Конспект интегрированного занятия. Базовая образовательная область – «Познание»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Дошкольный период – важный этап в жизни ребенка. На основе представлений о взаимосвязях в природе у детей развивается интерес к природе родного края, интерес к познаниям. Контакт детей с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов и методов (наблюдений, игры, образовательной деятельности) - ключ правильной постановки экологического воспитания.

   Закладывать основы экологического мышления нужно через:

- изучение природы и истории родного края;

- взаимоотношения человека и окружающей среды на примере местных традиций;

- формирование ответственности, прежде всего за свои поступки и действия в общении с природой;

- формирование умения видеть и понимать красоту.

   Конспект занятия представлен из образовательной области  "Познание"  для  подготовительной к школе группе. Тема занятия: "Удивительный мир Японского моря". В программу нашего детского сада входит серия занятий: «Знакомство с родным краем», данное занятие является одним из составляющих из этой серии. В разработке занятия использовались методики: «Наш дом Природа» Рыжовой Л.А., «Юный эколог» Николаевой С.Н., «Изобразительная деятельность» Лыковой И. А.

   Занятие  разрабатывалось для детей подготовительной группы. В группе 21 ребенок, из них 5 девочек, 16 мальчиков. Все дети активны, пассивных детей нет, у 1 ребенка задержка речевого развития, он посещает занятия у логопеда. Дети различают добро и зло, у них развита эмоциональность, они открыты, доверчивы, любят делиться новыми впечатлениями, также наблюдаю у детей высокую познавательную активность и интерес к окружающему миру.

     Базовая образовательная область  - "Познание"

Интеграция образовательных областей - "Коммуникации", "Физическая культура", "Художественное творчество", "Чтение художественной литературы"

Цель занятия: Познакомить детей с обитателями подводного мира Японского моря.

Образовательные задачи:

1. Расширять имеющиеся представления о богатстве и многообразии растительного и животного мира Японского моря

2. Формировать осознанно - правильное отношение к объектам живой природы.

Развивающие задачи:

1.  Развивать познавательный интерес к жизни подводного мира

2. Совершенствовать тактильные ощущения, двигательные умения и навыки при выполнении игровых заданий.

3. Развивать коммуникативные способности, творческое воображение, фантазию;

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к природе своего края.

 2. Воспитывать интерес к обитателям Японского моря.

        

       

            1 – й этап - Предварительная работа.

Беседы : "На морском дне", "Рыбы Японского моря", «Кто такие путешественники и как можно путешествовать", "Правила поведения на море", рассматривание дидактического альбома "Мир Японского моря". Рассматривание корралов, ракушек; составление разрезных картинок и пазлов на тему "Подводный мир", игры с набором резиновых игрушек "Морские животные"

Экскурсия к побережью Японского моря.

Чтение детям:  И. Токмакова "Где спит рыбка?", С. Романовский "Побег", О. Туманов "На старом якоре".

Логоритмическое упражнение "В море бурном", пальчиковое упражнение "На морском дне".

Отгадывание загадок на тему: "Мир моря".

Заучивание стихотворения «Морской еж».

Материал: проектор, набор резиновых игрушек "Морские животные", резинка на руку с пуговицами - глазками для изображения осьминога, видеофильм "Морская зарядка» магнитофон, аудиозапись "Музыка океана" ватман, наборы для рисования в нетрадиционной технике. (зубные щетки, зубочистки, ватные палочки, ракушки)

         2 – й этап – Ход занятия.

 Воспитатель. Ребята, предлагаю вам продолжить наше увлекательное путешествие по Приморскому краю. Давайте вспомним, где мы с вами уже побывали?

Дети. В Лазовском заповеднике, путешествовали по Уссурийской тайге, посетили Екатериновское городнище, путешествовали по побережью Японского моря.

Воспитатель. Предлагаю вам погрузиться в глубину морскую и познакомиться с обитателями Японского моря.

На экране панорама побережья Японского моря в одном из живописных уголков морского заповедника.

 Воспитатель. Внимание, машина перемещений начинает работать. Закрывайте глазки, путешествие началось.

Слышится музыка океана. Дети открывают глаза, на экране картина подводного мира Японского моря. Выходит морской царь.

Морской царь. Почему морской песок взбаламучен? Кто мои владения потревожил?

