Методическая разработка интегрированного занятия по теме: « Клад старичка – Боровичка».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Деменко Ирина Михайловна
Методическая разработка представлена конспектом занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Работа будет интересна воспитателям ДОУ любого вида, независимо от используемой образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме:

« Клад старичка – Боровичка»

Деменко Ирина Михайловна

                                                                                воспитатель

                                                                                МБДОУ «Детский сад №24

                                                                                «Золушка»

                                                                           с. Ряженое, Ростовская обл.

2017 год


Методическая разработка интегрированного занятия по теме:

« Клад старичка – Боровичка». 

(воспитатель Деменко И.М.)

Вид методической разработки - конспект занятия.

Аннотация:

Методическая разработка представлена конспектом занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятие было показано на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Дона – 2012» в номинации «Воспитатель года». Занятие проводилось по теме «Клад старичка Боровичка» с детьми 5-6 лет.

Работа будет интересна воспитателям ДОУ любого вида, независимо от используемой образовательной программы.

Содержание.

I. Описание методической разработки

Объяснительная записка:

1. Цели и задачи методической разработки

2. Актуальность и новизна настоящей методической разработки

3. Условия эффективности использования данной методической

разработки

4. Перспективы использования методической разработки в массовой практике

5. Анализ полученных результатов при проведении занятия по данному конспекту

6. Рекомендации другим педагогам по использованию разработанного конспекта

7. Список использованной литературы

II. Основная часть – конспект:

1. Описание особенностей данного занятия (вида, типа занятия и др.)

2. Особенности предварительной работы по подготовке к занятию

3.Задачи

4. Используемый наглядный материал

5. Содержание, т.е. ход занятия

I. Описание методической разработки

 Объяснительная записка:

1. Цели и задачи методической разработки

Цель: Обобщение опыта работы по систематизации знаний дошкольников о мире природы, животных и птицах, через проведение нетрадиционных занятий с использованием мультимедийных презентаций и мнемотаблиц.

Основными задачами данной разработки являются:

1.Создать условия для становления основ экологического сознания у дошкольников.

2.Развивать творческие способности детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий.

3.Создать здоровьесберегающую развивающую среду для организации исследовательской деятельности по экологическому образованию детей.

2. Актуальность и новизна настоящей методической разработки.

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.

Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке – эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М. Пришвин, В. Бианки, К. Паустовский.

Актуальность данной методической разработки заключается в том, что с одной стороны перед педагогами остро стоит задача определения наиболее эффективных путей в приобщении детей дошкольного возраста к природе, но на практике многие воспитатели реализуют традиционную методику экологического воспитания, мало способствующую формированию у детей системы экологических знаний  с другой стороны.

Новизна методической разработки состоит в использовании современных нетрадиционных форм занятий с использованием мультимедийной презентации, мнемотаблиц, приёма экспериментальной деятельности и здоровьесберегающих технологий, что способствует систематизации знаний детей о природе, повышению интереса к обучению, его эффективности.

3. Условия эффективности использования данной методической разработки.

Эффективность использования данной методической разработки определилась следующими условиями:

- готовностью педагога и детей старшего дошкольного возраста к проведению занятия.

- наличием интересных, эффективных игровых методов и приёмов работы с детьми.

- постепенностью, последовательностью и поэтапностью работы.

Вывод. С помощью данной методической разработки дети старшего дошкольного возраста обобщили и систематизировали экологические знания и умения, полученные ранее.

4. Перспективы использования методической разработки в массовой практике.

Представленная разработка – это практический материал, который может использоваться воспитателями, как отдельными элементами, так и в целом, независимо от реализуемой программы. Её содержание носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении эколого – педагогической деятельности с учётом опыта и интересов педагога, а также ЗУН дошкольников.

5. Анализ полученных результатов при проведении занятия по данному конспекту.

Проведённое занятие достигло запланированной цели. Все части занятия связаны друг с другом. Использование различных видов деятельности (продуктивной, экспериментальной  и др.) вызвали у детей неподдельный интерес в течение всего занятия. Результатом проделанной работы было активное участие детей в беседе о временах года, проведении опыта, свободное владение способами работы с мнемотаблицами, знании художественных произведений.

6. Рекомендации другим педагогам по использованию разработанного конспекта.

Рекомендации другим педагогам:

- Использованную в методической разработке мультимедийную презентацию можно применять как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления пройденного.

-  мнемотаблица может использоваться педагогами в беседах, на занятиях по развитию речи, для составления связного описательного рассказа.

- авторская физкультминутка может быть проведена на любом занятии с целью снижения утомления и снятия статического напряжения.

При организации работы по данной методической разработке педагогу необходимо учитывать возрастные показатели и стартовые возможности детей. Разработанный конспект занятия интересен и увлекателен. Надеюсь, что представленная методическая разработка вызовет у вас интерес, и вы будите использовать её в своей работе. Желаю удачи!

7. Список использованной и рекомендуемой  литературы.

1. Аксёнова З.Ф. «Войди в природу другом» М.: ТЦ Сфера, 2008.

