Консультация для родителей "Ребенок и компьютер" автор Наумова Ирина ЧДОУ "Православный детский сад "Рождественский", корпус№2 "Владимирский"
консультация на тему

Наумова Ирина Ивановна

Консультация для родителей "Ребенок и компьютер"  автор Наумова Ирина - о том,  как свести к минимуму риски, закономерно возникающие при общении с сетью детей и подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_i_kompyuter.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок и компьютер

За каких-нибудь десять лет компьютерные игры стали неотъемлемой частью детского досуга.  Если у вас есть компьютер с Интернетом, то не пускать к нему ребенка сегодня — почти то же самое, как двадцать лет назад иметь возможность отправить его в хороший вуз и не делать этого. Однако нельзя забывать, что опасности глобальной паутины — тоже не пустые домыслы. О чем не подозревают родители, разрешая детям играть в компьютерные игры?

В современном мире компьютер, Интернет – это данность. Он существует и будет существовать. Интернет не исчезнет, и его роль в нашей жизни будет только усиливаться. Как минимизировать негативное влияние интернета?  А оно, безусловно, есть, и ему подвержены дети и подростки: незаконный контент, реклама наркотиков и алкоголя, пропаганда суицида, сцены насилия и жестокости и т. д.– незаконная информация, которая может нанести непоправимый вред психическому и физическому здоровью детей. Причем ребенку совершенно не обязательно сидеть и специально выискивать эту информацию. Она сама его найдет.

Известные психологи, педагоги, врачи, публицисты и священники в рассуждениях на тему «Дети и компьютер» сходятся во мнении, что мы оперируем весьма опасным инструментом, а процесс восприятия компьютерной информации  очень сходен с культурой питания. Ведь стоит немного недоглядеть, и замкнутые дети, или просто испытывающие трудности с общением, находят утешение и самоутверждение в компьютерных играх: там они переживают все свои самые лучшие и яркие эмоции. Как только ребенок, его организм, его душа понимает, что там ему комфортнее, он всячески стремится уйти в этот виртуальный мир, где он чувствует себя и героем, и защищенным.  Начинается с этого, а дальше – природа,  развивается зависимость…

Бывает, что игроманией начинают страдать хорошие дети, не обделенные родительским вниманием. Обычно психологи говорят, что ребенок должен быть занят, у него должно быть много увлечений, и тогда шанс увлечься «плохим» минимален. Но, оказывается, это тоже не всегда работает: ребенок вроде бы занят, ходит на разные кружки, а потом оказывается зависимым от компьютерных игр? Его нагрузили – это правильно. Но ему должна нравиться эта нагрузка, и он должен понимать, для чего она. Совсем лишать компьютера ребенка нельзя: запретный плод всегда сладок. Никогда нельзя наказывать «отлучением от компьютера»: это вызовет как раз протест.

Да, конечно, мы не можем сейчас детей оградить: технологии развиваются, и компьютер, конечно, приносит не только вред. Все зависит от качества информации, получаемой ребенком, от того, какие функции используются им на компьютере, с какого возраста. А также от того, сколько времени проводит подросток или ребенок за компьютером.

Можно услышать и  такие возражения: ведь и раньше  дети играли в войну, в солдатики. Разве там не убивали? Даже в шахматах и шашках, где «едят» фигуры противника, тоже совершается условное убийство. Играли, но кроме подобных игр у ребят была еще масса других, в которых никаким истреблением врагов даже не пахло: лапта, городки, штандр, вышибалы, горелки, бояре и проч. Но почти никому из современных мальчиков девочек они неизвестны. Настольные игры тоже в чести не у всех. Вот что об этом говорит православный психолог Т.И, Шишова[1]:

«В компьютерных играх граница условности недопустимо сдвинута в сторону реализма. И сдвигается все больше и больше. Недаром сейчас принято говорить о виртуальной реальности. Многим детям, сызмальства привыкшим к острым, захватывающим ощущениям, которые предоставляет компьютер, настольные игры кажутся чересчур пресными. А уж про ролевые игры, когда ребенок спонтанно разыгрывает целые импровизированные спектакли, и говорить нечего. Это теперь «кино не для всех». У большинства не хватает фантазии. Но даже те, кто играют, обычно разыгрывают батальные сцены, до боли напоминающие эпизоды компьютерных игр. Их фантазия тоже не идет дальше разнообразных видов магии и физического уничтожения противника».

Как свести к минимуму вред от пользования компьютером детьми?

