Статья "Приобщение дошкольников к русской народной музыкальной культуре"
статья по теме

Бутакова Ирина Анатольевна

Аннотация: В данной статье обобщен практический опыт музыкальных руководителей ДОУ по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре через организацию проектной, кружковой и музыкально-досуговой деятельности. Отмечены особенности проекта «Русские народные музыкальные инструменты».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ

Аннотация: В данной статье обобщен практический опыт музыкальных руководителей ДОУ по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре через организацию проектной, кружковой и музыкально-досуговой деятельности. Отмечены особенности проекта «Русские народные музыкальные инструменты».

Ключевые слова: музыкальные инструментырусские народные праздникинравственно-патриотические качества.



Музыкальная народная культура является тем чистым источником, из которого подрастающее поколение, взяв лучшее из прошлого, сделает лучшим будущее.

Д.А. Рытов

Воспитание гражданина и патриота своей Родины – задача особо актуальная в наше время, её решение невозможно без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Культуру России нельзя представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, его эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

В народном искусстве заложены огромные воспитательные возможности. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко и доступно пониманию детей, воспроизведению в самостоятельной деятельности.

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта. Народный праздник является для ребёнка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Дети водят хороводы, играют во множество народных игр, поют обрядовые песни, узнают об истории и традициях народных праздников, разучивают рождественские колядки, участвуют в театрализованных представлениях. Масленица проходит с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением блинами. На Пасху расписываем яйца, играем в народные игры. Не забываем о праздниках «Осенние посиделки», «Троица». Для участия в таких праздниках мы всегда привлекаем родителей, т.к. их участие трудно переоценить. Это сближает поколения, позволяет взрослым лучше узнать своего ребёнка, посмотрев на него со стороны. Совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам не только помогает освоению новых действий, но и дарит ребёнку такое необходимое для него внимание близкого, родного человека; способствует формированию умения работать коллективно, прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать своё мнение. А сколько радости приносят совместные народные подвижные игры! Несомненно, всё это приносит неоценимую пользу разностороннему развитию детей.

Знакомство с народными праздниками проходит комплексно – в проектной, кружковой и досуговой деятельности.

В процессе реализации проекта «Народные праздники и традиции» («Святки», «Масленица», «Пасха») дети на доступном уровне знакомятся с народными играми, народным календарем, традициями, бытом, обычаями русского народа, принимают непосредственное участие в общем действии, изготовлении костюмов и атрибутов к праздникам, что способствует развитию познавательных способностей, формированию высокой нравственности, воспитания любви к Отечеству, уважению к предкам, интереса к самобытной русской культуре.

В ходе реализации проекта «Русские народные музыкальные инструменты» дети знакомятся с русскими народными музыкальными инструментами; имеют представление о том, как появились первые русские народные музыкальные инструменты, кто придумал и как их изготовили; различают характер звучания; знают правила пользования инструментами приёмы игры и их хранение. Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа.

На протяжении нескольких лет ведётся планомерная работа в кружке «Калинка». В ходе занятий в кружке у детей наблюдается устойчивый интерес к музыкальному фольклору, потребность использовать полученные навыки в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, проявляется активность, творчество, уважительное отношение к русским народным традициям.

Результатами проводимой работы по приобщению дошкольников к русской народной музыкальной культуре являются: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, пословиц, скороговорок; умение играть в русские народные подвижные игры; дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, танцуют народные танцы, исполняют частушки, читают стихи); знают приёмы игры на детских народных музыкальных инструментах.

Таким образом, в процессе целенаправленной работы у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которое проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций.

Список литературы

  1. 1. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М., Сфера, 2004.
  2. 2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., Сфера, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение дошкольников к русской культуре через знакомство с русскими народными музыкальными инструментами"

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Наиболее древние игрушки относятся к I-II векам. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, погремушек и трещот...

"Приобщение дошкольников к традициям народной музыкальной культуры посредством игры на музыкальных инструментах"

Мой опыт работы, который я представляла педагогам нашего детского сада 15.12.2010г. в рамках  круглолго стола "От истоков к традициям"...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

«Приобщение дошкольников к русской народной культуре в разных видах музыкальной деятельности.»

Приобщая детей с дошкольного возраста к родной культуре,истории, мы воспитываем у них чувство красоты, любовь к Родине..............

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...