Главные вкладки

    Программа развивающих занятий с первоклассниками "Первоклашка"
    план-конспект занятия на тему

    Яскевич Елена Викторовна

    Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с тревожностью и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом, неизвестностью. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им адаптироваться к школе предлагается программа развивающих занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_pervoklashka.doc159 КБ

    Предварительный просмотр:

    Республика Карелия

    Администрация города Петрозаводска

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Петрозаводского городского округа

    «Средняя общеобразовательная школа № 6»

                           

    Программа развивающих занятий

    с первоклассниками

                                                                                                       

                                                                                                     

                                                                                                     

                                                                                    Автор программы:

     Яскевич Е. В.,

                                                                                    педагог-психолог

                                                                                                     

    г. Петрозаводск

    Поступление в школу – это новый этап в жизни ребенка. Многие дети с тревожностью и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию - школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом, неизвестностью. Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им адаптироваться к школе предлагается программа развивающих занятий.

    Цель:

    Создание социально – психологических условий для успешной адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения.

    Задачи:

    1. Развивать у детей социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами;  

    2. Формировать устойчивую учебную мотивации на фоне позитивной «Я – концепции» детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;

    3. Развивать когнитивные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений входит в понятие психологической готовности к школе.

    Численность развивающей группы 6-8 человек. Начало развивающей работы с первоклассниками приходится на конец октября – начало ноября. Программа включает в себя 15 занятий. Частота групповых встреч - 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 35-40 минут в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

    Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие навыков адекватного социального поведения, эмоционально-волевой и познавательной сферы школьников. Необходимым элементом всех занятий являются психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества. На занятиях кроме игр и психотехнических упражнений используются коррекционные сказки М. Панфиловой, которые помогают первоклассникам легче оценить свои поступки, осознать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных правил, ситуаций и другое позволяет снизить школьную тревогу у детей, они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.

    Структура группового занятия включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, основное содержание, рефлексия занятия, ритуал прощания.

     Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, в свою очередь, чрезвычайно важно для плодотворной работы. Ритуалы могут быть придуманы самой группой в процессе обсуждения, могут быть предложены самим психологом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии, а задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети. Желательно, чтобы в ходе развития группы контроль над исполнением ритуала перешел к членам самой группы.  

    Разминка – является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

    Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр, психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленных одновременно и формирование социальных навыков, и на развитие познавательных процессов, и на динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления и их общее количество. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельностей, смену психофизиологического состояния ребенка (от подвижного к спокойному и наоборот). Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом фактора утомления детей).

    Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делаем).

    Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у младших школьников необходимого уровня психологической готовности к школе в сферах общения со сверстниками и педагогами, мотивационной и интеллектуальной готовности.  

    Занятие 1.

    Задачи: создать условия для более близкого знакомства детей в микрогруппе. Определиться с правилами на занятии. Развивать внимание, память, мышление.

    Необходимые материалы:

    Мяч, звездочки – основы для визиток, цветные карандаши, скотч, текст сказки «Шапка – невидимка».

    Ход:

    Вводное слово

    Дети сидят или стоят в кругу. Ведущий говорит: «Я знаю, что дети любят играть, но игра у них не всегда получается дружной и интересной. Здесь, когда мы будем собираться вместе, мы попробуем научиться быть внимательными друг к другу и весело играть. Думаю, что после наших встреч вы сможете поладить со многими детьми и интересно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. Вы хотите этому научиться?  

    1. Ритуал приветствия. Знакомство

    В общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу: первый называет свое имя, следующий – предыдущего участника и только затем свое («Тебя зовут Аня, я – Олег») и т. д. Если имя соседа забылось, нужно вежливо просить повторить. В завершение задания выясняется «самый памятливый».

    Затем каждый оформляет себе «визитку» на заранее приготовленных ведущим «звездочках». Если ребенок затрудняется написать свое имя, ему помогает ведущий. На визитке нужно отразить что-то, что его автор любит. По окончании работ визитки представляются группе (с небольшим комментарием), после чего приклеиваются скотчем (одежду это не портит). Если ребенок испытывает трудности с определением того, что он любит, ведущий может предложить ему несколько вариантов на выбор.

    1. Игра «Путаница»

    Выбирается водящий.  Остальные участники, взявшись за руки, образуют круг. Водящий отворачивается, а остальные участники начинают «запутываться», меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Водящему нужно распутать получившуюся фигуру, вернув каждого в первоначальное положение, в круг.

    1. Установление правил

    Обсуждаются трудности, возникшие в предыдущей игре. На их основе вырабатываются правила работы группы, которые помогут в дальнейшем избегать таких ситуаций:

    • Говорить по одному;
    • Не перебивать того, кто говорит;
    • Не применять физическую силу;
    • Ни кого не оскорблять, не дразнить и т. д.

    Дополнительно вводиться правило «шапки – невидимки» как санкции за нарушение остальных правил. Для этого используется сказка М. Панфиловой (см. Приложение 1), адаптированная к работе в развивающей группе (в оригинале она предназначена для достижения аналогичной цели педагогом на уроке).

    Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время последующих занятий группы. При наличии идей пиктограммы могут предложить сами участники группы.

    1. Рефлексия занятия

    Обсуждение итогов занятия: круг «Новое и важное для меня».

    1. Прощание «Ласковое имя»

    Каждому ребенку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

    Занятие 2.

    Задачи: стимулировать внутригрупповое общение. Закрепить правила работы на занятии. Развивать внимание, память, наблюдательность, умение договариваться.

    Необходимые материалы:

    Мяч  

    Ход:

    1.  Ритуал приветствия

    Сидя или стоя всем взяться за руки, на счет 1-2-3- держаться за руки, на счет 4- всем вместе похлопать в ладоши.

    2.  Разминка

    Ребята передают мяч по кругу. По хлопку меняют направление передачи мяча.

    3.  Игра «Закончи слово»

    «Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например, на слог ра, зем, го, па, де, ка. Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить первый слог слова, а вы должны будете поймать мяч и, кинув его мне обратно, договорить это слово (т. е. закончить слово).

    4. Игра «Штирлиц»

    «Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто желает быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. Остальные игроки замрите в позах. Ведущий запоминает позы играющих и их одежду. Затем выходит из класса. Играющие, сделайте по одному изменению в своей позе или одежде. Приглашаю ведущего войти. Ведущему нужно найти изменения в позе или одежде играющих. Если ты сможешь найти изменения, то у тебя хорошая наблюдательность».

