ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЕЙ
методическая разработка на тему

Шило Татьяна Валерьевна

Описание новых и традиционных форм работы с семьей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ  С СЕМЬЕЙ

Шило Т.В.

старший воспитатель ДОУ № 2 "Радуга"

г. Заозерск

        Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное решение этой работы невозможно в отрыве от семьи воспитанников, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента его появления на свет и на всю жизнь.

        Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребенку социальный опыт. За последние годы  отмечается высокая заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Организация работы с родителями в современных условиях должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.

        Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы должны обеспечивать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения,  консультирования и практической деятельности.

        Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в следующих направлениях:

- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

- повышение педагогической культуры родителей;

- изучение и обобщение лучшего семейного воспитания;

-привлечение родителей к участию  в жизни ДОУ через поиск и внедрение новых, наиболее эффективных форм работы.

        Наиболее эффективными  формами взаимодействия с родителями в нашем ДОУ являются: информационно-аналитические; досуговые;  познавательные;  наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет, которые заполняют родители, педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование. Анкетирование в нашем ДОУ проводится дважды в год с целью выявления уровня удовлетворенности воспитательно-образовательным процессом и определения актуальных запросов родителей.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки, конкурсы.  Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

В течении года в ДОУ проходят различные выставки, конкурсы, смотры с привлечением родителей. Традиционными уже стали выставки детских поделок "Осенний коллаж", "Новогодний серпантин", "Пасхальная неделя". Также родители принимают активное участие в организации различных смотров по обогащению развивающей среды в группах.  

К досуговым формам относятся различные праздники, например, «Встреча Нового года», «Проводы зимы», «Праздник мам», «А ну-ка, мамочки», «Папа, мама, я – спортивная семья». Очень важно воспитывать у дошкольников уважение и интерес к своей семье, формировать внимательное отношение к близким людям, прежде всего к матери. Доброй традицией стало поздравлять наших мам 29 ноября. Праздник этот — своеобразная дань благодарности мамам за их заботу и любовь. К Дню матери мы проводим мастер-класс «Мамы». На этом мероприятии мамы  знакомят детей со своим хобби, или профессией. Мамы учат детей изготавливать  различные поделки, готовить вкусные блюда, и придумывать красивые прически. А также мамы  удивляют ребят своими кулинарными способностями, угощают всех выпечкой. Заканчивается этот праздник чаепитием в теплой дружеской обстановке.

 На этих мероприятиях родители являются участниками. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм  – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания, развитие и закрепление определенных  умений дошкольников в семье. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям, семинарам – практикумам.  Педагоги творчески подходят к их организации и проведению.

Одной из эффективных познавательных форм работы с родителями мы считаем  родительский клуб.

С целью повышения педагогической компетентности родителей, а также гармонизации детско-родительских отношений  в ДОУ был создан родительский клуб «Умные родители».    Работа по созданию единой системы  воспитания ребенка в рамках деятельности родительского клуба ведется посредством организации инновационных форм взаимодействия детского сада и семьи.

    В ходе работы мы выделили следующие этапы работы:

1 этап - знакомство с родителями, установление с ними  доверительных отношений.

2 этап - знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка.

3 этап - формирование установки на сотрудничество.

4 этап - организация открытых совместных мероприятий, причём родителям можно предложить не только педагогические занятия, но и осуществить практическую подготовку по вопросам воспитания  ребёнка.

         Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы: информационно-ознакомительная; информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

        Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ. Традиционно в феврале в ДОУ проходит День открытых дверей. Проведение Дня открытых дверей в ДОУ даёт возможность  взрослым  «прожить» день в детском саду. В течение этого дня они могут  посетить  разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться  с организацией и содержанием режимных моментов, прогулок, с предметно-развивающей средой учреждения, художественно-творческой деятельностью воспитанников, и даже попробовать блюда из детского меню (завтрак, обед, полдник, ужин). Родители могут  ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов, которых объединяет одно желание – понять ребенка, помочь ему быть самим собой, раскрыть его уникальность и неповторимость.
        Такая организованная работа  позволяет  детскому саду стать более открытым для родителей и общественности, способствует распространению опыта работы педагогического коллектива в социуме.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

        Также родители привлекаются к субботникам, участвуют в озеленении территории, расчистке участков от снега, совместно с дошкольниками посещают цирковые  представления, экскурсии. Пути установления сотрудничества с  малоактивными и неактивными родителями:

- предоставление возможности наблюдения своего ребёнка на групповых совместных занятиях, праздниках и развлечениях;

 - проведение групповых и индивидуальных консультаций, бесед, основная цель которых – информирование о формировании  навыков у детей, активном влиянии воспитания на развитие  разносторонних качеств ребёнка;

- предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ;

-вовлечение родителей  в процесс подготовки и проведения совместных мероприятий.

 Семья и дошкольная организация – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.


Литература:

1. Антонова Т., Волкова Е. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьёй ребёнка.// Дошкольное воспитание, 1998, №6, С. 66.

2. Арнаутова Е.П. Социальное самочувствие семьи.// Дошкольное воспитание, 2004, №6, с. 57.

3. Взаимодействие семьи и ДОУ// Обруч, 2003, №2 (тема  номера).

4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.

5. Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

«…Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость»Крэттен...

Методика эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:ра...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО, КАК ФОРМА ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ

Статья в рамках научно-практической конференции с международным участием "Парадигмальный подход в отечественном педагогическом знании"...

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»

Буклет для педагогов «Эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей»...

Доклад "Эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с семьями воспитанников."

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зав...

Опыт работы "Дистанционные встречи как нетрадиционная форма организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи"

Вопросы повышения эффективности взаимодействия родителей и педагогов детского сада, вовлечение родительской общественности в вопросы повышения качества дошкольного образования, организация эффективног...