Здоровьесберегающие технологии на музыкальном занятии.
учебно-методический материал на тему

Трубицына Светлана Викторовна

Здоровьесберегаюшие технологии на музыкальном занятии из опыта работы: дыхательная гимнастика, пальчиковые игры, музыкальноритмические движения и другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_muz_vospitanii_dou.doc66.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающих технологии в процессе

музыкального воспитания дошкольников».

                              Из опыта работы муз.рук. ДОУ №501 « Медвежонок»

                                                                                              Трубицыной С.В.

Оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги и медики ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей, создают благоприятные условия для их внедрения, основываясь на результатах диагностики состояния здоровья и индивидуальных особенностях каждого ребенка.

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – достаточно новое направление в музыкальном воспитании дошкольников. Помимо образовательных и воспитательных, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи:

 1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.

 2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.

 3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

В системе музыкально-оздоровительной работы я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Валеологические упражнения

2. Дыхательная гимнастика

3. Игровой массаж

4. Пальчиковые игры

5. Речевые игры

Результатами использования данных технологий в моей работе являются:

 1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка

 2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)

 3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей

4. Повышение уровня речевого развития


5. Стабильность физической и умственной работоспособности.

          А теперь, на здоровьесберегающих технологиях я хотела бы  остановиться подробнее. Первая из них – валеологические упражнения.
Валеологические упражнения – отличное начало любой образовательной деятельности. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!
Доброе утро! /Поворачиваются друг к другу
Улыбнись скорее! /Разводят руки в стороны
И сегодня весь день /Хлопают в ладоши
Будет веселее.

Мы подгладим лобик /Движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми /Постепенно    

                                      поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки / выполняя «фонарики»

Я сама сделала подборку валеологические упражнений, в основном используя интернет ресурсы.

Положительный эмоциональный настрой  - это основа психического здоровья, который закладывается в детском возрасте. Это упражнение пронизано добрым, ласковым отношением к друг другу. Здесь и реализуется задачи нравственного воспитания: уважительное отношение к друг другу, бесконфликтность, вежливость, коммуникабельность.

Знания, умения, навыки, полученные в процессе выполнения упражнений, станут одним из составляющих фундамента для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Следующая технология, с которой я бы хотела вас познакомить:

Дыхательная гимнастика.

        Проводя в начале учебного года мониторинг, я всегда отмечаю для себя детей, имеющих речевые нарушения и часто болеющих детей.  Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Поэтому в своей работе я уделяю особое внимание дыхательной гимнастике. 

           

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2. Тренировать силу вдоха и выдоха

3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)

4. Развивать продолжительный выдох.

В работе с дошкольниками я использую несложные упражнения  основного комплекса дыхательной гимнастики Александры Николаевны Стрельниковой, разработавшей известную методику дыхательной гимнастики для оздоровления. Уникальность данной методики состоит в том, что упражнения в ней делаются одновременно с сеансом вдыхания воздуха: то есть движение приходиться на вдох: хватаем - вдыхаем, кланяемся - вдыхаем, поворачиваемся - вдыхаем. Воздух, вдыхаемый согласно определенным правилам, насыщает организм кислородом, который буквально «пропитывает» ткани, заставляет кровь быстрей циркулировать по организму, разнося по нему необходимые полезные и питательные вещества.

            Выполняя упражнения следует соблюдать следующие правила:

-делать активный короткий вдох носом;

-выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;

- вдох делать одновременно с движением;

- вдохи-движения выполнять под счёт.

Для работы над дыханием использую шишки, листочки, ленточки и другой материал, чтобы вызвать  у детей интерес и желание  повторять игровые упражнения.  Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие.

Следующая технология, которую я использую в своей практике:

       Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в работе логопеда и воспитателя, но и в музыкальном воспитании. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.       Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с младшего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.  Работая в этом направлении используется методика К.Орфа.        Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками и др.), звуками детских музыкальных инструментов, прекрасно развивает чувство ритма. Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми, а поддержка текса движениями или музицирование способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевых играх побуждают детей импровизировать, раскрывать свой творческий потенциал.  

