«Развитие мыслительной активности дошкольников посредством применения универсального дидактического материала»
материал

Едемская Лариса Владимировна

Основной особенностью дидактического материала является: многофункциональность, абстрактность, универсальность, высокая эффективность, который, в наибольшей мере, отвечает монографическому методу обучения числу и счету, они легко вписываются в систему пред математической подготовки детей к школе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время разработано большое количество игровых технологий, развивающих игр и пособий. Из всего многообразия игр для работы с детьми широко использую наиболее интересный дидактический материал цветные палочки Кюизенера.  

Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел - эти неизменные атрибуты используемой технологии, которая вполне созвучна с современной дидактикой детского сада. Данное развивающее пособие как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

Таким образом, использование развивающих игр позволяет развивать в детях творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т.д.

Свою работу с цветными палочками Кюизенера я начала с детьми  младшей группы. На основе диагностических материалов, определила программные задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать и называть цвет).
  • Упражнять в сравнении предметов по длине.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать мыслительную активность.
  • Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели.

Этапы работы с палочками Кюизенера в младшей группе были разработаны в соответствии с возрастными возможностями и познавательным интересом детей.

  1. Использование дидактического пособия  как игрового материала: создание различных построек, конфигураций, математических узоров.

В ходе свободного манипулирования мальчики, строили несложные постройки: дороги, гаражи, машины, поезда, башни, лесенки, а девочки увлекались составлением различных мозаик, узоров на основе образца или по замыслу. Данная деятельность была направлена на уточнение и развитие сенсорных эталонов, представлений о длине предметов.

  1. Удовлетворив детскую любознательность, последовательно, целенаправленно применение палочек Кюизенера в непосредственно образовательной деятельности,  используя различные формы и методы: работа в подгруппе, индивидуально.

3. Закрепление свойств, признаков предметов.

4. Развитие количественных представлений у  детей.

Для этого предлагала  следующие задания детям

В средней группе  мною были определены  программные  задачи:

  • Продолжать знакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);
  • Учить детей кодировать цифры с помощью палочек Кюизенера;
  •  Упражнять в сравнении предметов по длине, высоте;
  • Устанавливать соотношение между двумя группами предметов;
  • Уточнять и закреплять пространственные представления;
  •  Составлять геометрический  ряд по предложенной схеме;
  • Развивать познавательную активность, психические процессы творческие способности, способности к моделированию и конструированию;
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Этапы работы в средней группе с цветными палочками Кюизенера следующие:

  1.  Знакомила детей с тремя признаками - цвет, размер, геометрические представления:
  2.          Уточняла и закрепляла количественные представления, использовав метод  проблемно - практического характера.  Основной приоритет в моей работе - не давать детям готовых решений, а подводить их к самостоятельному поиску и нахождению правильного решения (системно-деятельностный подход). 
  3. Кодировка информации (представление информации в виде кода).

4. Развивала пространственные представления у детей.

Игры и игровые упражнения, предлагаемые детям в средней группе.

        Выполняя игровые упражнения, дети учатся выдвигать предположения, т.е. гипотезы и их анализировать, доказывать, осуществляя практически и мыслительные пробы. Оказываемая мною помощь детям имела косвенный характер «Подуй еще раз, но по- другому», «Попробуй сам выполнить задание».

          В группе обогатила развивающую среду за счет новых логических игр, схем, альбомов, пособий: «Волшебные дорожки»; «Дом с колокольчиком»; «Вместе весело играть»; «Страна блоков и палочек», а также наглядный и раздаточный материал для НОД и совместной деятельности с дошкольниками др.

В старшей группе обозначила следующие программные задачи:

  •  Обогащать представления детей о счете, образование чисел на основе измерения и цвета;
  • Знакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Сенсорные эталоны;
  • Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации);
  •  Учить делить предмета целого на части, использование условной мерки;
  • Составлять геометрический ряд, моделировать предметы;
  • Развивать логическое мышление,
  • Совершенствовать познавательную активность, психические процессы, способности к моделированию и конструированию.

Мной были определены этапы работы в старшей группе

  1. На подготовительном этапе работы продолжала знакомить и закреплять знания детей, полученные в средней группе о счете, образовании числа на основе измерения и цвета.
  2. Учила детей делить множества на части; устанавливать отношения между целым множеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества.  
  3. Формировала представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).
  4. С помощью игровых упражнений обучала ориентироваться в пространстве.
  5. Закрепляла знания о признаках предметов.  

