«Этно-био-патриотическое воспитание детей через сказку»
статья на тему

Татьяна Васильевна Тищенко

патриотическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tishchenko_etno-bio.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тищенко Татьяна Васильевна

Воспитатель  2 категории, МДОУ детский сад «Солнышко»

Хакасия с. Таштып ул. Советская 139 а.

«Этно-био-патриотическое воспитание детей через сказку»

Сказка - это концентрат разных витаминов вроде молока для маленьких. В ней есть все элементы питания, она учит говорить, мыслить, чувствовать.

С.Я.Маршак.

Воспитать из несмышленого ребенка, достойного человека во все времена было дело не простым. Различные народы использовали для этого одни и те же средства: сказки, мифы, легенды» Поэтому с малых лет у детей различных национальностей складывалась своя, в чем - то схожая, но в основном непохожая на другие, национальная картина мира. Различие в восприятии образа мира - людей, животных, природы, погоды, истории, архитектуры, как раз и поддерживало ребенка в ощущении себя русским, хакасом, французом, англичанином, адыгейцем и т.д. В настоящее время такой образ мира в нашей стране становится все более размытым. Благодаря телевидению наши дети хорошо знакомы с Микки Маусом, Скруджем Мак Даком, Пакемонами, Человеком Пауком и другими персонажами зарубежных мультфильмов. Эти славные герои детских сериалов по-своему очаровательны, но выравнивая и подгоняя детей различных национальностей под глобальный стандарт американских ценностей, мы неизбежно лишаем ребенка возможности связать свою жизнь с тем, что наиболее ценно в родной национальной культуре. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становиться все труднее, все хуже они понимают друг друга и сказка - это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Но вызывает тревогу и беспокойство забвение русских, хакасских и других традиций, отражающих многовековой опыт познания народом окружающей природы, мира, способов гармоничной жизни в согласии с ней, «заговорное слово», «волшебная сила трав».

На протяжении многих лет я работаю над темой: «Сказка в разностороннем развитии детей». В связи с этим передо мной встала одна из проблем дошкольного периода развития ребенка - противоречие между богатейшим наследием народов (воплощенным) и недостаточными представлениями о традициях народов у педагогов и детей. Сказка - это волшебство, а природа - это сказочный мир.

Сказка нужна всем и большим и маленьким. Чтобы ребенок полностью прожил, почувствовал сказку, нужно чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребенка, чтобы он жил в ней какое - то время. Используя сказочные сюжеты, мотивации в разных видах деятельности детей, как показывает мой опыт, можно успешно развивать ребенка. Сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, так как обладают познавательным значением. Используя авторские сказки, знакомлю детей с персонажами славянской мифологии.

Леший - один из лесных божков. В каждом лесу есть свой леший, он хранитель леса и плохо относится только к тем людям, которые плохо обращаются с лесом и его обитателями.

Святобор - хранитель всех лесов.

1


Оттолкнувшись от содержания сказки, заинтересовав ребенка новым, необычным персонажем, можно организовать познавательную беседу.

Например, пригласить в гости Святобора. «Я по всей стране шагаю, за лесами наблюдаю, борода моя изо мха и одет я весь в меха....» (дети узнают, что этот персонаж главный во всех лесах нашей Родины). «Над лесами командир, смотрит, чтоб в лесах был мир». На занятиях дети совершают путешествия, экскурсии в места, где происходят действия. (Например, в лес «Сказочные деревья», на бумажную фабрику «Бумажные фантазии», в галерею «Примакайка», швейную фабрику «Хакасские красавицы», к реке «Волшебные ручейки» и так далее.)

Персонажи авторских сказок приходят к детям на занятия, рассказывают
им что - то новое, интересное, предлагают им игровые и творческие задания.
Например: перед тобой спортивные состязания лесных жителей. На
дистанции - улитка, ящерица, мышка, ежик: - как ты думаешь, кто из них
будет впереди и почему? Трое из этих животных обладают хитростями,
которые могут помочь им прийти первыми. Что это за животное? Что за
хитрость?
        1

«Яблочная ярмарка » - приходилось ли тебе что ни будь сажать: деревце под окном, цветы, картошку? Как ты думаешь, зачем люди сажают деревья? «Волшебница вода» (по хакасской сказке «Петушок, гусь и озеро»): - помоги Петушку и Гусю подружиться. (Занятие с экспериментальной деятельностью вода - льдинки); отмерь «живую» и «мертвую» воду по сказке «Иван Царевич и серый волк».

