Главные вкладки

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет
    картотека (средняя группа) на тему

    Барышникова Ирина Анатольевна

    Эти игры помогут педагогам в увлекательной форме развивать и прививать навыки трудолюбия, учат детей сотрудничеству в коллективе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл игры по трудовому воспитанию341.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет

    Игра «Накроем стол для кукол».

    Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

    Ход игры:

     Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

     Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

     Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

    Игра «Что хочет делать Маша?»

    Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

    Ход игры:

     Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

    - Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

     Подставляет кукле называемые ею предметы.

     - Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

     В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).

     Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

     Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

    Игра «Кому это нужно?»

    Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

    Ход игры:

     Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

     При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

    Игра «Выбираем работу»

    Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

    Ход игры:

    Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

    Будем дружно подрастать

    И работу выбирать.

    В космонавты мы пойдем

    И ракеты поведем.

    (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты,

    действуя по показу воспитателя.)

    В капитаны мы пойдем,

    Корабли мы поведем.

    (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

    В вертолетчики пойдем,

    вертолеты поведем.

    (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

    Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

    А мы в летчики пойдем,

    Самолеты поведем.

    Первые две строки повторяются в начале каждого куплета,

    дети на эти слова идут по кругу.

    В комбайнеры мы пойдем

    И комбайны поведем

    Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

    Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

    Ход игры:

     Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

     — Зачем нужно растение? (Лейка.)

     — Почему нужно кормить? (Птичка.)

     — Что нужно мыть? (Тарелка.)

     — Что нужно чистить? (Ковер.)

     — Что нужно стирать? (Платье.)

     — Что нужно гладить? (Рубашка.)

     — Что нужно печь? (Пирожки.)

     — Что нужно менять? (Постельное белье.)

     — Кого нужно купать? (Ребенок.)

     Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

     — Зачем засевать поля? (Зерно.)

     — Зачем сажать? (Картофель.)

     — Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

     — Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

     — Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

     — Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

     — Зачем ухаживать за своим телом?

    Игры для детей 5-7 лет

    Игра «Угадайте, что я делаю?»

    Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

    Ход игры:

     Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

     Что ты делаешь — не знаем,

     Поглядим и угадаем.

     Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

     Дети угадывают действия.

    Игра «Что сначала, что потом?»

    Цель. Уточнять знания детей о правилах пересадки комнатных растений.

    Ход игры:

     Воспитатель показывает детям картинки с изображением этапов пересадки комнатных растений и просит разложить их по порядку выполнения действий.

     • Опрокинутый горшок, из него вынимают растение.

     • Мытье горшка.

     • Укладывание камушков на дно горшка.

     • Насыпание в горшок песка (высота 1 см).

     • Насыпание в горшок поверх песка немного земли.

     • Отряхивание палочкой старой земли с корней растения.

     • Срезание загнивших корней.

     • Посадка растения в горшок так, чтобы место перехода стебля в корень было на поверхности, и засыпание землей.

     • Уплотнение земли.

     • Установка горшка с растением на поддон.

     • Полив растения под корень.

    Игра «Назови профессию».

    Цель. Учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

    Ход игры:

     Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

     Трактор — тракторист.

     Машина — шофер.

     Экскаватор — экскаваторщик.

     Комбайн — комбайнер.

     Подъемный кран — крановщик.

     Поезд — машинист.

     Корабль — капитан.

     Самолет —летчик (пилот).

     Космический корабль — космонавт.

     Пожарная машина —пожарный.

     Бульдозер — бульдозерист.

     Гоночная машина —гонщик (пилот).

     И т.д.

    Игра «Кому без них не обойтись?»

    Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

    Ход игры:

     Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    комбинированного вида детский сад № 42 «Теремок»

    «Трудовое воспитание

    дошкольников

    в игре»

                                                                  Подготовила и провела:

                                                    Воспитатель I квалификационной

                                                                 категории:  Барышникова И.А.

    2015 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5лет

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 летИгра «Накроем стол для кукол».Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами э...

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

    Ручной труд.Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у ра...

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей

    Дидактические игры  по трудовому воспитанию детей во второй группе раннего возраста...

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-7 лет

    Игра «Накроем стол для кукол». Цель: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, пове...

    Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 5-7 лет.

    Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к д...