Развитие у дошкольников представления о многообразии в живой природе
план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему

Анастасия Андреевна Милосердова

Развитие у дошкольников представления о многообразии в живой природе

 

План:

1.    Особенности знаний детей о животных.

2.    Экологический подход в упорядочивании представлений о многообразии животных.

3.    Многоаспектный анализ формирования представлений о многообразии животных.

4.    Формирование обобщенных представлений у детей  о многообразии животных и растений.

5.    Психологическая сущность отношений детей к природе.

6.    Формирование у дошкольников представлений о сообществах живых организмов (экосистемах).

Практическое задание – составить методику проведения занятия по теме: «Хищные и нехищные животные» для старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие у дошкольников представления о многообразии в живой природе

План:

  1. Особенности знаний детей о животных.
  2. Экологический подход в упорядочивании представлений о многообразии животных.
  3. Многоаспектный анализ формирования представлений о многообразии животных.
  4. Формирование обобщенных представлений у детей  о многообразии животных и растений.
  5. Психологическая сущность отношений детей к природе.
  6. Формирование у дошкольников представлений о сообществах живых организмов (экосистемах).
  7. Практическое задание – составить методику проведения занятия по теме: «Хищные и нехищные животные» для старших дошкольников.

  1. Особенности знаний детей о животных.

У дошкольников накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний — разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения.

По исследованиям А. М. Федотовой, Е. Ф. Терентьевой, Е. И.Золотовой, дети старшего дошкольного возраста называют от 10 до 45 животных. При этом лучше они знают птиц и млекопитающих, хуже — рыб, земноводных, насекомых, пресмыкающихся. Тем не менее, к 5—-6 годам у детей обнаруживается тенденция понимания связей между живым организмом и средой обитания.

В дошкольном возрасте появляются представления общего характера о группах животных, относящихся к одним классификационным единицам зоологической систематики. Это проявляется в том, что дети понимают термины, характеризующие класс животных, — птицы, рыбы, насекомые, хищники, грызуны.

Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия, которыми дети оперируют достаточно часто, они наполняют совершенно разным содержанием.

.

Стойкое смешение понятий наблюдается и у родителей, и у воспитателей, что отражается на представлениях дошкольников, складывающихся в стихийном опыте.

.

Исследователи (А. М. Гаврилова, А. Ф. Говоркова, С. Н. Николаева, А.М.Федотова и др.) подчеркивают, что классификация животных осуществляется детьми на основе выявления структурных и функциональных признаков (для чего это нужно, что с ними можно делать, из каких частей они состоят).

Обобщая результаты исследований многих авторов, С.Н.Николаева делает следующие выводы:

·        в дошкольном возрасте у детей накапливаются в основном конкретные и разрозненные знания об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их строения и поведения;

·        у дошкольников начинают формироваться обобщенные представления о животных. Положительное влияние на этот процесс оказывает речь, когда ребенок в повседневном общении со взрослыми и другими детьми усваивает слова-термины, накапливает знания о новых видах животных;

·        общие представления образуются также в практической деятельности, в процессе которой ребенок учится группировать предметы на основе их сходства;

·        формирование общих представлений осуществляется по законам мышления дошкольника. Ведущую роль при этом выполняет наглядный образ животного, в котором отражены его морфологические и функциональные (поведенческие) признаки.

  1. Экологический подход в упорядочивании представлений о многообразии животных

Конкретные знания детей о многообразии животного мира могут быть обобщены различными способами, обычно посредством формирования, например, таких обобщений: птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие (т.е. по принципу зоологической систематики, как это практикуется в школе).

Программные и методические документы, наблюдения и исследования показывают: обобщения о многообразии животного мира могут быть сделаны не школьным, а более доступным для детей дошкольного возраста способом — с опорой на наглядные характерные признаки объектов природы. Объем конкретных знаний позволяет прежде всего сформировать обобщенные представления о домашних и диких животных. В основе этих обобщений лежат характер и степень взаимосвязи различных животных и человека.

Домашние животные — это исторически сложившаяся группа прирученных и одомашненных животных, которые широко и разнообразно используются человеком в хозяйстве. Домашние животные составляют сферу непосредственного окружения дошкольника, который общается с ними и наблюдает за ними.

Дикие животные — это условная группа животных, которые выступают как антитеза по отношению к домашним. С ними дети знакомятся опосредствованно — через зоопарки, художественную литературу и телевидение. Знания об обеих группах животных включены во все программы воспитания в детском саду.

