Программа по дополнительному образованию " В стране шашек!"" ( обучение детей 6-7 лет игре в шашки)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Игонина Нина Васильевна

Программа по дополнительному образованию  " В стране шашек!"" ( обучение детей 6-7 лет игре в шашки)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_shashki.docx253.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               C:\Users\Администратор\Desktop\шашки\ШАШКИ 1.jpg

               

Программа

по дополнительному образованию

 « В стране шашек!»

(обучение детей 6-7 лет  игре в шашки)

                                                         

                       

                          Автор-составитель:

              воспитатель

                                                        высшей квалификационной категории

                Игонина Н.В.

                                                                                                                         

Программа по дополнительному образованию

« В стране шашек!»

( обучение детей 6-7 лет игре в шашки).

Возраст обучающихся – 6-7 лет

Срок реализации Программы -1 год

Фамилия, имя ,отчество должность автора-составителя – Игонина Н.В.

Название населённого пункта – Рузаевский муниципальный район

Год разработки -2017 год

 Пояснительная записка

Направленность  Программы.

Познавательно –исследовательской и интеллектуальной  направленности  и   предусматривает знакомство дошкольников с традиционными  способами  игры  в  шашки  .  

Новизна.

  Программа  « В стране шашек! » является интегрированной по содержанию деятельности  и предлагает изучение и освоение основных видов и  способов  игры  в шашки.  Освоение  программы  происходит  в  непосредственном  участи  детей  в  игре.  Игровые  партии  по  форме  организации  различны  и  предусматривают  игру  не  только  парами,  но  и  группами,; один  против  всех;  группа  с  группой.

Актуальность.

В  связи с  изданием Приказа  Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)  встал  вопрос  о   предоставлении  услуг  вариативного  характера   образования  детей  дошкольного  возраста.  Игра  в  шашки  помогает  реализовать целевые  ориентиры, направленные  на  то,   что  на этапе  завершения  дошкольного образования:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Шашки  – это  не  только  игра,  доставляющая  детям  радость и  удовольствие,  но  и  действенное,  эффективное  средство их  умственного  развития.  Неоценима  роль  этих  игр в  формировании  внутреннего  плана  действий – способности  действовать  в  уме.  Этот  переход  игры  «внутрь» -  важная  веха  в  умственном  развитии  ребенка,  знаменующая  собой  появление  способности  к  мыслительному  преобразованию  действительности.

Педагогическая  целесообразность.

    Игра  в  шашки  развивает  наглядно – образное  мышление  дошкольника,  способствует  зарождению  логического  мышления,  воспитывает  усидчивость,  внимательность,  вдумчивость,  целеустремленность.  Ребенок,  обучающийся  этим  играм,  становится  собраннее,  самокритичнее,  привыкает  самостоятельно  думать,  принимать  решения,  бороться  до  конца,  не  унывать  при  неудачах.

   Проблемы развития  мыслительных способностей детей дошкольного возраста определил направление проекта  с использованием информационно-коммуникативных технологий приобщить детей к играм в шашки для максимального раскрытия и развития умственных и  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

-  Декларацией  и  Конвенции ООН о правах ребенка

-Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской  от 15 мая 2013 года №26  «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13)

-Уставом Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района (14.06.2011г.)

        Цели программы: Ознакомление старших дошкольников с основами теории и практики игры в шашки .

         Задачи программы:

Образовательные:

– обучение технике игры в шашки;

– ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие:

– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;

– обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

            Отличительные особенности программы.

  • Программа поможет  педагогу полностью раскрыть творческие способности детей, повысить уровень  их подготовленности к этой игре. Сегодня, как никогда, от педагога требуется выработать новое мышление, в процессе своей деятельности при выборе методов воздействия на ребенка постоянно учитывать его интересы и наклонности. Безусловно, особое внимание уделять нравственно – волевому качеству личности, создавая благоприятные условия для полноценного психофизического развития ребенка.
  • Программа служит для того, чтобы воспитанники  смогли овладеть этой игрой в объёме начальной подготовки и творчески применять полученные знания на практике.

                      Этапы реализации Программы.

Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

  • На  подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
  • На втором основном этапе -  воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и  принимают участие в турнирах.
  • На заключительном этапе – воспитанники   закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Формы и режим занятий.

  • Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 1 раз в неделю по 30 минут .

Учебный процесс предусматривает следующие формы обучения:

  • Коллективную. Коллективные  игры – вводятся  в  начале  обучения  по  каждому  блоку,  они  наиболее  эффективны  в  начале  обучения  т. к. при наименьших затратах усилий и времени удается выполнить интеллектуальные  задачи. Суть  организации  заключается  в  игре  всех  против  одного (взрослого).  Такая форма работы с детьми способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания. На кружковцев возлагается большая ответственность, они должны осознавать, что от их мастерство  игры зависит результата  коллективного  результата. . Коллективные игры  приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
  • Групповую. Групповая  форма  организации  игровых  партий  также  является  эффективной  формой  детской  деятельности.  Суть  организации  заключается  в  игре  одной  группы  детей против  другой  группы  детей.  Такая форма работы с детьми также  способствует сплочению коллектива, позволяет развивать в детях чувство ответственности, сопереживания.  Такие  игры  также    приучают дошкольников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.
  • Парный. Форма  организации  работы  самая  распространенная.     Однако  не  следует  торопиться   с  введением  данной  формы.  Уместнее  ее  использовать  тогда,   когда  дети  владеют  элементарными  приемами  игры.
  • Турниры. Итоговая  форма  по  каждому  блоку,  которая  выявляет  степень   обученности  детей  по  каждому  блоку.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

По окончании обучения дети должны знать:

  • шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
  • правила игры – выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
  • стадии игры - выявляется путем опроса и игры с воспитателем.
  • Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

  • ориентироваться на шашечной доске,
  • правильно помещать доску между партнерами,
  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
  • применять на практике правила игры,
  • следить за ходами противника, поправлять,
  • решать простейшие комбинации,
  • расставлять позиции с заданными условиями,
  • рассчитывать соотношение сил.

Способы проверки знаний и умений .

        С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности обучающихся для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

        Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностического обследования  обучения игре в шашки. (Приложение)

        Итоговый контроль выявляет, насколько обучающиеся усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Форма подведения итогов реализации программы: 

  • шашечный турнир;
  • соревнования по шашкам среди сверстников: членов кружка, воспитанников детского сада;
  •  участие в интеллектуальных играх.

  1. Учебно –тематический план.

Тема

Количество  часов

1

 Как начинать партию?

1

2

«Цели игры и определение результата партии»  Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

2

3

«Разные виды ничьей партии».

2

4

«Знакомство с таблицей шашечного турнира».

2

5

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы».

1

6

Шашечный турнир

1

7

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Простые комбинации».

1

8

 «Умники  и  умницы».

2

9

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Основы позиционной игры».

1

10

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Комбинационные приемы Ловушки в начале партии в игре шашки».

2

11

Основные приемы борьбы на шашечной доске «Связы-вание»

1

12

 «Использование дополнительного темпа».

1

13

 Основные приемы борьбы на шашечной доске «Шашечные окончания».

2

14

 «Решение  элементарных  комбинаций».

2

15

 Основные приемы борьбы на шашечной доске  «Размен».

1

16

 «Шлагбаум».

2

17

 «Победитель  - это  я»

1

18

 «Достижение выгодной оппозиции».

2

19

 «Турнир сильнейших»

1

20

Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших  в  детском  саду».

2

215

Дружеские  встречи.

2

Итого:

32

II.Содержание Программы

1.Тема: «Как начинать партию?»

Цель: Познакомить с общими понятиями:   шашечная доска и шашки. Расстановка шашек, основные правила игры.

 Содержание: Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шашечная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. Дидактические игры: «Кто первый», «Составь доску».

2.Тема: « Цель игры и определение результата партии»

Цель: Познакомить с расстановкой шашек, основные правила игры. Способы защиты. Открытые и двойные ходы.

 Содержание: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

3.Тема: «Разные виды ничьей партии»

Цель: Познакомить с видами партий (ничьи).

