Эмоциональная сфера детей
статья (младшая группа) на тему

Губанова Ирина Махсутовна

Эмоциям принадлежит очень важная роль в жизни детей. С их  помощью они воспринимают действительность и учатся реагировать на нее. С первых дней жизни ребенку предстоит столкнуться с многообразием окружающего мира, которое представляют люди, предметы, события.

Ключевая задача развития эмоциональной сферы дошкольников заключается в том, чтобы научить детей пониманию собственного эмоционального состояния, а также окружающих  людей.Эмоциям принадлежит очень важная роль в жизни детей. С их  помощью они воспринимают действительность и учатся реагировать на нее. С первых дней жизни ребенку предстоит столкнуться с многообразием окружающего мира, которое представляют люди, предметы, события.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsionalnaya_sfera_detey.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоциональная сфера детей

Эмоциям принадлежит очень важная роль в жизни детей. С их  помощью они воспринимают действительность и учатся реагировать на нее. С первых дней жизни ребенку предстоит столкнуться с многообразием окружающего мира, которое представляют люди, предметы, события.

Ключевая задача развития эмоциональной сферы дошкольников заключается в том, чтобы научить детей пониманию собственного эмоционального состояния, а также окружающих  людей.

Эмоциональный опыт ребенка, который заключается в опыте его переживаний, может обладать как позитивной, так и негативной окрашенностью, оказывающей существенное влияние на его психологическое самочувствие.

Основа  психического здоровья детей заложена в сбалансированности как положительных, так и отрицательных  эмоций, с помощью которых обеспечивается поддержание душевного равновесия. Из-за нарушения эмоционального баланса возникают эмоциональные расстройства, которые являются причиной отклонения в развитии личности ребенка, а также способствуют нарушению социальных контактов.  

Мой педагогический опыт показывает, что наиболее частями формами проявления поведенческих нарушений в эмоциональной сфере являются гиперактивность и агрессия.

Гиперактивность является сочетанием таких характеристик, как общее двигательное беспокойство, неусидчивость, импульсивность поступков, эмоциональная лабильность, нарушение концентрации внимания. Гиперактивный ребенок является очень непоседливым, ему сложно закончить начатое дело, он склонен к постоянной смене настроения.

Нормативно-инструментальная агрессия  является видом детской агрессивности, где агрессия проявляется в качестве нормы поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок проявляет себя неусидчивым, он драчлив, никогда не признает за собой вины, а также требователен к подчинению окружающих.

Я полагаю, что любое эмоциональное нарушение ребенка - продукт и показатель семейной аномалии, который можно рассматривать в  качестве  нарушения всей семьи.

В качестве основных методов, которые направлены на выявление особенностей эмоционального развития и оценки эмоционального состояния ребенка, в условиях детского дошкольного учреждения, мной используются в процессе педагогической деятельности наблюдение, эксперимент и проективные рисуночные тесты.

Я предлагаю использовать данные методики и родителям, которые наблюдая ребенка каждый день, имеют возможность тщательно исследовать его поведение в реальных жизненных обстоятельствах. Регулярное наблюдение  позволяет достаточно объективно оценить эмоциональное состояние ребенка в условиях детского сада – при взаимодействии с воспитателем  и со сверстниками, в процессе организационной деятельности и отдельных режимных моментах.    

Несформированность или нарушения эмоционально-волевых особенностей вызывает у ребенка затруднения в решении интеллектуальных заданий, что в свою очередь оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка. Расстройства в эмоциональной сфере детей не только снижают интеллектуальные возможности, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Поэтому для таких групп детей необходима коррекционная работа, и чем раньше она будет начата, тем плодотворнее будет проведена.

Для развития эмоциональной сферы детей, педагог должен иметь развитую способность к эмпатии и использовать разнообразные  приемы, сокращающие эмоционально-личностную дистанцию с воспитанниками. Педагогу необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность по отношению к каждому ребенку. Таким образом, у ребенка сформируется чувства защищенности и принятия, обеспечивающие психологический комфорт и безопасность в новой среде.

Основная цель программы развития ДОУ состоит в  создании благоприятных условий по полноценному проживанию ребенком дошкольного детства, формированию основ базовой культуры личности, всестороннему развитию  физических и психических качеств на основании возрастных особенностей, подготовке ребенка к жизни в современном социуме.

 Основные задачи, которые решаются педагогическим коллективом и лично мной состоят из:

- создания оздоровительной учебно-воспитательной системы, которая обеспечивает восстановление и укрепление здоровья детей посредством интеграции оздоровительной деятельности в педагогическую;

- обеспечения интеллектуально-личностного развития детей с помощью интеграции дифференцированного подхода в воспитании и обучении детей;

- обеспечения целенаправленной социализации личности ребенка, включающего введение его в мир природных и общечеловеческих связей и отношений, передачи ему лучших норм поведения во всех сферах жизнедеятельности, воспитания умений подчинения собственных интересов конкретным правилам;

- изменения пространственно-предметной среды, которая направлена на обеспечение социально-эмоционального развития и саморазвития ребенка;

- подготовке к дальнейшему обучению в школе;

- координации усилий ДОУ и семьи по созданию оптимальных условий для развития ребенка.

Для меня интересно то, что в каждом ребенке заложено позитивное ядро, которому современный педагог должен помочь развиться.

Я полагаю, что в воспитании не должны применяться такие методы, как давление, принуждение, манипуляция. Для меня идеалом развития является свободная, творческая и гармонически развитая личность.


Список литературы

1. Арнаутова С. П. Современная парадигма образовательной системы // Дошкольное образование. – 2013. - № 7. – с. 16 – 21.

2. Беликов С. П. Развитие дошкольного образования в России на современном этапе. – М. : изд-во «АРС», 2014.

3. Нострикова О. П. Дошкольное образование. – М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в старшей группе на тему: «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»

На этой встрече мы помогаем детям с нарушением зрения, имеющим трудности в общении, приемам саморегуляции, умею управлять своим телом, владеть своими эмоциями....

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Особенности эмоциональной сферы детей с нормальным уровнем развития и детей с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста

Умственно отсталые дети — наиболее многочисленная категория аномальных детей. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи умственной отсталости делят на три группы: дебильность, имбец...

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)...

Развитие эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста 2-4 лет на основе технологии эмоционального погружения

Раннее детство - самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Более эмоционального существа, чем маленький ребенок трудно найти. Л.С. Выготский.Эмоции влияют на содержание и динамику развития...