Другой основой для объединения животных в группы могут быть особенности их связи со средой обитания. Интересны в этом отношении факты конвергентной приспособленности: неродственные животные, обитающие в одинаковых условиях, обладают большим внешним сходством. Явления конвергентной приспособленности животных широко распространены в природе и доступны наблюдению детей. Место обитания животных также является фактором возможного научно обоснованного их объединения. Местообитание объединяет животных, различных по происхождению, образу жизни, не схожих по внешнему облику (например, разнообразные лесные животные). Ребенок наблюдает подобных животных, например, гуляя в лесу.

Общепринято деление животных на хищных и нехищных (мирных, растительноядных, насекомоядных). Внешняя репрезентация морфофункциональных приспособительных особенностей хищных и нехищных животных делает этот материал в целом доступным пониманию дошкольников.

Таким образом, животные объединяются не только на основе родства, генетической связи. Научно обоснованное деление на группы может быть разнотипным, совершаться на принципиально разных основах: на основе взаимосвязи с человеком (домашние, дикие); по способу питания (хищные, растительноядные, всеядные); по местообитанию (наземные, наземно-воздушные, водные, наземно-водные, лесные, степные, почвенные, пещерные и др.); по способу передвижения (летающие, лазающие, бегающие, прыгающие, плавающие и др.); систематическое разделение животных (млекопитающие, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, насекомые).

Обозначенные способы классификации животных могут составить содержание обобщенных представлений, которые будут средством упорядочивания конкретных знаний дошкольников о многообразии животного мира.

  1. Многоаспектный анализ формирования представлений о многообразии животных.

Обозначенные идеи послужили основанием для разработки методики формирования обобщенных представлений о многообразии животного мира, в которой образование надлежащих представлений сочеталось с многоаспектным анализом животных. Это давало возможность значительно повысить умственную активность детей. Методика эксперимента проверена в совместном с А. М. Федосовой исследовании. Остановимся на нем подробнее.

Цель обучающего эксперимента заключалась в формировании у старших дошкольников разнообразных обобщенных представлений о животных. Конкретно методика эксперимента состояла в следующем. На первом этапе обучения детей знакомили с животными — формировали конкретные представления об их внешнем виде, поведении, образе жизни. В трех группах (две экспериментальные и одна контрольная) проводились одинаковые по содержанию и способам обучения занятия. На втором этапе, когда дети имели базу конкретных знаний, у них формировали различные обобщенные представления. В двух экспериментальных группах детей подводили к обобщениям: быстро плавающие, наземно-воздушные, хищные и домашние животные. В третьей (контрольной) группе у детей формировали обобщенные представления: рыбы, птицы, млекопитающие (звери), насекомые.

Существенное отличие второго этапа обучения от первого заключалось, в том, что в экспериментальных группах обобщения строились по различным основаниям: применялось перекрестное использование изображений животных, т.е. одни и те же виды животных включали в разные группировки (например, гусь относился к наземно-воздушным, быстро плавающим, домашним животным).

В контрольной группе использовался школьный тип обобщений, т.е. каждое животное включалось только в одну группировку, Общее количество обобщенных представлений, сформированных у детей экспериментальных и контрольной групп, было примерно одинаковым. Однотипными были и стержень усваиваемого дошкольниками содержания знаний, и способы обучения.

На первых занятиях у дошкольников формировали представления о быстро плавающих животных. Ознакомление со свойствами воды и воздуха, экспериментирование с предметами и игрушками на занятиях и после них позволили испытуемым прийти к выводу, что вода плотнее воздуха и потому движение в ней требует больших усилий.

.

На последующих занятиях у детей формировали обобщенные представления о наземно-воздушных и наземных животных.  Использовались разные приемы обучения: элементарное экспериментирование (рассекание рукой воздуха, воды и земли, задание положить на воздух и землю разные предметы: камни, бумагу птичьи перья, игрушки); сравнительное наблюдение за падением двух листов бумаги (гладкого и скомканного), за полетом бумажных голубей (одного — с расправленными, другого — со склеенными крыльями). Усвоение знаний прошло без затруднений.

Формирование обобщенных представлений о хищных и нехищных животных проводилось на двух занятиях: на первом дети узнали, каких животных называют хищными; на втором получили представления о приспособленности хищников к добыванию и поеданию пищи.

