Презентация " Речевая коммуникация- способ жизнедеятельности ребенка"
учебно-методическое пособие на тему
В презентации рассказывается о том, что искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 178.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие личности, становление ее жизнедеятельности находится в прямой зависимости от социального окружения, в котором она живет и развивается. Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении .
При выборе искусства в качестве средства развития речевых коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста, авторы программы исходили из двух положений : - искусство является специфической формой общения; - ребенку старшего дошкольного возраста доступно художественное восприятие произведений искусства .. .
Ф илософ Ю.Лотман, говорил, что искусство , является формой и передачи межпоколенного опыта средством человеческого общения между социальными группами, членами одного социума и, непосредственно, между автором и зрителем, читателем, слушателем. Кроме того, с точки зрения ученого, искусство представляет собой модель жизненных ситуаций, позволяющую приобщиться к важным культурным феноменам, еще не пережив их в реальной жизни .
Ф ункции искусства: познавательно - эвристическая (искусство как знание и просвещение); художественно - концептуальная (искусство как анализ состояния мира); функция предвосхищения (искусство как предсказание); внушающая функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание); воспитательная функция (искусство как, средство формирования целостной личности); эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций); гедонистическая функция (искусство как наслаждение); и, наконец, искусство обладает еще одной жизненно важной функцией - коммуникативной .
Особенность искусства заключается в том, что, принадлежа к средствам внешнего воздействия на человека и представляя собой чужой чувственный и мыслительный опыт, оно обладает при этом достоинствами личного опыта: непосредственностью, наглядностью и конкретностью .
Искусство обладает способностью превращать объекты в субъекты путем одушевления всего, что окружает человека в мире. Тем самым, оно дает возможность нам вступать в общение с миром природы и предметным миром как с равными партнерами, или точнее - с субъективированными объектами общения.
Формы межсубъектного взаимодействия: Общениие воображаемых персонажей. Общение реального партнера.
Вывод из вышесказанного: искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого человека, представляет нам эталоны разнопланового общения, являясь школой искусства общения.
Основы художественного восприятия закладываются в период дошкольного детства и напрямую связаны с возрастными особенностями развития психики ребенка. Основой полноценного художественного восприятия старших дошкольников служит, высокий уровень познавательных процессов у детей, эмоциональная отзывчивость и интерес.
Условия развития речевых коммуникаций в практике дошкольного учреждения. содержание социально-коммуникативного развития; интегрированные формы организации художественно-коммуникативной деятельности; интегрированные литературные и живописные произведения; система методов (обучающих, активизирующих, стимулирующих и др.) пространственно-предметная социокультурная коммуникативная среда.
Цель программы: создание условий для развития речевых коммуникаций старших дошкольников Задачи: 1.Формирование представлений о речевых эталонах как образцах речевого общения; 2. Формирование способов речевых коммуникаций в сообществе сверстников и взрослых; 3. Развитие представлений об искусстве как носителе знаков и символов речевого общения 4. Формирование опыта взаимодействия в различных искусственно созданных и реальных ситуациях
Раздел «Речевая коммуникация в социуме» Знакомство детей со словом, как культурным знаком, имеющим отличительные характеристики по функции – обозначение, метка, имена, знаки как индикаторы и показатели, знаки как предметы оперирования и др. Дети усваивают связь между изменением строения слова .
Раздел «Речевая коммуникация – искусство» Знакомство детей с речевой коммуникацией как средством позволяющим вступать во взаимодействие с произведениями искусства, формирование у детей опыта употребления эстетических слов – знаков, содержащих показатели признаков.
Художественно – коммуникативные виды деятельности : 1 вариант. Речевая коммуникация осуществляется по схеме «произведение искусства – педагог – ребёнок». 2 вариант. Представлен как диалог между ребёнком и педагогом о произведении искусства. 3 вариант. Выстраивается как диалог между детьми о произведении искусства. 4 вариант. Представлен как диалог ребёнка с произведением искусства.
Б лок интегрированных видов деятельности строится по схеме: чтение литературного произведения, имитационная игра, беседа (рассказывание) , моделирование ситуаций, предвосхищающих реальные события. Затем выход в реальную ситуацию, ранее смоделированную, или ролевая игра с включением аналогичной ситуации .
В построении пространственно-предметной культурно-речевой среды следует ориентироваться на принципы предложенные В. А. Петровским, дополненные в исследованиях Р. М. Чумичевой . Принцип активности, стимулирующий исследовательскую и творческую деятельность ребёнка; Принцип стабильности-динамичности развивающей среды, позволяющий ребёнку активно взаимодействовать со средой, менять, перестраивать в зависимости от интересов и потребностей; Принцип эмоциогенности среды, дающий ребёнку ощущение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; Принцип творческо-гуманной направленности, создающий условия для проявления разнохарактерных отношений
Принцип свободы и самостоятельности; Принцип интегративности , определяющий взаимодействие произведений искусства; Принцип диалогичности, реализующий разнохарактерные и разно уровневые диалоги; Гуманитарный принцип, отражающий в содержании среды мир человека, его связи и отношения с окружающим природным, социальным, предметным миром Принцип дистанции, позиции общения при взаимодействии ребёнка с детьми и взрослыми, позволяющий ребёнку чувствовать себя полноценным, активным, интересным партнёром.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/13/picture-108542.jpg)
Речевое развитие и речевая коммуникация ребенка. Рекомендации психолога педагогам по самоанализу деятельности
В статье-консультации рассматриваются пункты самопроверки педагогов, даётся их содержательное наполнение...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-81970-1423421846.jpg)
Презентация "Речевая развивающая среда в дошкольной группе. Совершенствование речевых коммуникаций ребёнка"
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:1. Речь педагога. 2. Методы и приемы формирования разных сторон речи де...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/21/picture-455017-1442789359.jpg)
"Формирование способов речевой коммуникации детей с дефектами речи"
Как сформировать способы речевой коммуникации?!...
Презентация "Речевое развитие. Навыки коммуникации"
В презентации представлены материалы по развитию навыков коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств, по развитию импрессивной и экспрессивной речи детей с ОВЗ, в том числе с...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-241611-1377939262.jpg)
Характер речевых коммуникаций ребенка и воспитателя в образовательном процессе дошкольного учреждения
Речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быт...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/01/picture-990475-1696162302.jpg)
«Игровые приемы для формирования речевой коммуникации с аутичным ребенком»
В данной статье автор , основываясь на опыте работы с детьми с РАС, предлагает некоторые игровые приемы для формирования речевой коммуникации аутичного ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/22/picture-1507612-1705942655.jpg)
Презентация «Развитие речевых коммуникаций педагога, как фактор эффективности развития речи у детей»
Речевая среда – это любые языковые образцы, которые воспринимает ребенок: это речь окружающих его близких взрослых и детей, педагогов, а также телевидение, фильмы, кино, театр, речь людей...