Проектирование непосредственно образовательной деятельности "Оденем куклу на прогулку" для второй младшей группы детского сада
методическая разработка (младшая группа) на тему

Бочковская Валентина Викторовна

Аннотация

В младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!». Именно в этом возрасте очень важно воспитывать у ребенка привычку самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расческой, полотенцем. Давать дошкольнику возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом не забывать помочь с выбором. Ему нужно объяснить, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор. Интерес и внимание ребенка к бытовым действиям, дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности, из которых складывается каждое его действие.

Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. Что нередко у детей вызывает отсутствие элементарных навыков в самообслуживании Если мы упустим интерес дошкольников к самостоятельной деятельности, то неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкнет к постоянной помощи взрослых, появляется небрежность в одежде, становится неряшливым. Таким образом, проблема формирования самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста является актуальной при воспитании детей.

Цель: сформировать у детей второй младшей группы умение последовательно надевать одежду для осенней прогулки; воспитывать аккуратность и бережное использование одежды.

Задачи:

1. Расширить и обогатить знание детей о видах одежды и обуви.

2. Узнавать ее на картинках и последовательно одевать куклу.

3. Воспитывать бережное отношение к одежде, оказывать взаимопомощь при одевании.

4. Ввести в активный словарь детей предметы одежды.

5. Развить самостоятельность, мелкую моторику рук, наглядно-действенного мышления.

Предварительная работа:

Наблюдение за признаками осени на прогулке. Рассматривание картинок с элементами одежды и обуви, проговаривание с детьми последовательности действий во время одевания на прогулку. Чтение художественной литературы по данной теме.

Дидактическое содержание состоит из трех частей:

- вводная часть (создается игровая ситуация, мотивируем детей к деятельности);

- основная часть (задаются вопросы, идет активизация словаря и развитие связной речи, развивают внимательность, работают с клеем и кисточкой);

- заключение (закрепление полученных знаний).

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, я слышу какой - то странный звук. Вы его слышите? Прислушайтесь, вроде бы кто-то плачет? Кто же это может быть? Давайте посмотрим где этот плач раздается? (Идем на звук плача и находим куклу Дашу)

Воспитатель: Ребята, смотрите, это кукла Даша со своими бумажными друзьями.

- Даша, почему ты плачешь?

Даша: Мы с друзьями собрались гулять, но не знаем, что же нам одеть. Посмотрев в окно я увидела, что на улице светит солнце, дует сильный ветер, а еще там лужи. А нам очень хочется гулять.

Воспитатель: Ребята, поможем Даше и ее подружкам? (ДА)

Основная часть.

Воспитатель: Давайте кукле Даше назовем какое сейчас время года?

Воспитатель читает стих: Если холодно с утра, Лужи за окошком, Куртки надевать пора. Сапоги на ножки.

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно, осень. А какие признаки осени вы знаете?

Дети: Листья на деревьях становятся желтыми и красными. Дуют сильные ветра. Часто идут дожди. Листья падают с деревьев.

Воспитатель: Что мы с вами надеваем на осеннюю прогулку? Проговаривает с детьми последовательность одевания: Сначала надо надеть колготки, кофту, носки, штаны, обуться, куртку, шапку.

Дети: повторяют за воспитателем. Запоминают последовательность.

Снимаем утомляемость, проводим физкультминутку."Одеваемся гулять!" Воспитатель: -А сейчас мы с вами поиграем, а кукла Даша на нас посмотрит! Одеваемся гулять! Будем кофты надевать. Колготки и штанишки наденем ка малышки! Курточки и шапочки наденут мои лапочки! Варежки на пальчики наденут мои зайчики! Наденем мы сапожки, чтоб не замерзли ножки! Будут наши ножки бегать по дорожке! Не замерзнут малыши, погуляем от души!

Дети повторяют за действием воспитателя. Круговые движения плечевыми суставами. Наклоны. Поглаживание кистей рук. Имитация движений. Быстрый шаг на месте.

