Проект «Воспитание детей через сказки Абдуллы Алиша»
проект (младшая группа) на тему

Саягфарова Венера Ахадовна

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература татарских писателей и поэтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_alish_gr2.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Проект второй младшей группы №2 МБДОУ №6 «Улыбка»

Тема: «Воспитание детей через сказки Абдуллы Алиша»

                                                                                                                               

  1. Введение 

 Актуальность: 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Проблема проекта. 

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции регионального компонента в образовательный процесс.

Анализ программ воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что в них практически не затрагиваются проблемы нравственно-патриотического воспитания. Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимание региональному компоненту.

    Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое позволяет осуществлять воспитание на основе национальных традиций, это детская литература татарских писателей и поэтов.

Цели: Познакомить детей со сказками А. Алиша, через героев сказок передать нравственно-патриотическое   воспитание.

Задачи:

  •  Познакомить с жизнью и творчеством А. Алиша.
  • Углубить знания детей о животном мире через произведения А. Алиша.
  • Формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
  • Воспитывать в детях способность наслаждаться художественным словом писателя.
  •  Посредствам произведений А. Алиша способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, сочувствия попавшим беду.
  •  Воспитывать умение удивляться красоте родной природы.
  •  Расширять представления родителей о татарской детской литературе.
  •  Приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.

Методы, используемые в проекте

  • беседа о поэте, рассматривание картин, иллюстраций;
  • чтение и драматизация сказок;
  • выставка рисунков по теме «Герои из сказок А. Алиша»;

    Предполагаемые результаты проекта

  • Создание необходимых условий в группе, семье по ознакомлению дошкольников с произведениями татарской литературы.
  • Развитие у детей любознательностипознавательной активности, коммуникативных навыков, творческих способностей.
  • Активное участие родителей в реализации проекта.
  • Понимание родителями важности семейного чтения.

   Срок проведения проекта

- краткосрочный, 1 неделя, с 26-30 сентября 2016г.

Тип проекта: познавательно  творческий.

 Возраст детей: 3-4 года.

  1. Этапы проекта:

Организационный этап: 

Предварительная работа:

  •  Подбор иллюстративного материала по теме «Путешествие по
  • книгам А. Алиша»;
  • Подбор методических пособий;
  •  художественной литературы для чтения «Сертомас үрдәк», «Два петуха»
  •  аудиозаписей музыкальные сказки на татарском языке «Сертотмас        үрдәк» и.т.д;
  •  презентации - «В гостях у сказки А. Алиша».

  • Продуктивный этап:

Перспективное планирование

Совместная деятельность воспитателя и детей

Работа с родителями

1 день

1. Знакомство со

сказками поэта.

2. Презентация «В

гостях у сказки А.

Алиша».

3. Чтение «Гусёнок и лебедёнок»»

1.Ознакомление с темой

проекта «Воспитание

сказкой А. Алиша».

2.Анкетирование родителей «Приобщение детей к художественной литературе татарских писателей»

2 день

1.Просмотр мультфильма «Глупый зайчонок»

2.Продуктивная деятельность: «Морковка для зайца»

3. Чтение «Глупый зайчонок»

1.Акция «Подари книгу детскому саду»

3 день

1Занятие по художественной литературе

  Тема: «Два петуха» Абдулы Алиша

2.Просмотр мультфильма «Два петуха»

3. Чтение «Болтливая утка»

4. Разукрашивание рисунков

из сказки А. Алиша

1.Оформление родительского уголка

ширма

4 день

1.Дидактическая игра

«Угадай из какой сказки

картина» .

2.Рисование: «Зёрна для петухов»

3. Чтение «Котёнок»

1.Консультация на тему:

«Взгляд детей на мир

через сказки А.

Алиша»

5 день

1. Лепка «Фрукты и овощи для гусёнка»

2.Чтение понравившихся сказок А.Алиша.

3. Игра драматизация по сказкам

4. Вечер загадок «Угадай, кто это?»

