За Волгой для нас земли нет!
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nodpostalingradskoybitve_parshina.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 14 «Ручеек»

городского округа город Фролово

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

«За Волгой для нас земли нет!»

подготовительная группа

     (тематическое занятие к 75 годовщине Победы в Сталинградской битве)

                                                       

                                                                      Составила:

воспитатель первой категории

Паршина Елена Анатольевна

                                                           Фролово, 2017 год

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Возраст детей: подготовительная  группа (6 -7 лет).

Формы НОД: Двигательная, коммуникативная.

Формы организации: группа.

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей, полученные в течении всего учебного года; активизировать речевую деятельность детей; создать у детей эмоциональное настроение, укрепить организм детей, используя для этого ряд здоровьесберегающих технологий (физ.минутки, релаксация,  пальчиковая гимнастика).

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания о великой Отечественной войне, о событиях, происходящих в Сталинграде в это время.

- Закреплять умение детей  отвечать на вопросы полными предложениями, использовать в своих рассказах яркие эпитеты (мужество, храбрость, отвага и т.д.)

- Продолжать работу над умением детей отгадывать загадки.

- Закреплять знания детьми даты начала и окончания Сталинградской битвы.

Развивающие:

- Развивать память, воображение, речь.

- Развивать навыки развития мелкой и крупной моторики.

- Развивать музыкальные способности детей: умение интонировать, исполняя песни военных лет, выполнять движения, соответствующие тексту песен.

Воспитательные:

- Воспитывать дружелюбие и желание помочь другим, сопереживать людям, жившим в годы великой Отечественной войны, гордиться их подвигами.

Предварительная  работа: Дидактическая игра «Военная техника»; рассматривание альбомов: «Сталинград…Волгоград», «Сталинград в годы войны», «Современный Волгоград»;  выставка рисунков и поделок «За Волгой для нас земли нет!»; коллективная аппликация «События военных лет»; просмотр презентаций о Сталинградской битве; беседы: «Ах, война, что ты сделала подлая?», «Наши герои – земляки», «О детях Сталинграда» и др., чтение рассказов и стихов о великой Отечественной войне.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи: песня «Сталинград», запись слов диктора Левитана, минусовки папури песен военных лет, физминутка «Самолёт»,минусовка песни «На Мамаевом Кургане тишина…», сюжетные картинки о войне; картинка – изображение пробитой каски для рефлексии и наборы звёздочек, сюжетные картинки о современном Волгограде, памятниках, обелисках.

                                                                     

                                                                       

                                                                    Ход НОД:

(Дети заходят в зал с гвоздиками под минус песни «На Мамаевом Кургане тишина…», идут по кругу и кладут по - очереди гвоздики к «постаменту», садятся на стулья, ведущий читает стихотворение М.Агашиной «2 февраля».)

Ведущий:

В свой срок – не поздно и не рано –

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву Кургану

Придёшь 2 февраля.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы!

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был их ратный путь.

Февраль, февраль, солдатский месяц-

 Пурга в лицо, снега по грудь!

Сто зим пройдёт, и сто метелиц,

А мы пред ними все в долгу!

Февраль, февраль, солдатский месяц –

Горят гвоздики на снегу!

- Ребята, вы сейчас услышали стихотворение нашей землячки – Волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной, которое называется «2 февраля». А что же это за дата такая особенная для всего русского народа, особенно для нас, людей живущих в Волгоградской области? Не знаете, а я вам сегодня об этом расскажу. Вы все знаете, что наш русский, в то время советский народ пережил страшнейшую войну, которая была названа Великой Отечественной и длилась 4 года.

- Когда же началась Вов? (22 июня 1941 года)

- Кто напал на Советский Союз без объявления войны? (Германия)

Вот так это было! Так советский народ узнал о начале войны!

                                           (запись слов диктора Левитана).

                                  (инсценировка песни «А закаты алые, алые..»)

Гитлеровская Германия отвоёвывала один за другим Советские города, и 17 июля 1942 года в Сталинград, вы уже знаете, что так назывался в то время наш Волгоград (в честь руководителя нашего государства И.В. Сталина), ворвались десятки фашистских танков, за ними ехали машины, шла вражеская пехота. Немецкие бомбардировщики  сбрасывали на город тысячи бомб. Сталинград был охвачен огнём! Так начиналось наступление на  Сталинград, так начиналась Великая Сталинградская битва.