Продолжаем образовательное занятие.

Воспитатель: Вот мы ребята и научили нашу Дашу правильно одеваться на осеннюю прогулку. Давайте теперь оденем ее друзей.

Воспитатель раздает детям бумажных кукол, одежду, клей, кисточки, салфетки.

Воспитатель: Теперь нужно приклеить одежду на эти куклы, чтобы Дашины друзья не замерзли на улице.

Воспитатель показывает и проговаривает последовательность надевания одежды.

Дети повторяют за воспитателем. С помощью кисточки и клея "одевают"своих кукол.

Воспитатель создает проблемную ситуацию. Показывает куклу Дашу без сапожек и спрашивает: Можно Даше идти на улицу в таком виде? Чего не хватает?

Дети: Нельзя. У Даши нет сапожек.

Воспитатель: Правильно. Надевает на куклу сапожки.

кукла Даша: Ребята, а вы все надели на моих друзей? Ни чего не забыли?

Дети по очереди проговаривают по одной одежде, что надели на своих кукол.

Заключительная часть.

Воспитатель: Вот мы и помогли нашим куклам. Теперь оставим их подсыхать, чтобы потом вы могли взять домой и поиграть. Вы хорошо справились с заданием. Молодцы ребята!

А сейчас нам надо идти на прогулку. С нами пойдет наша кукла Даша. Она очень хочет посмотреть, как вы умеете сами одеваться!

Дети идут в раздевалку. Одеваются самостоятельно и аккуратно на прогулку. Проговаривают вместе с воспитателем предметы одежды и ее последовательность, помогают при необходимости товарищу. После прогулки аккуратно складывают одежду в свои ящики.

Методы и приемы организации совместной деятельности.

Воспитание самостоятельных навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения используется целый ряд методов и приемов с учетом возраста детей: объяснение, пояснение, беседы, показы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям правил одевания. Применение художественной литературы по данному направлению. В дидактических играх используется кукла, с которой и проводятся познания и закрепления навыков самообслуживания. Для более успешного формирования и закрепления навыков самообслуживания у дошкольников, целесообразно сочетать словесный и наглядный методы, используя специальные наборы материалов, разнообразные сюжетные картинки, символы.

В данной работе мною были использованы следующие методы:

- методы мотивации и стимуляции деятельности (введение персонажа, игровая ситуация);

- словесные методы обучения (художественное слово, беседа, активизирующие вопросы, проговаривание);

-практический метод ( самостоятельная работа с бумажными куклами и сезонной одеждой, клеем с кисточкой, одевание на прогулку, подвижная игра);

- наблюдение (рассматривание картинок с сезонной одеждой, наблюдение за погодой).

В данной непосредственно образовательной деятельности так же использовали прием поощрения, но старались этим не злоупотреблять. Так как хотели, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

Риск и прогнозируемый результат.

В проведении данной непосредственно образовательной деятельности риск был связан с непостоянным составом детей из-за заболеваемости; слабая заинтересованность ребят, связанная с личными особенностями характера и возраста. Пути реализации этих проблем я видела в индивидуальной работе с отсутствующими детьми. Проведением с ними беседы по алгоритму одевания и аккуратности в одежде. Информированием родителей с помощью информационных стендов с алгоритмом одевания и бесед. А так же вовлекала в беседы и обсуждения слабо заинтересованных детей. Вызывала интерес детей к данной непосредственно образовательной деятельности. Хвалила ребят, отмечала их трудолюбие.

Данная непосредственно образовательная деятельность помогает младшему дошкольнику овладеть навыками самообслуживания. Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности. Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых).

Материально - технические условия.

Для непосредственно образовательной деятельности мной были использованы: кукла; сезонная одежда; сюжетные картинки; картинки с изображением разнообразной обуви и одежды. В раздевалке повесила памятку с алгоритмом одевания. Для самостоятельной деятельности каждому ребенку раздала бумажных кукол, демисезонной одежды для них, клей, кисточки, салфетки.

