Статья на тему "Русская народная музыкальная культура как ресурс духовно-нравственного воспитания дошкольников"
статья (подготовительная группа)

Статья по духовно-нравственному воспитанию дошкольников для педагогов ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 18 «Рябинушка»

 «ЯРМАРКА «ОСЕНЬ ЗЛАТОКУДРАЯ»

Итоговое развлечение в рамках

 проекта «Осень златокудрая»

для детей дошкольного возраста 6-7 лет

Выполнила: музыкальный руководитель

Бухвалова Светлана Геннадьевна

                                             2025-2026 уч. год

Все участники Ярмарки располагаются на центральной площади детского сада. Звучит веселая музыка, выходят ведущие, начинают праздник.

Ведущий 1:

 Здравствуйте, гости дорогие,

 Маленькие и большие.

 Милости просим на праздник Осени!

Ведущий 2:

Осень щедрая пришла

И с собою принесла

Рябинок пожары,

Большие базары,

Птиц осеннее прощанье,

Детские  гулянья.

Ведущий 1:

 Как в детском саду «Рябинушка»

 На центральной пощади

 Начинается у нас

 Ярмарка сейчас!

Приветственное слово гостей.

Под веселую музыку выбегают скоморохи.

Скоморох 1:

Здравствуйте. почтенные господа.

Мы приехали на ярмарку сюда!

Скоморох 2:

Мы  весёлые скоморохи – потешники!

И скоморохи – насмешники!

« Танец скоморохов».

Скоморох 1:

Народ собирается,

 Наша ярмарка открывается!

Скоморох 2:

Эй, не стойте у дверей,

Проходи в ворота  скорей!

Скоморох 1:

Зазываем вас на весёлый базар,

Здесь на каждом прилавке затейный товар.

 Скоморохи делают воротца, в которые заходят дети

 и расходятся по «станциям» -площадкам.

1-я  площадка «Торговая»

Продавец 1:

Дети, здесь у нас товар!

Сюда сбежался весь базар!

Подходите, выбирайте,

Все товар  покупайте!

Яблочный спас-свои подарочки припас!

Медовый спас-для гостей медок припас!

Ореховый спас-орехи сладкие  припас!

Продавец 2:

Покупатель, заходи

На товары погляди,

Только рот не разевай,

А что мило – покупай!

Продавец 3:

Денежки доставайте

Товары  покупайте! 
Все поделки хороши,

Мастерили от души!

2-я  площадка «Выставка осенних поделок»

Дети посещают выставку осенних поделок и голосуют

за понравившуюся им работу.

3 -я площадка

«Русские народные подвижные игры»

Скоморох:

Внимание! Внимание!

Начинаем соревнования!

Зрители, активнее болейте,

Только валидол не пейте!

Ведущий:

Продолжаем мы играть, надо бублики собрать!

Игра «Чья команда больше всех нанижет бубликов?».

(В игре  участвуют  2 команды, на столе лежат бублики и 2 ленты для нанизывания)

Скоморох :

Не хотите ль поиграть?

Свою удаль показать?

         Игра «Веревочка с кольцом».

Все играющие, кроме водящего, становятся в круг и держатся обеими руками за веревку, на которую надето кольцо. Участники незаметно передвигают кольцо от одного к другому. Водящий кружится на месте с закрытыми глазами три раза, все остальные при этом приговаривают:

Мы играли у крылечка, потеряли там колечко

Ты колечко отыщи и из круга выходи.

Стоящий в середине должен поймать кольцо. Тот, возле кого оно нашлось, меняется с ним местами и становится водящим. Дети играют в игру 2 раза.

4-я площадка «В гостях у бабушке Лукерьи»

Бабушка Лукерья:

Средь березок белолицых

В отдаленье от столицы

С давних пор стоит село,

Не мало, не велико.

В нем живет наш дед Лука.

В силе дедушка пока.

С детства он трудягой был:

В огороде лук растил.

Дед Лука:

Здравствуйте, ребятки!

Вы как луковки на грядке.

Сидите рядком, друг к другу бочком.

А я , стало быть , дед Лука.

Со мною вы не знакомы пока.

Есть у меня жена-молодуха.

Только слышит вполуха.

Бабка моя раскрасавица,

Всем вам понравиться.

Как луковка , круглолица,

Ну чисто царица!

Скажу вам теперь я,

Что зовут ее Лукерья.

Бабушка Лукерья:

Здравствуйте, гости дорогие!

Добро пожаловать к нам на луковый двор!

Кто весел, голосист и скор –

Тому и луковое заделье найдется,

Скучать не придется!

/Луковицы «нечаянно» падают под стол,

и из-за стола появляются настоящие баба и дед/

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки.

                         Здравствуйте, люди добрые.

Ведущий:  А где же ваши внучата ?