    Рекомендации: достаточно, чтобы ведущим побывало трое ребят; если детям трудно увидеть 5-7 изменений, их можно сократить до 3-4; изменения вначале вносит взрослый, затем ребята сами пытаются определить, что они хотят поменять.

    5. Рефлексия

    Что понравилось на занятии.

    Зачем мы играем?

    6. Прощание

    Так же как и приветствие.

    Занятие 3.

    Задачи: способствовать снижению школьной тревожности; определиться с детьми, в какие игры можно играть на перемене; развивать тактильную память, внимание, сплоченность группы.

    Необходимые материалы:

    Текст сказки  М. Панфиловой «Игры в школе», шарф.

    Ход:

    1. Ритуал приветствия

    Сидя или стоя в кругу соединить ладошки и сказать всем вместе фразу, которой можно поприветствовать всех (например, «Добрый день»).

    1. Разминка «Исходное положение»

    «Внимание, друзья, предлагаю вам размяться! Предлагаем расположиться на своих стульях удобнее. По моей команде «Встать!» вы должны быстро встать, а по команде «Сесть!» нужно быстро сесть. Нужно постараться всем одновременно вставать, а затем садиться».

    1. Сказка «Игры в школе»

    Сегодня мне бы хотелось поговорить о школьных переменах.

    Что делают школьники на переменах?

    Хотите ли вы узнать, чем занимаются ребята - зверята на переменах?

    Чтение сказки «Игры в школе» (См. приложение 2)

    Вопросы после прочтения:

    О чем говориться в этой сказке?

    В какие игры можно играть на перемене?

    Почему нельзя играть в очень шумные, подвижные игры?

    1. Игра «Конспиратор»

    «Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру».

    Водящий становиться внутрь круга. Внимательно смотрит на ребят, затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы, должен узнать ребят, к которым его подводят.

    1. Игра «Гомеостат»

    «Внимание! Сыграем в следующую игру. Эта игра поможет узнать, умеем ли мы работать вместе. Это сложная игра. И сразу у нас не получиться. Потребуется несколько занятий, чтобы ее освоить. Игра заключается в следующем. Вся группа собирается в круг. По моей команде все выбрасывают пальцы. Группа наша должна стремиться к тому, Чтобы все участники выбросили одно и тоже количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться и т.д., т. е. нельзя пытаться согласовывать свои действия каким-либо незаконным способом». Для того, чтобы предоставить друг другу возможность оценить обстановку и учесть в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время.

    1. Рефлексия занятия

    Что было хорошего, полезного и интересного на занятии?

    1. Прощание

    Сидя или стоя в кругу соединить ладошки и сказать всем вместе фразу, которой можно поблагодарить за занятие («Спасибо за занятие!).

     

    Занятие 4.

    Задачи: способствовать развитию межличностного общения в группе, внимания, образного мышления, воображения;

    Закрепить знание правил поведения на занятии и в школе.

    Необходимые материалы:

    1. Карандаш, цветок, сказка «Школьные правила».

    Ход:

    Приветствие «Я - о кей и ты - о кей!»

    Передавая цветок, своему соседу справа, необходимо произнести, показав сначала на себя указательным пальцем: «Я – о кей!», затем на партнера: «И ты – о кей!». Партнер, взяв цветок, в ответ показывает указательным пальцем на того, кто его поприветствовал, и говорит: «Ты – о кей!», затем на себя: «Я – о кей!».

    1. Разминка «Как можно использовать карандаш»

    Ребята по очереди называют все способы необычного использования названного предмета.

    1. Игра «Переходы»

    «Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на своих товарищей, обратите внимание на цвет каждого из них. Сейчас по моей команде вам нужно будет встать таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми темным волосами. Рядом с ним должен встать тот, у которого волосы посветлей, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. И так, по моей команде, без лишней суеты вам нужно будет встать на соответствующее место. И так, справа от меня – брюнет из брюнетов, слева – блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующее оттенкам своих волос места между ними». Предлагаю ребятам помогать друг другу в определении своего места в ряду.

    1. Чтение сказки М. Панфиловой «Школьные правила» 

    «Играть интересно, если все ребята соблюдают правила. Все ли ребята соблюдали правила в прошедшей игре? А какие есть правила в школе? Я предлагаю послушать сказку о правилах в Лесной школе» (См. приложение 3).

    После прочтения обсуждаем, какие правила были в Лесной школе.

    1. Игра «Гомеостат»

    (См. выше)

    1. Рефлексия
    1. Что понравилось на занятии и почему?
    1. Прощание

    Детям предлагается придумать самостоятельно.

    Занятие 5.

    Задачи: способствовать вербализации участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной (проективной) форме; развивать зрительно-двигательную координацию, произвольность.

    Необходимые материалы:

    Картинка – стимул («Робкий заяц»), магнитафон, диск с веселой музыкой.

    Ход:

    1. Приветствие «Половинка к половинке»

    Участники группы садятся в круг. Затем каждый по очереди говорит половинку того слова, которым хотел поприветствовать группу. Например, «При-вет», «Здравст-вуйте». Сидящий справа ребенок говорит вторую половинку слова, а затем половинку своего приветствия своему соседу справа и т. д.

    1. Разминка «Изобрази предмет»

    Детям нужно придумать и без слов изобразить предмет, как-то связанный со школой. Остальные участники группы отгадывают, какой предмет имеется в виду.

    1. Упражнение «Сказка»

    Ребятам предлагается картинка («Робкий заяц»), о котором необходимо сочинить сказку. Сказка сочиняется по кругу, каждый говорит по одному предложению. Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа может быть предложена в индивидуальном режиме: «В сказке всегда счастливый финал. Кто может придумать финал нашей сказки?»

    Дети, характеризующиеся страхом самовыражения, при выполнении этого упражнения нуждаются в помощи ведущего. Ведущий может придумывать предложение вместе с ребенком или вслух громко говорить то предложение,  которое ребенок говорит себе под нос, шепотом, обязательно подбадривая его при этом.

    1. Игра «Сделай как я»

    Дети выстраиваются в шеренгу. Ведущий выполняет несложные упражнения, которые остальные участники пытаются в точности воспроизвести. Попеременно каждый ребенок выступает в роли «задающего движения». Во время игры звучит веселая музыка.