Воспитатель. Ваше морское величество, мы путешественники, сегодня мы погрузились на дно морское, чтобы познакомиться с морскими обитателями поближе.

Морской царь. Давненько ко мне гости не заплывали.

 Я приветствую всех вас

Под водой, в глуби у нас,

А скажите мне о том,

Вам подводный мир знаком?

Дети. (здороваются) Да, мы видели на картинках много рыб Японского моря.

Морской царь. Царство мое огромное, так быстро его не обойдешь! Позову-ка я морских коньков - нет быстрее горбунков.

На экране появляется фотография морских коньков. Воспитатель берет в руки 2 морских конька из набора резиновых игрушек "Морские животные", говорит за коньков.

Коньки. Ваше  Морское Величество, вы нас звали?

Морской царь.

Два Морских конька

В волнах закружите,

Все гостям дорогим

В царстве покажите.

Коньки. Здесь у нас в Японском море под водой

Кое - где леса растут

(показ слайда: «водоросли")

И кораллы тут цветут.

Есть у рыб и разговоры, (показ слайда: «рыбы в глубине")

Возникают даже споры.

А еще бывают пляски,

Рыбьи пляски не видали?

Повторяйте все за нами

На экране видеофильм "Морская зарядка» с ритмическими упражнениями. Дети выполняют упражнения, затем садятся на стульчики.

На экране появляется фотография с изображением скопления медуз.

Воспитатель. Смотрите, мимо нас скользят какие-то парашютики. Да это медузы, много медуз. Очень странные морские создания. Они так не похожи на рыб, правда, ребята?

Дети. Они похожи на зонтики  и на тарелки большие и маленькие.

Морской царь. Тело медузы, посмотрите, похоже на зонтик. По краям "зонтика" - щупальца с ядом. Медузы бывают разные: одни меньше чем мухи, другие - истинные великаны. Но вам, ребята, медуз лучше обходить стороной. Укус медузы-крестовика может быть смертельно опасен.

Воспитатель. А мы с ребятами знаем игру "На морском дне". Морской царь поиграй с нами.

Пальчиковая гимнастика: «На морском дне" Дети выполняют движения кистями рук в соответствии с текстом

Вот плывут медузы в гости, на арбузы.

Шевелит усами рак - старый доблестный моряк.

Рыбки веселятся и по дну резвятся.

А по дну гуляет краб, охраняет рыбий штаб.

Вот морские петушки выпрямляют гребешки.

Все крутились, веселились и куда-то схоронились.

Что случилось? Что стряслось?

Подплывает страшный гость.

Тишина, плывет акула!

Пасть разинула, зевнула.

Улеглась на бочок и уснула на часок.

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. (Воспитатель берет из набора резиновых игрушек две морские звезды, говорит за них). На экране фотография с изображением Морской звезды.

1-я звезда. Я самая красивая.

2-я звезда. Нет, я самая красивая.

1-я звезда. Да вот и царь морской идет. Сейчас мы у него спросим.

Звезды. Ваше величество, кто из нас красивее?

Морской царь. Это звездная болезнь, все вы красивы, каждая по своему.

У морской звезды на лучиках ножки-присоски, с помощью которых она передвигается. Морская звезда очень прожорлива: она питается мидиями, гребешками и другими ракушками. Звезды Японского моря имеют пять лучей. Если звезда потеряет луч в результате нападения краба или рыбы, то через несколько недель на месте откушенной вырастает новая конечности.

На экране фото с изображением морских зарослей.

Воспитатель. А теперь дальше в путь! Попали мы с вами в настоящий подводный лес. В этом зеленом лесу мы с вами, ребята, можем перекусить. Смотрите, какая широкая, плотная зелено-бурая водоросль. Это морская капуста - Ламинария

Морской царь. Кто из вас, ребята, ел морскую капусту?

Дети. Мама покупает салат из морской капусты в магазине, и мы ее едим.

 Морской царь. Она очень полезна для здоровья человека, лечит многие заболевания. Возьмите ее с собой, пообедаете и меня вспомните.

На экране фото с изображением Морского ежа.

Воспитатель. А вот на камушке сидит еж. Только не лесной, а морской.

Ребенок читает стихотворение.

Ах, вот этого не трож!

Хоть морской, а все же еж!

