" Играя, учимся!"
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Ниязова Ольга Маскимовна


Статья в газету о работе кружка "Грамотейка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zametka_o_gramoteyke.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                             «Играя, учимся !»

«Ра, ра, ра –начнается игра!» Такими словами начинает свое занятие по кружку « Грамотейка» педагог дополнительного образования  детского сада « Красная шапочка» Ниязова О.М.

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам развития, обучения и воспитания подрастающего поколения, которому предстоит жить и работать в новых условиях. Дети 6 летнего возраста   уже знают достаточно большое количество букв, некоторые к школе читают по слогам. Как подготовить дошкольников к обучению грамоте, первоначальному чтению   и предупредить нарушения письменной речи в школе (дисграфию), как подготовить детей без страха идти в школу, как при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни? От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой. Дополнительная образовательная программа “Грамотейка”разработанная и реализуемая  педагогом детского сада « Красная шапочка» Ниязовой О.М,  призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками. Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать. Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Предложенная мною образовательная программа «Грамотейка» разработана в соответствии с требованиями ФГОС и   предполагает преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, что является одним из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 6-7 лет является актуальным.

Организованная образовательная деятельность (ООД) – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну «Грамота», которое дошкольники проживают как единое малодифференцированное целое. Вся организованная образовательная деятельность обращена, главным образом, к чувствам детей, педагог выступает как дирижер сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами которого являются дети. Такое построение занятия позволяет наиболее гибко подстроиться под периферийное, в значительной степени распределенное внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и образное мышление, а также сделать практически незаметными для детей дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое с игровой тканью занятия. Кроме того, образовательная деятельность предполагает использование современных технологий развивающего обучения, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни. Содержание программы по обучению грамоте планируется на принятой в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Занятия происходят не в традиционной форме, а в игровой. Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.  В ООД есть как задания для детей с более высоким уровнем знаний и навыков, так и общие задания для обеих групп детей, то есть дифференциация материала по степени сложности и актуальности их именно для данной подгруппы. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует обширная наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами (гном по имени Играйка, гном поэт), зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая смена задания или упражнения, чтение и рассказывание сказок с постановкой игровой задачи, игровые упражнения «Добавлялки», «Подай голос», «Подарки», «Проведи дорожку». Для развития зрительного восприятия и зрительного предметного и буквенного узнавания (гнозиса) актуально использование букв, врисованных в изображение предметов, стилизованных и «зашумленных» букв; букв, выполненных различным наклоном и шрифтом; игр для развития зрительного внимания. Формированию и совершенствованию навыков чтения способствует применение разнообразных способов чтения: по верёвочке, по ступенькам, по ломанной линии, по волнам. Это совершенствует плавное слоговое чтение. Предполагается, что дети ведут тетради для печатания и учатся печатать там буквы, слоги, слова, предложения, списывать печатными буквами с готового текста.  Таким образом, первоначальное обучение чтению идёт через письмо, срисовыванию с образца, печатания букв, слогов. Формирование мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья происходит за счёт проведения зрительной гимнастики, ортопедических минуток, динамических разминок, смены статических и динамических поз внутри одного занятия, подвижных игр с речевым содержанием, использованием упражнений на снятие напряжений мышц.  Следует отметить, что материал образовательной деятельности разработан педагогом таким образом, что даже по окончании изучения букв, дети, не умеющие читать и путающие буквы к началу учебного года, овладевают навыками уверенного слогового чтения, безошибочно составляют звуковые схемы слов, имеют развитый фонематический слух.  Хочется заметить, что в зависимости от уровня подготовки детей педагог использует элементы по методике Усенковой: блочное изучение букв. Для того, чтобы удерживать интерес детей, чтобы не ослабевала их активность, О.М проводит занятия в быстром темпе.  Материал занятий педагог подбирает и так, что его можно применять и на занятиях по развитию речи. Часть кроссвордов, ребусов, подвижных речевых игр с успехом можно применять и во время режимных моментов, главное, чтобы материал весь был изучен и никакая часть его не была пропущена. Развитию активности и любознательности, заинтересованности и концентрации внимания способствует яркая наглядность, сюрпризные моменты, встречи со сказочными персонажами, зашифровка грамматических и лексических заданий в стихотворный текст, быстрая (через 3-4 минуты) смена задания или упражнения, наличие кроссвордов, загадок. ООД строится на различных игровых сюжетах: " Путешествие с Алисой по стране чудес", "Путешествие на корабле загадок", " Увлекательное путешествие с Колобком и Гномом", " В гости к Мудрой Сове", «В лаборатории учёного», «Путешествие в Страну Клеток». Внутри каждого конспекта ООД есть два варианта заданий: для более подготовленных и успешных детей и для детей, которые к началу обучения показывают ещё низкий уровень знаний и умений, то есть достаточно наглядно и хорошо раскрыт принцип дифференцированного подхода. Занятия содержат большое количество загадок, кроссвордов, стихотворных текстов, они способствуют повышению активности и заинтересованности ребёнка. Широко используются дидактические игры, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что само  занятие слишком насыщено играми и упражнениями, но всё это вполне укладывается в рамках 30 минут, так как психологическая  обстановка обоснована быстрой сменой деятельности в течении занятия, что даёт детям возможность не отвлекаться, не уставать, и совместное сотрудничество на правах партнёров («общение глаза в глаза») помогает ребёнку принять, понять и легко решить учебную задачу.  

   Для проведения работы  кружка  «Грамотейка» имеется необходимое методическое оснащение и оборудование  группы ( уголка): магнитная доска, магнитные буквы, фланелеграф ,наборное полотно, печатные буквы большого формата, разрезные азбуки,  зрительные символы на фронтальной стене кабинета для проведения зрительной гимнастики: предметные яркие картинки большого формата,  игрушки, расположенные у левого и правого края фронтальной доски, у верхнего и нижнего края, зрительные меняющиеся символы, ковёр на полу для проведения ряда упражнений и заданий в положении « Сидя на пятках», в позе « Лотоса», цифровые ряды  для каждого ребёнка ( 9 прямоугольников из разноцветного картона размерами 10на 15),  схемы слов (зелёные полоски), слогов ( чёрные квадратики) и звуков ( красные, синие зелёные кружки) для каждого ребёнка, звуковые линейки на каждого ребёнка, наборы карточек –лото по различным темам, картотека дидактических игр, эмоционально – динамических разминок, зрительная гимнастика, чистоговорок, сюжетные  тематические картины, разрезные картинки, сказочные герои – куклы, кукольный театр « Три медведя», модели слов; слоговая таблица, кубик, лента букв, настольно-печатные игры « 33 сестрицы», « Живые буквы», Сложи словечко», карточки с врисованными буквами; маршрутная дорожка с указанием изученных гласных, музыкальные инструменты, магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор. Педагогом сделана подборка методической литературы.

Такая систематически целенаправленная работа  по обучению грамоте формирует у дошкольников мотивацию к обучению, к сохранению своего здоровья, желание помочь другому ( сказочному персонажу),выработке волевых качеств- это четыре основных направления воспитательных задач, решаемых педагогом  системой обучения детей  в игре.

                                                                                          педагог дополнительного образования

                                                                                                           Ниязова О. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра "Учите играя"

В ходе деловой игры педагоги уточнят знания  по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...

Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"

Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...

Дидактическая игра "Учимся-играя".

Игра в помощь логопедам и воспитателям. ориентирована на детей старшей, подготовительной группы, а так же может быть полезна в начальной школе....

Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)

laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...

Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»

Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....

Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»

Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...