- Когда она началась? Кто запомнил?(17 июля 1942 года). Молодцы!

Но взять город сходу, быстро, как надеялись фашисты, не удалось. Немцев встретило стойкое сопротивление военного гарнизона. 25 августа командование Красной Армии объявило город на осадном положении, а в сентябре враги начали штурм Сталинграда. Город превращался в руины и развалины. Наши пехотинцы, сапёры, поддерживаемые танками, артиллерией, бомбардировщиками, солдаты, вооружённые гранатами, автоматами сражались за каждый дом.

- Давайте подумаем и назовём те качества, которыми обладали наши солдаты, защищавшие Родину, в том числе Сталинград?

Ответы детей: смелость, мужественность, сила, выносливость, отвага, храбрость, ловкость, быстрота, меткость и т.д.

Ведущий: А какую военную технику использовали наши солдаты, мы узнаем, отгадав загадки.

                                 (дети отгадывают загадки о военной технике).

                                               (физминутка «Самолёт»)

Ведущий:

Я предлагаю вам послушать песню «Сталинград», в исполнении Анны Вилены, каждые строки которой  пронизаны болью матерей, проводивших своих сыновей на эту страшную битву.

                                             (грамзапись песни «Сталинград»).

Анализ песни: - О чём песня? Какая по характеру? По настроению?

Ведущий:

Да, наши солдаты проявили мужество и самоотверженность, защищая город на Волге. Бились солдаты до последнего вздоха, до последней капли крови. Лишь благодаря их отваге в тяжелейших условиях наша армия  смогла выстоять перед напором  фашистов!

 И ещё тех людей: женщин, стариков и детей, которые в тылу врага ковали нашу победу. Они не покладая рук трудились для нашей армии: шили одежду, изготавливали боеприпасы на заводах и фабриках. Не досыпали, голодали. Как же тяжело было нашим людям, но они мужественно сражались со всеми тяготами и лишениями. Предлагаю вам посмотреть страшные кадры той битвы, Сталинградской битвы!

                                                     (небольшая презентация).

Девизом Сталинградской битвы были слова: «Ни шагу назад!»

- Как вы понимаете их? (не отступать, не пустить врага на нашу территорию и т. д.)

Смертельно раненные солдаты падали на белый снег, который становился красным от крови. Наши войска несли потери, но они были одержимы целью удержать врага. А фашисты теряли не только своих солдат, свою технику, а самое главное – теряли веру в непобедимость своей армии. Сталинградская битва длилась 200 дней и ночей.

- Мы с вами знаем стихотворения о Сталинградской бите, о её защитниках, давайте их прочтём.

                                                                  Стихи.

1 реб.: Открытые степному ветру, дома разбитые стоят.

            На шестьдесят два километра в длину раскинут Сталинград.

            Как будто он по Волге синей в цепь развернулся, принял бой.

            Встал фронтом поперёк России- и всю её прикрыл собой!

2 реб.: Здесь шли бои страшнее ада,

            Весь город был пожарами объят.

           В руинах и окопах Сталинграда

            Стояли насмерть маршал и солдат.

           От взрывов бомб, дрожа, земля гудела,

           Над городом завесой стлался дым.

          На водной глади Волги нефть горела,

           Вздымаясь кверху заревом седым!

3 реб.: «Назад ни шагу!» - так себе сказали,

           И страх и смерть в боях призреть смогли.

           Защитники - герои клятву дали:

         « Теперь для нас за Волгой нет земли».

          И верность этой клятве сохранили,

          С тех пор не отступил солдат назад.

        Здесь крепла наша мощь и сила боевая.

        Началом всех побед стал Сталинград!

                                          (слайд с изображением Мамаева Кургана)

Ведущий:

Особенно ожесточённые бои шли в сентябре в районе Мамаева Кургана – главной высоты, которую нужно было захватить немцам.

Стих. ребёнка: Мамаев Курган сорок третьего года,

                           Где насмерть стояли отчизны сыны,

                          Мамаев Курган – это память народа,

                          Мамаев Курган – это гордость страны.

