Методическая разработка
презентация к уроку (старшая группа) на тему

 

     В данной методической разработке представлен опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации и семей воспитанников  подготовительной группы по  теме «Бумажная страна » с использованием технологии проектирования.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих Образовательную программу дошкольного образования. Используя технологию проектирования при ознакомление с историей и основными этапами технологии создания бумаги, книги педагоги ДОУ создадут условия для развития познавательной активности детей, расширения кругозора, словаря, связной речи воспитанников, сплочения детско – родительского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrabotka_-turakova_s._o._mbdouno20.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

        

МКУ «Управление образования»

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение                                                                                                                          «Детский сад № 20 «Солнышко»»

Методическая разработка

Долгосрочный интегрированный проект

познавательно – творческой  направленности

«Бумажная страна»

ЗАТО г. Железногорск

2016


Методическая разработка «Долгосрочный интегрированный проект

познавательно – творческой  направленности «Бумажная страна»

Авторы:

Туракова Светлана Олеговна, воспитатель первой квалификационной категории                          

Чупина Надежда Михайловна, педагог оригами

Вигуль Елена Владимировна, инструктор по физической культуре

Сомова Ольга Геннадьевна, педагог дополнительного образования

Детского Эколого – Биологического Центра

Аннотация

     В данной методической разработке представлен опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации и семей воспитанников  подготовительной группы по  теме «Бумажная страна » с использованием технологии проектирования.

Данная методическая разработка предназначена для педагогов дошкольных образовательных организаций, реализующих Образовательную программу дошкольного образования. Используя технологию проектирования при ознакомление с историей и основными этапами технологии создания бумаги, книги педагоги ДОУ создадут условия для развития познавательной активности детей, расширения кругозора, словаря, связной речи воспитанников, сплочения детско – родительского коллектива.


Актуальность

Берегите лес, ребята!

Он нам дарит кислород

В нем еще живут зверята

Разных видов и пород

Поутру поют нам птицы

А листва укроет в зной

И пыльца цветов на лицах

Оставляет запах свой.

Берегите лес, ребята!

И не жгите в нем костры

Благодарны будут звери

И деревья и кусты!

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её разнообразии: природа, человек, современные гаджеты, рукотворный мир и т.д.. Помочь познать окружающий мир, сформировать у детей положительное отношение к нему - актуальная проблема современности. А бумага - это то, что хорошо знакомо дошкольникам (книжки, альбомы для рисования, оригами, аппликации и т.д.), доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека. Дети видят и принимают за норму, как взрослые не экономно используют природные ресурсы: выбрасывают на свалку, сжигают, засоряют, тем самым не давая бумаге вторую жизнь. Необходимо с ранних лет воспитывать у детей бережное отношение к бумаге, показать её возможности через разнообразную творческую деятельность.

Проблема: Дети дошкольного возраста не имеют представления о значимости бумаги в жизни человека (рвут книги при чтении, рассматривании, рисуют на страницах). Многие дошкольники потеряли интерес к книге, их больше привлекают электронные гаджеты.

Мы решали данную проблему, используя технологию проектной деятельности. Исходя из своего педагогического опыта, мы  утверждаем, что технология проектной деятельности  является наиболее эффективной в решении задач таких образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие.

Технология проектов предполагает интегрированный характер воспитательного, образовательного процесса, что позволяет нам приблизиться к достижению целевых ориентиров ФГОС ДО:

  •  ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Цель методической разработки: представление  нашего опыта работы  по ознакомлению детей 6 – 7 лет с историей создания бумаги и книги, вовлечению родителей в образовательный процесс, повышению компетентности родителей в вопросах семейного чтения.

Задачи:

  1. Представить обобщенный  опыт работы в форме педагогического проекта познавательно - творческой направленности «Бумажная страна»
  2. Описать формы взаимодействия  педагогов,  детей и родителей   в совместной образовательной  деятельности.
  3. Показать эффективность технологии педагогического проекта в образовании и воспитании дошкольников.


Структура проекта

Название проекта

«Бумажная страна»

Девиз проекта: «Бережем бумагу – бережем лес».

По доминирующей деятельности: исследовательский, творческий, продуктивный.

По характеру содержания и структуры: обучающий, воспитательный.

По организационным формам: групповой

По подходу к ребенку: личностно-ориентированный, предполагающий сотрудничество.

По продолжительности: долгосрочный (сентябрь 2015 г. - март 2016 г.)

По количеству участников: совместный, детско-родительский.

По характеру контактов: коллективный.

Участники проекта

  • Дети подготовительной группы 6-7 лет
  • Воспитатели
  • Педагог дополнительного образования по экологическому воспитанию
  • Преподаватель оригами
  • Преподаватель ИЗО
  • Инструктор по физической культуре
  • Родители

Введение, пояснительная записка (актуальность, обоснование необходимости проекта).

