Консультация для родителей "Игра как средство преодоления неконструктивного поведения дошкольников"
консультация на тему

Верихова Надежда Анатольевна

Нарушения поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 города Благовещенска»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Игра как средство преодоления

неконструктивного поведения дошкольников

                                     

                                                                                                               

Педагог-психолог: Верихова Н.А.

Благовещенск 2016

   

    Поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя.

    Нарушения поведения причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно», «как полагается», хотя зачастую ребенку подробно никто не объясняет, что значит вести себя именно так. Нередко к нему  применяют моральные и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения, но еще больше ухудшает его и, в конечном счете может привести к искажению (патохарактерологическому) развитию личности.

    Начиная с дошкольного и на всем протяжении младшего школьного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые поведенческие  реакции и поступки». По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребенок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в  его семье  с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребенок принимает решение, какое поведение он будет культивировать».

    Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников.

    Если ребенок постоянно реализует произвольное поведение, значит   у него сформированы важные качества личности: выдержанность, внутренняя организованность, ответственность, готовность и привычка подчиниться собственным целям (самодисциплина) и общественным установкам (законам, нормам, принципам, правилам поведения).

    Нередко как «произвольное» определяют поведение исключительно послушных детей. Однако послушание ребенка, если оно есть не что иное, как «слепое» следование правилам и указаниям взрослых, не может быть безоговорочно принято или одобрено. «Слепое» (непроизвольное) послушание лишено важных характеристик произвольного поведения – осмысленности, инициативности. Поэтому ребенок с таким «удобным», другими словами, - конформным поведением нуждается в помощи.

    Другим детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное.

    Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников, как правило, являются:

  • импульсивное,
  • демонстративное,
  • протестное,
  • агрессивное,
  •  недисциплинированное,
  • конформное,
  • симптоматическое поведение.

    Причины неконструктивного поведения детей разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в две группы.

    В некоторых случаях нарушения поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная заторможенность или, наоборот, психомоторная расторможенность. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в импульсивном (гипервозбудимом) поведении ребенка, с характерной для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, достаточно легким переходом от повышенной активности к пассивности и, наоборот, полного бездействия к неупорядоченной активности.

    В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (чаще защитного) реагирования ребенка на те или иные затруднения жизни или  на неудовлетворяющий ребенка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребенка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или, наоборот, негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением знают и умеют вести себя как надо, но не желают, и будто бы специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребенок в действительности не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие у ребенка отрицательных эмоций и аффектов неизбежно ведет к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми.

    Предупреждение нарушений в поведении детей отнесенных в эту группу, довольно легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (воспитатели, родители) обращают внимание уже на первые проявления такого поведения. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно вслед за их возникновением. Важность быстрого реагирования взрослых в этих случаях объясняется тем, что, раз возникнув эти конфликты и недоразумения сразу становятся причиной появления неконструктивных отношений и отрицательных эмоций, которые углубляются и развиваются уже сами по себе.

    Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано не тем, что он специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде. Нарушения в поведении также появляются у детей из-за незнания правил поведения.

    Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила поведения ребенка в соответствии с условиями детского сада и семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил (примеры). Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

    Отсутствие своевременных мер по предупреждению и исправлению недостатков поведения приводит к тому, что ребенок приобретает привычку вести себя неорганизованно, недисциплинированно.

    Таким образом, типичными формами неконструктивного поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте являются: импульсивное поведение (обусловленное, как уже было сказано, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка),  а также демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия воспитания и обучения, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.).

    В дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащения ее внутреннего содержания. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития, деятельность в которой ребенок формируется как личность.

    Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии), наши дети мало и редко играют, игра в детском саду организуется часто только по инициативе воспитателя и продолжается до тех пор, пока взрослый принимает в ней участие. В настоящее время, несмотря на изобилие игрушек у детей отсутствует содержание  для ролевых игр.  В свободное время дети зачастую выполняют с игрушками предметные действия, занимают себя рисованием, конструированием; на прогулке катаются на велосипедах, качаются на качелях, но  редко играют сообща. Дети не примеривают в играх разные профессии взрослых, хотя имеют довольно подробные представления о самых разных профессиях. Современные дети знают о мире взрослых значительно больше, чем знали их родители, бабушки и дедушки, и, кажется, могли бы с увлечением обыгрывать его содержание. Вместе с тем, объем информации, которые получают сегодня дети из средств массовой информации и от взрослых, которые игры с детьми заменяют обилием развивающих и обучающих занятий, слишком велик для психики ребенка и он попросту побаивается все это примеривать на себя. Ребенок должен получать  информацию об окружаем его мире доступную его возрасту, и не более.

    То есть ведущая -  игровая деятельность ребенка-дошкольника подменяется не свойственной этому возрасту учебной деятельностью, взрослые, не задумываясь, искажают развитие личности собственного ребенка.  И как следствие, необдуманных решений взрослых, мы получаем неконструктивное поведение ребенка.

    Перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в воспитательное пространство семьи и детского сада. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

    Рассмотрим, какие игры наиболее эффективны для профилактики и устранения неконструктивного поведения дошкольников.

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ,

ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ,

ДЛИТЕЛЬНЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ

   

    Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.