    1. Игра «Наоборот»

    Ведущий показывает движения, все его повторяют, а один ребенок делает наоборот. В качестве «непослушного» ребенка поочередно выступает каждый участник группы. Во время игры звучит веселая музыка.

    1. Рефлексия
    2. Прощание

    Занятие 6.

    Задачи: мотивировать группу на сплочение; Способствовать осознанию у учащихся личных трудностей и нахождению путей их решения; развивать внимание, аналитико-синтетические особенности мышления, произвольность, упражнять слуховую и зрительную память.

    Необходимые материалы:

    Магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши.

    Ход:

    1. Приветствие

    Дети придумывают самостоятельно.

    1. Разминка «Ритмический рисунок»

    Ведущий задает ритмический рисунок, а кто-то из детей повторяет. Затем повторяют все вместе. Можно предложить кому-нибудь из ребят выполнить  ритмический рисунок с помощью хлопков в ладоши, а другим запомнить и повторить.

    1. Игра «Запомни порядок»
    1. Выбирают 5-6 детей. Остальные – «зрители». Из выбранных детей один становится водящим. Другие 4-5 участников выстраиваются в «паровозик». Водящий должен посмотреть на «паровозик» 1 минуту, а затем отвернуться и перечислить детей по именам так, как они стоят в «паровозике». После этого игроки становятся зрителями, а на «сцену» выходят другие дети. Следующий водящий запоминает, как стоят участники игры и отворачивается, а ребята в это время меняются местами. Затем водящий поворачивается и расставляет их так, как было до перестановки.
    1. Рисунок «Мои школьные трудности»
    1. Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей первоклассника»: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем каждый получает бумагу, на которой рисует свои трудности в школе. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему, дает советы, как поступить в той или иной ситуации.    
    1. Игра «Летела корова»

    Играющие образуют круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. Так чтобы правая ладошка лежала на левой ладошке соседа слева, а на левой –  правая ладошка соседа справа. Все по очереди произносят по одному слову из стихотворения и хлопают правой ладошкой по левой ладошке своего соседа справа.

    Стихотворение: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?….»

    Кому выпадает очередь, называет любое слово, например, «трава», и хлопает правой ладошкой по левой ладошке соседа справа. Сосед справа вместе с хлопком произносит первую букву этого слова, следующий игрок – вторую букву и так далее. Задача последнего игрока, называющего последнюю букву, хлопнуть по левой ладошке своего соседа справа, а соседу справа не зевать и успеть убрать руку.  

    1. Рефлексия
    1. Что понравилось и не понравилось на занятии?
    1. Прощание

    Игра «Летела корова…» (вместо слова взять фразу «Спасибо за занятие»)

    Занятие 7.

    Задачи: тренировать гибкость поведения учащихся; развивать внимание, память, воображение, произвольность поведения.

    Необходимые материалы:

    Бумага, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, диск со спокойной музыкой.

    Ход:

    1. Приветствие.

    Дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг друга, глядя в глаза и с доброй улыбкой.

    1. Разминка «Что лежит в портфеле?»

    Водящий бросает кому-то из ребят мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он должен лежать в портфеле, то мяч нужно ловить, если нет, то мяч ловить не нужно.

    1. Игра «Школа животных»

    Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животного обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников – лидеров). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т. д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется по жребию, каждый демонстрирует доставшееся ему поведение. Если ребенок испытывает трудности в моделировании поведения, ведущий может помочь ему или попросить о помощи того ребенка, от которого испытывающий затруднения участник будет готов ее принять.

    1. Игра «Цвета»

    «Внимание! Сейчас ведущий будет предлагать всем играющим по очереди называть пять предметов одного цвета (синего, желтого, красного и т. д.). Так он переберет разные цвета. Тот, кто не сможет за 1 минуту припомнить 5 предметов названного цвета, выходит из игры. Повторять уже названные предметы не разрешается».

    1. Игра (по желанию ребят)
    2. Рефлексия
    3. Прощание «Доброе тепло»

    «Встаньте в круг и нежно возьмитесь за руки. От меня вправо пойдет «тепло», т. е. я легонько пожму своему соседу справа руку, он – следующему, и так по кругу. Давайте попробуем. А теперь так же, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как быстро группа выполнит это задание».

    Занятие 8.

    Задачи: развивать у первоклассников позитивное отношение к школе, слуховое восприятие, внимание, уверенность в себе, произвольность поведения.

    Необходимые материалы: 

    Бумага, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, кассета со спокойной музыкой, два шарфа.

    Ход:

    1. Приветствие

     Дети приветствуют друг друга, хлопая в ладоши и говоря каждому: «Привет…..!»(назвать имя ребенка, которому передается привет). Психолог следит, чтобы никто не остался без приветствия.

    1. Разминка «Урок и перемена»

    Ведущий называет какое-то дело, а ребята отвечают, когда его делают: «на уроке» или «на перемене». Если ведущий поднимает руку, задавая вопрос, отвечают все хором, если рука не поднята, ведущий смотрит на кого-то одного, то отвечает этот ребенок.

    1. Игра «Школа для людей»

    Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют все на тему «Что мне нравится в школе» (желательно под музыку). Устраивается выставка рисунков, которые комментируют авторы и зрители. Кому нравится то же самое, может с согласия автора написать на рисунке свое имя.

    1. Игра «Подойди поближе»

    Выбираются два игрока, им завязывают глаза, отводят друг от друга на некоторое расстояние. По команде они начинают издавать звуки и идти на встречу друг к другу. Когда кто-нибудь почувствует, что подошел очень близко, то ему нужно сказать «Стоп!».

    1. Игра (по желанию детей)
    2. Рефлексия.
    3. Прощание.

    Придумывают дети.

    Занятие 9.

    Задачи: развивать зрительную память, внимание, координацию движения, самооценку участников группы через самоанализ достоинств.

    Необходимые материалы:

    Бумага, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, кассета со спокойной музыкой

    Ход:

    1. Приветствие

    Дети сначала приветствуют друг друга рукопожатием, затем «конструируют» общее рукопожатие: дети одновременно вкладывают свои руки в ладони психолога.

    1. Разминка «Встаньте те, кто…»

    Ведущий произносит фразу: «Встаньте те, кто…» и называет какое-нибудь качество. Все кто считает, что у него есть это качество, встают и хором говорят: «Желаем всем хорошего настроения».