2. Бондаренко Т.М. "Экологические занятия с детьми 5-6 лет" ТЦ "Учитель" - Воронеж, 2004.

3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

4. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. "Конспекты занятий в старшей группе детского сада". Познавательное развитие" ТЦ "Учитель" - Воронеж, 2005.

5. Коломина Н.В. "Воспитание основ экологической культуры в детском саду" ТЦ "Сфера" - М., 2004

6. Коломина Н.В. «Занятия по экологии в детском саду» М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Михеева Е.В. «Современные технологии обучения дошкольников» Волгоград: Учитель, 2013.

8. Николаева С.Н. «Создание условий для экологического воспитания детей» М.: Новая школа, 1993.

8.Тимофеева Н.В. «Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками»  Волгоград: Учитель, 2013.

9. Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»  СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.  

10. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. «Занятие в детском саду: современные критерии, схемы анализа, конспекты занятий» Волгоград: Учитель, 2013.

11. Журнал «Воспитатель ДОУ» , 2011, № 12

II. Основная часть - конспект занятия по теме

« Клад старичка – Боровичка».

1. Особенности данного занятия.

Вид занятия: Ознакомление с окружающим.

Тип занятия: Интегрированное.

Тема занятия: « Клад старичка – Боровичка».

Возраст детей: 5-6 лет.

Способ организации: подгруппа.

Методы:

- наглядного обучения (использование мнемотаблицы, иллюстраций птиц, животных);

- словесный метод (беседа, обсуждение, художественное слово);

- игровой (дидактическая игра)

- практический (физкультминутка, проведение опыта, изготовление  угощения для белки из солёного теста, пластилина, природного материала (по выбору детей)).

2. Предварительная работа с детьми:

1.Рассматривание картин, иллюстраций разных времён года.

2. Чтение художественной литературы.

3. Работа с мнемотаблицами, коллажами.

4.Загадывание загадок о животных, птицах.

5.Беседы о временах года, животных, птицах.

6. Оформление экологической папки «Правила поведения в природе».

7.Проведение цикла наблюдений за птицами на участке.

3. Задачи:

1. Учить составлять рассказ на основе мнемотаблиц; выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать о них; накопление знаний о взаимосвязи животных, растений, птиц.

2. Закрепить у детей знания об обитателях природы.

3.Развивать связную речь детей, мышление, произвольное внимание.

4. Развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческие

способности.

5.Воспитывать бережное отношение к обитателям леса и чувство сострадания к ним.

4. Наглядный материал:

1.Мнемотаблица – осень.

2. Аудиозапись «Голоса птиц», «Музыка леса».

3.Магнитофон.

4. Мультимедийная презентация «Животные».

5.Мольберт.

6.«Красная книга».

7. Карточки с  изображением  птиц.

8. Карточки - запрещающие  знаки «Чего нельзя делать в лесу».

9.Угощение от  старичка – Боровичка.

10. Картина «Осень» (2 набора: 1 разрезной).

11. Схема лабиринт.

5. Содержание - ход занятия.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята,  посмотрите вокруг, что вы видите?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А что это висит на дереве?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:  А как  вы думаете, от кого оно?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Да ребята, это письмо от старичка – Боровичка. Давайте его прочитаем! (читаем письмо)

« Здравствуйте, ребята! На этой лесной полянке  я спрятал клад, а место обозначил на картинке.  

(Показываю картинку).  Помогите собрать её такую же их нескольких частей. На обратной стороне начерчен план, где крестиком обозначено место нахождения клада. Чтобы получить картинку, нужно выполнить разные задания».

Ну что ребята, вы согласны искать клад?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Тогда первое задание – отгадайте загадку:

Гости к нам пришли: седая,

А за нею молодая.

Третья ярко расцветает,

 А четвёртая рыдает?

               (Зима, весна, лето, осень)

Воспитатель: Что вы сейчас назвали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А сколько всего времён года?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А кто знает, сколько месяцев содержит каждое время года?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, какое сейчас время года?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, осенние месяцы?

Дети: (ответы детей)

В.: Молодцы ребята! А кто расскажет об осени  с помощью мнемотаблицы?

(Выставляю на мольберт мнемотаблицу «Осень»)

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки о временах года вы знаете?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы! Справились  с заданием. Получите первую часть картинки, которую вам нужно собрать.

(Дети крепят часть картинки на круг,  лежащий на столе)

(Звучит музыка «Пение птиц»)

Воспитатель: Ребята, а что это за  звуки слышны?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Чем птицы отличаются друг от друга?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте превратимся в орнитологов. Вы знаете кто такие  орнитологи?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Орнитолог – это человек, изучающий птиц. Мы с вами уже много беседовали о птицах.  Давайте проверим, хорошо ли вы их знаете.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, на столе разложены картинки с изображение птиц. Возьмите  любую картинку и скажите, какая птица на неё изображена.

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А теперь проверим, знаете ли вы, где живут птицы?

Словесная игра «Где живут птицы?»