Он лежит себе молчком,

Иглы острые торчком.

Полежит, да как уёжит!

Даже йод вам не поможет

Морской царь. Хотя еж и брат морской звезды, она с ним не церемонится: запросто может съесть. Поэтому не зря ежи сплошь утыканы иголками: хоть и слабая, но все же защита.

На экране фото с изображением Осьминога.

Морской царь. А еще в моем царстве есть чудо-чудное, диво-дивное. Это мой друг осьминог. Такое название дали ему не случайно - у него восемь щупалец, или как еще называют ног. А расположены они на голове, за что осьминога и ближайших его родственников - кальмаров и каракатиц называют головоногими моллюсками.

Воспитатель. Осьминоги живут на дне, предпочитая каменистый грунт. В нем всегда можно найти расщелину, в которой удобно подкарауливать добычу: крабов или рыб. А сейчас давайте поиграем в игру "Рыбки и осьминог"

Дети ставят стулья полукругом (это кораллы), воспитатель или ребенок изображает осьминога, спящего в стороне. Дети бегают врассыпную

Дети. Рыбки плавают, ныряют,

Резво хвостиком виляют.

Вдруг навстречу осьминог

Распахнул все восемь ног:

 

Осьминог. Рыбки, рыбки, берегитесь,

На пути не становитесь,

Я нисколько не шучу,

Быстро вас я проглочу!

По сигналу воспитателя дети бегут, прячутся за стульями. "Осьминог" пытается их догнать или достать щупальцами.

Игра повторяется, роль осьминога выполняет ребенок.

На экране фото Краба.

Воспитатель. В Японском море обитает много разных видов краба. Это животное часто называют "санитаром" моря, так как оно поедает остатки погибших растений и других обитателей морского дна.

Воспитатель. Все хорошо, Царь Морской, только заскучали мы по дому. Хотим на землю-матушку, на родную сторонушку.

Морской царь. Но я же вам еще не про всех обитателей моего моря рассказал. Хочу пригласить вас еще раз ко мне в царство Японского моря, где вы узнаете много нового и интересного о рыбах, о трепанге, о дельфинах и многих других, расскажу о цепях питания. Море хранит много интересного.

Воспитатель. Спасибо тебе царь Морской, мы обязательно посетим твое царство еще раз, правда, ребята? Внимание, машина перемещений начинает работать, закрывайте глазки.

Воспитатель. Вот мы и в родном детском саду. Вам понравилось путешествие?

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети. Нам очень понравилось, мы хотим опять туда вернуться.

Воспитатель. Я хочу предложить вам нарисовать  коллективную картину "Мир Японского моря",  где можно нарисовать обитателей Японского моря, с которыми мы сегодня познакомились.

 Слышится Музыка Океана. Дети рисуют морских обитателей в нетрадиционной технике изобразительной деятельности (набрызг, рисование по сырому, рисование с использованием природного материала).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, если бы обитатели Японского моря умели говорить, что могли бы рассказать нам они?

Дети.

1.Как красиво под водой.

2. Они бы похвастались, что друг без друга не могут существовать.

3. А еще, наверное, морские обитатели пожаловались бы, как грязна, стала вода в море, сколько мусора скопилось на дне и на поверхности, как им стало трудно дышать и двигаться.

4. Они бы попросили у нас помощи, очистить море и побережье от грязи.

Воспитатель. Ребята, в следующую нашу встречу, мы продолжим наше путешествие в глубинах Японского моря.

При прощании с детьми им дается задание: Изготовить вместе с родителями яркие картинки. "Спасем Японское море"

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области "Познание". Тема: «Подарок для Незнайки»

Цели:1.                 Продолжать знакомить детей с домашними животными и птицами, их детенышами : повадки животных, ос...

Интегрированное занятие в образовательной области "Познание"

Это занятие мы показывали на День открытых дверей в нашем детском саду....

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «социально- коммуникативное развитие». "Мастерская домовенка Кузи"

Конспект занятия для средней группы (4-5 лет).Цель: Учить детей рисовать ватными палочками с помощью метода «тычка».Задачи:- научить изображать снег, используя технику нанесения рисунка ватными палочк...

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Познание» и «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте: «Эта загадочная вода…».

Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;Формировать новые способы познавательной деятельности...