Найденные ответы, способы разрешения проблемной ситуации, я предлагаю детям реализовать в продуктивной деятельности: в виде рисунков: «Леший наших Таштыпских лесов», «Костюм Хакасской красавицы», «Где у дерева глазки?». С помощью аппликаций, с использованием разнообразного, в том числе нестандартного изобразительного материала: «Какие целебные травки растут в одежде Луговика»?; «Укроем гору Монашку снегами». Делаем поделки из природного материала, собранного на экскурсиях, прогулках, походах на природу. В стихотворениях, музыке, сказках образ поэтической природы одушевлялся, сравнивался с этапами жизни человека. Если восприятие образов детьми связывается со становлением образного мышления, начинается процесс художественного развития. Я предлагаю детям изобразительные материалы, стимулирующие развитие их зрительных тактильных, обонятельных, кинестетических ощущений (фотоматериалы, ткань, бумагу и т. д.). А чтобы ребенок дал быстрый разряд своим чувствам, раскрепостил свою творческую энергию, я, включаю музыку (шум ветра, дождя, журчание воды, пение птиц и т. д.). В движении и импровизации все оживает, и мы видим уже не просто цветок, бабочку, речку - это переработанный образ, - это продукт творчества, это выражение себя, - это умение объединять двигательную и чувствительную сферы.

Творческие задания дети выполняют не только на занятиях, но и в форме
самостоятельной деятельности, (придумай конец сказки; нарисуй
Таштыпский лес такой, какой бы ты хотел его видеть?; что нужно сделать,
чтобы наше село стало красивее? и т.д.).
        

2


Рассказав детям легенду о Лесавках, обратила внимании на то, как осенью на прогулке дети осторожно наступают на опавшие листья и шепчутся с Лесавками. Лесовичок подсказывает детям что значит «трава - мурава».

Психологические тренинги давно стали форматом в моей работе (нет «вредных» и «полезных» насекомых; не кричать в «чужом доме» то есть в лесу). Примеры тренингов: «Жук вверх ногам», «Перекати - поле».

В системе провожу эксперименты и наблюдения на тему: «Избушка: -лубяная, ледяная, юрта, игла и др.» Результаты своей деятельности дети видят в «сказочных уголках» групповой комнаты, оформляются рисунки в книгу «Природа в сказках», «Добрые дела», «Священное дерево», Драматизация один из любимых детьми видов деятельности. Ребенок действует куклой, идентифицирует себя с ней, он реализует разные способы поведения. Каждый ребенок говорит и делает то, что на его взгляд верно. Мои ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных героев, рассуждают от их имени.

Своеобразным итогом всей работы с детьми, являются занятия -спектакли. Они становятся для моих детей радостным событием. На них присутствуют родители (зрители и персонажи, педагоги, малыши). Часто такие спектакли проводят в природной среде (на реке «Подводное царство»). Наличие зрителей благотворно сказывается на исполнительских способностях детей, поскольку ставят их в позицию настоящих артистов, любителей природы и своего родного края. Иногда по окончанию спектакля Святобор или Водяной дарят детям подарки. В ответ дети преподносят свой -сбор мусора в лесу, очистка берегов реки от целлофановых пакетов. Я ни когда не навязываю детям свой схемы, модели восприятия или переживания. Дети должны самостоятельно разобраться в своих впечатлениях, чувствах и передать все в образах. Я не сковываю их движения, а фантазирую вместе с ними. Дети самые искренние и талантливые люди на свете.

Почувствовав образы русской, хакасской культуры ребенок научится созидать мир на основе красоты и добра, так как эти ценности являются основополагающими в общении людей с природой и друг с другом, потому что главное у любого человека - это его Родина.

Устремление в будущее возможно лишь на основе знаний предшествующих поколений, их обрядов, традиций и праздников.

А сейчас вспомним о хозяйственном празднике - «Уртун тойы» -(праздник зернового тока, праздник урожая) 22-23 сентября. Приветствие того что произросло от семенного зародыша это акт благодарения природы -указуя на высокую духовность культуры хакасов в одухотворении и ожитворении природы - «Чир - Чайаан»; «Ялыс - Пирс» («взял - отдал», «добро за добро», «получил - отблагодарил»). Ведь в начале года в «Чил Пазы» люди просили большого урожая у неба, солнца, )*ождя, земли, у «Хозяев горы», «Хозяев воды», а получив его, благодарили. Для благодарения природы был особый ритуал, который почти приравнивался к понятию «той» (у хакасов всего три «тоя» : «Пала - той» - имянаречение; свадебный той и погребальный той).

