Воспитание детей через сказку.
консультация по развитию речи на тему
Ø Развитие ребёнка - очень важная тема, которая занимает мысли каждого ответственного педагога и любящего родителя. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети развивались равномерно и успешно, дабы в будущем вырасти в достойного члена общества и просто в счастливого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya.docx | 31.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Период дошкольного детства – это этап подготовки маленького человека к взрослой жизни, и в том числе к обучению в школе.
- Развитие ребёнка - очень важная тема, которая занимает мысли каждого ответственного педагога и любящего родителя. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети развивались равномерно и успешно, дабы в будущем вырасти в достойного члена общества и просто в счастливого человека.
- Для достижения гармонии в развитии ребёнка необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и его нравственному и физическому совершенствованию, развитию эмоциональной сферы личности.
- Большую роль может сыграть сказка. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
- В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.
- Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки. Одновременно с этим в современных молодых семьях искажается и утрачивается роль бабушек в воспитании внуков.
- Бабушки-сказительницы, являясь соединяющим звеном поколений и традиций, глубже понимая смысл сказок и рассказывая их внукам, передавали им нравственные традиции, через сказку учили законам добра и красоты.
- Анализируя нынешнее состояние проблемы влияния сказки на развитие детей дошкольного возраста, я выбрала себе тему для работы: «Формирование гармонично развитой личности ребенка посредством сказки».
- Влияние сказок на гармоничное развитие детей заключается в формирование представлений о добре и зле, гуманных чувств и эмоций.
- Свою работу строю в различных воспитательно - развивающих направлениях. Рассмотрим некоторые из них.
- Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Это - чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно. Для этого все методы и приемы использую в комплексе:
- 1.Дидактические игры со сказками;
2. Чтение художественных произведений;
3. Составление сказок, пересказ, перевирание сказки (например, в сказке «Колобок» в самый ответственный момент у Лисы заболели зубы…)
4. Обыгрывание этюдов;
5. Показ сказок для малышей и родителей;
6. Театрализация сказок;
7. Праздники и развлечения и многие другие.
Люди, лишенные способности к выражению своих мыслей посредством языка и тела, встречаются так же редко, как и гении. А уж о детях и говорить не приходится – они природные актеры.
- В этом направлении тесно взаимодействую с учителем-логопедом: проводим работу над звуковой культурой речи, биоэнергопластику (соединение движения артикуляционного аппарата с движениями кисти руки).
- Еще одним направлением является «Сказка и экология».
В группе имеется подборка экологических сказок: книги, видео и аудиозаписи, книжки-самоделки. Разыгрываем с детьми театрализованные постановки сказок экологического содержания.
- Интересной формой работы является интеграция с познавательным развитием. Мы с детьми выращиваем разные растения, а потом придумываем сказки. Вот, например, на экране вы видите фотографии, где мы с ребятами прорастили картофель, овес и придумывали про эти растения сказки. Сюжеты были самые необычные, что создавало очень веселое настроение у дошколят.
- Сказка рукодельница еще одно направление работы со сказкой. Развитие мелкой моторики рук дошкольников имеет большое значение для познавательного развития. Еще В.А. Сухомлинский говорил: « Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В своей работе использую ниткопись, аппликацию, плетение. Одной из интересных форм является работа с пуговицами. С детьми младшего возраста мы выкладываем любимых героев сказок, составляем картинку, придумываем различные дидактические игры с пуговицами, например «Найди пару», «Чудесный мешочек», «На что похоже» и другие.
- В 2012 – 2013 учебном году реализовывала инновационный краткосрочный проект «Волшебная пуговица». Целью этого проекта являлось заинтересовать детей идеей развить желание больше узнать о каком-либо объекте. Одной из форм и методов работы с детьми по проекту являлась речевая деятельность, в которую входили : придумывание сказок и историй: «Путешествие Пуговки», «Пуговка идет в гости» и другие, составление описательного рассказа, речевые упражнения «Какая пуговица?» и т.п.