Мы отмечали, что дети нашей группы проявляют небрежное отношение к книгам, бумаге, нерационально ее используют. Мы рассматриваем это, как нарушение в формировании экологического сознания. Чтобы воспитывать у дошкольников бережное отношение к бумаге, показать возможности ее использование в разнообразной деятельности – продуктивной, опытнической, познавательной.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её разнообразии: природа, человек, современные гаджеты, рукотворный мир и т.д.. Помочь познать окружающий мир, сформировать у детей положительное отношение к нему - актуальная проблема современности. А бумага - это то, что хорошо знакомо дошкольникам (книжки, альбомы для рисования, оригами, аппликации и т.д.), доступный и универсальный материал. Дети активно работают с ней, не задумываясь о её свойствах, истории возникновения, о значимости в жизнедеятельности человека. Дети видят и принимают за норму, как взрослые не экономно используют природные ресурсы: выбрасывают на свалку, сжигают, засоряют, тем самым не давая бумаге вторую жизнь.

Постановка проблемы

Заинтересовать детей историей создания бумаги, повернуть лицом к книге.

Гипотеза: Если мы создадим условия для совместной познавательно - творческой и опытнической деятельности детей и взрослых, поддержим инициативу детей через проект «Бумажная страна», то дети узнают историю создания бумаги, книги и будут грамотно и экономно использовать бумагу, бережно относиться к печатным изданиям, учебникам.

Цель

Привлечение внимания детей и родителей к бережному и экономному использованию бумаги, как одному из видов природных ресурсов.

Задачи

  1. Воспитательные:

-  создать атмосферу непринужденного делового общения детей;

-  совершенствовать способы взаимодействия с семьями воспитанников, сделать родителей своими единомышленниками, партнерами;

-  способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, сплочению группового коллектива;

- способствовать формированию целевых ориентиров дошкольного образования через проектную деятельность;

-  воспитывать такие нравственные качества у детей, как: неравнодушие, внимание к  окружающему природному миру и желание проявлять данные качества;

-   воспитывать экологическую культуру

  1. Образовательные:

- познакомить детей с историей появления бумаги, особенностями ее изготовления, вариантами ее использования в повседневной жизни, возможностями дать использованной бумаге «вторую жизнь» (выставка «История создания книги, бумаги»);

-   познакомить детей со свойствами и особенностями бумаги в различных изделиях (оригами) и дать возможность для её вторичного использования (изготовление бумаги из макулатуры, обложка для книги группы);

- обратить внимание на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей современной, повседневной жизнью (буклет об охране леса, выступление агитбригады);

- обозначить роль книги в получении познавательной информации, поднять ценность семейного чтения;

- создать условия для проявления детско-родительской инициативы в русле проекта

  1. Развивающие:

- развивать у детей навыки исследовательской деятельности, интеллектуальную активность (занятия по экологии на тему «Взаимоотношение растений со средой обитания (лес)»);

- обогащать словарный запас и развивать связную речь детей дошкольного возраста (устные сообщения перед группами детей, речь на публике);

- выявить и способствовать дальнейшему росту интеллектуального и творческого потенциала детей и родителей, развивать коммуникативные способности.

Ожидаемые результаты

  1. Достижение цели и выполнение задач проекта
  2.  Дети достаточно хорошо владеют устной речью, связно выражают свои мысли и желания, активно используют словарь научных терминов, уверенно поддерживают познавательный диалог.
  3. Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно – следственными связями в окружающем их мире, самостоятельно проводят несложные опыты.
  4. Дети берегут книги, аккуратно с ними обращаются, экономно используют бумагу, собирают макулатуру вместе с родителями.
  5. Презентация материалов проекта перед сообществом детей детского сада, участие в акции «Берегите лес».
  6. Оформление опыта проектирования перед коллегами детского сада.

Краткое описание проекта

 (этапы проекта)

Подготовительный этап (создание проблемной ситуации)

  1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.
  2. Беседа с детьми «Разная бумага»
  3. Создание коллекции бумаги: бархатная, оберточная, глянцевая, калька, копировальная, папирусная
  4. Составление плана экскурсии с детьми в сосновый и смешанный лес
  5. Подготовка атрибутов к игровой деятельности: «Библиотека», «Типография», «Почта» «Супермаркет»
  6. Подбор дидактических игр экологического содержания: «Чей домик», «Экологическое лото», «Свойства бумаги», «Собери дерево»
  7. Разработка тематических занятий: «Как появилась бумага», «Из чего делают бумагу», «Виды бумаги», «Для чего нужна бумага?», «Что можно изготовить из бумаги?».
  8. Подбор художественных произведений: С.Маршака «Почта», В.Бологова «Откуда книга пришла», Б.В.Зубкова «Книжка про книжку».
  9. Подбор мультимедийных презентаций «История возникновения бумаги», «Процесс изготовления бумаги».
  10. Составление консультация для родителей «Вторая жизнь бумаги»
  11.  Подготовка выкроек для одежды из газетной бумаги

Собственно - исследовательский этап

  1. Опытническая деятельность

Опыты: «Изготовление бумаги из старых газет»,«Разорванный край бумаги под лупой», «Как выцветает бумага», «Рассматривание бумаги на свету», «Тайнопись», «Старение бумаги» (Приложение 1).