 Содержание: Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

4.Тема: «Знакомство с таблицей шашечного турнира»

Цель: Познакомить с таблицей шашечного турнира.

 Содержание: Знакомство  с  понятием «Таблица  турнира». Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

5.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске «Делаем наилучшие ходы»

Цель: Познакомить с основными приёмами ходов.

 Содержание: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки» Основные приемы борьбы на шашечной доске.

6.Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Простые комбинации»

Цель: Познакомить с простыми комбинациями.

 Содержание: Шашечный этюд. Задание, заключающееся в том, чтобы найти для белых путь к выигрышу или к ничьей при данной расстановке фигур . Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о доске. Игра «уголки»   Игра «поддавки» .Основные приемы борьбы на шашечной доске.

7 .Тема: «Умники и умницы»

Цель: Закрепление полученных знаний.

 Содержание: Практическое закрепление материала. Дидактические задания «Атака неприятеля».

8 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске « Основы позиционной игры»

Цель: Познакомить детей с основами позиционной игры.

 Содержание: Приемы позиционной игры. Основные принципы игры. Оппозиция. Изменение оппозиции при размене. Изолированные шашки. Простейшие позиционные приемы выигрыша.

 9 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

« Комбинационные приёмы. Ловушки в начале партии в игре шашки.»

Цель: Познакомить детей с основами комбинационной игры.

 Содержание:  Практическое закрепление материала.

Игра: «Самый меткий стрелок».  Чтение художественной литературы .Обозначение игровых полей. Работа с диаграммой. Дидактическая игра «Морской бой».

10 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

 « Связывание»

Цель: Познакомить детей с приёмом связывания.

 Содержание: Знакомство  с  понятием «Связывание». Практическое закрепление материала. Работа с диаграммами.

11 .Тема: «Использование дополнительного темпа»

Цель: Познакомить детей с приёмами дополнительного темпа.

 Содержание: Познакомить  с  понятием «Дополнительный темп». Решение дидактических задач «Кто первый съест шашку».

12 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

« Шашечные окончания»

Цель: Познакомить детей с приёмами шашечного окончания.

 Содержание: Знакомство с понятием «Шашечные  окончания». Практическое закрепление материала. Упражнения на выполнение ходов пешками.. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

13 .Тема: «Решение элементарных комбинаций»

Цель: Учить решать элементарные комбинации.

 Содержание: Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шашечной  доске.

14 .Тема: «Основные приёмы борьбы на шашечной доске

« Размен»

Цель: Познакомить с приёмами борьбы на шашечной доске .

 Содержание: Знакомство  с  понятием  «Размен». Дидактическая игра «Игры на уничтожение».

15 .Тема: «Шлагбаум»

Цель: Познакомить с понятием «Шлагбаум».

 Содержание: Работа с диаграммами. Дидактические игры.

16 .Тема: «Победитель –это я»

Цель: Закрепление полученных знаний.

 Содержание: Развлечение. Практическое закрепление материала. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.  

16 .Тема: «Достижение выгодной позиции»

Цель: Познакомить  с  понятием  «выгодная оппозиция».

 Содержание: Шашечный этюд. Основные позиции защиты Дидактические задания  «Кто первый ходит», «Игра на уничтожение».

18 .Тема: «Турнир сильнейших»

Цель: Практическое закрепление материала.

 Содержание: Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.

19 .Тема: «Подготовка к соревнованиям. «Шашечные встречи сильнейших в детском саду»

Цель: Практическое закрепление материала.

 Содержание: Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

20 .Тема: «Дружеские встречи»

Цель: Практическое закрепление материала.

 Содержание: Тренировка. Подбор  игр  и  заданий  на  обобщение  знаний.

III. Методическое обеспечение.

Дидактический материал .

 1. Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную доску.

 2.Игра  «Пятый лишний».  На  карточках  фигуры,  пешки, фишки и т. д. Найти  лишнюю  фигуру.

 3. Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.

 4. Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.

 5. Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.

 6. Игра «Что изменилось?». На доске 5-6 фигур. Убрать фигуру, добавить или изменить местоположение.

 7. Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»? 

 8. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных вертикально». Например: дерево, стена дома, окно, столб и т.д. После этого найдите отличие от вертикали, расположенной на шашечной доске.

