«Проектная деятельность в младшей группе, как одна из форм работы с родителями»
консультация (младшая группа) по теме

Немцева Ольга Александровна

«Проектная деятельность в младшей группе, как одна из форм работы с родителями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №222

Доклад на городском семинаре-практикуме на тему:

«Проектная деятельность в младшей группе, как одна из форм работы с родителями»

        Воспитатель:

Немцева Ольга Александровна

Москва 2015г.

Особенности организации проектной деятельности в ДОУ

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие детской инициативы, свободной творческой личности.

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками (есть опыт и более раннего применения). Старший дошкольник характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Также организации поисковой и творческой деятельности детей необходимо подключать родителей и родственников, так как один ребенок с этой деятельностью не справится.

Этапы реализации метода проектов можно свести к четырем основным:

1. Определение цели.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу), в каких источниках можно найти информацию и пр.)

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Таблица 1

Деятельность участников проекта (по Т.А. Данилиной)

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Значение технологии метода проектов заключается в следующем:

  • Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия, т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.
  • Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества.
  • За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к самоанализу, выбору адекватных решений, умению выстраивать из частей целое.
  • Дети учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей.
  • Развивается умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, умения устанавливать причинно - следственные связи.
  • Содержание проектной деятельности основывается на решении образовательных и воспитательных задач.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

     В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения.

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей - индивидуальную, парную, групповую, выполняемую в течение определенного отрезка времени и предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Из опыта работы детских садов по реализации проектного обучения условно выделяются четыре группы проблем: «ребенок и его семья», «ребенок и природа», «ребенок и рукотворный мир», «ребенок, общество и его культурные ценности». Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые.

Взаимодействие родителей и детей в совместной проектной деятельности.

     При взаимодействии взрослых и детей в проектировании, необходимо, чтобы этот процесс соответствовал некоторым признакам:

     Во-первых, он должен отражать сотворческую позицию субъектов, взаимодействующих в проектировочном процессе. Этот признак выражается в критичности относительно своего и чужого опыта; в том, что цель каждого участника, взрослого и ребенка – процесс совместного поиска, где каждый занимающий сотворческую позицию выступает для другого гарантом развития.

     Второй признак проявляется в том, что взаимодействие субъектов сотворчества связано не столько со взаимообменом опытом (у детей он часто вообще невелик), сколько со взаимным преобразованием и достраиванием друг друга как целостных личностей. Каждый участник становится катализатором для развития другого.

     Третий признак заключается в том, что для субъектов развития в проектировочной деятельности каждая находка, каждый случай открытия нового становится лишь поводом, выходом в другое (иное) знание, но не правилом, не окончательной истиной.

     Из теории и практики дошкольного воспитания хорошо известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов интересов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество. В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок - взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах. Следуя принципам отечественных ученых и педагогов практиков, следует отметить, что детское проектирование может быть успешным если соблюдаются следующие условия: учет интересов ребенка, деятельность без принуждения «от всего сердца»; тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту; предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы; совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

     Темами домашнего совместного проектирования могут быть альбомы рисунков, фотографий и рассказов на тему: «Мой любимый братик», «Как мы отдыхали на даче», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море» и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям. Сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей; изготовление макета по русским сказкам. Домашние выставки «Умелые руки», «Красивое - своими руками», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек», «В сказочном царстве», «Мастерим игрушки сами», «Поделки из бумаги», «Мы и наше здоровье». В часы семейного досуга можно организовать: «Устройство зимнего сада», «Оформление детской комнаты», «Домашняя выпечка», «Кулинарное шоу» и пр.

     До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют без труда определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит от удовлетворения разнообразных интересов ребенка; реализации его потребностей в активной деятельности, самовыражении; увлеченности совместной деятельностью со взрослым.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценить собственные поступки. Они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

     В дальнейшем активность взрослого в совместной проектной деятельности снижается, и он становится, по большей части партнером.

     Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах. Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, где допускает ошибки.
    Можно видеть, что на втором этапе активность взрослого несколько снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации идей детей. Родителю важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования.

     Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. Кроме этого, в процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе». Система развивающихся отношений сама по себе — и продукт, и условие творчества всех ее участников. Она создается путем сотворчества детей, родителей и педагогов, причем последние берут на себя в основном лишь роль инициаторов.