Следующая здоровьесберегающая технология:

Игровой массаж.

После обеденного сна я рекомендую воспитателям проводить динамическую гимнастику и заканчивать её  игровым массажем.  Почему нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком? Почему всем – и взрослым, и детям – нравится массаж? Все дело в том, что массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, поднимает настроение и улучшает самочувствие человека. Обучение детей простейшим массажным приемам лучше всего происходит в игре.

Использование игрового массажа, который входит в  структуру каждого из занятий Марины Юрьевны Картушиной из сборника "Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада" повышает защитные свойства всего организма. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

Дождик
(дети встают друг за другом «паровозиком»)
Дождь, дождь, надо нам
Расходиться по домам /хлопают ладонями по спине
Гром, гром, как из пушек
Нынче праздник у лягушек /поколачивают кулачками
Град, град, сыплет град
Все под крышами сидят /постукивают пальчиками
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин /поглаживают спинку ладошками 
(дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж еще раз)

Пальчиковые игры

Важное  место в развитии мелкой моторики рук занимают пальчиковые игры.   Я использую  в своей работе пальчиковые игры по методике Екатерины Железновой, которые проводятся под музыку. Несложная, легко

запоминающаяся мелодия  и доступные движения позволяют включать пальчиковые игры в занятия с трехлетнего возраста (вторая младшая группа). Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук

Игроритмические упражнения 

Игроритмические упражнения - специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Игра и движение важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через       игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в акт творчества.

Дождь
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопает в  /ладоши (половинные)
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение
А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопает в ладоши сильней  /(четвертные)
Снова хлопайте, ребятки, все со мной! /дети повторяют движение

Здоровьесберегающие технологии я использую в непосредственной музыкальной деятельности с детьми. Кроме того, провела  мастер-класс для воспитателей нашего детского сада по использованию выше перечисленных технологий в режиме дня, так я рекомендую:

  • валеологические упражнения, проводить как приветствие во время утреннего сбора
  • перед утренней гимнастикой проводить дыхательную гимнастику.
  • пальчиковые игры перед образовательной деятельностью (очень хорошо организует внимание детей)
  • речевые игры в ходе непосредственно образовательной деятельности, как физ.минутку.
  • после сна проводить динамическую гимнастику с игровым массажем.

  Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ. Организация в детском саду музыкально-оздоровительной

работы  с использованием современных методов здоровье сбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи  физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровье сбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. 

1. "Парикмахер". Массаж спины.

Дети стоят парами друг за другом.

Расплету я кукле косы (вертикальное поглаживание пальцами)

И расчёской расчешу. (горизонтальное поглаживание пальцами)

А потом совсем немножко (постукивание рёбрышками ладоней)

Ножничками подстригу.

Чик - чик - чик(постукивание пальчиками по спине)

Щёлк - щёлк - щёлк (постукивание кулачками)

Будет от работы толк.(погладить спинку)

Закручу на бигуди (покатали кулачки по спине)

Приходи ко мне и ты. (поворачивают партнёра к себе лицом и встают к нему спиной)

2. Пальчиковая игра. Песочный домик. Для среднего возраста.

Песочный домик.

Вот песочница большая (разводят руки в стороны)

С крышею в горошек (руки домиком над головой)

Из песка мы строим дом (стучат кулачком о кулачок)

В доме пять окошек. (показывают раскрытую ладошку "пять")

Первое -  для зайчика, (загибают на левой руке поочереди пальчики)

Второе -  для совочка.

В третьем куколка стоит,

В четвёртом -  два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку ("ладошки" спят под щёчкой)

Только кошке места мало( "грозят" пальчиком)

Прыг! И домик наш сломала! (шлёпают ладошками по коленям)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."

Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

проект "Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях"

Проект предусматривает использование здоровьесберегающих технологий. Главная тема проекта-музыкально-ритмические жвижения,которые всгда используются на музыкальных занятиях.Оздоровление происходит мет...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ «Музыкально - оздоровительная работа с детьми в ДОУ - применение здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях».

Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России - первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.Здоровье – это базовая ценность и не...

Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »

Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям  . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....