Бабушка Лукерья: Они живут в городе Великие Луки .

                         /Входит Лукашка./

Лукашка: Здравствуй , бабуля , здравствуй , дедуля . Привет , ребята !

Лука Лукич :А вот наш внучек Лукашечка пожаловал .

                        Как твоё житьё – бытьё , как здоровьице ?

Лукашка : Тоска зелёная . Да ещё то грипп , то ангина , то ангина , то грипп .

Бабушка Лукерья: Ну , ничего , здесь у нас лук да баня всё исправят .

                                   Ведь в народе говорят : лук от семи недуг.

Лукашка: Что ты , бабуля . Я люблю мороженое , пирожное ,

                   а от лука     только слёзы и запах не очень приятный .

Бабушка Лукерья :Горе ты моё луковое . Бабушка у тебя простая

                                   и еда такая . Запомни рецепт самого вкусного

                                   кушанья :  кусок ржаного хлеба , стакан молока ,

                                   головка лука и щепотка соли .

Лукашка: А почему здесь так много лука развешано ?

Лука Лукич :   В старинных русских лечебниках писали : « Во время инфекционных болезней надо в комнатах развешивать связки лука , воздух тогда и очистится .» А ешё луковицы и чеснок привязывали на шею коровам лошадям , чтобы они не заразились разными болезнями .

Бабушка Лукерья:  А вы загадки про лук знаете ?

Лукашка:  Семьдесят одёжек и все без застёжек . Вот и всё .

Ведущий:  Может , ребята вспомнят ещё ?

-Стоит девица на грядке , вся в заплатках , кто взглянет, всяк заплачет.

-Сидит Марфуша в четырёх шубах, кто поцелует, тот и сморщится.

-Все меня любят, а как раздевать – слёзы проливать.

-Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

Куда ни приду, всех до слёз доведет.

Бабашка Лукерья: А кто знает , как можно слёз не проливать?

Лука Лукич: А я знаю, как по луку можно узнать, какая будет зима.

А вы знаете? (Если много одёжек на луковке – быть зиме холодной. )

Лукашка: Я вспомнил… Я узнал из энциклопедии , что луковица была первым наглядным пособием при изучении астрономии. Ученые древности, разрезая луковицу поперек, объясняли на ней своим ученикам строение Вселенной. Они говорили, сто Вселенная состоит из нескольких сфер – оболочек, окружающих мир.

Бабушка Лукерья:

 Что-то гости у нас заскучали. Давайте вместе поиграем.

Встали в круг все, детвора,

Начинается игра.

Коль согласны – хлопайте,

Не согласны – топайте.

1. В огороде круглый год

Кол осиновый растет. (топают)

2. Есть морковь и сельдерей. (хлопают)

3.Просто лук и лук-порей, (хлопают)

4.Лук мышиный и кошачий, (топают)

5.А еще есть лук собачий. (топают)

6.Непременно лук-батун. (хлопают)

7.Несомненно лук-балун. (топают)

8.Лук семейный тоже есть

Грядок восемь или шесть. (хлопают)

9.Есть лучок размером с таз, (топают)

10.Лук –шалот растет у нас. (хлопают)

Мы все луком дорожим.

С колотушкой сторожим.

Открывайте шире рот,

Вдруг кому перепадет!

Бабушка Лукерья: Много мы  сегодня узнали про лук.

                                    Надо луком гордится. Без луковицы

                                    дома человек не проживет

5-я площадка «Танцевальная»

Две команды собираются  на центральной площади.

Ведущий 1:

Как мы славно все гуляем!

Веселимся и играем!

Покупаем весь товар

Славный рыночный базар!

 Ну, а какая же ярмарка без весёлой пляски?

Выходи, честной народ, музыка плясать зовет!

Флешмоб «По малину в сад пойдем»

6-я площадка «Сладкоежка»

Ведущий:

У меня для праздничка

Угощенья разные:

Прянички, конфетки, бублики

Для пригожей нашей публики.

(Угощает детей сладостями)

Скоморох 1:

Мы сегодня с вами дружно пели и плясали.

Мы на ярмарке весёлой с вами  побывали!

Скоморох 2:

А сейчас, а сейчас, дети, мастер-класс для вас!

Ведущий объясняет порядок проведения мастер-классов.

Мастер-класс «»

(Майлат Анатолий Данилович)

Мастер-класс «» (Безумнов Виктор Петрович)



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 18 «Рябинушка»

                     Статья на тему:

«Русская народная музыкальная культура

как ресурс духовно-нравственного развития

детей дошкольного возраста»

                                                         

                                           

  Выполнила: Бухвалова С.Г.

