Воспитание детей через сказку.
материал (средняя группа) на тему

Мамбедалиева Эльмира Февзиевна

Конспект родительского собрания в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект родительского собрания29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания

в средней группе

Тема: «Воспитание детей через сказку»

Цель:  повышение педагогической компетентности родителей в воспитании  дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной сказки, используя и знакомя детей с живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Задачи:  1. Вовлекать родителей в активную познавательную деятельность.

                 2. Показать приёмы работы со сказкой.

План проведения собрания:

1. Вход в группу по пригласительным билетам ( ответы на вопросы ).

2. Сообщение воспитателя «Роль сказки в  воспитании ребёнка».

3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».

4. Презентация слайда «Дерево сказок».

5. Игровые ситуации: «Красочный конкурс», «Загадки от Колобка».

6. Подведение итогов собрания. Памятки для родителей.

Ход собрания

1. Уважаемые родители, Вам необходимо приобрести билеты, приобрести их можно ответив на вопросы:

  • Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство?
  • Назовите часть женского наряда, в которой вмещается озёра, лебеди и другие элементы природной среды.
  • Сказочный персонаж долгожитель – это…
  • Какая швейная принадлежность может представлять смертельную опасность для сказочных долгожителей?
  • Кто исполнял все желания Емели?
  • Какая героиня владеет собственным летательным аппаратом?
  • Кто помог Алёнушке справиться с горем, взяв её замуж после превращения братца в козлёнка?
  • Назовите место рождения Колобка.
  • Продолжите выражение: «Скоро сказка сказывается, да…»
  • Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?

2.  Вступительное слово воспитателя  «Роль сказки в  воспитании ребёнка»

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.

Дошкольный возраст – это важный период в развитии ребенка, в том числе это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Благодаря родному языку ребенок получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие речи у детей происходит во всех видах деятельности: в повседневной жизни, в общении с взрослыми, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий по развитию речи не только увеличивается словарный запас, но и формируется мышление детей, создаются представления об окружающем мире, развиваются память и внимание.

Перед нами стоит задача помочь ребенку адаптироваться в школе, т.е. научить его слышать, слушать, понимать, запоминать, воспроизводить, общаться.

С этой целью, в своей педагогической практике в детском саду мы широко используем сказки. Сказки дают детям пример настоящего русского языка, учат чувствовать слово.  Сказки совершенствуют мышление ребенка, помогают овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира вещей и человеческих отношений. 

Сегодня мы будем говорить о русской народной сказке, о её роли в всестороннем развитии  детей. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают описываемые события, примеряют на себе лучшие черты людей, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствия и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся жить.

Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т.к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.

Народные сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Пришло время, и эти сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас почти без изменений, а некоторые прошли литературную обработку и стали понятнее и доступнее. Но самое главное, что все эти сказки выдержали испытание временем в силу своих высокохудожественных качеств.

Для сказок характерны следующие функции.

- функция зеркала (содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним);

- функция модели  (сказки показывают различные конфликтные ситуации и предлагают способы их решения,  указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов);

- функция  опосредования (сказка выступает в качестве посредника между воспитанником и педагогом, тем самым, воспитание детей становится более действенным);

- функция сохранения социального опыта (через сказки происходит передача от одного поколения к другому социального опыта и социальных ценностей);

- функция развития творческих способностей и воображения детей (сказка способствует пробуждению  творческих сил,  фантазии, образного мышления, вызывает изумление и удивление);

- функция изменения позиции  (сказки вызывают у ребенка чувство переживания, сочувствия, в его сознании происходит изменение позиции, меняется отношение к поступкам и поведению человека).

Сказки являются одним из самых эффективных способов развития его речи. Кроме того, сказки просто вносят разнообразие в жизнь ребенка, дарят ему радость, учат выражать различные чувства, и влияют на формирование тех качеств характера, которые необходимы для жизни в обществе.

3. Разминка: «Сочини новое окончание сказки».

У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому хочется его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы).

А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки. Я хочу пригласить всех вас в мир сказки, волшебства и творчества.

Для сказочного настроения, позволяющего вести глубокую, заинтересованную работу со сказками, необходим «разогрев». Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» с простой, всеми хорошо известной русской народной сказкой «Репка» - «Сочини новое окончание сказки» (Пример: «не смогли вытащить репку, побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).