    1. Упражнение «Ладошка»

    Каждый получает листок бумаги. Нужно, приложив ладошку, обвести ее и в центре написать: свое имя, а в каждом пальчике – по одному хорошему качеству, которое ребенок сможет в себе найти. Нарисованная ладошка раскрашивается. Законченные рисунки представляются группе, комментируются авторами. В случае если ребенок не может найти у себя положительных качеств, ведущий предлагает варианты таких качеств или предлагает попросить помощи у других ребят.

    1. Игра «Испорченный телефон»

    В группе по желанию выбирается один водящий. Затем вся группа становится в колонну к нему спиной и закрывает глаза. Водящий подходит к первому участнику, стоящему к нему спиной, трогает его по плечу, тот ребенок открывает глаза и поворачивается лицом к нему. Водящий в тайне от других показывает какую-нибудь позу, которую придумывает сам. Затем водящий отворачивается и отходит в сторону. Ребенок, которому показали позу, подходит к следующему игроку, стоящему в колонне и показывает ему ту позу, которую увидел и т. д. Когда всем детям показаны позы, они встают в круг лицом друг к другу. Водящий показывает свою позу, и тот из детей, кто закончил игру последним, тоже показывает свою позу. Первая и последняя позы сравниваются детьми по схожести. Позы могут получиться разными, но детям следует объяснить, что ничего в этом страшного нет, что так и должно быть, расскажите про игру «Испорченный телефон». Позы могут получиться и одинаковыми – это хороший результат, его необходимо отметить.  

    5. Рефлексия.

    6. Прощание.

    Дети вкладывают свои руки в ладоши психолога, на счет 1-2-3 – держат, на счет 4 – хлопают в ладоши.

    Занятие 10.

    Задачи: способствовать развитию сплоченности группы через совместную деятельность, умения работать в паре; Развивать внимание, слуховую память, самоконтроль, положительного  эмоционального тонуса.

    Необходимые материалы:

    Мяч, цветные карандаши, фломастеры, парные варежки, вырезанные из бумаги.

    Ход:

    1. Приветствие

    Дети приветствуют друг друга необычным способом: трутся носами, здороваются ногами, плечиками и т. д. Чем необычнее приветствие, тем лучше.

    1. Разминка «Синтез слов из звуков»

    Водящий произносит слово, но не слитно (корова), а по отдельным звукам (к-о-р-о-в-а). Дети синтезируют эти звуки в слово. Два параметра, которые регулируют сложность упражнения – это длина слова и темп произнесения звуков. По мере усвоения детям можно самим загадывать слова из звуков.

    1. Игра в мяч «Имена»

    Дети свободно двигаются под веселую музыку. У одного из детей (водящего) в руках мяч. Он кидает его и кричит: «Таня!». Девочка из группы по имени Таня быстро подбегает и ловит мяч. Она задумывается и кричит новое имя.

    Если в группе есть одинаковые имена, их нужно на время как-нибудь изменить, чтобы они отличались друг от друга.

    1. Упражнение «Варежки»

    В случайном порядке раздаются парные заготовки «варежек» (на тот случай, если участников окажется нечетное количество, необходимо приготовить одну «тройку» варежек). Задача – найти свою пару (тройку), договориться и вместе раскрасить варежки. В конце каждая пара представляет свое творение. В случае конфликтов внутри пар возможна тактичная помощь ведущего

    1. Игра «Комплимент»

    Все садятся в круг. Каждому участнику нужно придумать и сказать приятные слова своему соседу справа.

    1. Рефлексия
    2. Прощание

    Дети прощаются так, как они сами хотят.

    Занятие 11.

    Задачи: развивать внимание, коммуникативные навыки участников занятия; навыки самоконтроля, умения распознавать и изображать чувства и настроения других.

    Необходимые материалы:

    1. Набор карточек «Азбука настроения»

    Ход:

    1. Приветствие

    Все приветствуют друг друга, как принц и принцесса в сказке: девочки делают реверанс, а мальчики прикладывают правую руку к левой стороне груди и кланяются. Мальчики должны поприветствовать каждую девочку, а девочка ответить на его приветствие.

    1. Разминка «Скажи фразу»

    Ребятам предлагается сказать фразу «Сегодня на улице дождь». Произнести нужно с разным настроением (радостным, сердитым, испуганным,  злым, самодовольным, удивленным, печальным). Если ребенок затрудняется, то ему предлагается помощь взрослого или кого-либо из ребят.

    1. Игра «Кто быстрее»

    Для этой игры используются карточки «Азбука настроения». Ведущий раздает каждому из ребят по 6 карточек с одним и тем же персонажем в разных настроениях. Затем ведущий называет какое-нибудь настроение, а дети должны как можно быстрее положить на стол карточку, на которой персонаж изображен с названным настроением. Если дети допускают ошибки, их нужно исправлять в ходе игры. Выигрывает тот из детей, кто больше даст правильных ответов и сделает это быстрее других.

    1. Игра «Имитация»

    Используя набор картинок из «Азбуки настроений», одного ребенка просят найти среди карточек всех веселых людей и зверей, другого ребенка – найти всех недовольных и т. д. Если ребенок допускает ошибки, их нужно исправлять при помощи других детей. Затем детям предлагается изобразить на своем лице сходное настроение. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. После каждый загадывает настроение и по очереди показывает, а задача других угадить изображаемое настроение.

    1. Игра (по желанию детей)
    2. Рефлексия
    3. Прощание «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка»

    Предлагается положить свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.

    Занятие 12.

    Задачи: развивать произвольность, навыки общения, познакомить участников группы со способами снятия агрессии.

    Необходимые материалы:

    Текст сказки М. Панфиловой «Драка», подушка, магнитофон, кассета с веселой музыкой, колокольчик.

    Ход:

    1. Приветствие
    1. Дети приветствуют сначала товарищей вербальным способом, так как хочется, а затем – не вербальным.
    1. Разминка «Да и нет»

    Сейчас вам будет нужно использовать всю мощь своего голоса. Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «Да», а кто - слово «Нет». Весь ваш спор будет состоять из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Пожалуйста, слушайте колокольчик, который я принесла с собой. Услышав его звон, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите при этом внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама.

    1. Чтение сказки М. Панфиловой «Драки»

    Бывает такое, что ребята в классе ссорятся. А в вашем классе случалось такое? Сейчас вам предлагается послушать историю, которая произошла в Лесной школе, и узнать, как учитель Еж помог своим ученикам.

    Чтение сказки (См. приложение 4).

    После прочтения сказки вместе с детьми проверяется метод «сердитая подушка». Каждому ученику предоставляется возможность выразить накопившуюся агрессию. При этом нужно соблюдать инструкцию учителя Ежа.