У славянских народов на Руси существовала вся та же общечеловеческая логика: если земля весной была именинница, летом - труженицей, а осенью

3


солидной матроной заслуживающей почет и уважение. В современных условиях праздник урожая многолик: от сельскохозяйственных «отсевок» на току до чествования лучших тружеников села в сельских клубах, от детсадовских «Караваев» до школьных балов «Золотая осень». Однако в любом жанре празднества важно соблюдение главного содержания -демонстрация блюд от нового урожая с обязательным снопом пшеничных колосьев, перевязанным цветными лоскутками - «чалама», символизирующим цвет неба, солнца, воды, и воздание повестей матери -Земле в какой либо форме (тахпахи, песни, танцы, музыка, поэтического слова и т.д).

Силы природы добрые и злые, как диалог с ними - вот основное содержание календарного цикла хакасских народных праздников, что составляет основу традиционного мировоззрения этноса. И в этом смысле особо ценный акт почитания природы. Праздник «Пай Хазын» (священной березы) из этнографической литературы известно, что хакасы проводили ежегодные торжественные моления в священной роще у самой старой березы. Как проводился этот праздник? В одну гирлянду - чилбеге связывались перья глухаря (по числу мужчин) и цветные лоскутки (по числу женщин), после моления священной березе эту гирлянду один из юношей должен был поднять на вершину почитаемого дерева. Взбираться вверх надо было очень осторожно, если обломиться сухая ветка - умрет в роду старик, если свежая -молодой. Гирлянду привязывали так, что бы она была видна Небесам, Солнцу, Луне, Звездам, была доступна ветрам, дождям, и птицам, а с вершины березы надо было окропить все небесное и земное обрядовым угощением - молочной «аракой». Кроме того этот молодой человек воздевал ладони к Богам Верхнего Мира, просил у них благословения на рождение детей, долголетия стариков, на урожай и выпас скота, а главное должен был испросить у них защиты от войн, эпидемий и разрушительных стихий, словом совершить моление на мир и гармонию земли.

Я считаю это главным в воспитании дошкольников, какой бы национальности они не были.

В этот день надевали самую красивую национальную одежду. Ведь «ээн» -погоны и «маркам» - нарукавники у хакасского платья расшиты листьями и цветами (растительными узорами), символизируют саму Природу - Чир Чаян, а мужские кушаки «чгбек хур» - недаром семицветные, так как заключают в себе все цвета жизни. А вот славянский праздник русской березки - Троица. Этот праздник до сих пор в народе любим, а народные гулянья на природе в Троицу и есть в своей основе все тот же праздник. Ведь время его проведения в течение многих веков неизменен (полнолуние июня). Именно в это время в полную силу расцветают березовые княжеские серьги - символ материнства, цветут жарки - символ солнца на земле, а маленькие лесные лютики издревле на Руси были символом Неба. Особый смысл был вложен в цветущий бутон Марьиного корня жителями всего евразийского континента, смысл любви брачующихся влюбленных. По славянскому поверью, если влюбленная пара встретит зарю вместе с раскрывающимся бутоном, то их ожидает долгая и счастливая жизнь.

4

Результативность подобных методов работы оценивается не познаниям, а по возникающим чувствам по атмосфере сложившейся на занятиях. Знание, пропущенное через чувство, становится осознанным знанием, которое запоминается на всю жизнь.

«Логическое спит в колыбели чувственного».

С.Л.Рубинштейн.

Такие методы побуждают возвышенные чувства и мысли в детях, устремляют к высоким идеалам истины, добра и красоты, на которых зиждется все мироздание, побуждают к поступкам, которые согласовывались бы с тем, что дети чувствуют, думают о том или ином явлении воспитывают в детях чувство гармонии с самим собой, окружающим миром и природой.

Список литературы

1. Бутанаев В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.

Абакан 1995год.

2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.- Абакан.1996год.

3.Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника. Ростов «Учитель» 2003год.

4. Кириченко И.И. Приобщение детей к культуре Хакасского народа. Абакан . 2004 год.

5. Синицына Е.Н. Сказки для игры и развития. Москва. «Вече». 2002 год.

6.Филиппова Л.В, Филиппов Ю.В. Сказка как источник творчества детей. Москва «ВЛАДОС» 2000год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собрания способствует повышению педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной с...

Воспитание детей через сказку.

Ø Развитие ребёнка - очень важная тема, которая занимает мысли каждого ответственного педагога и любящего родителя. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети развивались равномерно и успешно, дабы в буду...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

Сказка - бесценное "орудие" воспитания! Но последнее время сказки неоправдано забыты. В данной статье я хочу напомнить, как с помощь сказки мы должны воспитывать добро, сопереживание и другие нравстве...

Проект «Воспитание детей через сказки Абдуллы Алиша»

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое ...

Воспитание детей через сказку.

Конспект родительского собрания в средней группе....

Нравственное воспитание детей через сказку

Пояснительная записка и текст спектакля по сказке В.Сутеева "Пятачок"...