 (Воспитатель показывает  картинку с изображением птицы, а дети говорят, где она живёт).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А как  вы думаете, с помощью чего птицы летают?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А человек может взлететь?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте проведём опыт.  Перед вами 2 листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шарик, а теперь осторожно выпустите его из рук. Что произошло?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Возьмите другой лист и также осторожно опустите его перед собой. Что вы увидели?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, почему так происходит: листы одинаковые, а падают по – разному?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята, не скомканный лист - широкий. За счёт своей поверхности он опирается на воздух и не падает, а летит. Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием. Получите ещё одну часть картинки.

(Дети крепят часть картинки на круг,  лежащий на столе)

Воспитатель: А вот и следующее задание: (на экране появляются изображения животных). Кого вы видите на экране?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: На земле много разных животных. Есть животные, которых мы видим каждый день в нашем доме. Как их можно назвать, одним словом?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А есть животные, которые живут в природе. Как их можно назвать, одним словом?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Но есть и такие животные, которых осталось мало на нашей планете. Как вы думаете, как их называют?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Почему их называют редкими или исчезающими?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, редкие животные охраняются законом, но люди часто нарушают этот закон и поэтому была создана «Красная книга» (показываю книгу).  Как вы думаете, почему её так назвали?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: В Красную книгу занесено много животных. Вот посмотрите некоторые из них (на экране появляются слайды: зубр, гепард, олень, белый медведь, носорог, рысь.) Ребята, получите ещё одну часть картинки.

(Дети крепят часть картинки на круг,  лежащий на столе)

Воспитатель: Ребята мы с вами много работали. Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:

 «Листочки»

Представьте, что мы с вами на полянке.

Вышло солнце из-за тучек.

Побежал по листьям лучик.

Лучик прыгал и скакал, да листочки согревал.

Солнышко всё пригревает,

 А листочки засыпают.

Спят листочки крепким сном

И не ведают о том,

Что поблизости есть туча,

без неё конечно лучше.

Ветерок тот тучки друг-

налетел он как-то вдруг.

Разбудил, поднял листочки

Побежал по пням, по кочкам.

И листочки закружились

Ввысь поднялись, опустились.

И покрыли всё кругом нежным золотым ковром.

Воспитатель: Молодцы, ребята, получите ещё одну часть картинки.

(Дети крепят часть картинки на круг,  лежащий на столе)

Воспитатель: Ребята посмотрите, около дерева и на дереве никого нет, а рядом лежат скорлупки от ореха. Кто же тут был?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А как вы думаете, можно белку взять с собой?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, ребята! Значит, вы знаете, чего нельзя делать в природе, если вы его друзья?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте мы с вами составим коллаж « Чего нельзя делать  в природе?

(Дети берут карточки с изображением запрещающих знаков "Что нельзя делать в лесу" и составляют коллаж).

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с и этим заданием. Получите ещё одну часть картинки.

Воспитатель: Ребята, но что, же белка искала возле дерева?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А чем питается белка?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю вам для белки сделать угощение. Давайте сядем за столы, где приготовлены пластилин, солёное тесто, природный материал и сделаем орехи, грибы.

 (Дети под музыку «Музыка леса» выполняют работу)

Воспитатель:  Вот ребята и последнее задание старичка – Боровичка вы выполнили.  Вот вам ещё одна часть картинки.  Молодцы, собрали её полностью, а теперь аккуратно переверните её. Что нарисовано?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: И где же старичок спрятал клад?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: Давайте, посмотрим, что же это за клад.

 (Идут и находят корзину с яблоками)

Воспитатель: Клад старичка – Боровичка это угощение для вас. Сегодня мы выполнили много заданий старичка – Боровичка. Какое задание вам  понравилось?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас, давайте, возьмём угощение от старичка – Боровичка и по тропе лесной отправимся к себе домой.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного занятия на тему: "Зимний лес"

Интегрированное занятие для детей второго года обучения с ОНР...

Методическая разработка интегрированного занятия "Искатели клада"

В конспекте показаны приемы интеграции двух образовательныз областей - "Познавательное развитие" и "Социально -коммуникативное". Дети старшего дошкольного возраста решают логические задачи, работают п...

методическая разработка интегрированного занятия НОД на тему "Образ матери в искусстве"

НОД для детей подготовительной к школе группы к Дню матери...

Методическая разработка интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Вот так Африка!"

Интеграция образовательных областей:«социально-коммуникативное развитие» - способствовать развитию свободного общения взрослого с детьми, активизировать речевую деятельность, развивать навыки сотрудни...

Методическая разработка. Интегрированное занятие, план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме "На бабушкином дворе"

Тема "На бабушкином дворе"Цель:знакомчтво сдомашними животными.Задачи:1.Образовательная(область познания):продолжать закреплять знания детей о  домашних животных,конкретизировать предст...

Методическая разработка интегрированного занятия по теме: "Дикие животные"

Методическая разработка интегрированного занятия по теме «Дикие животные» для детей старшего возраста с ЗПР.Подготовили: Кудрявцева Ольга натольевна          ...