    1. Игра «Заколдованные»

    «Внимание! Выбираем водящего, остальная группа расходится по классу. По команде «Стоп!» все замирают. Водящий старается рассмешить «заколдованных» (не дотрагиваясь до игроков), и если ему это удается, «заколдованный» присоединяется к водящему. Игра прекращается, когда все участники игры расколдованы. Выигрывают самые стойкие ребята.

    1. Рефлексия
    1. Что понравилось? Что узнали нового?
    1. Прощание «Спасибо за занятие»

    Ведущий подходит к одному из ребят, берет за руку и говорит: «Спасибо за занятие». Затем они вместе подходят к другому ребенку и, взяв его за руку, произносят те же слова и т. д. Прощание продолжается, пока все участники не окажутся взявшимися за руки.

    Занятие 13.

    Задачи: способствовать развитию дружеских отношений в группе; познакомить с позитивными способами взаимодействия, снять тревожность, улучшить настроение в группе; развивать внимание, память, произвольность, ориентировку в пространстве.

    Необходимые материалы: Мяч, повязка для глаз, сказка «Грубые слова».

    Ход:

    1. Приветствие

    Дети самостоятельно придумывают приветствие.

    1. Разминка

    «Сейчас мы с вами попробуем все вместе рассказать стихотворение «Уронили мишку на пол», но условие будет такое, каждый по очереди будет называть по одному слову».

    Перед выполнением задания вспоминаем стихотворение.

    1. Чтение сказки М. Панфиловой «Грубые слова» (См. Приложение 5)

    Вопросы после прочтения:

    - Как повел себя учитель Еж после того, как услышал грубые слова в Лесной школе?

    - Как предложил хвалить друг друга?

    1. Игра «Дразнилки и хвалилки»

    Детям предлагается разделиться на пары.

    «Каждый из вас будет ругаться с соседом, но в качестве браных слов можно использовать только названия овощей и фруктов. По моему сигналу вы начнете ругаться и по моему сигналу закончите».

    Если кто-то использует другие слова, игра останавливается, отмечается нарушение. Ребятам вновь предлагается ругаться по всем правилам.

    Затем предлагается похвалить друг друга с помощью названия цветов.

    После игры спрашиваю о впечатлениях.

    1. Игра «Футболист»

    «Внимание! Пожалуйста, выберете футболиста. Пусть он выйдет на середину комнаты. Сейчас мы ему завяжем глаза, недалеко положим мяч. Все мы по очереди будем направляющими для футболиста, будем словами вести его к мячу и объяснять, что нужно делать, чтобы добраться до мяча и ударить по нему».

    Нужно примерно наметить ворота, в которые должен попасть мяч. Если кто-то из ребят, направляющего футболиста,  теряется в объяснении пути к мячу, нужно помочь ему правильно объяснить. Футболиста также следует поддерживать одобрительными словами».

    1. Рефлексия
    2. Прощание

    Дети прощаются так, как они сами хотят.

    Занятие 14.

    Задачи: развивать тактильное восприятие, произвольность внимания, коммуникативные навыки у детей, воображение.

    Необходимые материалы: Ватман, заготовки из цветной бумаги, клей.

    Ход:

    1. Приветствие

    Предлагаю ребятам самим придумать приветствие.

    1. Разминка «Вставалки»

    Все сидят в кругу. Ведущий громко называет какую-нибудь цифру. Тут же одновременно должны встать столько детей, сколько названо. Договариваться друг с другом нельзя.

    1. Задание «Аппликация»

    Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать несколько заготовок и составить из них какую-то картину (домик, кораблик и т. д.). Фигурка выкладывается на парте. Наклеивать ее можно на ватман, предварительно договорившись, друг с другом о том, где что наклеивается, чтобы было красиво. В случае возникновения конфликтов необходимо обсудить правила совместной работы.

    1. Игра «Невидимые цифры и буквы»

    Детям предлагается разбиться на пары, если кому-то не хватит пары, то взрослый встает вместе с ребенком. Один из пары детей встает вперед, другой за ним. Стоящий сзади ребенок рисует на спине своего партнера образ, какую-нибудь цифру (букву). Партнер должен определить, что нарисовано. Если он угадывает, то пара делает шаг вперед, а дети меняются местами. Ребятам следует пояснить, что буквы рисовать нужно печатными.  

    1. Рефлексия
    2. Прощание «Доброе тепло» (См. выше)

    Занятие 15.

    Задачи: Подвести итоги, обобщить опыт, полученный на занятии; способствовать формированию навыков общения, позитивного отношения к своему имени и к себе.

    Необходимые материалы: Бланки «Дипломов достижений»

    Ход:

    1. Приветствие «Ласковое имя»

    Каждому ребенку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав «Спасибо».

    1. Разминка «Имя и движение»

    Все встают в круг. Ребятам предлагается придумать движение. Начинает желающий. Он делает шаг вперед, говорит свое имя, показывает движение и возвращается на свое место. Затем все ребята делают шаг вперед, повторяют имя и движение, сделанное участником и возвращаются назад. И так все дети по очереди называют свое имя, показывают движение, а все другие повторяют.

    1. Игра «Что я люблю делать»

    «Я бы хотела, чтобы мы лучше узнали друг друга. Для этого я предлагаю вам следующую игру. Один из вас выберет, что он любит делать, и начнет без слов показывать нам. Все остальные внимательно смотрят, что делает выступающий, и пытаются угадать, что он хочет нам сказать, но сами пока ничего не говорят. Как только выступающий завершит свою пантомиму, мы можем начать высказывать наши догадки. После того, как все желающие выскажутся, мы можем спросить выступавшего, если среди нас те, кто правильно понял выступавшего. После обсуждения будет выступать следующий. Кто хочет начать игру?».

    1. Заполнение «Диплома достижений»

    (См. Приложение 6)

    На занятии заполняется «Диплом достижений». По окончании заполнения диплома все желающие могут оставить на нем свой автограф. Ведущий зачитывает диплом каждого и поздравляет с окончанием занятий.

    1. Рефлексия

    Ребята высказывают свое мнение о прошедших занятиях.

    1. Игра «Рука к руке»

    Ведущий произносит фразу «Рука к руке», и все участники должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером. Тот, кто не успел найти партнера, становится ведущим. Команды могут быть разными: спина к спине, плечо к плечу, нос к носу, ухо к уху и т. д.

