«Развитие мыслительной активности»
статья по теме

Едемская Лариса Владимировна

   Особую роль на современном этапе обучения отводится не­стандартным дидактическим средствам. Удовлетворять детскую любознательность помогают игры-исследования.

Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Бельгийского учителя начальной школы Джорджa Кюизенерa.

Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edemskaya_l._v.razvitie_myslitelnoy_aktivnosti_.doc27.53 КБ

Предварительный просмотр:

“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский

Ребёнок по своей природе исследователь, экспериментатор. Его «Почему? как? где?»  порой ставят в тупик неискушённых взрослых. Л. Н. Толстой говорил, что: «От пятилетнего ребёнка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние». Однако, это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребёнка как можно больше знаний. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок, развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умения «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.          

Особую роль на современном этапе обучения отводится нестандартным дидактическим средствам. Удовлетворять детскую любознательность помогают игры-исследования. Сегодня особенной популярностью у педагогов пользуются палочки Бельгийского учителя начальной школы Джорджa Кюизенерa. Он разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Цветные палочки доступны для работы с детьми старше тёх лет и  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Выбор данной технологии был определён тем, что дошкольники с нарушением зрения испытывают серьёзные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Кроме того, недостатки зрительного воспитания обуславливают формирование нечётких, недифференцированных образов представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение) дошкольников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

Знакомство детей с дидактическим пособием цветными палочками Кюизенера, началось в младшей группе с использования его как простого игрового материала.  Дети, играя с ними, создавали различные постройки и конфигурации. Воспитанников привлекали конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, форма, размер, большое количество предметов.

        Познакомив детей со счетными палочками, уточнив материал, из которого они изготовлены, их количество, цвет и размер, на первом этапе я предлагала детям игры на построение простых фигур.

        На этом этапе дети играли с палочками, строя различные фигуры, которые им подсказывает собственное воображение, с удовольствием выкладывая узоры, картинки, сюжеты. В ходе свободного манипулирования мальчики, в основном, строили дороги, гаражи, машины и поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением мозаики, узоров.        

        Игровые упражнения с палочками Кюизенера проводились как индивидуально, так и небольшими подгруппами. Это оказалась наиболее удобной и продуктивной формой работы.  Для поднятия интереса к игровой деятельности с палочками Кюизенера использовался такой вариант, как соревновательность. Детям предлагалось сделать постройку, выложив узор на соревновательных условиях и это вызывало живой интерес, самостоятельность в поиске решения или ответа на поставленные перед детьми творческими задачами.

        Выполняя игровые упражнения, дети учились выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практически и мыслительные пробы. Оказываемая мной помощь детям была в касательной форме: «подумай еще раз, но по-другому», «попробуй сам выполнить задание», одобрительное высказывание правильных решений ребенка и суждений.

        По мере того, как дети познакомились с палочками Кюизенера, работа с ними перешла в форму выполнения упражнений, заданных воспитателем. Упражнения носили комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. В упражнениях предусматривался перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление «поездов» одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. «вагонов», измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д. проигрывание игровых ситуаций.   Для детей младшего дошкольного возраста мною  использовались следующие дидактические игры: «Змейка», « У кого больше», «Столбики», «Сушим полотенце»,  « Разноцветные вагончики» и. др.

В средней группе в работе со счетными палочками было введено постепенное усложнение - построение сложных фигур из нескольких простых. В качестве условия построения фигуры выступают ее пространственно-количественные характеристики. Дети строили фигуры с условием: по заданному общему количеству палочек, взаимному расположению.

        Для того, чтобы сюжет игровых действий заинтересовал детей, вносился элемент сюрпризности для детей, например, в гости к детям приходили различные сказочные герои или просто персонажи с различными просьбами – творческими заданиями (помочь построить дом, забор, составить узор, построить ту или иную фигуры). Дошкольники с радостью и большой заинтересованностью включались в процесс творческой деятельности. Искреннее желание помочь герою вызывало эмоциональный всплеск. Этот прием помогал мне в педагогической коррекции детей с низким уровнем учебной мотивации к этому виду развивающей деятельности.  С детьми среднего возраста мною использовались следящие игры: «Строительство домов», «Числа 1 и 2»,«Рамка для картины», «Елка», «Новоселье», «Зайка», « Дачный поселок» и др.

 Многие игры и упражнения со счетными палочками носили проблемно-практический характер: хватит ли палочек-бревнышек для домика мышки? Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка, или сможем ли мы построить мост через реку, что помочь козленку перебраться на другой берег реки к маме-козе? Это вызывало в детях живой интерес, сочувствие и искреннее желание помочь героям, давало толчок к активной самостоятельной поисково-творческой деятельности. Дети каждый раз включались в ту или иную игру «открывали» маленькие математические истины. Моя задача состояла в том, чтобы не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению решения.

Работа со старшими детьми базировалась уже на математических принципах - знакомство ребенка с принципами окраски палочек, соотношением цвет-длина-число, далее постепенный переход к цифрам. Самостоятельно сравнивая палочки - на глаз, приложением, - выкладывая лесенки, ребенок понимает основные математически закономерности, учится прямому и обратному счету, начинает сравнивать числа, свободно оперировать понятиями "больше", "на сколько больше", тренируется не только в сложении, но и в вычитании, осваивает состав чисел, а также выкладывает многоцветные композиции и орнаменты. Палочками Кюизенера послужили своеобразной «Цветной алгеброй», играя дети учились кодировать и декодировать игру красок в числовые соотношения; обучаясь чередованию цветных полосок в узоре – учились составу числа; на основе игровых упражнений подошли к пониманию свойств чисел (чем больше числа, тем больше вариантов его разложения). Усвоению достаточно сложных математических знаний, формированию интереса к ним, помогала игра – одна из самых привлекательных для детей форм детской деятельности.

    Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи было направлено содержание педагогической деятельности с включением палочек Кюизенерa в различные виды познавательной деятельности воспитанников, что позволило подготовить детей   к школьному обучению, в частности, пред математической подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как одна из значимых форм развития мыслительной активности детей в математической деятельности.»

Интерес к проблеме детской игры имеет глубокие корни в отечественной педагогике. Игра с давних времен была частью народной педагогики, ведущей моделью досуга. Методику использования дидактических игр ...

Развитие мыслительной активности детей через развивающие игры. (Консультация.)

Цель: Помочь ребёнку преодолеть трудности в процессе  обучения, сформировать недостающие навыки, развитие воображения гибкости мышления, формирование качеств творческой личности, умение рассуждат...

Инновационный педагогический проект «Методы ТРИЗ в формировании навыков творческого воображения и мыслительной активности детей»

Целью данного педагогического поекта является создание комплексной системы развития творческого воображения и мыслительной активности дошкольников посредством методов ТРИЗ. Проект предназначен для дет...

«Развитие мыслительной активности дошкольников посредством применения универсального дидактического материала»

Основной особенностью дидактического материала является: многофункциональность, абстрактность, универсальность, высокая эффективность, который, в наибольшей мере, отвечает монографическому методу обуч...

Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"

В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...

«Нетрадиционные дидактические игры как средство развития мыслительно активности детей»

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...