Главные вкладки

    «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.
    учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)

    Бакулина Майя Владимировна
    «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.

     

    Пояснительная записка:

    Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

    Нормы поведения, к сожалению, некоторым людям приходится изучать уже в зрелом возрасте. И иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому мое твердое убеждение - осваивать основы этикета лучше с детского сада. Тем более сегодня, когда дети с родителями активно путешествуют по миру. Знание правил поведения уберегут от неловких ситуаций и всяческих нелепостей.

    С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

    Особое место при обучении дошкольников правилам этикета может быть отведено беседе. Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

    Задачи:

    1. Познакомить с понятием «этикет».

    2. Закреплять знание детьми вежливых слов.

    3. Упражнять в использовании вежливых слов.

    4. Воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками.

    Предварительная работа:

    1. Загадки про этикет.

    2. Заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

    3. Правила этикета в гостях.

    4. Речевой этикет.

    Материал к беседе:

    Ордена Доброты и Вежливости на каждого ребенка.

    Ход беседы:

    Дети входят в зал.

    Воспитатель:

    Здравствуйте, милые дети!

    Вы прекрасней всех на свете.

    Дети: (Здравствуйте).

    Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята?

    Дети:

    Желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

    Воспитатель:

    Крайне, важно дети знать правила общения с окружающими вот некоторые правила речевого этикета.

    Правила речевого этикета.

    1. Приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании;

    2. Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;

    3. Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей;

    4. Просить прощения за проступок;

    5. Не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать;

    6. Не перебивать чужой разговор;

    7. Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.

    Воспитатель:

    Дети, а теперь давайте разгадаем загадки про этикет.

    Загадки про этикет:

    1.

    Очень в садик я спешил,

    Поздороваться забыл:

    С другом лучшим и с соседом,

    И с прохожим в беседе.

    Обидные последствия,

    Коль не сказал.

    Дети: (Приветствия)

    2.

    Когда собрался уходить,

    Ты должен вежлив быть.

    Слова «пока» и «до свидания»—

    То слова.

    Дети: (Прощания)

    3.

    Если буду я не прав,

    То сразу, без сомнения,

    Я попрошу прощения

    Словами.

    Дети: (Извинения)

    4. 

    Я «спасибо» говорю,

    Значит, я.

    Дети: (Благодарю)

    5.

    Бык ромашек накосил

    И барана пригласил.

    Тот один съел угощенье,

    Но сказал: «…»

    Дети: (Прошу прощенья!)

    6.

    Мама с папою сидят,

    Торт с конфетами едят.

    Скажет вежливая дочь:

    «Разрешите …»

    Дети: (Вам помочь!)

    7. 

    Толстая корова Лула

    Ела сено и чихнула.

    Чтобы не чихала снова,

    Мы ей скажем: «…»

    Дети: (Будь здорова!)

    8.

    Дети Даша и Егорка

    Сыр для пиццы трут на терке.

    Просят мышки из норы:

    «Дайте! Будьте.»

    Дети: (Так добры!)

    9.

    Повстречал кабан в лесу

    Незнакомую лису.

    Говорит красавице:

    «Разреши …

    Дети: (Представиться!)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.

    А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах, и мы с вами некоторые разучим, но сначала физкультурная минутка.

    Физкультминутка:

    Ванька-встанька:

    Ванька-встанька, (Прыжки на месте)

    Приседай-ка. (Приседания.)

    Непослушный ты какой!

    Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

    Вверх рука и вниз рука

    Вверх рука и вниз рука.

    Потянули их слегка.

    Быстро поменяли руки!

    Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

    Приседание с хлопками:

    Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

    Ноги, руки разминаем,

    Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

    Крутим-вертим головой,

    Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

    Воспитатель: А сейчас разучим стишки.

    1.

    Что такое «этикет»?

    Мы сейчас дадим ответ.

    Это правила такие,

    Надо знать их с малых лет!

    2.

    Что такое этикет?

    Это можно,

    Это нет.

    Этикет, как этикетка

    И хорошая отметка,

    Но не только в дневнике,

    У людей на языке…

    Очень просто жить культурно.

    Все прекрасно,

    Что не дурно.

    2. 

    В садик не бери конфетки,

    Ведь другим обидно деткам.

    Маму провожай спокойно,

    И веди себя достойно.

    Воспитательницу слушай,

    Без приказа спи и кушай.

    3.

    Если испечем печенье,

    Всем друзьям на угощенье,

    Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

    На здоровье угощайтесь!».

    4.

    Добрым быть совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста.

    Не зависит доброта от цвета,

    Доброта не пряник, не конфета.

    Если доброта, как солнце, светит,

    Радуются взрослые и дети.

    5.

    Что такое «здравствуй»?

    Лучшее из слов.

    Потому что «здравствуй»-

    Значит «будь здоров».

    6. 

    Неземная красота,

    Выньте палец изо рта!

    Девочки и мальчики,

    Не сосите пальчики.

    Дорогие детки,

    Пальцы – не конфетки.

    7.

