Проект «Воздух, огонь, земля и вода – 4 стихии волную меня»
проект (старшая группа) на тему

Деменьшина Светлана Николаевна

Проект «Воздух, огонь, земля и вода –

 

4 стихии волную меня»

 

 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

 

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

 

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

 

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

 

К. Е. Тимирязев

 

Актуальность

 

   В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

     Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

     Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

     Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

       Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения.  Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_4_stihii_.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Воздух, огонь, земля и вода –

4 стихии волную меня»

 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев

Актуальность

   В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

     Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

     Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

     Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

       Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения.  Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Проблема:

  Отсутствие у детей представлений о значении неживой природы в жизни человека

Информационная карта проекта

Вид проекта:

по тематике и способам реализации: познавательно-исследовательский

по составу участников: групповой

по срокам реализации: долгосрочный (1 месяц)

Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

Задачи:

1)  формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; формирование представлений о явлениях окружающего мира; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

2)   привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

3)   развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем; развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы); развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Планируемые результаты

- создание книжки «4 стихии»

- оформление выставки рисунков и поделок

Дети: сформированность знаний о неживой природе, расширение представлений детей об окружающем мире через экспериментирование, развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, развитие познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение, социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность, формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.

Этапы проекта

На изучение каждой стихии было отведено по 1 неделе.

1)    Подготовительно-организационный

- выявление первоначальных знаний детей о воздухе,  воде, земле и огне

- информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми

- Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме

- подбор материала, изготовление экологических игр;

- создание мини - лаборатории;

- подобрать дидактические игры и пособия

-загадки о воздухе

- подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

- знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов

- составление картотеки опытов с воздухом и водой

- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

2)      Формирующий:

1 неделя: «Воздух»

Непосредственно образовательная деятельность

 Презентации:  «Невидимка воздух»

 «Где можно найти воздух? » (ознакомление с окружающим + опытническая работа).

  «Значение ветра в природе”

  «Ветер наш враг или друг? »

Рисование:   монотипия «Нарядные бабочки»,«Самолет»

Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер

Лепка:  «Бабочка-красавица»,  «Вертолет»

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Летчики», «Путешествие на парусном корабле».

- Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»

- Пробуждающая гимнастика «Пилоты»

- Дидактические игры: «Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».

- Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе

- Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта

- Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо….»

- Рассматривание сказочных иллюстраций

 - Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»

Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)

- Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».

Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:

-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.

-Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);

-Определение силы ветра по деревьям

-Запускание воздушного змея.

Опытно - экспериментальная деятельность

Опыт №1. «Где спрятался воздух? »

Опыт №2. «Как увидеть воздух? »

Опыт №3. «Воздух - невидимка»

Опыт №4. «Движение воздуха»

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес? »

Опыт№6. «Опыт с апельсином»

Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»

Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.

Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух? », «Из чего состоит воздух? », «Что такое воздух? », Смешарики «Воздух для вдохновения»

2 неделя: «Вода»

Непосредственно образовательная деятельность

 презентации «Вода вокруг нас»

 «Свойства воды»

 « Вода – наше богатство»

 «Природные явления»

 «Берегите воду»

Рисование: «Я рисую море – голубые дали…», «Крошки- осьминожки» коллективная работа),  «Рыбки»(восковыми мелками)

Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают», «Стайка дельфинов»,

Конструирование: «Круговорот воды»

Лепка: «Ручеек и кораблик» , «На дне морском» (сюжетная по представлению)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Постираем белье для кукол»

- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки»,  «Какая разная вода»,  «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?»,  «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».

- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

-  Утренняягимнастикапловцов, моряков.

-  Подвижные игры: «Ручеек», «Лягушки и цапля», «Удочка», "Караси и щука», «Переправа»

-  Рассматривание атласа–карты Земли, глобуса; иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ, лед/снег), с различными видами водоемов.

- Загадки, поговорки, стихи о воде.

Произведения художественной литературы:

А. Ефремов «Капля, речка, океан», А. Введенский «Река», В. Иваненок «Домик в море», «Почему вода в море соленая?» карельская сказка, Б. Заходер «Что случилось с водой» и др.

