Главные вкладки

    НРАВСТВЕННО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    презентация к уроку (старшая, подготовительная группа) на тему

    Дементьева Светлана Павловна

    НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в   детях, заложить основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям– вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников.

    Патриотическое воспитание неразрывно связанно с нравственным. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач ДОУ, поскольку патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника,  осуществятся в интеграции всех образовательных областей.   В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.

    Музыкальный руководитель работает в тесном контакте с воспитателями. Воспитательно-образовательный процесс в группах строится на основе комплексно-тематического плана. Итоговыми мероприятиями большинства тем являются  музыкальные развлечения и праздники. Воспитатели используют музыкальные тематические подборки для самостоятельного слушания детям и для организации совместной деятельности. Мы вместе решаем, какую музыку использовать в нашей интегрированной образовательной деятельности, как ее лучше преподнести.   Раскрываем перед детьми красоту музыкальных произведений так, чтобы эти произведения стали для них знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

    Нравственно-патриотическое воспитание подразумевает использование народного опыта непосредственно в жизни детей, усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, близкими, сотрудниками ДОУ.

    Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. В своей работе использую русские народные песни, танцы, игры и хороводы. Дети их любят и с удовольствием участвуют в них например, в младшмх группах «Котя, котенька-коток», «Зайчик, ты, зайчик», «Солнышко», «Дождик», «Идёт коза рогатая», со старшими детьми: «Пошла млада за водой», «Во-кузнице», «А кто у нас гость большой?», «Заболела Дунина головка», «При долине». дети радуются их весёлым, жизнерадостным характерам. Показывая и обыгрывая эти песни.

    Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В моей фонотеке есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «народные инструменты», «народные песни и танцы».

    В нашем детском саду проводятся развлечения в народном стиле. «Праздник русского платка», «Посиделки» и др.  Мы знакомим  детей с народными праздниками и обрядами – Масленица, Пасха и т.д. При подготовки к ним дети знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.

    Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т.д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально - ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

    Одним из средств  нравственно-патриотического воспитания  является  использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери.   Все дети любят своих мам.  Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар: 'Мама – солнышко моё', 'Песня-обнималочка', 'Помощники', 'Дочки и сыночки'… . Все мы проводим праздник 8 марта, на котором также активно привлекаем к участию наших мам. Они участвуют в конкурсах: 'Кто быстрей обнимет маму', 'Помоги маме', 'Веселая уборка'…, танцуют вместе с детьми 'Вальс с мамами',  'Я  твоя крошка'…, 'Танец с мамами''…,играют в оркестре 'Оркестровые шутки', 'Добрый мастер', 'Оркестр с мамами' _стучащие, звенящие: ложки, треугольник, румба, бубен, кастаньеты детские или любой другой набор.

     

    Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми,    особенно  мальчишками. Песни этой тематики легко запоминаются, они написаны в темпе марша, 'Будущий солдат', 'Бравые солдаты', 'Мальчишки', 'Наша Родина сильна', 'Будем в Армии служить', содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Праздник 23 февраля мы проводим ежегодно. Это всегда торжественное мероприятие, которое проводится в тесном контакте с инструктором по физкультуре. Она разучивает перестроения и подбирает игры и эстафеты. Мы с детьми исполняем песни на армейскую тематику. На празднике проводится много игр, в которых активное участие принимают папы.

     Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания  тему  Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим. При  подборе  музыкального репертуара учитываем не только возрастные критерии, необходимые для исполнения детьми, но и  силу воздействия  музыки, песен на  чувства  и настроение детей, на способность преобразования их нравственного и духовного мира. Дети поют песни о войне: 'Большой праздник', 'Защитники страны', 'Вечный огонь', 'Песня мира', 'Иван – значит русский' 'Праздник Победы'…, танцуют танцы 'Летите голуби', Польки'… , смотрят видео 'Солдатская лампа', 'Солдатская сказка', 'Мир – кторорый нужен мне'.

    Ежегодно проводится конкурс чтецов к Дню Победы, под руководством учителя-логопеда. Победителю и Призёры конкурса принимают участие в праздничном концерте для пожилых людей нашего микрорайона.

     В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с родным городом, краем их прошлым и настоящим, природой. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. В детском саду создан уголок с символикой: флаг России, флаг нашей республики Хакасия, герб, что облегчает знакомство детей с символикой. И конечно знакомим с  родным городом.… В репертуаре песни: 'Песня о Саяногорске', о нашем детском саде 'Аленький цветочек', 'Песня об Енисее'.

    Хочется отметить, что много атрибутов создаётся к праздникам и развлечениям, шьются народные костюмы. В нашем саду сшили сарафаны, блузы и кокошники для девочек, а также косоворотки и картузы для мальчиков, есть солдатские, матросские костюмы военной тематики.

    Воспитание в детях любви к родине, своему народу и родной природе можно и нужно проводить на музыкальных занятиях  знакомя  детей с произведениями русских классиков,  музыкальным фольклором и творчеством  современных композиторов, пишущих для детей.

    Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Из этой сокровищницы можно черпать бесконечно, и было бы неправильно, если бы мы стали игнорировать ее в музыкальном воспитании дошкольников. Можно и нужно знакомить детей с музыкой русских классиков. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

    Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

    Безусловно, работа интересна, многогранна и очень важна.

    Поэтому её обязательно нужно продолжать, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

    Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой! 

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Нравственно- п атриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

    Слайд 2

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в детях, заложить основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям– вот главные идеи воспитания патриотических чувств у дошкольников.

    Слайд 3

    Невозможно переоценить роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и в музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

    Слайд 4

    Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

    Слайд 5

    Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

    Слайд 6

    Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается инструментальная музыка, характеризующая образы природы.

    Слайд 7

    Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

    Слайд 8

    Мы знакомим детей с народными праздниками и обрядами – Масленица, Пасха и т.д. При подготовки к ним дети знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей, здесь все участники.

    Слайд 9

    М узыка при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

    Слайд 10

    Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей это слово “мама” – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

    Слайд 11

    Очень верно подметил русский писатель Ю.Я. Яковлев: “Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери”.

    Слайд 12

    Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Тематические праздники (осенние, зимние, весенние) направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

    Слайд 13

    Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”.

    Слайд 14

    Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова . Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.

    Слайд 15

    Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме раскрывается величие подвига советского солдата, происходит знакомство детей с песнями тех времен и о тех временах.

    Слайд 16

    Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов. Эти мероприятия надолго остаются в памяти ребят и являются важнейшим фактором в формировании их морального облика и духовного воспитания.

    Слайд 17

    В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с родным городом, краем их прошлым и настоящим, природой. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время

    Слайд 18

    Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

    Слайд 19

    Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

    Слайд 20

    Спасибо за внимание ! Муз. руководитель: Дементьева С.П. МБДОУ детский сад №21 ‘ Аленький цветочек г. Саяногорск


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ, ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. »

    Доклад из аттестационной работы на тему:« РАЗВИТИЕ  НРАВСТВЕННОСТИ У   ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В   МУЗЫКАЛЬНОЙ,   ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНО...

    "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

    В статье рассматривается подход к духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности....

    Семинар-практикум «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

    В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся...

    «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальное развитие».

    Статья адресована музыкальным руководителям и воспитателям детских садов...

    « РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ, ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

    Материал для родителей о значении музыкальной,игровой и театрализованной деятельности на развитие нравственности дошкольников....

    Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности

    Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже ...

    Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства.

    Описывается музыкальная деятельность в ДОУ, где проходит духовно-нравственное воспитание детей....