1. Выставка рисунков по теме «Герои из сказок А. Алиша»

2.Коллаж по творчеству А.Алиша «По дорогам сказок»


Презентативный этап: 

  • Выставка рисунков по теме «Герои из сказок  А. Алиша»
  • 2.Коллаж по творчеству А.Алиша «По дорогам сказок»
  • 3.Вечер загадок «Угадай, кто это?»

3. Заключение

  • У детей появился интерес к творчеству А. Алиша.
  • - Дети стали относится к книге, как источнику познания.
  • -Родители принимают активное участие в реализации проекта.

4. Список литературы.

1. Ассадуллин А.Ш. Учимся татарскому языку. – Наб. Челны: ГКИ «Камаз» 1994.

2. Бурганова Р.А., Юсупов Ф.Ф. Программа по обучению детей татарскому языку в детском саду. – Казань: РИЦ «Школа», 2004.

3. Закирова К.В., Гафарова С.М. Татарский язык в детском саду. Казань: «Магариф», 1997.

4. Зарипова З.М. НРК в процессе обучения и воспитания. – Наб. Челны, 2000.

Приложение 1

Занятие по художественной литературе

  Тема: «Два петуха»  Абдулы Алиша

 

  Цель: Познакомить детей с характерными при знаками татарской национальной одежды, обуви (тюбетейка, сапожки-ичиги, жилет- бархатный камзол). Вызвать у детей интерес к изучению элементов татарской национальной культуры. Ознакомить с художественной литературой. Развивать у детей речь, восприятие, внимание и память. Воспитать толерантность, дружелюбного отношения к друг другу.

 

   Предварительная работа: Рассматривание кукол в национальной одежде, красочность орнаментального оформления. Знакомство со сказками, обсуждение отличительный особенностей каждого героя, рассматривание иллюстраций. Чтение песенок, потешек, загадывание загадок.

 

   Материалы к занятию: Кукла в национальной одежде. Фигуры из сказки Абдулы Алиша “Два петуха” на фланелеграфе.

 

   Ход занятия:

 Дети заходят в группу и говорят гостям:

- Здравствуйте, исенмесез (и садятся красиво на стульчики).

 В дверь кто-то заходит постучался, воспитатель открывает ее, а там стоит кукла (мальчик) в татарском национальном костюме. Воспитатель приглашает куклу зайти к ребятам в гости, затем спрашивают его:

- Какая на тебе красивая одежда? Откуда ты приехал к нам? И как тебя зовут меня Тагир.

- Ребята, а вы меня знаете, название вещей которые на мне одеты?

 Дети:

-Да!

 Кукла:

- Как называется мужской национальный головной убор, сапожки, бархатный жилет? (Дети с помощью воспитателя отвечают на вопросы куклы Тагира).

- Тюбетейка, сапожки- ичиги, бархатный- камзол.

 Кукла:

- Ребята, давайте поиграем! Представим, что мы одеваем тюбетейку, сапожки-ичиги, и красивый бархатный жилет бархатный- камзол. Какие вы стали нарядные!

- Ребята, в гости я к вам шел, чтобы рассказать интересную сказку, которая называется “Два петуха”. Перед тем как ее рассказать, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

- Ветер на заре,

  Поет во дворе,

  На голове гребешок.

  Кто же это? (петушок)

Дети отгадывают загадку, кукла их хвалит и начинает рассказывать сказку.

Воспитатель рассказывает сказку с показом на фланелеграфе.

- Жили были у бабушки два петуха: один белый, другой черный. Очень любила бабушка обоих петушков. Только были они забияки- всегда дрались.

 Бабушка отнесла Черного Петуха к соседям и оставила его там на три дня и три ночи.

  Скучно стало Белому Петуху. Не ест, не пьет. На четвертый день говорит Белый Петух бабушке:

- Бабушка принеси Черного. Скучно мне без него. Никогда больше не буду с ним драться.

- Ладно, - говорит бабушка. – Если так, принесу. Только, чур, не драться, а то один из вас угодит в суп.

 Теперь Черный Петух и Белый Петух живут дружно.

Петушки предлагают детям спеть с ними песенку:

- Рано утром мы встаем. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.

  Громко песенки поем. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.