    1. Прощание «Аплодисменты по кругу»

    «Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всеми фибрами своей души, и это приятное волнение. У нас очень хорошая группа и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

    Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-то из игроков, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем оба выбирают следующего участника, который тоже получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят, встают перед ним и аплодируют. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче».

    Ведущий объясняет, что эти аплодисменты мы дарим друг другу в знак благодарности за участие в занятиях.

    Литература:

    1. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998 г.
    2. Микляева А., Румянцева П. Помоги Сереже. Программа групповой работы по проблеме школьной тревожности для учащихся первого класса.// Школьный психолог.  – 2004 г. - № 31.
    3. Ионова В., Минина Н. Тренинг общения.// Школьный психолог.- 1999 г. - № 42, №43.
    4. Панфилова М. Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников. Школьный психолог.  – 2002 г. - № 20.
    5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем; В 4-х томах. 2-е изд. – М.: Генезис, 2001.

    Приложения

    Приложение 1.

    1. Сказка М. Панфиловой «Шапка-невидимка»

    В Лесной школе появился еще один новый ученик — Мышонок. Мышонок был очень способным ребенком. Об этом ему постоянно говорили мама с папой. А дедушка с бабушкой всегда восхищались им: «Самый умный, самый находчивый, самый веселый...» Пропищит Мышонок пронзительно, а дедушка ликует: «Ты просто соловей у нас!» Перекувырнется Мышонок через хвостик, а бабушка радуется: «Ой, акробат!» Да и родители говорили, что он точно будет отличником. И Мышонку на самом деле стало казаться, что он исключительный. Осталось только дождаться того дня, когда будет возможность окончательно доказать это всем жителям леса.

    В Лесной школе почему-то приняли его без восторгов и восхищения. Учитель Еж спрашивал всех учеников. Если Мышонок выкрикивал ответ, перебивая одноклассников, учитель расстраивался и все равно дожидался ответа других учеников. Мышонок, конечно, тоже отвечал, но ему казалось, что недостаточно часто. И если ответ был верный, то Мышонок поворачивался во все стороны, чтобы насладиться вниманием соседей. Но ожидания не оправдывались: ни ученики, ни учитель не замечали гениальности Мышонка.

    Тогда Мышонок решил всех удивить своим «соловьиным» писком. И это ему удалось! Учитель внимательно и строго посмотрел на Мышонка, а ученики громко рассмеялись.

    — Вот, наконец-то, — думал Мышонок, — все заметили меня!

    Он, забыв об уроке, начал мучительно думать, чем еще поразить одноклассников. Особенно Мышонку понравилось, когда рассмеялась Белочка над его прыжком через хвостик во время урока. Только учитель не улыбался. Еж подошел и тихо спросил проказника:

    — Почему ты нам мешаешь?

    Но вместо ответа услышал пронзительный писк Мышонка. Ребята-зверята смеялись, и Мышонок был счастлив.

    Когда за первоклассниками пришли родители, новый ученик чувствовал себя героем. Учитель Еж спросил у мамы и папы Мышонка, что могут означать его действия. Но, увидев в глазах родителей восхищение своим сыном, он призадумался: «Что же делать? Как помочь Мышонку стать настоящим учеником Лесной школы? Ведь пока он поступает как маленький ребенок, а не как ученик! Как научить его быть терпеливым и выполнять школьные правила? Как научить Мышонка веселить всех на перемене, а не на уроке? Как научить его помогать, а не мешать своим товарищам? Как научить его радоваться успехам своих новых друзей?»

    На следующий день учитель Еж начал урок с истории о шапке-невидимке, которая хранится в самом секретном месте в кабинете у директора школы. Эта шапка невидимая, и всех она делает невидимыми.

    Еж держал шапку в своих руках и готовился надеть ее на голову любому ученику. Мышонок захотел, чтобы шапку одели ему: в ней он еще больше поразит окружающих. Еж с грустью подошел к парте Мышонка и дотронулся до его головы. Казалось, что ничего особенного не произошло, только ребята-зверята перестали обращать внимание на кривляния Мышонка, да и на звуки тоже.

    Мышонок проказничал изо всех сил, но потом ему это надоело (ведь никто уже не смеялся и не обращал на него внимания).

    Через некоторое время он стал прислушиваться к заданиям учителя, пытался их выполнить. Мышонок даже захотел выйти с ответом к доске. Но его никто не заметил. Мышонок обиделся и надул щеки: «Ну и пусть, они все еще пожалеют!»

    Наконец прозвенел звонок, началась перемена! Когда ученики ушли играть в коридор, учитель вновь дотронулся до головы Мышонка и снял шапку.

    — Правда, грустно чувствовать себя одиноким? — тихо сказал Еж. — Порадуй ребят на перемене, поиграй, отдохни вместе с ними, а когда прозвенит звонок, шапка-невидимка вновь вернется к тебе. Так будет до тех пор, пока ты не научишься помогать друзьям в учебе, а не мешать им.

    Мышонок сидел молча и к ребятам играть не пошел. Он думал...

    Так прошла перемена. Незаметно прошел урок, на котором ученики узнавали новое. Перед уроком математики Мышонок вновь остался в классе, не играл с ребятами и чувствовал себя самым несчастным. Но вдруг он заметил Белочку, которая никак не могла решить домашнюю задачку.

    — Что, пропрыгала дома, а теперь пытаешься задачку решить? — по привычке вредничал Мышонок.

    — Нет, я вчера весь вечер ее решала, но ничего не получается! — обиженно ответила Белочка.

    Мышонок подошел к Белочке и посмотрел ее решение:

    — Хочешь, я помогу тебе?

    Белочка молча кивнула. Они вместе справились с задачкой, и Мышонок вновь услышал звонкий, радостный смех Белочки и увидел благодарный блеск в ее глазах! Никогда Мышонок не чувствовал себя таким нужным и даже взрослым! Ему было очень приятно!

    На уроке математики Зайчонок отвечал у доски, а помогать ему учитель Еж пригласил Мышонка. И вновь Мышонок почувствовал себя нужным и увидел благодарность в глазах Зайчонка! Ведь он не отвечал за товарища, не перебивал его, а помогал ему быстрее вспомнить необходимое. После того как учитель поблагодарил Зайчонка и Мышонка за хорошую работу и пригласил их сесть на места, Мышонок вдруг вспомнил про шапку-невидимку.

    — Что же с ней случилось? Куда она исчезла? — удивлялся Мышонок.