Специальное занятие в форме игры помогло детям закрепить, полученные знания и развило их умение рассматривать объекты в разных аспектах: выделять признаки, по которым животных можно отнести к разным группам, подбирать обобщающие определения.

Результаты этих занятий подтвердили, что дети контрольной группы экспериментальную программу усвоили. Они правильно распределяли по группам (классам) животных, пользовались обобщенными терминами рыбы, птицы, млекопитающие, насекомые, в объяснениях указывали на характерные признаки животных.

Сформированность обобщенных представлений и уровень умственной активности детей выявлялись с помощью контрольных заданий. Проверялась способность использовать приобретенные умственные умения в новых ситуациях: объединять животных (не задействованных в эксперименте), растения, объемные геометрические фигуры (кубики) в группы, давать им общее название, Дети всех трех групп с интересом выполняли контрольные задания, легко находили общие признаки предметов и объединяли их в группы, давали им общее название. Следует отметить, что наиболее успешно проходило объединение животных по признакам одинакового способа передвижения, питания, по месту их обитания. В отдельных случаях с этим справлялись даже дети контрольной группы, которые усваивали на занятиях обобщенные представления школьного типа (насекомые, рыбы и пр.). Это свидетельствует о том, что дошкольники тяготеют к обобщениям, в основе которых лежит сходство наглядных образов и предметов.

Исследование показало, что объединение животных разных классов, имеющих внешнее сходство в силу конвергентной приспособленности к одинаковой среде обитания, дается дошкольникам легче, чем объединение животных одного класса (т.е. имеющих генетическое родство), не обладающих внешним сходством. Исключения составляют рыбы и птицы, которые из-за однородности среды обитания (воды и воздуха) имеют внешнее морфофункциональное однообразие.

Таким образом, формирование обобщенных представлений о многообразии явлений и предметов природы может проводиться и в старшем дошкольном возрасте. Оно имеет важное значение для умственного воспитания детей. Обобщенное представление является одним из допонятийных образований, с помощью которого возможно осуществить систематизацию накопленных в достаточном объеме конкретных знаний детей. Процедура формирования обобщенных представлений обсуждается в разделе, посвященном занятиям.

  1. Формирование обобщенных представлений у детей  о многообразии животных и растений.

Важным интеллектуальным качеством является умение обобщать. Проблема формирования обобщенных представлений всегда была одной из главных в детской психологии, так как она тесно связана с образованием понятий и развитием мышления.

Данная проблема детально исследовалась применительно к детям дошкольного возраста (П.Я. Гальперин, В. В.Давыдов, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин). А. В. Запорожец подчеркивал важность наглядно-образного мышления и тех его особенностей, которые позволяют ребенку правильно обобщать наблюдаемые явления. При этом он обращал внимание на то, что такие обобщения не являются научными понятиями, не имеют словесного определения, не зафиксированы в логических или математических формулах. Общее в этих случаях еще не отделено от чувственного, наглядного.

Л. С. Выготский выделил несколько допонятийных форм обобщения в период дошкольного детства и показал их влияние на развитие мышления дошкольника. Это:

·        синкреты, объединение вещей без какой-либо предметной связи, исходя из случайных субъективных впечатлений; именно на их основе в последующем отбираются и проверяются существенные связи, характерные для того или иного явления;

·        комплексы — более высокий тип обобщения; в них объединение предметов происходит на основе существующих в действительности связей, которые ребенок обнаруживает в практической деятельности с предметами.

Л.С.Выготский выделяет следующие особенности комплексного мышления: связность и объективность. При этом он подчеркивает, что комплекс как тип обобщения существенно отличается от понятия. Понятийное обобщение строится на абстрактных связях, а в основе комплексов лежат конкретные, фактические связи предметов, составляющих совокупность. Ученый выделяет несколько видов комплексов (ассоциативный, коллекция и др.) среди них особое место занимает комплекс — псевдопонятие, которое внешне ничем не отличается от истинного научного понятия. Но по существу это понятие иного рода.

Псевдопонятия формируются в процессе речевого общения ребенка со взрослым при усвоении значений слов. Речь взрослых определяет пути развития детских обобщений, но это еще не означает, что при этом ребенок усваивает способы их мышления. Псевдопонятия ребенка — всего лишь эквиваленты понятий взрослого человека, так как получены специфическим для дошкольника способом мышления.

