ПЕДАГОГ ГОДА2018 "Обобщение опыта работы"
статья по теме

Беляева Елена Михайловна

"Обобщение опыта работы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_na_sayt.docx34.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45 «Добрая фея»

ОПЫТ РАБОТЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Автор:

Беляева Елена Михайловна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №45 «Добрая  фея»

Междуреченск, 2017

Актуальность в условиях реализации ФГОС ДО

Каждой эпохе развития общества свойственно свое отношение к воспитанию. Воспитание наиболее эффективно достигается через систему образования.

В настоящее время в государственную образовательную систему активно внедряются элементы этнокультурного и этнохудожественного образования. В Законе РФ «Об образовании» прописаны основные принципы государственной политики. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. В «Концепции этнокультурного образования в РФ», разработанной на основе вышеуказанных документов дается определение понятия «этнохудожественное образование», а также указываются его цели и задачи. Этнохудожественное образование – это целенаправленный педагогический процесс приобщения подрастающего поколения к народной художественной культуре в образовательных учреждениях.

Перед педагогами разных образовательных уровней ставятся такие задачи как: развитие национального самоопределения ребенка, формирование у него чувства гордости за свой народ и Родину, развитие нравственных и духовных качеств, а также воспитание этнокультурно ориентированной личности.

Состояние этнокультурной идентичности личности складывается в результате знания событий своей истории, культуры, верности сложившимся духовным ценностям, почитания национальных героев. Сложность современной социокультурной ситуации состоит в том, что функционирование национальной культуры вступает в противоречие с реалиями жизни, обусловленными наличием сложных связей между отдельными этническими группами, общностью и различием исторических судеб, ценностных ориентаций. В данной ситуации актуализируется роль этнокультурного образования направленного на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре.

Именно через процесс активного использования в традиционном воспитании и обучении педагогических возможностей народной культуры, ее уникальных средств в формировании личности ребенка, можно наиболее результативно осуществить целостное развитие его личностных качеств, что обеспечит успешную адаптацию его к условиям социальных перемен.

Наиболее благоприятным периодом воспитания культурного человека является период дошкольного детства как особый возрастной этап огромных потенциальных возможностей и потребностей к познанию мира. Ребенок дошкольного возраста, безусловно, еще не созрел как личность, но, именно в этот период важно заложить устойчивые основы социальной личности, так как дошкольник еще внеморален, находится по ту сторону сознательного выбора между добром и злом, но, тем не менее, он уже социален. [19, С.175]

Однако на современном этапе отмечается тенденция к утрате одной из важнейших задач воспитания - формирования у ребенка духовности и социально-полезных качеств через осмысление личностно-развивающего потенциала. Обучить дошкольников основным умениям и навыкам, необходимым для обучения в школе, безусловно, важно, но не менее важно в условиях многонациональной России сформировать у них основы национального самосознания (осознания и уважения своего народа, истории, культуры, языка), уважения ценностей других народов. Только в этом случае процесс воспитания  будет полным и обеспечит естественный переход ребенка от дошкольного образовательного учреждения к школе и жизни в обществе.

В педагогике и психологии этой проблеме в той или иной степени посвящали свои работы: Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Л.И. Божович,А.А. Бударный,Л.А. Венгер, Г.Н. Волков, В. Занков, Н.А. Менчинская,  Н.П. Сакулина, М.Н. Скаткин, Е.А. Флерина и др.

Развитие детей, их готовность к обучению рассмотрены в основополагающих исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, Д.Б. Эльконина и др. Аспекты обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе рассмотрены в работах Ш.А. Амонашвили, В.А. Андреевой, Л.И. Айдаровой, И.А. Архиповой,М.И.Богомоловой, Л.Р. Болотиной, В.И. Букатова, Н.Ф. Виноградовой, Л.Г. Горьковой, С.А. Козловой, Г.С. Красницкой, Л.В. Ф Куцаковой, Т.А. Марковой, Л.Ф. Островской, Л.А. Парамоновой, В.А., Петровского, Н.Н. Поддъякова и др.

Народная культура создает уникальные условия для самореализации и самоактуализации личности ребенка, для проявления его ценностных отношений в обществе.

