Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованных игр.
статья (подготовительная группа) на тему

Герасимова Резида Габдрашитовна

Из личного опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_sbornika.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованных игр.

Автор: Герасимова Резида Габдрашитовна, воспитатель МАДОУ № 77, г. Нижнекамск.

   Дошкольный возраст – самый важный период в жизни ребёнка. Именно в этот период происходит его интенсивное, всестороннее развитие. Именно в этом возрасте закладываются первичные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная, то есть общение.

   Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без общения не может жить среди людей. Общение не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между несколькими участниками.

  Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Обществу нужны творческие личности, которые могут нестандартно мыслить, грамотно выражать свои мысли, находить решения в любых жизненных ситуациях. Это закладывается ещё в дошкольном возрасте. В этот период дети легко приобретают новые знания, сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

    Коммуникативная деятельность предполагает:

  • Взаимообогащения детей новым опытом познания, формами взаимодействия.
  • Освоение детьми разными видами деятельности.
  • Установление эмоционального взаимодействия с детьми и взрослыми.

   В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает обоснованную тревогу. Главная проблема в том, что телевизор и компьютер, телефоны и компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность. А ведь только общение, и только живое человеческое общение обогащает жизнь детей и взрослых.

  Часто у детей нарушена коммуникативная функция речи. У таких детей наблюдается неустойчивое внимание, плохая память, быстрая утомляемость, недостаточное развитие познавательной деятельности, плохой словарный запас, нарушение грамматического строя речи, незрелая эмоционально-волевая сфера. У дошкольников наблюдаются тормозные процессы, проявляются робость, скованность. Дети начинают относиться критично к своим дефектам. Дошкольники не всегда могут правильно сформулировать и высказать свою мысль, не могут правильно задать вопрос или отвечать на них, затрудняются в установлении контакта как со взрослыми, так и сверстниками. Они не могут вести спокойную беседу с друзьями, зачастую вступают в конфликты и затрудняются разрешить его мирным путём и в вежливой форме.

  Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

  Театрализованная игра как раз может помочь,  являясь средством развития общения детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 Совместная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество. Здесь так же происходит развитие всех ведущих психических процессов; совершенствуется самопознание, самовыражение личности при довольно высокой степени свободы; создаются условия для социализации ребёнка, усиливаются его адаптационные способности, корректируются  отклонения в общении. Театральная деятельность  помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и возможностей. Она же выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

   Воспитательные возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

  • Знакомство с окружающим – социальным и предметным - миром.
  • Становление и развитие психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
  • Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь).
  • Развитие эмоционально-волевой сферы (способность угадывать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).
  • Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, умение дружить, честность, смелость).
  • Развитие чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (умение сочувствовать, сопереживать).
  • Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
  • Формируется представление о театре как об искусстве, появляется интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Вновь открываются или совершенствуются музыкальные способности при создании художественного слова.

  Вся театрализованная деятельность в моей группе организована так, чтобы способствовать развитию умственной активности и психических процессов, совершенствованию речевых навыков, повышению эмоциональной активности и правильного коммуникативного поведения.

  Театральные постановки и игры в театр улучшают познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих отношений, их поступков. Ребёнку  приходится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирать выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость, зрелищность и иносказательность, присущие искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные представления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, коммуникативных способностей. Дошкольники учатся рассуждать и доказывать свою точку зрения.

   Ребёнок – дошкольник усваивает смысл ролевых высказываний, драматическое развитие сюжетов литературных произведений и активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спектакля.

   Становясь участниками  театрализованной деятельности, дети познают мир, становятся участниками событий из жизни мира природы и людей. Все театрализованные игры строятся на материале сказок и, играя, дети учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами.

   Коммуникативные способности в театрализованной деятельности формируются по следующим принципам:

  • Принцип интеграции  (взаимосвязь с другими видами деятельности).
  • Разнообразия тематики и методов работы.
  • Максимальной активности детей.
  • Сотрудничества детей друг с другом и со взрослыми.
  • Компетентности педагога.
  • Принцип индивидуального подхода к детям.
  • Принцип игровой подачи материала.

   В театрализованной игре используются виды мотиваций:

  • Социальный (создание ситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребёнка на ошибку).
  • Содержательный (формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми).
  • Прагматический (усиление внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательного интереса).

  Необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечивает возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В нашей группе оформлены театральные зоны, которые отличаются друг от друга: «театр кукол», «театральная сцена», «в стране театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивают детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр.

  Театральные зоны представлены разнообразным оснащением и следующим материалом: хорошо иллюстрированные книги, театральные маски, некоторые элементы костюмов, наборы кукол, ширмы. Так же есть  разнообразные виды театров: теневой, настольный, театр самоделок, пальчиковый театр, театр кукол с «живой рукой», эстрадный театр, театр драматизации, театр картинок. Имеются атрибуты и декорации (макеты деревьев, домиков, сменные декорации к сказкам, цветы и так далее). Есть настольный театр для ознакомления с произведениями татарского народа, созданный в целях внедрения НРК. Там мы учимся драматизации знакомых заранее сказок, изучаем новые, совместно готовим декорации и персонажей.

   Театральная среда организуется по нескольким принципам:

  • Принцип дистанции - общение взрослого с ребёнком «глаза в глаза».
  • Принцип активности, самостоятельности, творчества.
  • Принцип стабильности-динамичности.
  • Принцип комплексирования и гибкого зонирования (дети занимаются одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу).
  • Принцип эмоциогенности (индивидуальная комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка).
  • Принцип эстетической организации (сочетание привычного и нового).
  • Принцип гендерных и возрастных различий.

    Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, на прогулке, в любое свободное время в течение дня.

    Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз смог бы стимулировать  двигательную, интонационно выразительную, творческую активность всех детей.

  Развитие коммуникативных способностей детей средствами театрализованной деятельности, их публичные выступления способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей детей, раскрепощению и повышению самооценки, общему развитию; проявлению любознательности, стремления к усвоению новой информации, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, проявления общего интеллекта, эмоций. У детей развивается умение комбинировать образы, интуиция, способность к импровизации, развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи. Самое главное – участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

 Литература:

 1. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 2008.

 2. Бодраченко И.А. Журнал «Современное дошкольное образование» № 3, 2010.

 3.Дронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М.: Просвещение, 2005.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей "Технология развития коммуникативных способностей у дошкольников  посредством театрализованной деятельности"...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра....

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности»

Целью педагогическойдеятельности является развитие у дошкольников коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности....

Представление своего опыта для педагогов, тема" «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредствам ознакомления с художественной литературой»

Современное общество, переживая быстрые и существенные изменения социально-экономических условий жизни, остро чувствует потребность в формировании культуры современного человека. Широкое понятие культ...