«Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности»
методическая разработка (средняя группа) на тему

Бабенцева Светлана Александровна

Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ДОШКОЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ТО «ПЕРЕДЕЛКИНО»

«Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельности»

Воспитатель 5 гр.

Бабенцева С.А.

2017

     Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема) .

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение - это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство - это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?»: детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом. Или игра «Превращение геометрических фигур»: Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы.

Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда. Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей.

Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

    Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность.

   Изобразительная деятельность дошкольника оказывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процессов, образного мышления, воображения. Именно для их развития больше всего подходит дошкольный возраст, а изобразительная деятельность представляет для этого большие возможности, так как находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом.

 Большое значение занятий рисованием подчеркивали А.Н. Граборов, Т.Н. Головина, Л.В. Занков, И.М. Соловьев.

 Изобразительная деятельность способствует разностороннему развитию личности ребенка, углублению представлений об окружающем мире, приобретению знаний о предметах и явлениях, решению задач речевого развития детей: обогащению словарного запаса, развитию связной речи, правильного произношения, умению описывать увиденное, рассказать о созданном изображении.

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание психологов, педагогов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя находить оптимальные пути для его развития и формирования.

Все дети любят рисовать. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного.

Однако показывает, что дети слабо владеют изобразительными навыками, а при отсутствии коррекционного развивающего обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети наизусть рисуют то, что умеют. 

По содержанию рисунка можно судить об уровне речевого развития ребенка, выявить состояние изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровне их знаний и представлений об окружающем мире. 

Развитие творческого воображения у детей  в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у таких детей в изобразительной деятельности являются:

- активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности;

- развитие познавательной активности;

- организация коррекционно-развивающей направленности занятий по    изобразительной деятельности;

- создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики;

- повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.

 На занятиях ИЗО с  детьми нужно «проговаривать» выполняемую работу.

Необходима также и система коррекционно-развивающей деятельности, индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.

Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, формировать познавательные интересы. Если же эту работу не проводить, то воображение будет значительно отставать в развитии. 

Обучающие занятия должны учитывать ряд психолого-педагогических условий, в том числе иметь коррекционно-развивающую направленность, ориентированную на индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей и способствующую развитию творчества. Коррекционно-развивающие методы (пальчиковая гимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапия и др.) интересны детям и помогают проявлению индивидуальности, творческому самовыражению, самораскрытию личности.

В процессе НОД используют:
– дидактические игры
– пальчиковые игры
– физкультминутки
– художественное слово
– элементы психогимнастики и релаксационные упражнения
– музыкальное сопровождение
 

Хорошо подобранные средства наглядности вызывают у детей положительные реакции, их применение обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность учебного процесса.

НОД изобразительной деятельностью носит интегрированный характер, теснейшим образом связаны с такими разделами, как ознакомление с окружающим миром, природой, развитием речи. Они включают в себя игровые элементы, часто полностью построены на них, что позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, естественным, а главное, более продуктивным.

За основу занятий можно брать сказочно-игровую форму преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, игры-импровизации, погружение ребенка в ситуацию зрителя, слушателя, актера придадут занятиям динамичность, создадут интригу, вызовут интерес. 

При организации занятий следует учитывать идею о «зоне ближайшего развития»: сначала детей знакомят с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с такими, как космос, День защитника Отечества, перелетные птицы и др.

На первоначальном этапе обучения дошкольники знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А. Каневского, А. Пахомова и других художников помогает осуществлять задачи эстетического воспитания.

Вместе с детьми обсуждаются просмотренные картины известных художников. Задаются вопросы, которые помогают раскрыть замысел автора, настроение, переданное им в картине: Чем вам нравится эта картина? Как художнику удалось передать грусть или радость? Какие краски нужны ему были для этого? Какие чувства вы испытываете, рассматривая эту картину?

После ответов детей знакомлю их с нетрадиционной техникой изображения: пейзажной монотипией.

Монотипия считается  одной из простейших графических техник и очень нравится дошкольникам. Она пробуждает фантазию ребёнка. Сначала дети складывают лист пополам. На одной половине листа гуашевой краской рисуют пейзаж, на другой получают его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Также можно оставить несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согнуть лист пополам и плотно его сжать. Развернуть и увидеть необычные, причудливые узоры – кляксы. А можно нарисовать краской половинку бабочки на половине листа. Согнуть пополам лист и плотно сжать его половинки. Как будто бабочка расправила крылья и собирается взлететь! 

Пальчиковая живопись.

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Начать можно с простых изображений - цветок, солнышко, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом. Можно поместить несколько пятен густой краски на лист бумаги. Пусть ребенок водит по краске руками и пальцами так, чтобы получились интересные изображения. Рисование руками и пальцами не только увлекает детей, но прекрасно развивает осязание.

Пятна и кляксы. 