Ведущий:

140 дней фашисты пытались овладеть им. Его склоны были перепаханы бомбами, снарядами, минами. Но на Мамаевом Кургане случилось невероятное. Фашистам так и не удалось спуститься к его подножию. До Волги оставалось всего 700 метров. Именно их и не смогли пройти фашисты на своём пути к господству миром. 19 ноября наша армия в районе Сталинграда нанесла сокрушительный удар. Наши войска перешли в наступление, наши танки сметали всё на своём пути. Битва за Сталинград завершилась большим успехом Красной армии. Немцы потеряли 800 тыс. человек, 2 тысячи танков, 10 тыс. миномётов, 3 тыс. самолётов. Немецкая армия была вынуждена сдаться в плен. 2 февраля фашисты бежали. Теперь, ребята, вы знаете, что 2 февраля- это день, когда Сталинградская битва завершилась разгромом фашистских войск. И это явилось переломным моментом в Великой Отечественной войне.

Много песен сложил русский народ о войне, песня помогала бойцам в минуты затишья, в окопах бойцы пели, вспоминали своих родных, отчий дом.  Песня поддерживала их боевой дух, грела душу, поднимала настроение. Давайте и мы с вами вспомним эти песни.

                                              ( дети исполняют  военные песни).

Стих. ребёнка: Давно закончилась война,

                            Но память русская жива.

                            И каждый знает: стар и млад,

                            Победу одержал солдат.

                            И в дальних городах и близких,

                           Стоят солдатам обелиски.

(воспитатель показывает детям мольберт с обелисками и памятниками солдатам в Волгограде).

Ведущий:

- Сталинград, нынешний Волгоград для всего мира стал символом поражения фашизма. А также символом решающего сражения. Воздвигнуты памятники, обелиски. Люди чтят память погибших минутой молчания. Давайте и мы с вами почтим память погибших!

                                                               (минута молчания)

Ведущий:

Прошло 75 лет… Город – герой Волгоград, такое название он получил за героизм и мужество его защитников, заново отстроился, красуется на берегу реки волги. Много о нём сложено песен и стихов. Давайте же послушаем песню  и полюбуемся красотой этого города.

                                                           (клип на песню о Волгограде).

Ведущий:

Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь!

И над Волгой стоишь величаво!

Волгоград –Сталинград, наша доблесть, любовь!

Волгоград- Сталинград , наша гордость и слава!

- Ребята, наша встреча подходит к концу! Мы с вами многое сегодня узнали, многое вспомнили.

- О чём мы сегодня беседовали?

- Когда началась Сталинградская битва? (17 июля 1942 года)

- Когда закончилась? (2 февраля 1943 года)

- Сколько дней и ночей шли сражения? (200)

- Сколько дней и ночей шли сражения за главную высоту – Мамаев Курган? (140)

- чем закончилась Сталинградская битва? (победой Красной армии)

- Какие качества помогли советским воинам отстоять Сталинград?

А сейчас я вам предлагаю, если  понравилась наша сегодняшняя встреча и  было интересно, прикрепить к мольберту красную звёздочку, а если нет – то зелёную.

                                                                            (рефлексия).

Спасибо за внимание.

                     (дети выходят из зала под минус песни «От героев былых времён…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект по социальному миру "Я живу на Волге"

Проект познавательный, долгосрочный, продолжительность 3,5 месяца. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, муз. руководитель, родители....

Конспект занятия в старшей группе по краеведению Тема: « Волга – матушка»

Воспитывать любовь и интерес к родной природе, умение видеть ее красоту....

" Ах, Волга, Волга "

Волга - матушка река....

Сценарий мероприятия "Для нас за Волгой земли нет!"

Материал,рассказывающий детям о значении Сталинградской битвы...

Методические рекомендации по организации НОД по краеведению «Моя Волга» на примере знакомства детей со сказкой С.Я. Маршака «Волга и Вазуза»

На базе нашего дошкольного образовательного учреждения реализуеются экспериментальные ,проектные, стажировочные площадки. В рамках этой реализации я использую проектную деятельность в коррекционной ра...