    Если вежливыми стать

    И воспитанными быть,

    То всегда и всюду будут,

    Уважать вас и любить!

    8.

    Слова чудеснейшие эти

    Услышать каждый очень рад,

    Добреют взрослые и дети

    И улыбнуться вам спешат.

    Воспитатель:

    Крайне важно ребята знать правилам поведения в гостях. Следует знать, что, находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:

    Нормы гостевого этикета:

    1. Приходить в гости только по приглашению хозяев;

    2. Поприветствовать хозяев дома;

    3. Не опаздывать к назначенному времени;

    4. Соблюдать правила общения;

    5. Не трогать предметы и вещи в доме без спроса;

    6. Не настаивать на своих желаниях;

    7. Соблюдать правила поведения за столом;

    8. Не бегать по квартире, не кричать, не мусорить, не разбрасывать вещи;

    9. Не задерживаться в гостях надолго;

    10. Поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.

    Воспитатель:

    Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже станете такими же, и я каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достаю и вручаю каждому ребенку орден Доброты и Вежливости).

    Вместо заключения:

    Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям. Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию.

    Пояснительная записка:

    Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.

    Нормы поведения, к сожалению, некоторым людям приходится изучать уже в зрелом возрасте. И иногда это становится настоящей проблемой. Поэтому мое твердое убеждение - осваивать основы этикета лучше с детского сада. Тем более сегодня, когда дети с родителями активно путешествуют по миру. Знание правил поведения уберегут от неловких ситуаций и всяческих нелепостей.

    С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т. д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательное отношение к своим поступкам нужно начинать с дошкольного возраста. Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческие способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может в конце концов овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

    Особое место при обучении дошкольников правилам этикета может быть отведено беседе. Беседа помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения, побуждает детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера.

    Задачи:

    1. Познакомить с понятием «этикет».

    2. Закреплять знание детьми вежливых слов.

    3. Упражнять в использовании вежливых слов.

    4. Воспитывать такие качества как отзывчивость, желание помочь другим; стремление радовать окружающих хорошими поступками.

    Предварительная работа:

    1. Загадки про этикет.

    2. Заучивание стихотворений об этикете, вежливых словах.

    3. Правила этикета в гостях.

    4. Речевой этикет.

    Материал к беседе:

    Ордена Доброты и Вежливости на каждого ребенка.

    Ход беседы:

    Дети входят в зал.

    Воспитатель: 

    Здравствуйте, милые дети!

    Вы прекрасней всех на свете.

    Дети: (Здравствуйте).

    Воспитатель: Первые слова, которыми мы начинаем день – это «Доброе утро». А что мы говорим этими словами, ребята?

    Дети: 

    Желаем веселья, счастья, хорошего настроения, хотим, чтобы весь день был радостным, светлым, добрым.

    Воспитатель:

    Крайне, важно дети знать правила общения с окружающими вот некоторые правила речевого этикета.

    Правила речевого этикета.

    1. Приветствовать при встрече знакомых, прощаться при расставании;

    2. Применять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;

    3. Обращаться ко взрослым уважительно, на «Вы»; не оскорблять других детей;

    4. Просить прощения за проступок;

    5. Не обсуждать поведение посторонних, не ябедничать;

    6. Не перебивать чужой разговор;

    7. Уметь сдерживать свои отрицательные эмоции.

    Воспитатель: 

    Дети, а теперь давайте разгадаем загадки про этикет.

    Загадки про этикет:

    1.

    Очень в садик я спешил,

    Поздороваться забыл:

    С другом лучшим и с соседом,

    И с прохожим в беседе.

    Обидные последствия,

    Коль не сказал.

    Дети: (Приветствия)

    2. 

    Когда собрался уходить,

    Ты должен вежлив быть.

    Слова «пока» и «до свидания»—

    То слова.

    Дети: (Прощания)

    3. 

    Если буду я не прав,

    То сразу, без сомнения,

    Я попрошу прощения

    Словами.

    Дети: (Извинения)

    4. 

    Я «спасибо» говорю,

    Значит, я.

    Дети: (Благодарю)

    5.

    Бык ромашек накосил

    И барана пригласил.

    Тот один съел угощенье,

    Но сказал: «…»

    Дети: (Прошу прощенья!)

    6. 

    Мама с папою сидят,

    Торт с конфетами едят.

    Скажет вежливая дочь:

    «Разрешите …»

    Дети: (Вам помочь!)

    7. 

    Толстая корова Лула

    Ела сено и чихнула.

    Чтобы не чихала снова,

    Мы ей скажем: «…»

    Дети: (Будь здорова!)

    8. 

    Дети Даша и Егорка

    Сыр для пиццы трут на терке.

    Просят мышки из норы:

    «Дайте! Будьте.»

    Дети: (Так добры!)

    9.

    Повстречал кабан в лесу

    Незнакомую лису.

    Говорит красавице:

    «Разреши …

    Дети: (Представиться!)

    Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы меня очень порадовали.

    А вы знаете, существует много стихов о вежливости и вежливых словах, и мы с вами некоторые разучим, но сначала физкультурная минутка.