Проблема формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры находится на стыке нескольких направлений науки: дошкольной педагогики, возрастной психологии, этнопедагогики, искусствоведения

Возвращение к педагогическому опыту народной культуры с ее уникальными средствами - это действенный способ формирования качественных духовных, интеллектуальных, эстетических, индивидуально-творческих основ личности особенно в дошкольном возрасте.

Аргументированность актуальности данной проблемы определила выбор направления моей работы: формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры.

Рассматривая процесс формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры я ограничилась исследованиями детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством определенного набора средств народной культуры: фольклора (включая детский фольклор), праздников, игр, видов декоративно-прикладного творчества и их промежуточных форм: выставок, фестивалей, конкурсов, инсценировок и т.п., активно взаимодействующих со средствами.

Выбор возрастных рамок определен тем, что именно на этих возрастных этапах закладывается фундамент ценностных ориентаций личности, развития личностных механизмов поведения [18, 20].Выбор средств народной культуры в воспитании дошкольников определен их эффективностью в целостном развитии дошкольников [1,2, 4, 6, 14, 15, 16,17 и др].

На начальном этапе исследования  мною было выявлено противоречие между потребностью в формировании личности ребенка дошкольного возраста через качественное воспитание с одной стороны, и недостаточностью разработанности данной темы - с другой. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как организовать процесс формирования личности ребенка дошкольного возраста и сделать его успешным, отвечающим потребностям общества.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность формирования личности ребенка дошкольного возраста через воспитание средствами народной культуры.

Объект исследования - педагогический потенциал народной культуры как условие формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: структурно-содержательные характеристики и особенности воспитательного процесса средствами народной культуры, обеспечивающего оптимальные условия формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза исследования.Исходя из того, что народная культура, складывающаяся веками естественным историческим путем и накапливающая опыт психологически устойчивых норм, систем связей, отношений и культурных феноменов, адекватных этнопсихологическим особенностям этноса и содержащая большой эмоциональный потенциал с одной стороны, с другой, тот факт, что именно дошкольный возраст сензитивен мотивационно-эмоционалыюй деятельности и активно воспринимает мир (в речевой деятельности, в образах, подражаниях и т.д.), следует, что разработанная специальная педагогическая программа воспитания и обучения дошкольников, теоретически обоснованная на психолого-физиологических основаниях, по привлечению элементов народной культуры, адекватная восприятию ребенка, обеспечивает оптимальное воспитательное воздействие.

В соответствии с целью и гипотезой исследования нами определены задачи:

- раскрыть воспитательный потенциал народной культуры в формировании личности ребенка дошкольного возраста;

- разработать педагогическую технологию формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры и экспериментально проверить влияние народной культуры на данный процесс и возможности ДОУ в решении данной проблемы;

- выявить условия повышения эффективности процесса формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в ДОУ.

Методологической и теоретической основой исследования являются положения философской и психолого-педагогической мысли:

  • о психолого-педагогической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.);
  • о концепции дошкольного детства как особенном этапе развития (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, В.С.Мухина, А.В.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.);
  • о развитии и саморазвитии личности во взаимодействии с внешней средой (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, B.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Л.А.Парамонова, Д.Б.Эльконин и др.);
  • о теории воспитания и развивающего обучения (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Я.А.Коменский, Р.М.Рогова,C.Л.Рубинштейн, Н.Е.Щуркова, Д.Б.Эльконин и др.);
  • об идее индивидуальности и самореализации личности (А.В.Петровский, В.А.Петровский, К.Д.Ушинский и др.);
  • об идее психолого-педагогической культуры (Н.С.Дежникова, И.А.Ильин, Б.Т.Лихачев, П.И.Пидкасистый,В.А.Сластенин, К.Д.Ушинский и др.);
  • о формировании личности и ее творческого потенциала (Н.А.Бердяев, П.П.Блонский, Л.И.Божович,A.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, Д.Б.Эльконин и др.);

В ходе исследования определено, что формирование личности ребенка дошкольного возраста осуществляется через воспитание -целенаправленную профессиональную деятельность педагога, содействующую развитию целостной личности, вхождению ее в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной и общественной жизни, формированию ее мотивов и ценностей через целенаправленную, управляемую и открытую систему воспитательного взаимодействия детей и взрослых.