    В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает – это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования – наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только что зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безудержным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим. Постепенно, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

    Настольная игра «Лото» - это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. Например, «Зоологическое лото». В игре выигрывает ребенок, первым заполнивший карточку. Эта элементарная на первый взгляд игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением. От ребенка  в ней потребуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке нужную картинку; быть сдержанным и не выражать бурно эмоции, если объявленная картинка есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющую место невнимательность; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша. Можно вносить в игру дополнительные правила, например, запреты (два-три), и тем самым усилить элемент произвольности в игре, например, запрещается переспрашивать ведущего, о наличии названной картинки сообщать поднятием руки, а не выкрикивать: «У меня! Мне!», можно внести в игру штрафные санкции за нарушение правил, но уже в старшем дошкольном возрасте.

    Игра с правилами(игра-соревнование) «Пеньки»

    «Пеньки» - стулья или кубы – на один меньше, чем играющих детей, расставлены по кругу. Дети выбирают себе пенек. Водящий подходит к любому сидящему на пеньке ребенку и говорит:

    - Я хочу у вас спросить: можно мне ваш пень купить?

    Хозяин пенька:

    - Коли друг ты удалой, был пень мой, а станет твой!

    Оба ребенка: покупатель, и хозяин встают за пеньком спина к спине и по команде бегут по кругу. Хозяином пенька становится тот, кто обежит круг и сядет на пенек первым. Затем бывший хозяин пенька или неудавшийся покупатель ищет себе пенек снова.

    Игра-соревнование «Золушка»

    Водящему ребенку завязывают платком глаза, ставят перед ним тарелку с горохом, чечевицей, фасолью и рядом еще две пустые тарелки. Задача ребенка, аналогична задаче Золушки – разложить на тарелочки горох и фасоль, чтобы в первой тарелке осталась одна чечевица. Ведущий засекает время, которое ребенок тратит на выполнение задания. Одновременно могут соревноваться сразу несколько детей.

    Вместе с детьми с импульсивным поведением к играм с правилами целесообразно привлекать и недисциплинированных сверстников. Так как на смену свойственным им безответственности, неряшливости, эгоистичности постепенно приходят желательные качества: выдержка, организованность, ответственность.

   

Длительные совместные игры

«Бюро находок»

    Эта игра может продолжаться один или несколько дней (предпочтительнее несколько дней). В течение определенного времени дети, а также  и другие члены семьи, обнаруживая потерянные вещи, лежащие не на своих местах  сдают их в «Бюро находок». В последний день игры «Бюро находок» открывается. Вещи разыгрываются как фанты и возвращаются их владельцам.

    Это может быть игра «Кругосветное путешествие». Маршрут желательно прослеживать на карте.

   

ИГРЫ-ДРАММАТИЗАЦИИ,

ОБРАЗНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ,

РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ

ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЕ ИГРЫ

В ПРЕОДОЛЕНИИ КОНФОРМНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

Игры-драмматизации – это театрализованные игры, в которых дети разыгрывают сюжет литературного произведения. В таких играх ребенок преодолевает неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает уверенность, инициативность.

    Раскрепощающие психотехнические игры – это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительного, скованного ребенка с конформным поведением игровые формулы-внушения могут быть такими: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам…», «Я уже научился…» и т.д.

    Одновременно с психотехническими играми для конформных детей полезны образно-ролевые игры в которых ребенок исполняет роль-образ Ребенок может исполнить роль зайчика, при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и др. Очень эффективно предлагать детям проигрывать два противоположных образа (зайчик – веселый и трусливый, волк – сильный и слабый, Буратино – послушный и непослушный и т.д.)

    Образно-ролевая игра «Теремок»

    В этой игре  задача детей не разыграть известный сюжет, а лишь создать образы персонажей. Каждый ребенок получает карточку с изображением сказочного героя, и когда ему предложат, изображает героя. Например, Медведь – молчаливый, неповоротливый; Лягушка – болтливая, непослушная, и т.д.

    Образно-ролевая игра «Интересная походка»

    Дети образуют круг, чтобы всем было хорошо видно друг друга. По заданию ведущего нужно изобразить ту или иную походку. Например, походку человека по раскаленному песку или по скользкому льду, походку боевого генерала или балерины, походку старого или гордого, или крадущегося человека, или человека которому жмут ботинки. Ведущий приглашает желающих в круг, и дети по очереди показывают свой вариант походки. Желательно, чтобы походку каждого типа изображали по 2-3 человека.

    В образно-ролевых играх каждый ребенок успешен: правильно все, что дети делают, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом они чувствуют себя хозяевами своего поведения, получая от этого удовлетворение собой, что формирует и поддерживает их положительную самооценку. Ребенок в такой игре может «быть на голову выше самого себя, своего обычного поведения» (Л.С.Выготский)

   

   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 города Благовещенска»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

          Игра как средство преодоления нарушений

поведения дошкольников

                                     

                                                                                                               

Педагог-психолог: Верихова Н.А.

Благовещенск 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.

Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения дошкольников

Неконструктивное поведение- основная причина нарушения психофизического здоровья детей. Поведение детей- это чаще всего то, на что жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу. На...

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.

Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....

Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Сборник игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов Причины неконструктивного поведении дошкольников

Причины неконструктивного поведения ребенка имеют первичную обусловленность, то есть определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильность психических процессов, психомоторная з...

Методические средства профилактики и преодоления агрессивного поведения дошкольников.

Агрессия присуща практически всем детям, как оборонительная реакция. Но если вспышки агрессии слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с окружающими, то ему необходима помощь. В противном случ...


 

Комментарии

Антонова Ольга Тарасовна

Спасибо за консультацию, Надежда Анатольевна! Очень понравились игры. И мне кажется, что полезна не только родителям, но и воспитателям, которые окунулись уже в учебную деятельность и забывают о важности игры для детей!