статья "экономическое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Потапова Оксана Анатольевна

Экономическое воспитание старших дошкольников.

На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников». Поскольку сегодня много говорим о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Взрослая жизнь потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Поэтому важно уже с дошкольного возраста  заложить основы таких качеств как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность, самостоятельность, деловитость -  сформировать разумные  экономические потребности.

Хотелось бы процитировать слова великого американского экономиста                  И. Колемана  «Лучше обеспечить минимум  экономической грамотности  на раннем этапе жизни, чем  бороться против стихийно полученной экономической  грамотности  в дальнейший период жизни».

Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Помочь детям  пополнить знания о жизни современного общества  может работа  по экономическому воспитанию в детском саду.

Я считаю, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данную тему я посчитала актуальной. Для своего проекта с детьми старшего дошкольного возраста, я взяла тему «Деньги. Что это? История денег. Мини музей денег».

В рамках нашего проекта была проведена предварительная беседа с детьми,  где мы определили главный вопрос  - что такое деньги? И откуда они берутся?  Для того чтобы найти ответы на главные вопросы,  мною были изучены исторические справки, факты, подобрана  необходимая литература, адаптированная для детей о деньгах.  

Дети проявили большой интерес к беседам о деньгах и рассказам об их истории, все беседы сопровождались показом наглядностей, мною был оформлен и прочтен детям альбом  «История денег. Рассказы для детей» автор Пётр Кошель. Для просмотра детьми был оформлен альбом с картинками  «Что такое деньги? Как появились деньги?»         

      В нашей группе был организован «Мини музей денег».  Экспонаты для музея  собирали с помощью родителей, которые охотно приняли в этом участие. Это были оформленные альбомы «Коллекция монет», коллекция бумажных денег разных стран  и времен  «Какие бывают деньги?», в нашем музее были представлены монеты даже времен Петра 1.   Наглядно были представлены способы накопления и сбережения денег – сберегательные книжки, электронные банковские карты, копилки, так же в музее присутствовали «Первые деньги» - ракушки, соль, меха. На пртяжении работы нашего музея его посетили дети других групп, педагоги, родители  - мы получили массу приятных отзывов от посетителей.                       

Интерес охватил всех - и взрослых и детей.  Были проведены беседы  с детьми  «С чего все начиналось?»- о первых «обменах» на соль, ракушки, меха и т.п.; «Реклама, для чего она нужна?» - для  детей  была создана игровая  ситуация и проигран рекламный ролик; было просмотрено несколько познавательных фильмов и передач о деньгах, их истории (из цикла познавательных передач «ГАЛИЛЕО», «У тетушки Совы», «АБВГДЕЙ ка»), видеофильм «Как печатают деньги»,

     Учитывая, что у дошкольников старшего возраста преобладает наглядно-образное мышление, то основным видом деятельности  является –игра, детям для сюжетно ролевых игр «Магазин.Супермаркет» было предоставлено много разнообразного игрового  материала, внесены в кассу  (распечатанные) купьры разного достоинства, в игре дети познавали на практике правила «купли- продажи», учились соотносить стоимость товара, приобретали практические навыки обращения с деньгами.

 Для более прочного и глубокого усвоения   экономических знаний мы использовали народные и авторские сказки, такие как «Мальчик с пальчик», «Муха Цокотуха», «Морозко», «Приключения Буратино…», «Как старик корову продавал»-м/ф, «Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина и др.  Так как художественная литература оказывает благотворное  воздействие на детей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах. Тем самым облегчает ребенку понимание жизни и отношений в ней.

Ну и конечно же в проект были активно вовлечены родители воспитанников. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Взрослые проявили большую заинтересованность в нашей работе, собирали экспонаты, дома с детьми были изданы книжки-малышки  «….Жила –была денежка..», «Пословицы и поговорки о деньгах», где они применили свои творческие способности.

В заключение  проекта, на уровне нашего ДОУ  мною было проведено открытое занятие для педагогов «Детям о деньгах».

    

На этом занятии я обобщила полученные знания детей о деньгах  и для большего интереса мы с детьми посетили «Лабораторию», где наши «юные исследователи» проводили эксперименты с деньгами, чтобы определить, какие деньги  удобнее и надежнее в использовании. Мои ожидаемые результаты полностью оправдались - дети получили массу интересных выводов, на практике лично убедились о свойствах денег, взяли для себя определенные знания.

Проведя  работу по проекту, я увидела положительные результаты, дети в игре в «Магазин» чаще уделяют внимание на цену товара, на наличие денег в кошельке, имеют четкое понятие «сдача», сюжет игры более насыщенный, интересный, приближен к реальности. Дети понимают, что денег бывает не достаточно для покупки и их необходимо заработать, деньги нужно экономить и беречь.

Экономическая  проблема может быть решена только сообща с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного воспитания в эконо­мике. Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими поня­тиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможно­стями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разоча­рования и как следствие — комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «...дети не учатся жить, а живут...» (Е. А. Аркин.).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotootchet_dengi.docx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...