  1. ИКТ - знакомство с работой типографии «Экскурсия в типографию»: рассказ для детей о работе печатника, наборщика, компьютерного дизайнера, о старых и современных способах изготовления бумаги, об изготовлении бумаги из макулатуры
  2. Издание буклета с помощью ИКТ «Бережём бумагу - сбережём лес»
  3. Экскурсия по экологической тропе «Хвойные и лиственные деревья нашей природной зоны»
  4. Интегрированное занятие по физической культуре «Путешествие в бумажную страну» (Приложение 2)
  5. Совместная продуктивная деятельность детей и преподавателя оригами детского сада в рамках Арт-салона по конструированию из бумаги: «Кораблик», «Деревья нашей планеты», «Птицы и животные разных климатических зон», «Насекомые вокруг нас», плакаты «Берегите лес»
  6. Экскурсия в библиотеку имени Горького - « Волшебница бумага».
  7. Пополнение коллекции бумаги: бархатная, оберточная, глянцевая, калька, копировальная, папирусная
  8. Экскурсия с детьми в сосновый и смешанный лес
  9.  Игровая деятельность: «Библиотека», «Типография», «Почта» «Супермаркет»
  10.   Дидактические игры экологического содержания: «Чей домик», «Экологическое лото», «Свойства бумаги», «Собери дерево»
  11.  Тематические занятия: «Как появилась бумага», «Из чего делают бумагу», «Виды бумаги», «Для чего нужна бумага?», «Что можно изготовить из бумаги?».
  12.  Чтение художественных произведений: С.Маршака «Почта», В.Бологова «Откуда книга пришла», Б.В.Зубкова «Книжка про книжку».
  13.  Просмотр мультимедийных презентаций «История возникновения бумаги», «Процесс изготовления бумаги».
  14. Консультация для родителей «Вторая жизнь бумаги»

16. Совместная творческая работа детей и родителей по изготовлению моделей одежды из газетной бумаги

Заключительный  этап

  1. Экологическая акция с призывом «Люди, берегите бумагу!» (Приложение 3)
  2. Выставка семейных творческих работ в мини - музее «Сделано из бумаги», экскурсоводы – дети группы.
  3. Социально значимая акция -  выставка детских работ с использованием разных художественных технологий в витрине магазина.строительных материалов
  4. Медиавыступление агит-бригады «Беречь бумагу -  сберечь лес» (dou20@cdo.atomlink.ru )
  5. Презентация оригамской книги «Мамины сказки на ночь» для детей детского сада (обложка изготовлена детьми из вторсырья)
  6. Показ мод «Газетная фантазия»

Полученные результаты

По результатам проведенного исследования, можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Дети поняли, зачем нужна бумага, из чего бумага сделана, что у бумаги возможна «вторая жизнь», её необходимо беречь, грамотно использовать (Приложение 4).

Процесс происходил при заинтересованности всех участников педагогического процесса. Дети узнали, что диски, кассеты, флешки, современные гаджеты хранятся не более 100 лет, а папирусная бумага - тысячелетиями. И главное условие сохранения бумаги – это бережное отношение к ней. А это позволяет уменьшить вырубку деревьев, сохранить наши леса. Дети еще активнее начали проявлять интерес к окружающей природе, книгам, бережнее к ним относиться.

Родители перестали давать детям гаджеты в детский сад, в кругу семьи чаще читают книги, разговаривают на познавательные темы. Дети рассказывают об этом сверстникам.

Список литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.
  2. Киселева Т. А., Данилина Т. С., Лагода М. Б. Проектный метод  в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: Аркти, 2005. – 95 с.
  3. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 72с.
  4. Круклет М. В. Дошкольник и рукотворный мир. – М.: «Детство – Пресс», 2005. – 87 с.
  5. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Уардовских Г. Волшебная бумага // Журнал «Дошкольное образование, 2010, № 20
  7. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

 

Приложение 4

Критерии наблюдения личностных особенностей детей подготовительной группы и их отношения к бумаге и книгам

Критерии

Количество детей, чел.

До проекта

После проекта

Часто читают / рассматривают книги

2

15

Путают назначение книги и раскраски

10

1-2

Рвут книги

18

0

Заминают страницы

10

1

Проявляют желание отремонтировать книгу

0

22

Воспринимают книгу как источник знаний

2

22

Умеют пересказать, вслух прочитать (уверенно, без застенчивости)

3

20

Умеют публично выступать

2

19