- В процессе проекта использовались различные виды деятельности детей: игровая, продуктивная (рисование «Печатаем сказочный узор», лепка «составление из пуговиц на пластилине», конструирование: создание объемных конструкций с использованием проволоки, пластилина, выкладывание из пуговиц мозаичных изображений; речевая: придумывание сказок и историй) и многое другое. К активному участию в проекте привлекались родители воспитанников: смотры - конкурсы поделок, создание в группе мини – музея пуговиц.
- Сказка способствует развитию мышления и воображения ребенка. Я использую карты Проппа и Франка Пассаторе. Дети с удовольствием составляют сказки по опорным символам, придумывают новые сюжеты по знакомым картинкам.
- Эти сказки мы читаем совместно с детьми, ходим в гости к малышам, чтобы рассказать им наши сказки, знакомим родителей с новыми придуманными сказками, предлагаем им совместно с детьми составить новые сюжеты.
- Чтобы интерес детей не угасал, применяю различные варианты оформления картинок: карточки, настольные игры, сказкокуб, рисунки самих детей и их старших братьев и сестер, а также родителей.
- Придумываю для детей интересные задания: Подумайте и Вы, какую профессию выбрали бы сказочные герои, если бы жили в наши дни? (Крокодил Гена, Дюймовочка и другие).
- Придумываем кондитерские сказки: «О том, как пирожное захотело стать тортом», «О том, как мармелад поссорился с шоколадом»; огородные сказки: «Откуда у редиски хвостик?», «Почему арбуз полосатый?» и многое-многое другое.
- С развитием мышления и воображения тесно связана математика. В процессе ознакомления со сказкой ребенок одновременно учится количественному счету предметов («Три медведя»), порядковому счету героев («Теремок»); ориентировке в пространстве («Гуси-лебеди») и времени («Двенадцать месяцев);
- цвет и геометрические фигуры, используя как символы сказки, «История про дом, который гулял по дорожке с геометрическими формами».
- Сказка – учитель добра и красоты. Именно благодаря красоте люди интуитивно тянутся к добру. А в дошкольном возрасте характерны некоторые формы агрессии для большинства детей. Дети, как губка, пропитываются всем, что можно назвать "семейными установками". Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей.
- Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. В этом направлении велика помощь педагога-психолога, с которым работаем в тесном сотрудничестве. Психолог консультирует взрослых, проводит сказкотерапию с детьми.
- Пример одного сказочного приема: Когда ребенок напряжен и зол на кого-то, предлагаем ему такую игру: нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-тиби-дох». Упражнение приносит свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, ему будет смешно.
- Нравственное развитие — одна из центральных линий психического развития дошкольника. Это средство сохранения и передачи опыта всего человечества, рационального и эмоционального.
- Кроме того, оно выступает хранителем его нравственных идеалов, способствует гармонизации и развитию всех духовных способностей человека и тесно связана с нравственным воспитанием, так как является определенным регулятором человеческих взаимоотношений.
- Занимательные повествования об удивительных приключениях сказочных героев есть словесный памятник «живой старины» и национальной истории.
- Я в своей практике использую региональный компонент: аудио и видеозаписи донских сказок, художественную литературу донского края, посещение выставок картин местных художников. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Читайте детям сказки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственное воспитание детей через сказку»
Конспект родительского собрания способствует повышению педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной с...
Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"
"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ
Сказка - бесценное "орудие" воспитания! Но последнее время сказки неоправдано забыты. В данной статье я хочу напомнить, как с помощь сказки мы должны воспитывать добро, сопереживание и другие нравстве...
Проект «Воспитание детей через сказки Абдуллы Алиша»
Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое ...
«Этно-био-патриотическое воспитание детей через сказку»
патриотическое воспитание детей...
Воспитание детей через сказку.
Конспект родительского собрания в средней группе....
Нравственное воспитание детей через сказку
Пояснительная записка и текст спектакля по сказке В.Сутеева "Пятачок"...