     Идея организации семейных и индивидуальных проектов возникла в процессе экспериментальной работы по приобщению дошкольников к истокам русской  культуры.
    Интерес к национально-культурному наследию у детей и родителей формировался постепенно в процессе вовлечения родителей к участию в различных праздниках, а также путем организации специальных совместных занятий с детьми и родителями в музее «Игрушки наших бабушек и дедушек», «Старинная игрушка моей семьи», создание мини-музея «Русская изба» в группе.
    Развитию интереса родителей к этно-художественному творчеству способствовали проводимые в нашем учреждении совместно с детьми тематические праздники  по народному календарю «Капустные вечерки», «Зиновий синичник», «Васильев день» .
    В качестве объектов детского исследования мы отбираем такие явления и предметы, которые вызывают живой интересу современных детей. Прежде всего это относится к лучшим семейным традициям, фольклору, старинным предметам материальной культуры и народного быта, народным играм и игрушкам, обрядам, национальным блюдам и др.
Вдохновить семью на проектную деятельность несложно, если у ребенка появился устойчивый интерес к какой-то проблеме.
    Семейная проектная деятельность на основе народной традиционной культуры способствует формированию у дошкольников ценностного отношения к семье, восстановлению духовно-нравственного воспитания, созданию в семье атмосферы творческого взаимодействия детей и родителей.
Воспитанники выполняют два типа проектов — познавательные (направленные на выяснение свойств, особенностей устройства объектов материальной культуры и явлений народной культуры) и творческие (связанные с созданием продукта творческой деятельности). Ребята осваивают традиции народной культуры через различные виды художественной деятельности, такие, как аппликация, рисование, лепка и т.д.
    Главная задача при выполнении таких проектов заключается в том, чтобы, с одной стороны, поддержать познавательный интерес ребенка, а с другой — оформить его в такой продукт, который бы представлял интерес для окружающих. Так, макет деревенской избы будет включен в экспозицию нашего музея, где уже демонстрируются сарафан и рубаха, игра «Бирюльки» и т.д.
    Пополняя экспозицию нашего музея, мы вносим свой вклад в сохранение национального наследия русского народа.
Для привлечения родителей воспитанников к совместной с детьми проектной деятельности проводятся интересные открытые занятия в группе, студиях, музее, на которых они присутствуют и постепенно подключаются к этой деятельности, оказывают помощь своим детям.
    Темы проектов тесно связаны с основным направлением работы, которая планомерно ведется в детском саду, — ознакомлением детей с народными традициями и культурой.
    Проект «Как играть в "Бирюльки"» буквально заразил всю группу. Дети играли в «Бирюльки», строго соблюдая непростые правила игры. Для ребят эта игра особенно полезна, так как она развивает мелкую моторику рук. О своем желании участвовать в таком проекте заявили родители Насти.
Вместе с дочкой они побывали в Музее игрушки, в выставочных центрах народной и развивающей игрушки. Все фиксировали на фото. Собрали очень много интересного материала. Узнали, что «бирюльки» бывают разного размера, разной тематики (посуда, мебель, овощи и фрукты, животные, одежда и т.д.). В старину «бирюльки» изготавливали не только из дерева, но и из янтаря, яшмы, а в Тульской области, например, из глины. Настя рисовала «бирюльки», которыми играла, а также изобретала и рисовала новые, лепила их из пластилина, глины, вырезала из бумаги.
Дети из группы упросили родителей купить им игру «Бирюльки», в которую теперь по вечерам играла вся семья, причем родители удивлялись, что ребята обыгрывали их в такой сложной игре.
Самое главное в детской проектной деятельности — это интерес, с которым ребенок рассказывает о своем проекте, о поддержке со стороны родителей и друзей. Он выступает от имени своей семьи!
Дети с общим недоразвитием речи на таких занятиях раскрепощаются, учатся владению монологической речи, выступлению перед аудиторией. Это поможет им при прохождении собеседования в школе, пригодится в общении со сверстниками.
В организации проектной деятельности с родителями и их детьми нам оказывают методическую помощь и информационную поддержку квалифицированные специалисты и педагоги.
Такая форма работы с семьями воспитанников укрепляет взаимодействие педагогического коллектива с детьми и их родителями, создает единое образовательно-культурное пространство дошкольного учреждения и семьи.

        Литература

  1. Атемаскина Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. - № 3. С. 6.
  2. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых /В.П.Бедерханова //Развитие личности. - 2000. - № 1. - С. 24 – 36.
  3. Боровлева А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ .2006. - № 7 .С 76-83.
  4. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителя. – М., 1991.
  6. Горлицкая С.И. История метода проектов// Компьютерные инструменты в образовании – 2001. - №5. - с. 4-6.
  7. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

В заключении хочется отметить, что

проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные, изобразительные, художественные и проч. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки — они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектирование в ДОУ представляет собой интеграцию образовательных областей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Мини-музей "Город Снеговиков" - как одна из форм работы с родителями в условиях реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении» (из опыта работы)

В современных условиях родители являются основными заказчиками услуг дошкольного учреждения. Поэтому необходимо взаимодействие между родителями и педагогами. Одной из главных целей работы педагогов яв...

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Театрализованная деятельность как одна из форм работы с родителями и детьми.

Это обобщение педагогического опыта работы по направлению театральной деятельности с родителями и детьми музыкального руководителя в детском саду....

«Проектная деятельность в детском саду, как одна из форм духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения»

На сегодня, одной из главных и немало важных современных проблем в системе образования является духовно-нравственное воспитание детей....

Из опыта работы «Украшение группы и раздевалки, как одна из форм работы с родителями»

Из опыта работы «Украшение группы и раздевалки, какодна из форм работы с родителями»...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Доклад "Проектная деятельность как одна из форм работы с родителями"

Доклад "Проектная деятельность как одна из форм работы с родителями"...