В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.

А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».

И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.

4. Информационный плакат «Дерево сказок»

Все русские народные сказки, без исключения, являются учебником нравственного воспитания ребёнка, и способствуют развитию эстетических чувств, без которых немыслимо представить и сердечную чуткость к человеческому несчастью, страданию, горю, а так же и благородство души.

Важный смысл, который несёт сказка для дошкольника – усвоить не пассивность, а активность в преодолении неуверенности в себе и собственных страхов.

5. «Красочный конкурс»

Каждой команде родителей (из 5-6 чел.) предлагается плакат, на котором иллюстрации к сказкам. Команда должна исключить лишнюю сказку и обосновать свой выбор. (народные и авторские сказки).

   «Загадки от Колобка»  

«Узнай сказку по её отрывку»:

1. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, простившись с зелёной кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей?

2. Красна девица  грустна –

Приближается весна.

Ей на солнце тяжко –

Слёзы льёт бедняжка.

Угадайте, о ком, о чём идёт речь в этой сказке-загадке:

1. «Всю жизнь боялась кошек. Вот и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая, серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю, действительно моя помощь нужна…»

2. «Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие добрые, как мои бабушка и дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…»

6. Подведение итогов собрания: «Сказка – это маленькая модель мироздания»

Памятка «Как поддержать у детей интерес к сказке?»

  • Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день. Заведите детскую библиотечку. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
  • Вместе с ребёнком окунитесь в волшебный мир сказок, не только читая текст, но и рассматривая иллюстрации.
  • До и во время чтения книги объясните ребёнку значение трудных или незнакомых слов. Спросите, чем понравилась ребёнку книга, что нового из неё он узнал.
  • Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии. Поддерживайте стремление ребёнка рассказать знакомую сказку сестрёнке, бабушке, своей любимой игрушке.
  • Организуйте дома небольшой «уголок сказки». Примерный перечень игрушек: шапочки с изображением знакомых животных, настольный плоскостной театр, игрушки-персонажи для обыгрывания сюжетов книг.

Рекомендации «Какие игровые приёмы со сказкой можно использовать в работе с детьми»

  1. Игры со сказками по дороге домой или в детский сад:

 - «Отгадай название сказки»;

 - «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»;

 - «Что лишнее?».

  1. Игры со сказками дома:

 - «Сочини новое окончание сказки»;

 - «Звукорежиссёры»;

 - «Пропущенный кадр».

  1. Игры со сказками для разрешения конфликтной ситуации:

 - «Найди выход»;

 - «Новые сказки»;

 - «Сочини сказку».

  1. Игры со сказками перед сном:

 - «Сказочная цепочка»;

 - «Встреча героев»;

 - «Пересказ сказки по первым слогам».

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,

когда он живёт в мире игры, сказки,

музыки, фантазии и творчества.

Без этого он – засушенный цветок»

                                                                                       В.А. Сухомлинский

 

Анкета  для  родителей: «Сказка  в  моей  жизни»

1. Есть  ли  в  Вашей  библиотеке сказки:

А)   русские   народные,

Б ) современных  авторов.

 2.  Любит  ли Ваш ребенок  слушать  сказки?

А)   да

Б )  нет

3.  Посещаете  ли Вы  местную  библиотеку?

А)   самостоятельно

Б)   вместе  с  ребенком

4.  Возникало  ли  у Вас  желание  придумывать  собственную  сказку?

А)   да

Б ) нет

В )  это было   давно

5.  Хотели  бы  Вы,  чтоб  Ваш  ребенок   научился  придумывать  сказки?

А)    да

Б )  нет

6.  Если  Ваш  ребенок  рассказывает  интересную  сказки, он:

А)   передает  голоса  героев  произведения

Б)   повторяет  мимику  действующих  лиц

В)  отображает  поведения  героев  с помощью  жестов

Г)   передает  голос,  жесты,  мимику   героев

Практикум  для  родителей.

«Чтоб  от  сказок  была  польза»

1. Прокомментируйте то,  о  чем вы  рассказываете.

Комментарий  может  быть  очень простым. Воскликните: «Ой-ой-ой!» и  ребенку   станет  понятно  ваше   отношение   к  поступку  Колобка.

