Статья: "Игры детей с использованием занимательного математического материала"
статья (подготовительная группа) на тему

Маннафова Римма Талгатовна

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса : «Как с помощью двух палочек на столе сложить квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Маннафова Римма Талгатовна

воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №387»

Московского района города Казани

Игры детей с использованием занимательного математического материала

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, необычность постановки вопроса : «Как с помощью двух палочек на столе сложить квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эти развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели – составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно- волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур – силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур – силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая – либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать её невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни трудился.

Список литературы:

1. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Михайлова З.А

2. Логика. Программа развития основ логического мышления у старших дошкольников. / Сост. Корепанова М. В.

3. Первые шаги в математику. Методическое пособие. /Сост. Буланова Л. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая гостиная для родителей«Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»

Знакомство родителей с использованием занимательного математического материала при обучении дошкольников математике...

Творческая мастерская "Организация игр детей с использованием занимательного математического материала"

Привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи...

Организация игр детей с использованием занимательного математического материала

Творческая мастерская для родителей и детей. В данной работе описаны игры математического содержания, которые помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому...

«Организация игр детей с использованием занимательного математического материала»

Цель:Привлечь интерес родителей к занимательному материалу, помочь осознать значимость его применения в условиях семьи;Учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру - силуэт,...

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математического материала.

Совместная деятельность педагогов и родителей в развитии умственных способностях детей через использование занимательного математическогоматериала....

Организация игр детей с использованием занимательного математического материала, головоломок.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элеме...

Организация игры детей с использованием занимательного математического материала дома

                                 Уважаемые родители!Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к...