В определении целостной личности я опиралась на определениеБ.Т. Лихачева, в обозначении которого целостная (полноценная, цельная) личность -это идеальное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое богатство, нравственная внутренняя свобода, раскрепощенность, независимость от насильственно внедряемого стандартно-кассетного мышления, свобода выбора образа мыслей и поведения, создания всей полноты ответственности за свое бытие и результаты поступков. [19,С.31].

Таким образом, было определено, что целостное развитие личности -это всестороннее развитие всех сущностных сил, способностей и дарований, возможное и реально осуществимое в данных конкретно-исторических условиях, для полноценной реализации которого необходимо раннее включение ребенка в данный процесс. Именно дошкольный возраст - это уникальный период формирования личности, которому свойственна особая информативность и готовность к познанию мира, приобретению основ личностной культуры (А.Г. Асмолов, Л.A.Венгер, Л.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, B.C. Мухина, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования.Использовался комплексно-теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы, теоретическое моделирование, системный подход и т.д., сравнительный анализ. Использовались эмпирические методы, направленные на изучение опыта воспитания дошкольников и путей использования в данном процессе средств народной культуры через эксперимент, апробацию и внедрение программы воспитания детей среднего и старшего дошкольного возраста, метод наблюдения, анкетирование родителей, изучение документации и методических разработокпедагогов.

Экспериментальная база исследования.МБДОУ «Детский сад №45 «Добрая фея»

Исследование проводилось поэтапно с 2011 по 2017 гг.

На первом этапе (2011 - 2012 гг.) - осуществлялся сбор эмпирического материала и теоретический анализ проблемы; определение основных концептуальных подходов к проблеме и разработка логической структуры реализации воспитательного процесса средствами народной культуры; анализ возможностей дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в процессе формирования личности ребенка дошкольного возраста; разработка педагогической технологии формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в ДОУ;разработка программы авторского спецкурса и проведение констатирующего эксперимента.

На втором этапе (2012 - 2014гг.) с целью проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа по системному использованию достижений народной культуры в воспитании и обучении дошкольников и апробированы возможности ДОУ в этом процессе; разработана программа авторского спецкурса для детей 5-7 лет, адаптированная для работы в ДОУ.

На третьем этапе (2014 - 2017гг.) - обобщение и анализ теоретических и экспериментальных материалов исследования; проведение контрольной диагностики, формулировка основных выводов и практических рекомендаций.

Краткое содержание работы на этапах исследования.

В результате изучения эффективности воспитания дошкольников средствами народной культуры в ДОУ детей установлено, что именно средствами народной культуры, возможно, сформировать духовную основу дошкольника, заложить фундамент интеллектуального, нравственно-эстетического развития, способствовать физическому становлению и развитию индивидуальности в творчестве.

Анализ исследований по данной проблеме позволил определить средства русской народной культуры с включением элементов мировой культуры: фольклор (в том числе детский фольклор), праздники, игры, декоративно-прикладное творчество, доступные детям дошкольного возраста.

В результате проведенного исследования раскрыты и теоретически обоснованы возможности воспитания дошкольников средствами народной культуры, разработана педагогическая технология формирования личности ребенка дошкольного возраста,определено и апробировано содержание воспитательно-образовательной деятельности детей дошкольного возраста, которое нашло отражение в программевоспитания дошкольников средствами народной культуры., состоящей из нескольких разделов для каждой возрастной категории, различных по тематике, видам деятельности - познавательных, практических, игровых, творческих и др.

Опытно-экспериментальная работа по проблеме воспитания дошкольников средствами народной культуры в ДОУ показала положительные результаты: возросла мотивация к учению; сформировался стойкий интерес к народной культуре, традициям, творчеству; возрос уровень общей культуры; повысился уровень интеллектуального развития; возрос уровень творческой активности; позитивно изменился уровень психоэмоционального развития; возросла социальная активность; сформировалась самодисциплина; повысился уровень физической активности.

В результате исследования достигнута поставленная цель, решены исследовательские задачи, а также сформулирован общий вывод о том, что диссертационное исследование, подтвердив выдвинутую гипотезу, показало наличие особого потенциала народной культуры в формировании личности ребенка дошкольного возраста, способствующего формированию базовой культуры личности, саморазвитию и самореализации дошкольников, что обусловлено социальным заказом.