2. Поставьте ребенку  вопросы : «Почему   убежал   Колобок? Можно ли  самому  убегать  в  лес? С кем  встретился  Колобок?  От  кого  он убежал? А  кто  его  перехитрил? Почему  съели  Колобка?»

3.С более старшими детьми   можно   поговорить и  так:

-Обратите  внимание  ребенка  на  то ,что  Колобку  встречались  и добрые  звери, но,  к  сожалению , он обратил  внимание  на  хитрую  и   симпатичную   Лису.

-Как  нужно  было  поступить  правильно  остаться  лежать  на  окошке или   позвать с   собой  в  лес  бабушку( дедушку)

-Передайте  главную  мысль, которую  хотели  бы  донести  до  ребенка.

-Сделайте  вывод  в доступной  для  ребенка   форме. Предупридите  ребенка, что  перед  тем  как  куда-нибудь пойти, нужно  подумать  подготовиться, а  ещё  лучше  взять  с  собой  в  спутники  бабушку  или   дедушку, маму, папу.

-Можно  предложить  детям  вопросы  с  сюжетами  знакомыми   сказок: «Какие  еще   сказочные  герои  путешествовали  без  взрослых? Кто  не   послушался  и  попал  в  беду? Что  нужно  было  сделать  герою? Кто  его  спас? Как  бы  ты  поступил на  его  месте?  Как    ты  думаешь?

Ребенок  должен  понять, что  нельзя  уйти  из  дома  без  разрешения, нельзя  разговаривать  с  чужими  людьми, потому  что  незнакомец   может  оказаться  злым  и  может обидеть. Именно  с помощью  сказок  ребенок  идет   во  взрослую  жизнь. Правила  безопасного   поведения  дети  должны   усвоить  постепенно, поэтапно, от  сказки  к  сказке, что  поможет  в  дальнейшей  жизни.

Советы для родителей

Сказкотерапия

Сказкотерапия - самый давний детский метод психологии. Детский образ мышления, видение мира и психологическая особенность сказок характеризуются родством в своем стремлении к крайностям, противоположностям. При оценке и восприятии литературных произведений ребенком преобладают полярности, черные и белые тона. Сказки нужны деткам, потому что они нравственно чисты, а также не оставляют не нравственного и дурного впечатления.

Литературные произведения должны подходить возрасту ребенка, потому что он радуется с героями, стремится осуществить какую-то цель. Сказки способствуют пробуждению творческих и детских сил.

Развивая способность ребенка к восприятию произведения можно воспользоваться такими методами сказкотерапии:

1) рассказывание и чтение художественного произведения;

2) беседа на тему данного текста;

3) рисование ребенком иллюстраций к тексту, который прочитали;

4) пересказ произведения;

5) драматизация - разыгрывание сценок из сказки, можно в форме викторины;

6) оценка и суждение - рассказ ребенком о любимом герое и доказательство его достоинств;

7) музыкальное сопровождение - подбор более подходящей музыки к данной сказке;

8) литературные игры - организация игр, "часов сказок", викторин, оформление "комнаты" сказок.

Нужно научить ребенка вслушиваться в разговор героев, понимать, как и о чем они разговаривают, как передают свои переживания, мысли, чувства. Необходимо спрашивать его, кокой бы он нашел выход из данной ситуации, как бы он ответил на те вопросы, которые спрашиваются в сказке. Игры и сказки могут формировать нежелательный характер, если их не направлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание детей через сказку»

Конспект родительского собрания способствует повышению педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию русской народной с...

Воспитание детей через сказку.

Ø Развитие ребёнка - очень важная тема, которая занимает мысли каждого ответственного педагога и любящего родителя. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети развивались равномерно и успешно, дабы в буду...

Духовно-нравственное воспитание детей через сказку. Конспект открытого занятия по развитию речи "сказка "Репка"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений."В. А. Сухомлинский...

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ

Сказка - бесценное "орудие" воспитания! Но последнее время сказки неоправдано забыты. В данной статье я хочу напомнить, как с помощь сказки мы должны воспитывать добро, сопереживание и другие нравстве...

Проект «Воспитание детей через сказки Абдуллы Алиша»

Необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет. Одно из мощных средств, которое ...

Нравственное воспитание детей через сказку

Пояснительная записка и текст спектакля по сказке В.Сутеева "Пятачок"...