    А учитель Еж и ребята-зверята добродушно улыбались...

     

    1. Приложение 2.
    2. Сказка М. Панфиловой «Игры в школе»

    На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями.

    — Да, попрыгать-то здесь особенно негде! — произнесла Белочка.

    — Почему? — возразил Волчонок. — А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся.

    Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре. Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело.

    Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе.

    — Да, повеселились... — спокойно произнес Еж. — А звонок на урок уже прозвенел!

    — Я не слышал! — сказал запыхавшийся Волчонок.

    — И я не слышала... — прошептала Белочка.

    — Белочка и Волчонок поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, – попросил учитель.

    Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики.

    Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клеточку. В тетрадке надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание.

    А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть.

    — Что у тебя получилось, Белочка? — обратился к ученице Еж.

    — А я ничего не смогла сделать, — произнесла Белочка, спрятав орешки в парту.

    — Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала?

    — Нет! — призналась Белочка. — Не слышала...

    — А что же ты делала? — поинтересовался Еж.

    — Я играла с орешками, — честно призналась Белочка.

    — Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, — обратился Еж ко всему классу.

    — Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем. Когда играть, где, как и в какие игры? — продолжал учитель.

    — Можно прыгать и бегать! — радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой.

    — Можно, — согласился Еж, — но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята?

    — Испачкаются, сломаются столы или стульчики! — ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту.

    — Больно ушибутся или ударят кого-то нечаянно! — забеспокоился Зайчонок.

    — Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! — помогал ребятам Еж.

    — Это точно, — согласились Волчонок и Белочка. — Но во что же нам играть во время отдыха на перемене?

    Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами.

    — Можно ли играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? — спросил Медвежонок.

    — Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, — объяснял учитель.

    — А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать по очереди соревнования? — предложил Заяц.

    — И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! — размечтался Лисенок.

    — Молодцы, ребята! Здорово придумали! — похвалил учитель, — Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: «Ручеек», «Тише едешь — дальше будешь», «Путанка» и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке?

    — На уроке не играют, а учатся! — важно произнес Медвежонок. — А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое?

    — Правильно, Медвежонок! — согласился Еж, — Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. А игрушки на уроке отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка?

    — Да, — тихо произнесла она. — Я больше не буду, извините меня, пожалуйста.

    — Конечно, мы тебя прощаем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе.

    Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали организовывать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм.

    Так прошел первый день в Лесной школе.

    Приложение 3.

    1. Сказка М. Панфиловой «Школьные правила»

    На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело шагали по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

    — Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! — сказал Еж. — Сегодня мы поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

    — Мне мама говорила, — произнесла Белочка, — что существуют правила в питании. Например, когда мы едим, то нельзя разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

    — А мне папа говорил, — продолжал разговор Волчонок, — что во всем мире живет много правил. Есть правила в питании, есть правила в играх, в поведении: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

    — «Правило» — значит делать правильно! — подвел итог Медвежонок.

    — Молодцы! — похвалил всех учитель, — А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

    — Наверное, можно, но ведь будешь тогда на своих ошибках всегда учиться, — улыбаясь, произнес Волчонок. — Как мы вчера с Белочкой.

    — И неприятностей будет много, — согласилась с другом Белочка. — А я не люблю неприятности.

    — Неприятности никто не любит, — подтвердил учитель. — Поэтому в мире и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

    — Как у вас так интересно стихи получаются? — удивился Заяц.

    — А мы сейчас вместе будем сочинять стихи о школьных правилах. Согласны, ребята?

    — Конечно, согласны! — хором ответили ученики.

    — Я буду называть правило, а вы будете для него стихотворение придумывать. Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

    – Готово! — обрадовался Лисенок.

    В школе «Здравствуй» говорят

    И с улыбкой дарят взгляд!

    — Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

    — Можно я попробую? — предложил Зайчонок.

    До звонка ты приходи

    И порядок наводи!

    По звонку все дружно в ряд,

    Ждут учителя, стоят!

    — Молодец, Зайчонок! Третье правило: чтобы узнавать новое и многому научиться на уроке, ученики слушают внимательно требования учителя и выполняют их. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

    — Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, — проворчал Медвежонок.

    Друга зря не беспокой.

    Береги его покой.

    На уроке тишина.

    Руку поднимай тогда,

    Когда хочешь отвечать

    Или важное сказать.

    — Очень хорошо, Медвежонок! Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

    — Это легко! — воскликнул Волчонок,

    На уроке ждут ответ.

    Кто-то знает, кто-то нет.

    Отвечает только тот,

    Кого учитель назовет.

    — Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем? Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

    — Сейчас моя очередь! — произнесла Белочка.

    Вот звонок на перемену,

    Приготовься отдыхать:

    Можешь с другом прогуляться,

    Можешь тихо поиграть,

    Подготовь к уроку все,

    Чтоб училось нам легко!

    — Да, замечательно! Я думаю, что вам будет легко и интересно учиться, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, — порадовался за своих учеников Еж. — Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание. Да, в школе задают на дом, для того чтобы вы лучше усваивали учебный материал. Домашнее задание нужно выполнять самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи на правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

    После сказок для школьной адаптации предложите детям поупражняться в сочинении правил-стихотворений. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Первоклассники могут нарисовать свои правила. Творческий подход добавит положительных эмоций в выполнение школьных правил и в организацию дисциплины. Адаптационный этап проходит у каждого ученика по-разному, поинтересуйтесь, какую школу хотели бы создать ваши дети, каким они хотели бы видеть своего учителя. Ответы детей помогут вам увидеть, удовлетворены ли они школьным обучением, есть ли у них сильные эмоциональные переживания, школьная тревожность.

    Приложение 4.

    1. Сказка М. Панфиловой «Драки»

    — Сколько мне пришлось пережить неприятностей, — думает Волчонок. — Поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только-то и сделал, что отшлепал братика, чтобы не трогал мои вещи.

    — Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол, — позвал друга Лисенок.

    — Хорошо, может, я отвлекусь, забуду свои беды, — решил Волчонок.

    Стали друзья в футбол играть. Волчонок проиграл. Рассердился он на друга и давай его тумаками угощать. Лисенок защищался: кулачками тоже крепко Волчонка разукрасил.

    Учитель Еж увидел драчунов да как крикнет:

    — Это что за петухи?

    Услышали голос учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят. Чумазые, зареванные и злые друг на друга. А учитель и говорит:

    — Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый свою правду рассказывать будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу.