Выводы и рекомендации, сделанные по итогам работы:

1. Уникальный воспитательный потенциал народной культуры в формировании личности ребенка дошкольного возраста, заключающийся в ее способности реализовать все педагогические функции, в ее доступности, системности, многоплановом интенсивном воздействии на личность ребенка, особенно эффективен при его систематичномиспользовании в учебно-воспитательном процессе с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей данного возраста, сензитивного мотивационно-эмоциональной деятельности.

2. Инновационная педагогическая технология, представленная системой формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры способна обеспечить полноценное воспитание дошкольников.

3. Для успешного функционирования педагогической системы воспитания дошкольников управление ее должно осуществляться творчески активными педагогами-профессионалами, владеющими основными знаниями о народной культуре и традициях, и способных реализовывать эти знания в работе с детьми дошкольного возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость представленного опыта заключаются:

- в разработке программы, основанной на воспитании и обучении детей старшего дошкольного возрастасредствами народной культуры, а также в теоретическом обосновании и раскрытии условий формирования личности ребенка дошкольного возраста;

- в создании педагогической технологии формирования личности ребенка дошкольного возраста, представленной в возможностях многогранного комплексного развития дошкольников средствами народной культуры через игровую, творческую деятельность, через сотворчество и активное взаимодействие дошкольников друг с другом;

- в определении качественных показателей развития дошкольников средствами народной культуры в ДОУ: школьной зрелости, сформированности общей культуры, социальной позитивности поведения;

- в раскрытии условий повышения эффективности процесса воспитания дошкольников в ДОУ, заключающихся в разработке механизмов повышения кадрового потенциала ДОУ через стимулирование профессионального и творческого роста педагогов.

Практическая значимость представленного опыта заключается в разработке программы для детей среднего и старшего дошкольного возраста, адаптированной для ДОУ, а также в том, что сформулированные в результате исследования методические рекомендации по проблеме формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры могут быть использованы при организации воспитательно-образовательного процесса не только в ДОУ, но и в учреждениях дополнительного образования.

Кроме того, в результате реализации разработанной системы воспитания дошкольников средствами народной культуры, по результатам проведенного мониторинга у старших дошкольников возросла мотивация к учению; сформировался стойкий интерес к народной культуре, традициям, творчеству; возрос уровень общей культуры; повысился уровень интеллектуального развития; возрос уровень творческой активности; позитивно изменился уровень психоэмоционального развития; возросла социальная активность; сформировалась самодисциплина; повысился уровень физической активности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах:

Информационные текстовые и видео-материалы из опыта работы в этом направлении размещены на страницах моего персонального мини-сайта, зарегистрированного на nsportal.ru по адресу https://nsportal.ru/elena-mihaylovna-belyaeva, а также положены в основу публикаций на различный сайтах и порталах в сети интернет:

«Нам дороги эти позабыть нельзя…», 25.05.2011г., брошюра «Современные подходы к системе организации гражданского и патриотического воспитания в образовательных учреждениях: опыт, проблемы и перспективы» часть 1;

«Научите меня танцевать» «Инновации в образовании», 2012г., Центр гражданско-правового образования «Восхождение»,  www.pravo48.narod.ru.

«Путешествие в Городец», 2013г., Информационно-методический центр МГИА «КЛИиО»;

 «День Матери», 2015г., Всероссийский образовательный портал «Продленка», www.prodlenka.org;

«Новогодний праздник в королевском дворце», 2015г., на сайте интернет-журнала «Планета Детства»,www.planetadetstva.net;

«Песня и ты», 2016г., Институт развития современного образования ИРСО «Сократ»,  irso-sokrat.ru;

«Организация музыкально – дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста», 2016г.,  Российский центр МиОПКРО «ПедТест», http://pedtest.ru/arxiv-konferencij;

«Литературный автобус», 2017г., Всероссийский образовательный портал «Продленка» www.prodlenka.org

Перспективы на будущее

В перспективе по выбранному направлениюзапланирована следующая работа:

1. Разработка и публикация в электронном и печатном видеметодических рекомендаций по проблеме формирования личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры.

2. Обсуждение разработанных практических материалов с участниками городского методического объединения музыкальных руководителей, учитывая результаты апробирования;

3.Регулярное консультационно-информационное сопровождение педагогов, заинтересованных в распространении накопленного опыта.