                                                музыкальный руководитель

                                      2025-2026 уч. год

     Русская народная музыкальная культура является мощным ресурсом духовно-нравственного воспитания дошкольников, так как она способствует формированию ценностных ориентаций, чувства патриотизма, уважения к традициям и обогащает духовный мир ребенка через игры, песни, танцы и народные праздники. Музыкальная культура помогает детям развивать доброту, ответственность, трудолюбие и чувство общности, прививая им базовые национальные ценности, передаваемые из поколения в поколение. 

   Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь музыка развивает не только разум, она развивает и облагораживает чувства, и задача музыкального руководителя - средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка.

    Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.

     Русская народная культура является богатейшим материалом не только для знакомства с традициями русского народа, художественно-эстетического воспитания, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания.

Приобщение к русской музыкальной народной культуре осуществляется через фольклор, к которому относятся русские народные песни, народные игры, русские народные танцы и музыкальные инструменты.

   В своей работе я использую различные виды деятельности и формы работы с детьми, способствующие успешному решению задач. Провожу занятия, конкурсы, беседы, экскурсии, различные игры, выставки и многое другое.

Приобщение к русской музыкальной народной культуре осуществляется через фольклор, к которому относятся русские народные песни, народные игры, русские народные танцы и музыкальные инструменты.

     Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие.

С музыкальным искусством дети соприкасаются в детском саду, начиная с раннего возраста: ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки, подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике.

Нравственное воспитание средствами музыкального искусства состоит в том, чтобы научить детей сопереживать музыке, развить способность переживать чужие радости, чувствовать чужую боль, воспитывать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в нашем детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
        Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, а структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом   является слушание музыки.

Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры, фольклора.  Слушая народную, музыку и произведения великих русских композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина, ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Цель таких занятий с детьми (народной музыкой) не только познакомить с образцами фольклора, но и привить любовь к   ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса, жеста, движения.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества.

В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”.

Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников –это игра. Именно она приносит малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка.

Использование народных игр в работе с детьми позволяет донести до детей самобытность русского народа, колорит их обычаев, своеобразие родного языка, сформировать интерес к русской  народной культуре, к их традициям.

В играх отражается повседневная жизнь народа: как жили, как воспитывались, чем занимались наши предки.

К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок», «Вышла курочка гулять», «Разбуди мишку»; хороводные – «Заинька» и др.

Пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности.  Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. 

Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к природе, любви к Родине, своему городу, детскому саду. На музыкальных занятиях звучит музыка вокальная и инструментальная, связывая ее с выразительным, художественным словом, я помогаю детям осознать нравственную идею произведения. Благодаря этому перед ребятами возникают воплощенные в мелодии и непосредственно переживаемые чувства: ценность дружбы и товарищества, взаимопомощи, проявления чуткости по отношению к другому человеку. Ведь мы должны не только развить исполнительские качества. Мы стремимся к тому, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью.

Музыкально - ритмические движения так же являются важной составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребенка. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, духовную жизнь, традиции, события, происходящие в жизни людей.   В  народных танцах дети черпают  нрав, обычаи, дух свободы и творчества. 

Народные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение друг к другу, и в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Во всех танцах есть что-то общее, характерное для  народного танца – это широта движения, удаль, жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Организуя их, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, и культурные качества: любовь к своей стране, к родному дому, своей семье, детскому саду, родному городу. Дети всегда ждут в саду новогодних, Рождественских праздников, День защитника Отечества, Масленицы, День Победы. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.

В своей работе с детьми я стремлюсь добиваться того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр.

Используя музыку нам хочется, чтобы малыши знали: Родина – это все, что их окружает, родные и близкие люди, которые заботятся о них, родная природа, родная речь, песни и стихи обо всем этом, музыка к танцам с родными интонациями - все это учит ребенка гордиться этим и бережно ко всему относиться. Воспитывая у детей любовь к природе, птицам, ко всему живому, мы проводим такие развлечения, как: «В гостях у Осени», «Весенний праздник» и другие.

Все народные песни, а также народные мелодии, используемые на занятиях   с детьми дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Мы всегда стремимся создать атмосферу праздника, торжества, что бы от каждого занятия дети ожидали чуда, волшебства, чтобы воспитанники росли чуткими, терпеливыми, доброжелательными, способными сопереживать.

Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами невозможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье. Информация по этим и другим вопросам, предлагается родителям в родительских уголках, на сайте детского сада.

Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты учит их творчески преобразовывать окружающий мир.  

Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Музыкальное искусство — это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Концепция "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" 2016г.

Российское общество нужнается в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Использование ЭОР в деятельности дошкольной образовательной организации по развитию коммуникативной компетенции воспитателя и формированию духовно-нравственных начал у дошкольников посредством приобщения к народной культуре

Возрастающий интерес к народному искусству на современном этапе требует внимания на всех ступенях образования. Мы должны понимать ценность воспитательного воздействия произведений народного искусства ...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...