 - Наблюдения на прогулках

-  Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Опытно-экспериментальная деятельность

«Вода прозрачная»,

«У воды нет вкуса, цвета, запаха»,

«Разноцветная водичка»,

«Тонет – не - тонет»,

«Вода - жидкая»,

«Что растворяется в воде»

«Вода не имеет формы»,

«Пар - это тоже вода»,

«Лед - твердая вода»,

 «Лед легче воды»,

«Горячая - холодная».                                  

Викторина «Что я знаю о воде?»    

3 неделя: «Огонь»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Стихия - огонь»  

 «Огонь – друг»

«Огонь – враг»

«Профессия – пожарный»

Рисование: «Вечерний свет в окошках», «Огонь» (монотипия)

Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование)

Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор), «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал)

Лепка: «Тили-тили-тили бом» (коллективная)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Стихи, загадки, пословицы об огне

- Физминутка: «Пламя костра»

- Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию"

"Разложи по порядку", "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»

- Слушание: звуки огня, Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер

- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»

- Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Горячий камень»,  Житков Б., интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.

- Оформление брошюры с  фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе), «Огонь – друг, огонь –враг»

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой

Опыт №2. Наблюдение за горением  предметов

Опыт №3. «Чем можно потушить огонь»

Опыт 4.  «Почему огонь погас?»    

4 неделя: «Земля»

Непосредственно образовательная деятельность

Презентации: «Почва – живая земля»

 «Подземные кладовые»

«Природные явления»

Рисование: «Загадки с грядки», «Камни бывают разные», «Извержение вулкана», «Горный пейзаж»

Аппликация: «Яблоко с листочком», «Золотые подсолнухи»

Лепка: «Чудо-дерево» (коллективная), лепка из глины различных фигурок, из теста «Горы».

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Наблюдения и опыты:

«Какие камушки?»    

«Можно ли менять форму глины и камня?»

«Песочная страна» (свойства песка)

«Сравним свойства глины и песка»

«Цветной песок»»  

«Как происходит извержение вулкана? »

- Стихи, загадки, пословицы о земле

- Сюжетно-ролевая игра «Археологи»

- Рассказ о труде геолога, шахтера

- Рассматривание различных видов почв

- Посадка огорода на подоконнике (лук)

- Подвижные игры: «Мы-песчинки», «Разрушение горы»

- Чтение художественной литературы: Наби Хазри «Спят ли горы? », П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. Байрамов "Узоры на песке", Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Рыжова «О чем шептались камушки? »

- дидактические игры «Ящик ощущений», «Вершки-корешки», «Запрещается - разрешается», «Да–нет», разрезные картинки, «Живое-неживое», «Лото», игры – лабиринты;

- рассматривание коллекции камней и минералов

Опытно-экспериментальная деятельность

ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»

ОПЫТ№2 «В почве есть вода»              

Работа с родителями

Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»:

1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;

2) Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;

3) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»

4) Подборка материала о воздухе, воде, огне и земле: стихи, пословицы, загадки, игры.

Вывод:

Проект был реализован с детьми старшей  группы.

   После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению четырех стихий, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений); сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Итогом проекта: оформление книжки «4 стихии»,  оформление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры в проекте "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля"

В статье представлен проект "Стихии мироздания - Огонь, Вода, Воздух и Земля с использованием дидактических игр". Раскрыты задачи, принципы работы по данной теме. Особое внимание уделено использованию...

«Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!» (конспект НОД по познанию (ФЦКМ) в подготовительной группе (6-7 лет))

Цель: расширять, развивать, разговорную речь, внимание, воображение, образное мышление по теме «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья».Задачи НОД1. Создать теплое радостное настроение .2. ...

«Четыре стихии – вода, земля, воздух, огонь»

Вид проекта: творческий. Возраст: подготовительная к школе группа. Сроки реализации проекта: ноябрь – март. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги и родители ...

Проект «Воздух, огонь, земля и вода

Проект «Воздух, огонь, земля и вода – 4 стихии волнуют меня»«Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретаютспособность самим ставить вопросы и получать на них ответы...

Проект на тему: «Четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля» в подготовительной группе

Данный проект является краткосрочным, основа на исследовании и эксперименте. Рассматривает общие сведения о свойствах воды, воздуха, огня и земли. С помощью опытов сформированы знания о свойствах 4 ст...