Главные вкладки

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
    картотека (младшая группа) на тему

    Ефремова Ирина Леоновна

    Дидактические игры  по трудовому воспитанию детей во второй группе раннего возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_po_trudovomu_vospitaniyu_ml.gr_.docx34.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

    по трудовому воспитанию детей

    второй группы раннего развития

    Игры по формированию культурно – гигиенических навыков:

    • «Водичка, водичка!»
    • «Вымой руки»
    • «Сделаем лодочки»
    • «Мыльные перчатки»
    • «Умывалочка»
    • «Делаем прическу»
    • «Почистим зубки»
    • «Фонтанчики»
    • «Кукла заболела»
    • «Носики-курносики»
    • «Разные предметы»

    Игры по формированию навыков самообслуживания:

    • «Приведи куклу в порядок»
    • «Оденемся на прогулку»
    • «Найди пару»
    • «Оденем кукол»
    • «Кукла идет на прогулку»
    • «Угостим кукол чаем»
    • «Обед у кукол»
    • «Убери со стола»
    • «Вымой посуду»
    • «Что нужно кукле?»
    •  «Готовимся ко сну»
    • «Почистим туфли»
    • «У нас порядок»

    «Водичка, водичка!»

    Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

    Оборудование: две куклы.

    Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки!

    Попросим водичку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!».

     Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!».

    «Вымой руки»

    Цель: учить ребенка мыть руки.

    Оборудование: заяц резиновый.

    Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.

    «Сделаем лодочки»

    Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

          Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

    • засучить рукава
    • взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»;
    • открыть кран;
    • сложить ладони рук «лодочкой»;
    • подставить руки под струю воды;
    • закрыть кран;
    • вытереть руки полотенцем.


        Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

    «Мыльные перчатки»

    Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
         Оборудование: детское мыло, полотенце.
         Ход игры: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания. 
         Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

    Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

    Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

    В кране булькает вода. Очень даже здорово!

    Моет рученьки сама Катенька Егорова.

    Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!

          В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

    «Умывалочка»

    Цель: учить ребенка умываться.

    Оборудование: зеркало, полотенце.

    Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

    Выходи, водица, мы пришли умыться!

    Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

    Нет, не понемножку - посмелей,

    Будем умываться веселей!

    В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!»

    «Делаем прическу»

    Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.

    Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

    Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

    «Почистим зубки»

    Цель: учить ребенка чистить зубы.

    Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.

    Ход игры: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:

    Ротик, ротик! Где ты ротик?

    Зубки, зубки! Где вы зубки?

    Щечка, щечка! Где ты щечка?

    Будет чистенькая дочка!

          В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

    «Фонтанчики»

    Цель: учить ребенка полоскать рот.

    Оборудование: стакан.

    Ход игры: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:

    Наберем водичку в рот

    Пусть фонтанчик оживет!

    Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот.

    Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

    «Кукла заболела»

    Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

    Оборудование: кукла, носовые платки.

    Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!» Взрослый произнести потешку:

    Маша заболела, трудно ей дышать,

    Мы платочком будем носик вытирать!

    Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

    «Носики-курносики»

    Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
         Оборудование: индивидуальные носовые платки.

    Ход игры: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

    Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
    Будем нос им вытирать (
    показывает действие с платком),
    Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (
    убирает платок в карман).

    Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

     «Разные предметы»

    Цель: Познакомить детей с предметами гигиены и их использованием.

    Оборудование: Гребень, щетка для ногтей, мыло, полотенце, умывальник, ножнички, вода в кружке, резиновые куколки.

    Ход игры. Предметы гигиены лежат на столике и на стуле.

    Педагог называет по имени одного ребенка: «Петя, скажи, что ты видишь здесь?» Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.

    Далее педагог задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: «Есть у вас дома мыло? Принеси мыло. Посмотри на него внимательно. Для чего нам мыло?”

    Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, педагог может вызвать следующего ребенка. Можно задать и наводящие вопросы: «Для чего мама купила мыло? (Она хочет стирать.) Что сделает мама, когда полотенце станет грязным? (Выстирает его.) Для чего маме гребень?

    В заключение дети умывают и купают кукол, вытирают их и т.д.

     

    «Приведи куклу в порядок»

    Цель: формировать у ребенка интерес к самостоятельным действиям при одевании.

    Оборудование: кукла, кукольная одежда.

    Ход игры: взрослый достает раздетую куклу, кукольные вещи и просит ребенка помочь ему одеть куклу: «Кукла Оля не может одеться сама, ей холодно, давай оденем Олю, ей будет тепло! Сначала надо одеть трусики, потом майку, а затем платье».

    Взрослый предлагает ребенку одевать куклу, соблюдая последовательность. В случае необходимости применяются совместные действия.

    «Оденемся на прогулку»

    Цель: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.

    Оборудование: одежда ребенка.

    Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

    «Найди пару»

    Цель: учить ребенка выделять парную обувь, подбирать нужную пару обуви.

    Оборудование: обувь - сапоги, ботинки, кукла.

    Ход игры: взрослый вводит ребенка в игровую ситуацию: «Маша-растеряша разбросала свою обувь по разным углам. Она не может ничего найти сама. Один ботинок нашла, а другой найти не может, один сапог нашла, а другой не знает, где найти!» и т.д. Ребенку предлагается помочь Маше найти нужную пару обуви. Взрослый показывает один ботинок, предлагает найти его пару и т.д.

    Далее взрослый предлагает ребенку примерить Маше найденную обувь.

    «Оденем кукол»

    Цель: познакомить детей с разными видами застежек и способами застегивания.

    Оборудование: куклы, одежда на застежках (молния, пуговицы, липучки, кнопки, крючки), коляски.

    Ход игры: взрослый предлагает детям одеть кукол и покатать их в колясках, говорит: "Смотри, какая у кукол красивая одежда!", вместе с детьми рассматривает каждый предмет, обращает их внимание на застежки и демонстрирует способы застегивания.

    Детям предлагается самостоятельно одеть кукол, после чего покатать в коляске.

    «Кукла идет на прогулку»

    Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия и формировать навыки самообслуживания.

    Оборудование: кукла.

    Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: «Поможем кукле одеться, на улице холодно».

    Предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

    • Надеваем курточку, проденем руки в рукава. 
    • Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! 
    • Надеваем ботиночки на ножки.
    • Вот шнурки, я помогу тебе завязать. 
    • Вот, ботиночки надели на ножки 
    • Надеваем шапку на голову. 
    • Вот, так, шапку надели.
    • Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.

     В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

    «Угостим кукол чаем»

          Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
         Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

    Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей". Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:

    Чайник на столе поставим,

    Блюдца, чашки мы расставим,

    Будем мы гостей встречать,

    Кукол чаем угощать!

     «Обед у кукол»

    Цель: формировать интерес к самостоятельным действиям при накрывании стола к обеду.

    Оборудование: игрушечная посуда, скатерть, две куклы.

    Ход игры: взрослый просит ребенка накрыть стол для кукол, показывает необходимые предметы и действия с ними. Затем предлагает ребенку посадить кукол за стол и угостить обедом.

    «Убери со стола»

    Цель: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.

    Оборудование: посуда, щетка, совочек.

    Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"

    Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.

    «Вымой посуду»

    Цель: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.

    Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.

    Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.

    «Что нужно кукле?»

    Цель: Закреплять знания детей о культурно-гигиенических навыках.

    Оборудование: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, еде, одевании: мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, щетка для рук, заколка, лента для волос, скатерть, ваза, поднос, кружка, ложка, тарелка, столовый прибор, носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).

    Ход игры. Педагог знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»

    Дети приносят картинки, на которых нарисованы предметы, нужные кукле для умывания. Игра продолжается. Педагог направляет игру так, чтобы чередовались все виды деятельности. Например, она говорит: «Наша кукла умылась и хотела бы причесаться, но чем?; кукла умылась, но еще не завтракала, что мы ей дадим поесть?; кукла собралась на прогулку, что она оденет?».

     «Готовимся ко сну»

    Цель: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.

    Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.

    Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: «Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку».

    После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.

    «Почистим туфли»

    Цель: формировать самостоятельные действия: учить чистить обувь щеткой.

    Оборудование: обувь, щетка.

    Ход игры: взрослый обращает внимание детей на грязную обувь. Объясняет назначение щетки для обуви, показывает действия с ней, произносит потешку:

    Щеткой чищу свои туфли - раз, два, три!

    Будут чистыми они - раз, два, три!

    Предлагает детям самостоятельно почистить свои туфли (ботинки).

    «У нас порядок»

    Цель: вызвать у ребенка интерес к самостоятельным действиям: учить подметать пол.

    Оборудование: веник, совок, ведерко с водой, игрушки.

    Ход занятия: взрослый говорит, что скоро в гости придут игрушки, обращает внимание, что в комнате беспорядок. Предлагается детям подмести пол. Затем взрослый показывает, как пользоваться веником и совком. Дается возможность детям действовать самостоятельно. После этого взрослый обыгрывает ситуацию: приходят игрушки в гости к детям (Чебурашка, Мишка, Петрушка и др.), они обращают внимание на порядок, спрашивают у детей, кто убирал в комнате.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5лет

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 летИгра «Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами э...

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

    Ручной труд.Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у ра...

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет

    Эти игры помогут педагогам в увлекательной форме развивать и прививать навыки трудолюбия, учат детей сотрудничеству в коллективе....

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-7 лет

    Игра «Накроем стол для кукол». Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, пове...

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 5-7 лет.

    Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...