Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_pereletnye_ptitsy_b.a.a.docx26.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе «Перелетные птицы»

Биктагирова Альбина 
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познание» в старшей группе «Перелетные птицы»

Цель: продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.

Программное содержание

Образовательные задачи: 1. закреплять с детьми характерные признаки весны;

2. упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

3. расширять представления детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период;

4. дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении;

5. формировать активный интерес к художественному слову;

6. учить отгадывать птиц по голосу.

Развивающие:1. развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;

2. развивать логическое мышление и внимание;

3. развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться;

4. обогащать словарь детей новыми понятиями;

5. развивать связную речь детей, умение образовывать однокоренные слова (грач- грачата, грачонок).

Воспитательные: воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы о птицах, рассматривание иллюстраций с изображением времени года- веснаптиц; отгадывание загадок о перелетных и зимующих птицах.

Интеграция образовательных областей

«Коммуникация»-развитие свободного общения между взрослым и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

«Познание»-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Социализация»-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения в природе.

«Здоровье»-сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Материал к занятию: фонограмма «Голоса птиц»;письмо; дерево; иллюстрации зимующих и перелетных птиц4 разрезные картинки- игра «Собери птичку»; мяч; картинки-раскраски, цветные карандаши и мелки; тексты загадок о перелетных птицах; тексты психогимнастики, игры «Ты -скворец».

Ход НОД

Психогимнастика:

Я - Доброе утро, добрый час!

Очень рада видеть вас!

«Доброе утро!»-нам птицы щебечут.

«Доброе утро!»-нам шепчут деревья.

«Доброе утро!»-нам солнышко светит.

«Доброе утро! Здравствуйте, дети!

Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями!(здравчтвуйте,исэнмесез)

Я - Как сегодня тепло и светло! Скажите мне, какое сейчас время года?

 Ребята, подумайте и назовите главную примету весны. Это то, что мы редко видим зимой и нам его очень не хватает.

Дети:Солнце

Я : Правильно, солнышко. Каждый кто ответит мне на мой вопрос получит лучик, а затем мы вместе с вами составим наше весеннее лучистое солнышко.

Я: Солнце весной (какое).

Дети: Тёплое, доброе, ласковое, лучистое, круглое, весеннее, ясное, приветливое, озорное.

Я: Солнце весной (что делает).

Дети: Греет, светит, печёт, сияет, улыбается, пригревает.

Весна: Молодцы. А теперь давайте из наших лучиков составим наше весеннее солнышко (на доске составляется солнышко).

Какие весенние месяцы вы знаете? 

 Как много вы знаете о весне! А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим…

Зима ушла, а весна…пришла.

Зима холодная, а весна…теплая.

Зимой солнце светит, а весной…греет.

Зимой сугробы высокие, а весной…низкие.

(звучит фонограмма «Пение птиц»)

Воспитатель: Ребята, что вы слышите (пение птиц).Почему птицы так радуются (потому что пришла весна)

Наступила весна

-Какие чудеса происходят весной (снег превращается в воду, сосульки тают от тепла, лопаются почки, появляются листочки на деревьях, солнце светит ярче.)

Но самое главное чудо-это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях

А Какое мы с вами знаем стихотворение о весне?

* * *

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора...

Ф. И. Тютчев

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Посмотрите, все птицы собрались на дереве«чудо-дерево»). Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, сорока, клест).Как одним словом можно назвать этих птиц (зимующие)

-А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица (скворец).Чем она отличается от птиц на дереве (она перелетная). Смотрите, скворец принес нам конверт. Что же в нем? Давайте прочитаем.

«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы

Воспитатель: Ребята, поможем перелетным птицам (да).Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашем зале. Давайте найдем конверт с первым заданием. (дети находят конверт с цифрой 1)

-Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей. (грач)

-Опишите грача, какой он? Чем питается? Когда прилетает (один ребенок рассказывает, другие дополняют)

Кто на елке, на суку,

Счет ведет«ку-ку»«ку-ку»(кукушка)

-Расскажите, что вы знаете о кукушке (дети рассказывают, воспитатель дополняет)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

-Опишите ласточку (у нее голова, крылья спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост- как две косички).

Прилетели певцы- молодой весны гонцы.