    Физкультминутка:

    Ванька-встанька:

    Ванька-встанька, (Прыжки на месте)

    Приседай-ка. (Приседания.)

    Непослушный ты какой!

    Нам не справиться с тобой! (Хлопки в ладоши.)

    Вверх рука и вниз рука

    Вверх рука и вниз рука.

    Потянули их слегка.

    Быстро поменяли руки!

    Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

    Приседание с хлопками:

    Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

    Ноги, руки разминаем,

    Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

    Крутим-вертим головой,

    Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

    Воспитатель: А сейчас разучим стишки.

    1. 

    Что такое «этикет»?

    Мы сейчас дадим ответ.

    Это правила такие,

    Надо знать их с малых лет!

    2. 

    Что такое этикет?

    Это можно,

    Это нет.

    Этикет, как этикетка

    И хорошая отметка,

    Но не только в дневнике,

    У людей на языке…

    Очень просто жить культурно.

    Все прекрасно,

    Что не дурно.

    2. 

    В садик не бери конфетки,

    Ведь другим обидно деткам.

    Маму провожай спокойно,

    И веди себя достойно.

    Воспитательницу слушай,

    Без приказа спи и кушай.

    3. 

    Если испечем печенье,

    Всем друзьям на угощенье,

    Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

    На здоровье угощайтесь!».

    4. 

    Добрым быть совсем не просто,

    Не зависит доброта от роста.

    Не зависит доброта от цвета,

    Доброта не пряник, не конфета.

    Если доброта, как солнце, светит,

    Радуются взрослые и дети.

    5. 

    Что такое «здравствуй»?

    Лучшее из слов.

    Потому что «здравствуй»-

    Значит «будь здоров».

    6. 

    Неземная красота,

    Выньте палец изо рта!

    Девочки и мальчики,

    Не сосите пальчики.

    Дорогие детки,

    Пальцы – не конфетки.

    7. 

    Если вежливыми стать

    И воспитанными быть,

    То всегда и всюду будут,

    Уважать вас и любить!

    8. 

    Слова чудеснейшие эти

    Услышать каждый очень рад,

    Добреют взрослые и дети

    И улыбнуться вам спешат.

    Воспитатель: 

    Крайне важно ребята знать правилам поведения в гостях. Следует знать, что, находясь в чужом доме необходимо соблюдать нормы гостевого этикета:

    Нормы гостевого этикета:

    1. Приходить в гости только по приглашению хозяев;

    2. Поприветствовать хозяев дома;

    3. Не опаздывать к назначенному времени;

    4. Соблюдать правила общения;

    5. Не трогать предметы и вещи в доме без спроса;

    6. Не настаивать на своих желаниях;

    7. Соблюдать правила поведения за столом;

    8. Не бегать по квартире, не кричать, не мусорить, не разбрасывать вещи;

    9. Не задерживаться в гостях надолго;

    10. Поблагодарить хозяев дома за гостеприимство перед тем, как уйти.

    Воспитатель: 

    Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди и я уверена, что вы тоже станете такими же, и я каждого из вас хочу наградить орденом Доброты и Вежливости. (Достаю и вручаю каждому ребенку орден Доброты и Вежливости).

    Вместо заключения:

    Положение человека в обществе, течение жизни напрямую зависит от восприятия окружающими его как личности. Добиться уважительного, доброго отношения к себе подвластно только тем, кто следует правилам, принятым в обществе – культурным, воспитанным, вежливым людям. Родители должны помочь ребенку, на каждой из ступеней его развития, в усвоении элементарных, но таких необходимых норм этикета. Важно делать это с любовью и добротой, чтобы ребенок знал, что у него всегда есть поддержка близких и родных людей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по социально - нравственному воспитанию в средней группе "Мои друзья"

    занятие направлено на формирование у детей понятия "друг","дружба",на совершествование себя как личность через общение с людьми....

    Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Родословное древо семьи"

    Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....

    конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет " Праздник Пасхи"

    Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию детей 5-6 лет  ,тема занятия " Праздник Пасхи"...

    Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию в I-й младшей группе.

    КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В I-й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема: Крупицы добра. Цель:- помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении...

    Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию

    Цель: познакомить детей с понятиями «Земля», «Вода», «Растения» Задачи: Формировать у детей понятия земля, вода, растения;       Расширять представления детей ...

    ГБОУ детский сад № 994 (1971) Конспект занятия - беседа по воспитанию культуры поведения в старшей группе №2 «Солнышко». Тема: «Что хорошо, что плохо и почему».

    Цель и основные задачи:Уточнять и систематизировать знания детей о правилах этикета: умение дружить, знакомиться, разрешать конфликты, делиться с другом.Развивать готовность идти навстречу друг ...

    Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему : «Воспитание толерантности сказкой»

    Воспитывать нравственно - эмоциональные качества: терпение, внимательность, сочувствие, сопереживание, дружба.  Развивать навыки работы детей в коллективе.Развитие навыков работы с верёвкой,...