 9. Игра «Кто больше назовет предметов, расположенных горизонтально».

10. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.

11. Дидактические игры «Кто быстрее построит на доске фигуры», «Ловушки» закрепление шашечных терминов: поле, центр, дамка, главная дорога, диагональ.

 И  многие  другие,  не  менее  любимые  детьми игры.

Техническое оснащение занятий .

Для успешной реализации учебной программы необходимо иметь просторное помещение с хорошим освещением. Чистота и порядок в ней, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует детей, способствует повышению культуры и творческой активности.

Для  работы  требуются  индивидуальные стулья  и  столы  соответствующие  роста  детей.

Необходимые материалы.

  • Шахматные  доски  плоскостные  (5  штук)
  • Шашки  двух  цветов  (5  наборов)
  • Тетрадь  в  клеточку (10  штук)
  • Карандаши  простые  (10 штук)
  • Стол  дидактический  с  клеточками  в  шахматном  порядке
  • Крупные  плоскостные  шашки.

Форма подведения итогов реализации Программы

  • творческий отчет  руководителя кружка;
  • организация тренировочных туров, викторин, соревнований.

               IV. Список литературы.

  1.Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 72 с.

     2.Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.:  Ленинздат, 2000. – 128 с.

3.Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1999. – 88 с.

4.Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.

5.Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 2001. – 250 с.

6.Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 320 с.

7.Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 2010.

8Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 2003. – 256 с.

9.Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.

10.Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 348 с.

11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 187 с.

12.Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137


                                                                                                                                              ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Диагностика навыков и умений

Карта  диагностического обследования  обучения игре в шашки

 

Фамилия, имя ребёнка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой

1.

Условные обозначения

«3» - навыки сформированы, «2» - навыки на стадии формирования, «1» - навыки не сформированы

Пояснения:

  1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
  2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру первым и почему? Как определить кто играет белыми шашками?
  3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как ребёнок делает ходы.
  4. В игре педагог создает такую ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
  5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
  6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
  7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослым, так и со сверстниками.
  8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки

«3» - навыки сформированы: Ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием.

«2» - навыки на стадии формирования: Для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога.

 «1» - навыки не сформированы: Ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.


Условные обозначения

«3» - навыки сформированы, «2» - навыки на стадии формирования, «1» - навыки не сформированы

Пояснения:

  1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
  2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру первым и почему? Как определить кто играет белыми шашками?
  3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как ребёнок делает ходы.
  4. В игре педагог создает такую ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
  5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
  6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
  7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослым, так и со сверстниками.
  8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете сбитых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки

«3» - навыки сформированы: Ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием.

«2» - навыки на стадии формирования: Для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога.

 «1» - навыки не сформированы: Ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Конспект занятия

по обучению детей старшего дошкольного возраста

игре в шашки

« Путешествие в сказочное королевства»

Цель. Продолжать учить играть в шашки; развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, ориентировку в пространстве; воспитывать настойчивость и терпение.

Материал. Шашечная доска, шашки (4 белые и 4 черные), мягкая игрушка-зайка, шапочки котят – черные и белые, медали (8 штук).

Ход игры-турнира.

         Дети входят в зал, располагаются вокруг стола, где сидит Зайка с шашками.

Воспитатель:    Зайке шашки подарили,

                           А зачем – не говорили.

                          Зайка их сперва погрыз:

                          Несъедобны – вот сюрприз!

                           Что же делать зайке с ними,

                           С несъедобными такими?

                          Зайка их сперва катал.

                          Стало скучно, он устал.

         Зайка ничего не знает про шашки. А мы с вами знаем! Давайте отправимся в шашечное королевство и Зайке расскажем о шашках.

                           Мы в волшебную страну

                           Прибываем с вами.

                           Познакомим Зайку мы

                           С шашками-жильцами.

Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.

         Жили-были на одной шахматной доске два шашечных королевства. Какого цвета?

Дети: Белое и черное.

Воспитатель: Сколько жителей было в каждом королевстве?

Дети: Двенадцать.

Воспитатель: Каждый жил в своем домике. В белом или черном?

