Духовно-нравственное воспитание детей средствами художественного слова и театральной деятельности
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Баушова Виктория Викторовна

Художественная литература, в том числе и основанная на православной традиции, является сильным действенным средством духовно-нравственного воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_baushova_v.v.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Баушова Виктория Викторовна

воспитатель

ЧДОУ «Православный детский сад «Рождественский», корпус №2 «Владимирский», г. Белгород

«Духовно-нравственного воспитания детей средствами художественного слова и театральной деятельности».

   В последнее время современные педагоги все чаще задаются вопросами о частых причинах нарушения в развитии и поведении детей, кризисов в семьях. Как отмечает Л. Гладких [1] эти причины, прежде всего, имеют духовно-нравственные истоки, даже те, которые списывают на ошибки природы. К сожалению, педагогические традиции семей, которые передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Большинство родителей, в основном, озабочены как можно ранней интеллектуализацией своих малышей. Поэтому сегодня важнейшая задача - это использовать и развивать отечественные педагогические традиции для защиты семьи от кризиса и детей от нарушений в развитии и поведении.

   Цель духовно-нравственного воспитания: сохранение, формирование духовно-нравственного здоровья детей младшего дошкольного возраста 4-5 лет в условиях организации работы в дошкольном учреждении посредством приобщения их к ценностям Православной культуры.

   Художественная литература, в том числе и основанная на православной традиции, является сильным действенным средством духовно-нравственного воспитания детей. Исследования А. Н. Виноградовой, Н. С. Карпинской выявляют эмоциональность, доверчивость и живость, с которой дети воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Во время прослушивания сказки и других художественных произведений, дети, глубоко сочувствуют и сопереживают героям. У них прослеживается внутренняя работа, появляется желание содействовать, помочь, защитить. Но, если нет условий для реализации таких эмоций, они быстро угасают. Чтобы помочь чувствам детей проявиться в окружающей реальности надо создать условия. Это театр, где ребенок драматизирует своих героев, управляет своими чувствами, нравственными переживаниями, учиться давать определение поступкам персонажей и понимать их. «Драматизация основана на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно, непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями ребенка…» [3].

   Театральная деятельность способствует тому, что дети знакомятся с выразительным языком театра, тем самым, в воспитанниках закладывается основа понимания и истолкования действий, из которых складываются духовно-нравственные истоки, представления, поступки и поведение человека; формируются навыки взаимного общения, коллективной работы. Средствами художественного слова в детях закладываются такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя. Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.  Слушаться родителей, старших призывают сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Трудолюбие всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»), а забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»). В художественном произведении нет прямых наставлений детям, но прослеживается урок, данный в интересной, иногда «захватывающей» форме, который они воспринимают, возвращаясь к произведению в театральной деятельности, во время драматизации.

   При реализации педагогом духовно-нравственного воспитания средствами художественного слова и театральной деятельности используют следующие методы.

   Наглядно-действенный метод:
- чтение педагогом художественной литературы с показом иллюстраций;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

   Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения и обыгрывания литературных произведений воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- театральной постановки.

   Практический метод используется, когда необходимо:
- изготовить наряды, костюмы, маски, сшить кукол к сказкам;
- организовать вечера с родителями, для родителей;
- изготовить с детьми наглядные пособия, элементы декораций;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника, театральной постановки), ручной труд (изготовление атрибутов: Вифлеемская звезда, Ангел и т.д.)

   Воспитательное значение на основе художественной литературы и театральной деятельности огромно, поэтому в сензитивном периоде для формирования духовно-нравственных качеств дошкольников важно использовать эти методы как сильное педагогическое средство.    

Список литературы:

1. Л. П. Гладких. Развитие внутреннего мира ребенка. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика, Психология 2008. - Вып. 4 (И). - С. 97-109.

2. Протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. Издательство "Зачатьевский Монастырь" - 1998. - С. 4-14.

3. Л.В. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. –– СПб.: СОЮЗ, 1997.

4. Карпинская Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей// Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей через художественное слово

Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в общ...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей.

Презентация по теме "Реализация комплексного подхода к процессу духовно – нравственного, патриотического воспитания детей."...

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством использования театральной деятельности и приобщения к духовно-нравственным ценностям в сказках русского народа.

Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку и обществу. У каждой личности должны быть эти качества. В наше время мы наблюдаем некоторый «дефицит» этих качеств....

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...