитие звукопроизношения, межполушарного взаимодействия, воображения, памяти, внимания, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Каждая игра повторяется по несколько раз, чтобы дети запомнили слова песенок, правила игры. Дети младшего возраста любят повторение. Знакомые игры воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.

Игра «Угадай, кто это?» 
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.
Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

Коммуникативно-речевые игры для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).

Цель: развитие словарного запаса, навыков монологической речи, умения строить предложения из 2-3 фраз, развитие звукопроизношения, межполушарного взаимодействия, мышления, пространственного восприятия, воображения, памяти, внимания, повышение самооценки, снятие эмоционального напряжения, установление положительного эмоционального настроя в группе, повышение самооценки.

Игра «Фантазеры». Взрослый предлагает ребёнку пофантазировать и закончить предложение (назвав полный ответ): "Если на улице лужи, то...(был дождь, нужно обуть на прогулку резиновые сапоги, взять зонтик и т.д)", "Если выпал снег, то...(можно кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки), "Если съесть много мороженого, то..." 
Вполне вероятно, что в скором времени ребенок предложит Вам пофантазировать и закончить его предложение.

Коммуникативно-речевые игры для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Цель:  развитие фонематического слуха, произносительных умений, увеличение словарного запаса,учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, развитие мимики и пантомимики, межполушарного взаимодействия, мышления, пространственного восприятия, воображения, памяти, внимания, установление положительного эмоционального настроя в группе.

Предметом особой заботы являются дети с нарушениями речи. Высокий эффект в работе с этой категорией воспитанников дают интегрированные занятия с логопедом. Моя функция – снятие эмоционального напряжения, создание положительного настроя в группе, развитие речи, памяти, внимания, мышления и т.д. Функция логопеда – развитие звукопроизношения и формирование лексико-грамматических категорий.  Для коррекции и развития коммуникативной компетентности совместно с учителем-логопедом мы разработали проект, и в своей развивающей деятельности я использую логопедические игры, а учитель-логопед в своей работе применяет коммуникативно-речевые игры.

Итог психолого-педагогической деятельности.

В результате комплексного использования коммуникативно-речевых игр у детей наблюдаетсявысокий уровень развития связной речи и лексико-грамматических категорий, коммуникативных  умений и навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Презентация «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»

Презентация «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»...

ПРОЕКТ «Формирование коммуникативной компетентности воспитанников через игровую деятельность»

ВведениеОтношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие ...

Выступление на семинаре на тему "Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность"

Выступление на семинаре «Формирование коммуникативной компетенции детей через игровую деятельность»Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных ви...

Консультация для педагогов: Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность.

Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от использ...