Лист бумаги складываем пополам, на одной стороне листа рисуем красками или просто наносим пятна, кляксы, затем накрываем рисунок второй половиной листа, слегка проводим сверху рукой. Можно использовать несколько цветов, можно добавить немного блесток. Раскрываем - что получилось: бабочка, дерево, цветок. Прекрасное занятие для развития воображения. 

Лепка, рисование пластилином.

«Рисование» пластилином вырабатывает усидчивость, аккуратность, сосредоточенность, развивает мелкую моторику рук. Лепить можно как из пластилина, так и из соленого теста, глины, пластика. Лепка способствует развитию тактильных ощущений и тонких ручных навыков. Если мы ставим цель развитие творческих способностей, то можно просто начать что-то лепить на глазах у ребенка, и он подключится к работе.

Рисование губкой.

Обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями.

Коллаж.

Изготовление аппликаций и коллажей - это не только увлекательное занятие, но и прекрасное средство познакомить ребенка со свойствами разнообразных материалов и развить его фантазию. Главное - всегда иметь под рукой интересный материал для творчества. Это могут быть: куски фольги, разнообразной бумаги (папиросной, оберточной, гофрированной, цветной), лоскутки самых разных тканей, шнурки, пуговицы, пряжа, ватные шарики, перья, листья, семена, кусочки коры, красивые фасоли, фигурные макаронные изделия, сыпучие материалы (поваренная соль, крупы и т.д.). Техника создания коллажа очень простая. На намазанную клеем поверхность бумаги накладываются (насыпаются) приготовленные материалы. Создание коллажей способствуют развитию тактильных ощущений (за счет изучения материалов и фактур), происходит развитие тонкой моторики (захват деталей, вырезывание, приклеивание). 

Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребёнка. Ведь ценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, развитие фантазии, наблюдательности, импровизации.

Также важной является заключительная часть занятия, где в изобразительной деятельности происходит закрепление впечатлений, полученных в ходе беседы. В заключительной части можно использовать релаксационные упражнения. 

Одни дети усваивают материал легче и быстрее, другие - медленнее и с большим трудом. Необходимо проводить индивидуальную работу по изобразительной деятельности и отмечаем только сильные стороны каждого ребенка.

Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у них развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. Следовательно, рисование как организующее средство должным образом сказывается и на эмоционально-волевой сфере.

Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.

Цель взаимодействия детского сада и семьи – объединить усилия взрослых для успешного развития  ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам). У детей появился еще больший интерес к изобразительной деятельности, улучшилось качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения, оригинальность изображения, более полное раскрытие замысла).

В детском саду необходимо чтоб была создана среда обитания для творчества, где и воспитатель и дети являются художниками, скульпторами, конструкторами и мастерами. Все предметы, материалы периодически обновляются и расположены в доступных местах. Родители интересующиеся работами своих детей, будут задают вопросы и выполняют рекомендации воспитателей дома. Так же  необходимо в домашних условиях создавать художественные мастерские для своих детей, где малыши  могут творить самостоятельно и вместе с мамами и папами, сестрами и братьями. В детском саду регулярно должны  проводятся выставки рисунков к праздникам; поделок из природного материала, аппликаций из ткани, где принимают участие родители, дети и воспитатели.

Таким образом, развитие творчества у  дошкольников  приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой, умственной системы,  и имеет большое значение для раскрытия их индивидуальности, самовыражения личности, формирования внутренней потребности к творческому преобразованию окружающей действительности.

 

Список литературы

1. Глухов, В.П. Особенности творческого воображения детей дошкольного возраста  [Текст] /В.П.Глухов // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. – М., 1985.

2. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С.Галанов. – М., 2002.

3. Дудьев, В. П.  Системный подход в развитии коммуникативного потенциала дошкольников  [Текст] / В.П.Дудьев // Логопедия. – 2006. - №2.

4. Кривых, Ю. С. Коррекционно-педагогическая работа по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОНР [Текст] / Ю. С. Кривых // Логопедия. - 2008. - N 1.

5. Новикова, К.Л. Развитие творческих способностей детей [Текст] / К.Л. Новикова// Детское творчество.- 2002.- №31.

6. Рыжова, Н. В. Ресурсы изобразительной [Текст] /Н.В.Рыжова // Логопед. - 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятия музыкой»

В данном материале рассматривается проблема развития творческого воображения в период дошкольного детства: раскрывается такое понятие как воображение, рассказывается об особенностях его развития. Такж...

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"

Опыт работы "Дизайн как средство развития изобразительного творчества и творческого воображения детей  старшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности"...

методическая разработка«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник изобразительного искусства.»

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития с...

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей старшего дошкольного возраста  посредством нетрадиционных техник рисования»...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование музыки как средства активизации творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

В данной консультации раскрыты теоретические аспекты развития воображения  у детей старшего дошкольного возраста, обосновано использование музыки в активизации творческого воображения старших дош...