  Шпоры есть и гребешок. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.

  Вот такие петушки. Ку-ка-ре-ку, Ку-ка-ре-ку.

   Воспитатель:

- Понравилась- ли сказка?(Проводиться беседа, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды).

Кукла:

- Про кого была сказка? Какие были петушки в начале сказки? Как они себя вели, правильно? Что сделала бабушка, для того чтобы петушки изменили свое некрасивое поведение? Какими они стали в конце  сказки?

- Ребята будьте всегда дружными! А мне пора уходить, до свидания, сау булыгыз!

  Воспитатель:

- Наш гость из Казани оставил вам угощение, спрятано оно в игрушке, героя сказки которую он рассказал.

  Дети быстро находят.

Приложение 2

Анкетирование

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТАТАРСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»

  1. На каком языке вы общаетесь со своими детьми?
  2. Читаете ли вы книги татарских писателей и поэтов? Какую последнюю книгу вы прочитали?
  3. Какой татарский спектакль или концерт посетили со своими детьми?
  4. Какую книгу вы купили своему ребенку?
  5. Кого из татарских композиторов вы любите слушать?
  6. Какие народные традиции сохраняются в вашей семье?
  7. Какие телевизионные передачи на родном языке вы смотрите?
  8. Читаете ли вы детям книги на татарском языке?
  9. Согласны ли вы с тем, что каждый человек должен звать свою культуру?
  10. Что, по-вашему, следует предпринять, чтобы наши дети любили, интересовались и знали свою родную культуру?
  11. Каких писателей предпочитаете читать детям?
  12. Русских писателей ____ Татарских писателей ______
  13.  Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)?

\

Отчёт по теме «Сказки А.Алиша»»

 второй младшей группы №2 МБДОУ №6 «Улыбка»

 на 2016-2017 учебный год

                                                                      Воспитатели: Нестерова Л.А.

                                                                                             Саягфарова В. А.

Художественное творчество.

 Лепка. Тема: Фрукты и овощи для гусёнка

Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями обеих рук; продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; вызвать сочувствие к ним и желание помочь.

                                                     

 ОД Художественное творчество Рисование.

Тема: Зёрна для петухов из сказки А.Алиша.

Цель: учить ритмичными мазками наносить кистью на лист бумаги зёрна для петухов; развивать чувство цвета.

 Воспитать доброе отношение к  героям из произведения А.Алиша  "Два петуха"

Занятие по художественной литературе

  Тема: «Два петуха»  Абдулы Алиша.

Цель: Ознакомить с художественной литературой. Развивать у детей речь, восприятие, внимание и память. Воспитать толерантность, дружелюбного отношения к друг другу.

Художественное творчество.

 Лепка. Тема: Морковка для зайчонка.

Цель: учить раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями обеих рук; продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игровым персонажам; вызвать сочувствие к ним и желание помочь.

Коллаж «По дорогам сказок А.Алиша»

Цель: привлечение родителей к совместной деятельности вместе с детьми, повышение интереса родителей к сотрудничеству с детским садом. 

 Акция «Подари сказки А.Алиша детям»

Цель: привлечение родителей к совместной деятельности, повышение интереса родителей к сотрудничеству с детским садом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собрания способствует повышению педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной с...

Воспитание детей через сказку.

Ø Развитие ребёнка - очень важная тема, которая занимает мысли каждого ответственного педагога и любящего родителя. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети развивались равномерно и успешно, дабы в буду...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

Сказка - бесценное "орудие" воспитания! Но последнее время сказки неоправдано забыты. В данной статье я хочу напомнить, как с помощь сказки мы должны воспитывать добро, сопереживание и другие нравстве...

План конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка»

Программное содержание:Познакомить детей  со сказкой А.Алиша «Болтливая утка».Продолжать знакомить детей с творчеством А. Алиша.Способствовать эмоциональному восприятию содержания сказки.Помочь д...

Педагогический проект: «Нравственно-патриотическое воспитание детей через сказку»

Цель: создать условия для нравственно-патриотического развития ребенка, способствовать коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связа...