Они в скворечнике живут,

Песни звонкие поют. (скворцы)

-Расскажите о скворце (дети рассказывают)

Я- С первым заданием справились. А давайте и мы на минутку превратимся в скворцов.

Коммуникативная игра «Ты скворец, я скворец»

Я- А теперь нужно найти конверт с цифрой 2.(дети находят конверт).Второе задание- игра «Собери картинку»

(дети собирают разрезные картинки и называют птицизображенных на них)

Я- Вот и со вторым заданием вы справились. А хотите еще поиграть?

Пальчиковая гимнастика «Дрозды»

Видишь смотрят из гнезда два молоденьких дрозда,

Клюв покажет первый дрозд,

А второй покажет хвост.

Я- Молодцы, ребята. Продолжим помогать нашим пернатым друзьям? Давайте найдем следующий конверт. Какая цифра должна быть на нем(3).Ой, смотрите мяч лежит. А около него конверт. Проверим,наш ли он.

Дидактическая игра «У кого-кто?»

Воспитатель: Я буду бросать «звучащий» мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне. (грач- грачата, скворец- скворчата , ласточка-ластушата, кукушка-кукушата, гусь-гусята,скворец-скворчата .)

Я -Молодцы, ребята! Давайте продолжать искать задания от волшебника. С какой цифрой будет следующий конверт(4)

(дети находят конверт с цифрой 4)

Я- Вам необходимо отгадать птиц по голосу.

(звучит звукозапись,дети отгадывают птиц)

-Какое настроение вызвало у вас пение птиц (радостное, веселое, легко на душе и т. д.)

Я- Ребята, а кто знает- какая первая забота у птиц весной (поправить старые гнезда и построить новые).

-Из чего строят гнезда птицы (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры ит. д.)Где птицы строят свои гнезда (на деревьях, на земле, под крышей, под балконами, в кустах).

Вот посмотрите, ребята, несколько картинок.

Я- (презентация)Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев- а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.

Аист устраивает гнездо на видном месте-крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.

Стрижи гнездятся в щелях домов, под навесом карнизов, в дуплах высоких деревьев вблизи водоемов. Соломинки, травинки, листья для гнезд они ловят прямо на лету во время ветра.

Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится только из комочков размокшей после дождя земли или глины.

Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.

Я- Вот и еще одно задание волшебника выполнено.

Физкультминутка Физкультминутка Перелетные птицы 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Я- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам (у птиц здесь родина, они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.).Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышны песни птиц. Так пусть же всегда их будет много, ведь птицам не тесно в воздухе.

Я-  Давайте же ребята будем береч наших птиц,зимующих будем подкармливать кладя им в кормушки корм,не разрушать птичьи гнезда.если вы встретите птичьи гнезда ,трогать их нельзя.

Я-  Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь еще один конверт. Что же там (воспитатель открывает конверт, там нарисованные черно-белые птицы)

-Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая? Давайте их раскрасим. (дети раскрашивают птиц и садят на дерево)

Воспитатель: Вы молодцы, ребята! Посмотрите, какое чудесное дерево у нас получилось. Давайте вспомним еще раз, о каких птицах мы с вами сегодня говорили? Что нового вы узнали сегодня (ответы детей)

-Я благодарю вас всех за интересную работу. Давайте возьмем наших птичек и посадим на дерево.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия. Базовая образовательная область – «Познание»

Дошкольный период – важный этап в жизни ребенка. На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей развивается интерес к природе родного края, интерес к познаниям. Контакт детей с природо...

Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Познание". Тема: «Подарок для Незнайки»

Цели:1.                 Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицами, их детенышами : повадки животных, ос...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». "Мастерская домовенка Кузи"

Конспект занятия для средней группы (4-5 лет).Цель: Учить детей рисовать ватными палочками с помощью метода «тычка».Задачи:- научить изображать снег, используя технику нанесения рисунка ватными палочк...

Конспект итогового интегрированного НОД на образовательной области «Познание» в старшей группе за первый квартал

Обобщить знания детей по теме «Осень», Москва, Осетия, Моздок, гласные и согласные звуки, дни недели, сказочные герои и их авторы. Уточнить знания детей о транспорте. Упражнять умение делить слова на ...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Познание» и «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте: «Эта загадочная вода…».

Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;Формировать новые способы познавательной деятельности...