Дети: В черном – шашки стоят на черных клетках.

Воспитатель: И гулять все жители шашечной страны любили по черным полям, и ходили они не направо, не налево, не прямо. А как? Катя сейчас расскажет.

Ребенок: Шашки не ходят по прямой –

                Они из дома и домой

                Шагают лишь наискосок:

                Из уголка - на уголок!

                Как же двигаются шашки?

Дети: По диагонали.

Воспитатель: К сожаленью, между двумя королевствами не было мира. Как только встретятся черные с белыми, начинается сражение. А еще у каждого жителя этой сказочной страны был свой адрес. Чем обозначаются каждые клетки?

Дети: Буквой и цифрой.

Ребенок: Адрес поля очень прост:

                Буква – нос, а цифра – хвост.

Воспитатель: А для чего сказочным жителям адреса?

Дети: Это нужно для того, чтобы записать, какой был сделан ход и как на доске стоят шашки.

 Воспитатель: Зайка хочет поиграть, лапки стал он потирать.

Проводится со всеми разминка «Шел король по лесу».

Дети становятся в круг, взявшись за руки.

                    Шел король по лесу,

                    По лесу, по лесу.

          (Ходьба по кругу.)

                    Нашел себе принцессу,

                    Принцессу, принцессу.

                    Давай с тобой попрыгаем,

                    Попрыгаем, попрыгаем.

                   (Прыжки на двух ногах на месте.)

И ножками подрыгаем,

                    Подрыгаем, подрыгаем.

                   (Выбрасывают прямые ноги вперед.)

 И ручками похлопаем,

                     Похлопаем, похлопаем.

                     (Хлопают в ладоши.)

И ножками потопаем,

                     Потопаем, потопаем.

                    (Топают ногами на месте.)

Воспитатель: А сейчас мы научим Зайку играть в шашки «Кто быстрее?».     В игре будут участвовать 8  человек: четверо детей – «Белые котята», другие четверо – «Черные котята».

 Ребенок: Чтоб путь победы

                В сраженье открыть,

                Отважным и смелым

                Игрок должен быть.

               Упорным -  награда –

               Победа в сраженье,

               А всех невнимательных

               Ждет пораженье.

  Воспитатель: Команды займите свои места.

Воспитатель прячет в кулачках белую и черную шашки и просит одного ребенка выбрать левый или правый кулачок. Это делается для того, чтобы узнать какая команда ходит первой. Ребенок выбирает и если ему достается белая шашка, то его команда надевает шапочки «Белых котят», а если наоборот, то «Черных котят».

Воспитатель: Давайте, оденем, шапочки котят и приготовимся к игре! Вам нужно будет по очереди подходить к шахматной доске и делать ход. А еще побить шашки противника или попасть в дамки.  Итак, первыми ходят «Белые котята».

Дети подходят к шашечной доске и делают ходы шашками своего цвета.

Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не выиграет или будет ничья.

 Воспитатель:     Вами я, друзья, довольна!

                            Смельчаки и храбрецы!

                            Удаль, ловкость показали,

                            Все сегодня молодцы.

Всем участникам вручаются медали. Под звуки торжественного марша команды выходят из зал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной образовательной услуги по обучению детей игре в шахматы

Дополнительная образовательная программа для обучения детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружка«Ступеньки творчества» ( с использованием палочек Кюизенера, игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет)

Пояснительная запискаРабочая программа по дополнительному образованию кружка «Ступеньки творчества»  ОО «Познание»  (для детей 5-7лет).Одна из важнейших задач воспита...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность раннего обучения детей игре в шахматы обосновывается баготворным влиянием шахмат на умственное, психическое и физическое развитие  дошкольника. Обучение детей...

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"

Программа дополнительного образования по обучению детей старшего школьного возраста игре в шахматы "Мир шахмат"...

Аналитическая справка по усвоению детьми среднего дошкольного возраста №2 по обучению детей 4 -5 лет игре «Чудо-шашки» за 2019-2020г.

Аналитическая справка по усвоению детьми среднего дошкольного возраста №2  по обучению детей 4 -5 лет игре «Чудо-шашки» за 2019-2020г....