  • устанавливать правила пользования. А они должны быть достаточно жесткими: полчаса, максимум час в день. Врачи говорят, что шести-семилетние дети могут без ущерба для здоровья заниматься за компьютером не более 10 минут. Ученики 2-3 класса — 15 минут. В 4-6 классе норму можно повысить до 20 минут, в 8-9-ом — до 25 минут, и только в 10-11 — до получаса. устанавливать правила пользования. Главное, чтобы это не выглядело как наказание.
  • Не ставьте компьютер в детской. Этим провоцируется бесконтрольное пользование. «Имея бесконтрольный доступ к Сети, ребенок в худшем случае съедет в какое-нибудь безобразие, в лучшем – потеряет время»,  -  говорит священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, к.и.н., председатель епархиальной комиссии по делам молодежи г. Москвы[2]. Для снижения дозы электромагнитного излучения стол, на котором стоит компьютер, должен быть не меньше 60 см в ширину. Следите также за тем, чтобы ребенок во время работы за компьютером не сидел спиной к окну: блики на экране портят зрение.
  • Заинтересовывайте ребенка разными другими играми. Не поленитесь сходить в магазин или в библиотеку, а потом увлечь ребенка ручейками или горелками. В данном вопросе (как, впрочем, и во многих других) залогом успеха будет энтузиазм взрослого. Важно и приучать ребенка мастерить, рисовать, лепить. «Занимайтесь детьми,
    а не оправдывайтесь тем, что вам недосуг», - говорит Митрополит Лимасольский  Афанасий. – «Безусловно, запрет – не выход…В первую очередь мы должны посвящать свое время детям, разговаривать с ними, чтобы они нам всё рассказывали, делились с нами тем, что их волнует, имели бы к нам доверие. Иначе наступит время, когда будет поздно, и виноватым будет не интернет, а мы сами»[3].
  • Не внушайте ребенку отношение к компьютеру как к сверхценности. Возможность провести время за компьютером не должна стать для детей лучшей наградой за труды. И не только на словах, но и на деле демонстрируйте ему, что в мире очень много интересного.
  • Если же причина в ребенке, выявите ее и постарайтесь устранить. Да, есть дети, которых нужно учить общаться. И это труднее, чем обучение чтению и письму. Но не надо жалеть сил для овладения самым необходимым для человека навыком — навыком общения. Столь важный пробел неизбежно скажется на многих сторонах жизни ребенка,  и многое будет уже невосполнимо.
  • Необходимо тщательно подбирать по содержанию игры, ведь среди  их множества есть и полезные, развивающие, которые, например обучают малышей совмещать цвета, воссоздавать по памяти картинки, составлять предметы из геометрических фигур и т. п.

        Компьютер помогает ребенку научиться читать, изучать иностранные языки. Есть компьютерные энциклопедии, преподносящие ребенку знания в занимательной игровой форме. Широкой популярностью пользуются и так называемые интерактивные книги и включающие в себя  игры, тренирующие память и внимание, предлагающие выполнить различные интересные упражнения на развитие навыков чтения, знакомящие юных пользователей с английским языком.

Дошкольникам и младшим школьникам можно предлагать «паззлы»: это развивает пространственное и логическое мышление. Дети с удовольствием играют и в филологические игры типа «Поля чудес».

Да и чисто развлекательные игры не однородны. Одно дело тупой мордобой (так называемые «стрелялки»), где все мастерство игрока сводится к умению нажимать на кнопки. И другое — «квесты» (от английского «quest» — «поиски»). В детских «квестах» действуют герои мультфильмов, там никого не надо убивать, в этих играх много по-настоящему смешного. А смысл игры сводится к достижению цели путем решения логических задачек. Между прочим, в «квестах» и мир более дружелюбный (хотя и здесь бывают исключения). Во-первых, он не делится только на своих и чужих, там много нейтральных персонажей, которые занимаются своими делами и не вовлечены в перипетии сюжета. А во-вторых, сообщников у ребенка больше, чем противников. Согласитесь, в свете всего вышеизложенного это немаловажная деталь

Подобные игры развивают не только абстрактное мышление, но и чисто бытовую смекалку, готовят детей к ситуациям, с которыми те могут столкнуться в реальной жизни. Можно заниматься моделированием, делать 3D-объекты, можно работать с видео и со звуком, делать что-то самому, что позволяет немножко по-другому взглянуть на информационные технологии.

«Обезопасить детей от незаконной информации в интернете,
не прибегая к драконовским мерам, в силах родителей», - считает исполнительный директор Лиги безопасного интернета Денис Давыдов
[4]. – «Родителям достаточно установить на домашних компьютерах так называемый «родительский контроль». Это специальные фильтры, которые любой родитель может подключить у своего оператора связи. Или, к примеру, можно воспользоваться аналогичным бесплатным фильтром от Лиги безопасного интернета. Такие фильтры блокируют доступ на сайты с опасным контентом, при этом сайты с полезной познавательной и обучающей информацией остаются свободно доступными. Подобные фильтры в обязательном порядке установлены на всех компьютерах в школах».

Да, конечно, демонизировать компьютер не стоит. Но и тешить себя мыслью, что это просто удобный инструмент, ничем принципиально не отличающийся от других инструментов (скажем, молотка), тоже не следует. Молоток не выдает таких красочных, завлекательных образов, не вступает в интерактивное общение, не оказывает гипнотического эффекта, не может программировать поведение человека. И будем честны: зачастую родители только рады, если ребенок часами пропадает в виртуальном мире и не претендует на их внимание.


[1] Ребенок и компьютер: сб. материалов И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова, М.Н. Миронова [и др.];          сост.: И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. - Клин: Христианская жизнь, 2007. - 320 с.

[2] А. Ерахтина . Дети в интернете. Мнения пастырей и специалистов. http://www.pravoslavie.ru/77085.html

[3] А. Ерахтина . Дети в интернете. Мнения пастырей и специалистов. http://www.pravoslavie.ru/77085.html

[4] Там же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Поиграем с детьми". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель

Консультация для родителей "Поиграем с детьми". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...

Консультация для родителей "Дети и музыка: слушать или нет?". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель

Консультация для родителей "Дети и музыка: слушать или нет?". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...

Консультация для родителей "Домашний театр". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель

Консультация для родителей "Домашний театр". Автор: Зуева Ирина Александровна, музыкальный руководитель...