Форма работа с родителями.

С родителями была проведена беседа на темы: приучаем детей дома одеваться на улицу в правильном порядке; как привить самостоятельность. Предложила подборку литературы об одежде и обуви, а так же самим найти литературу по данной теме и почитать детям. Раздала памятку "Я сам", в которых говорится о важности терпения родителям в этот сложный для малыша период.

Самоанализ по проведению непосредственно - образовательной деятельности

Умение быстро и правильно одеться относится к необходимым навыкам самообслуживания. После нескольких попыток самостоятельного одевания малыш, как правило, теряет интерес к этому занятию, отвлекается, находя себе массу других, более увлекательных дел. Любое занятие можно довести до автоматизма только многочисленными тренировками. Вот только обычное повседневное одевание одежды не годится. В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.

Для эффективного достижения поставленных целей и задач мы подобрали разные формы и способы работы с детьми. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, вовлечь в процесс, нами создается игровая проблемная ситуация "Оденем куклу на прогулку". Для снятия утомляемости провели физкультминутку. Была проведена с детьми самостоятельная работа, в которой каждый ребенок занимался аппликацией, развивал мелкую моторику и аккуратность. На бумажную куклу наклеивали сезонную одежду. Так же с ними было проведено развитие связной речи, активизация словаря. Дети за воспитателем повторяли и запоминали последовательность одевания. Закрепляется наше занятие одеванием на прогулку.

Таким образом, результат проведенной непосредственно образовательной деятельности соответствует поставленным мною целям и задачам. Цели и задачи были выстроены по возрасту детей, соответствию образовательной программе.

Список использованных источников

1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0

2. Акимова Г.Е., Федорова Е.В., Яковлева В.Н. Психологические особенности развития детей от 2 до 7 лет. СПб.: Речь, 2002. - 245 с..

3. . Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.

4. Борисова О. Ф. Самостоятельность как база формирования социальных компетенций дошкольника. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 124-132.

5. Малик О. А. Условия развития самостоятельности детей на занятиях аппликацией. // Детский сад от А до Я. – 2008. - №1 – с. 142 – 147.

6. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.

7. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми во второй младшей группе детского сада «На чём мы путешествуем» с использованием мимио - технологий.

Занятие разработано для детей младшего дошкольного возраста.Часть заданий выполняется с использованием интерактивной доски....

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе детского сада «Заучивание стихотворения З.Александровой «Мой мишка».

Цель. Помочь  детям запомнить небольшое по содержанию стихотворение, учить выразительно его читать. Правильно отвечать на поставленный вопрос....

Непосредственная образовательная деятельность во второй младшей группе детского сада "В гостях у Колобка. Спрячь шар в ладошках"

Занятие разработано для детей второй младшей группы, в соответствии ФГТ, отмечены образовательные области: познание, физическая культура, коммуникация, безопасность. Представленный материал дает возмо...

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе детского сада "Мастерская оригами" (с участием родителей)

Конспект занятия разработан для детей второй младшей группы, с привлечением родителей. Знакомство с техникой оригами....

Конспект. Непосредственно- образовательной художественно0 творческой деятельности по втрой младшей группе детского сада.

Апликация "светафор".Знакомство детей с работай светофора, назначение его сигналов.Закрепление знания цветов: красного, желтого, зеленогоЗакрепления знания фигур: прямоугольние, круг....

Конспект Непосредственная образовательная деятельность по экологии во II младшей группе детского сада по программе «От рождения до школы»

Конспект НОД по экологии для детей 2 младшей группы. В конспекте указано время проведения, цели, задачи, тип НОД. Расписано по времени структура деятельности. Указаны методы и приемы работы...

конспект образовательной деятельности по экспериментированию во второй младшей группе детского сада "Лед-вода"

в проведении данной образовательной деятельности для детей 3 лет хотела дать детям основные знания о состояниях воды в природе. при проведении экспериментов дети выясняют что вода бывает в твердом вид...