    Повел учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины мазью намазал. Вроде успокоились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга сердито смотрят, кулачки сжимают.

    — Есть у меня «сердитая подушка», давно в шкафу лежит, своего часа дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала: видно, подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту подушку их выбивать будет.

    — Как это? — недоверчиво спросили ребята.

    — Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться? — спросил Еж.

    — Ну, давайте я попробую, — осторожно подошел к подушке Волчонок.

    — Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулачками со всей силы подушку выколачивать, да посмеиваться, с каждым ударом «ха!» выкрикивать. Тогда злинки все выскочат! — убеждал учитель. — А ты, Лисенок, помоги другу, говори слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны?

    — Вроде бы понятны, — ответили ребята.

    — Как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и начнем. А пропищит она два раза, значит, пора останавливаться, — продолжал свою инструкцию Еж.

    Волчонок и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками пинать да звук «ха!» выкрикивать. А Лисенок помогает ему, кричит: «Сильнее, сильнее, сильнее!» — и пританцовывает. Шуму было на весь лес, сбежались ученики, стоят, смотрят, диву даются. Что происходит, не понимают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли.

    — А теперь, послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке. Что они делают? — спросил учитель.

    — Тихо сидят! — еле отдышавшись, ответил Волчонок.

    — Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисенок, свои злинки выбивать! Начали! — скомандовал Еж, помогая сигналом.

    Тут все ученики подключились, стали вместе кричать слова-заклинания, да еще и в ладоши прихлопывать. Двойной сигнал остановил Лисенка. А он прислушивается к подушке, смеется:

    — А мои злинки сидят, разговаривают!

    — Все злинки убежали или остались еще? — спросил учитель.

    — Все убежали! — радостно ответили Лисенок с Волчонком.

    — А можно и нам попробовать? — робко спросил Зайчонок.

    — Конечно, можно, но по очереди! — разрешил Еж.

    Каждый ученик попробовал прогнать свои злинки, упрямки. Затем Еж подозвал всех к себе поближе и сказал:

    — По разным причинам прибегают к нам злинки, накапливаются, а мы теперь знаем, как прогнать их. Эта «сердитая подушка» будет в школе вам помогать, ваши злинки да упрямки собирать.

    1. Приложение 5.
    2. Сказка М. Панфиловой «Грубые слова»

    В классе стояла рабочая тишина, ученики проверяли ошибки в контрольном диктанте. Вдруг у кого-то из учеников выскочило грубое слово. Конечно, от перенапряжения, да и от расстройства, что глупую ошибку сделал. В ужасе ученики смотрели на учителя и ждали, что он скажет. Никто не хотел признаваться, да учитель этого и не требовал. Он спокойно попросил закончить проверку диктанта и приготовиться к новому уроку. Перемена прошла подозрительно спокойно.

    После звонка на урок ребята ждали от учителя строгих слов или новой сказки, а он вдруг объявил всем, что сегодня пройдет урок под названием «В школе клоунов».

    — Сначала каждый из вас будет ругаться с соседом по парте. Но в качестве бранных слов можно использовать только названия овощей и фруктов. По моему сигналу вы начнете ругаться и по моему сигналу закончите.

    Ребята думали, что учитель шутит, но он совершенно серьезно просигналил, и ученики робко, но сердито стали обзывать друг друга «капустой», «картошкой», «морковью», «яблоком» и прочими съедобными словами.

    Иногда к этому непонятному занятию подключался сам учитель и поругивал робких учеников «свеклой», «апельсином», «репкой» и пр. В ответ его тоже старались как следует «отругать». Если кто-то использовал другие слова, то игра останавливалась, отмечалось нарушение. Затем ученики вновь продолжали ругаться по всем правилам.

    После сигнала учитель предложил хвалить друг друга с помощью названий цветов, называя соседа розочкой, тюльпанчиком, колокольчиком и др. И вновь игра продолжилась.

    Но некоторым ребятам хотелось еще поругаться, и учитель разрешил еще поругаться овощами и фруктами, а затем вновь все перешли к «цветочным ласкам». Некоторые ученики обращались уже не к своему соседу, а выбирали себе другого напарника. Учитель их понимал и разрешал менять пару.

    Как следует поругавшись друг с другом и похвалив друг друга, ребята перешли к следующему заданию «Школы клоунов».

    Ученики выбрали по желанию клоуна, который должен был рассмешить весь класс. Захотел попробовать свои силы Мышонок. Ему дали три попытки, он старательно корчил рожицы, но, подсчитав рассмеявшихся, ученики отметили, что этому клоуну еще надо поучиться.

    Следующим клоуном стал Лисенок, он рассказал историю, над которой все дружно смеялись.

    А потом клоунами были Волчонок и Белочка, они разыграли пантомиму. Тоже было очень весело.

    В заключение учитель сказал:

    — А теперь, ребята, пора из «Школы клоунов» вернуться в нашу школу, в наш класс. Когда мы устаем, то задорный смех возвращает нам силы. После таких игр не хочется произносить грубых слов и сердиться. Давайте иногда на переменах или на прогулке вспоминать эти игры, прогонять обиды, радовать друг друга.

    Приложение 6.

    Диплом

    1. Торжественно вручен
    2. _________________________________________________

    Учени____                __________   класса

    ___________________________________ школы

    Диплом подтверждает, что после занятий по психологии

    __________________________________________

    (Фамилия и имя ребенка)

    умеет____________________________________

    _________________________________________

    __________________________________________

    Подписи:                                                                Дата


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Развивающая эстетика музыкальной выразительности"

    В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано, по всей видимости не только с увеличением групп раннего воз...

    Комплексная программа развивающего обучения "Дорога в школу"

    Данная программа разработана для открытия на базе ДОУ  "Школы раннего развития", которая будет планомерно, целенаправленно готовить детей к обучению в школе. Будет полезна педагогам дополнительно...

    Образовательная программа "Развивающие игры для малышей".

    План -- программа  по развивающим играм с сентября по май. Младшая группа....

    Образовательная программа «Развивающие игры для малышей» 2-ой год обучения

    план-программа по развивающим играм с сентября по май для средней группы...

    Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".

    Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...

    ГРУППОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У РЕБЕНКА (КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР)

    В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры....

    Программа развивающих занятий для детей с проблемами в развитии старшего дошкольного возраста.

    Программа коррекционных занятий с детьми старшего дошкольного возраста...