Предлагаемые игровые упражнения   детям в старшей группе.

В свободное время дети свободно оперировали палочками Кюизенера, используя новые альбомы и схемы: «Посудная лавка»; «На золотом крыльце». Это дидактический материал способствует развитию творческих способностей дошкольников, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию.

В подготовительной к школе группе поставила и успешно решила следующие программные задачи: 

1. Состав числа из единиц и двух меньших чисел, последовательность чисел натурального ряда, сравнение двух групп предметов.

2. Кодирование, декодирование предметов с помощью палочек  Кюизенера.

  1. Умение делить целое на части и измерять объекты.
  2. Группировка предметов по заданным ориентирам.
  3. Деление предмета: целого на части, с использование условной мерки.
  4. Геометрический ряд, работа со схемой.                                                                                                                              
  5. Решение логических задач
  6. Совершенствовать познавательную активность, психические процессы творческие способности, способности к моделированию и конструированию;

Заключительными этапами работы в подготовительной к школе группы стали:

  1. Совершенствовала знания детей, полученные в старшей группе о счете, образовании числа на основе измерения и цвета.
  2. Закрепила знания детей на деление множества на части; устанавливала отношения между целым множеством и каждой его частью.
  3. Уточняла и совершенствовала представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).
  4. С помощью игровых упражнений обогащала представления дошкольников  об ориентировке в микро- и макро- пространстве.
  5. Познакомила детей с понятие «условная мера» и способами применения условной меры в практических действиях с помощью цветных палочек.
  6. Поощряла познавательную активность детей при решении логических задач в играх.

Игровые упражнения   детям в подготовительной к школе группе

На всех этапах проводя совместную деятельность с дошкольниками, выступала равноправным партнёром в общении с детьми. Вызывала их активность через создание мотиваций, ненавязчиво подключалась к организации деятельности детей, направляя ход работы изнутри.

Анализ результатов педагогической деятельности показывает, что дидактическому универсальному материалу дети научились: мыслить, чувствовать, познавать, творить.

Для результативности и эффективности своей работы по данному направлению организовала целенаправленную работу с родителями:   

  • родительские собрания на данную тематику                
  • тесты и анкеты с целью выявления уровня знаний родителей о развивающих играх;
  • консультации  
  • индивидуальные беседы и рекомендации  
  • папки-передвижки  
  • памятки, которые знакомят родителей с развивающими играми и учат правильному методическому использованию данных игр в развитии ребёнка;
  • домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях знания в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей;
  • открытые показы образовательной деятельности.

Палочек Кюизенера вызывают живой интерес у детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путем решения мыслительных задач.

 Однако, в ходе работы по данному направлению, столкнулась с рядом проблем:

Нехватка дидактических разработок, педагогической литературы по внедрению в образовательный процесс палочек Кюизенера.

  1. Низкая материальная база раздаточного и демонстрационного материла.
  2. Сложности в выстраивании системы целенаправленной (по этапность, последовательность) работы.
  3. Недостаточность в распространении опыта работы других педагогов.
  4. Разработка и адаптирование мониторингов по заданному направлению.

Информационный ресурс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие мыслительной активности дошкольников посредством применения универсального дидактического материала» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида»

Слайд 2

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.

Слайд 3

Цветные палочки Кюизенера

Слайд 4

Первичное обследования детей в младшей группе

Слайд 5

Программные задачи в младшей группе Познакомить с понятием цвета (различать и называть цвет). Упражнять в сравнении предметов по длине. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать самостоятельную познавательную активность, психические процессы у дошкольников. Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели.

Слайд 6

«Найди и покажи палочку такую же по цвету»; - «Найди все розовые (белые, голубые и т.д.) палочки»; - «Отбери по одной палочке разного цвета»; - «Покажи и назови»; - «Раскрась шарик так, чтобы цвет его и палочки был одинаковым»; - «Угости зайчика»; - «Бабочки и цветы»; - «Где больше?»; В самостоятельной деятельности детей: «Магазин»; «Зоопарк»; «Гараж» и т.д. Игровые упражнения

Слайд 7

Программные задачи в средней группе : Продолжать знакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету); Учить детей кодировать цифры с помощью палочек Кюизенера; Упражнять в сравнении предметов по длине, высоте; Устанавливать соотношение между двумя группами предметов; Уточнять и закреплять пространственные представления; Составлять геометрический ряд по предложенной схеме; Развивать познавательную активность, психические процессы творческие способности, способности к моделированию и конструированию; Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели

Слайд 8

- «Лесенка»; - «Играем с цветом»; - «Подарим кукле бусы»; - «Ёлка»; - «Кукла Маша»; - «Зайка»; - «Коврик для кошки»; - «Моделируем треугольник»; - «Хватит ли палочек (бревнышек) для домика мышки?»; - «Хватит ли палочек для забора, чтобы спасти поросят от волка»; - «Кодовый замок»; - «Покажи палочку 3?»; - «Дом и мебель для куклы Маши»; - «Положи палочку, куда скажу»; - «Спрячь палочку»; - альбом «Страна блоков и палочек» (зима, осень, весна, лето) и др. Игровые упражнения

Слайд 9

Программные задачи в старшей группе Обогащать представления детей о счете, образование чисел на основе измерения и цвета; Знакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда; Сенсорные эталоны; Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации); Учить делить предмета целого на части, использование условной мерки; Составлять геометрический ряд, моделировать предметы; Развивать логическое мышление; Совершенствовать познавательную активность, психические процессы, способности к моделированию и конструированию.

Слайд 10

Игровые упражнения - «Книги на полке»; - «Стулья для семьи»; - «Твой любимый цветок»; - «Печенье»; - «Угощаем тортом»; - «Половина, четверть»; - «Узнай, какую палочку я выбрала?»; - «Назови число – найди палочку»; - «Какие лесенки умеет строить Незнайка?»; - «Вверх, вниз, посередине»; - «Сделай, как у меня»; - «Исправь ошибку»; - «Выше, ниже»; - «Что какого цвета?»; - «Ленточки в подарок»; - «Мастерим стул»; - «Делаем забор»; - « Сделай фигуру»; - «Полосатая салфетка».

Слайд 11

Программные задачи в подготовительной к школе группе Состав числа из единиц и двух меньших чисел, последовательность чисел натурального ряда, сравнение двух групп предметов; Кодирование, декодирование предметов с помощью палочек Кюизенера; Умение делить целое на части и измерять объекты; Группировка предметов по заданным ориентирам; Деление предмета: целого на части, с использование условной мерки; Геометрический ряд, работа со схемой; Решение логических задач; Совершенствовать познавательную активность, психические процессы творческие способности, способности к моделированию и конструированию;

Слайд 12

Игровые упражнения - «Весёлый поезд»; - «Составь цифру»; - «Составь целое, с помощью цветной палочки»; - «Найди и покажи»; - «Что я задумала?»; - «Положи куда скажу»; - «Измерь дорожки шагами»; - «Какого цвета?»; - «Лестница»; - «Что получилось?»; - «Дорожки»; - «Сломанная лесенка»; - «Число-головоломка».

Слайд 13

Итоговый мониторинг

Слайд 14

Работа с родителями Информационно-просветительская работа Мастер - класс Игровые тренинги Индивидуальные и групповые консультации Оснащение и обогащение игрового и дидактического материала

Слайд 16

Информационные ресурсы 1. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. - 304 с. 2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. -М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 256 с. 3. «Математика уже в детском саду». М. Фидлер -Издательство: М.: «Просвещение», 1981 г. -159 с. 4. «Логика и математика для дошкольников». Авт. сост. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая - СПб.: «Детство – Пресс», 2005г.- 94 с. 5. «Как работать с палочками Кюизенера?» Л.Д.Комарова: М. ГНОМ и Д, 2008г. - 64 с. 6. «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». В.П.Новикова Москва Мозаика-Синтез, 2010г-68 с. 7. А. А. Смоленцова, О. В. Пустовойт «Математика до школы», СПб, «Детство-Пресс», -191с. 8. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ», Воронеж, ТЦ, «Учитель»,2007г.-79с. 9. Панова Е. Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст)». Ворнеж, ТЦ «Учитель», 2006г.-79с. 10. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М., «Просвещение», 1989г. - 128 с. 11. Альбомы: «Волшебные дорожки»; «Дом с колокольчиком»; «Спасатели приходят на помощь»; «На золотом крыльце»; «Лепим нелепицы»; Б. Финкельштейн СПб., 2003- 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр экологической направленности».

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.  ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...

Доклад для воспитателей : «Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания, и универсального дидактического материала»

 «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов – помочь ему сохранить и развить стре...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе/

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр математического содержания как одно из средств подготовки детей к школе  Аннотация. В данной статье отражен...

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"

Презентация "Развитие творческой и познавательной активности дошкольников посредством конструирования из разного материала в старшем дошкольном возрасте"...