Н.Н.Поддьяков придает большое значение теории Л.С.Выготского о «мышлении в комплексах» прежде всего потому, что в ней обосновывается возможность ребенка познавать предметы во всем многообразии их свойств и связей, последовательно выделять разные стороны познаваемого предмета, переориентироваться с одного свойства на другое, улавливать относительность границ между отдельными группами предметов и переходить от одной группы к другой.

В монографии С. Н. Николаевой анализируются различные подходы к формированию обобщенных знаний о многообразии природных явлений и предметов у детей дошкольного возраста. Автор критически рассматривает устоявшийся в дошкольной педагогике по аналогии со школой подход к обобщению знаний о животном мире на основе зоологической классификации. У детей формируют понятия о рыбах, птицах, насекомых, млекопитающих и т. д.

С. Н. Николаева показывает различные способы обобщения конкретных знаний о животных с опорой на наглядные характерные признаки и выделяет такие основания, которые доступны пониманию детей. При этом она отходит от общепринятой зоологической систематики, как это практикуется в школе (птицы, рыбы, насекомые, млекопитающие и т.д.).

В основу формирования у детей обобщенных представлений могут быть положены:

·        степень взаимосвязи различных животных и человека (домашние и дикие животные);

·        способ питания: хищные, растительноядные, всеядные;

·        местообитание: наземные, наземно-воздушные, водные, наземно-водные;

·        способ передвижения: летающие, плавающие, лазающие, прыгающие, бегающие и т.д.

Указанные автором способы группировки животных дают возможность упорядочить конкретные знания детей о многообразии животного мира. Изменение оснований для классификации позволяет ребенку включать один и тот же природный объект в различные группировки, требует от дошкольника более тонкого анализа предметов, выделения его многообразных свойств.

Формирование у детей дошкольного возраста обобщенных представлений, предпонятий о многообразии и развитии живого организма способствует становлению у них диалектического мышления, т.е. форм познания, обеспечивающих уже в детстве гибкое восприятие и отражение окружающего мира.

  1. Психологическая сущность отношений детей к природе.

 Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольника является эгоцентризм, который приводит к тому, что ребенок четко не дифференцирует свое «Я» и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Своеобразные представления дошкольника о мире являются следствием поверхностных обобщений, которые делает ребенок в процессе взаимодействия со своим окружением; неправомерность этих обобщений объясняется ограниченностью его практики.

Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизмув отношении к природе (перенесению человеческого образа и его свойств на неодушевлённые предметы, на одушевлённых существ, на явления и силы природы).  Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости».

Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира с неизбежностью приводит не только к тому, что он, в сущности, считает различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания, но и к неразличимости для него границы между «человеческим» и «нечеловеческим».

Поскольку все природное включается дошкольником в сферу «человеческого», то у него формируется «субъектная установка» по отношению к природным объектам, он и относится к ним как к субъектам. Но отношение к природным объектам как к субъектам у дошкольника носит специфический характер: отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает для него, что оно является чем-то равным в своей самоценности.

Вторая характерная черта мышления дошкольника артификализм (от лат. arte искусственно и facere делать), т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей.

Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера вничем неограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать в неба звездочку и т.д. «Когда маленькому Алику пришлось увидеть проехавший автомобиль, очень понравившийся ему, он настойчиво начал просить: «Мама, еще!» Так же точно реагировала Марина на пролетевшую ворону: она была искренне уверена, что мама может заставить ворону пролететь еще раз».

Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма: «А что мне это может дать?». «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам», «Солнце существует для того, чтобы я мог загорать» и т.д. Ярким выражением типичного для дошкольников прагматизма являются размышления героя любимой детьми серии мультфильмов про Виннипуха: «Зачем существует дерево? Чтобы в нем было дупло. А зачем дупло? Чтобы в нем жили пчелы. А зачем в нем жить пчелам? Чтобы делали мед. А зачем делать мед? Чтобы я его ел».

Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической.

В какой же сфере в наибольшей степени проявляется отношение к природе у дошкольников, какой компонент интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный, практический или поступочный у них преобладает?

Экспериментально было установлено, что на характер взаимодействия дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает степень сформированности у них представлений о живом. Чем она выше, тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т.д..Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.

  1. Формирование у дошкольников представлений о сообществах живых организмов (экосистемах)

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой.

Суть нового направления заключается в следующем. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры - осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий - среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на, этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

6.1 Содержание педагогической работы по ознакомлению дошкольниковс экосистемой

Экологическое воспитание включает несколько взаимосвязанных блоков, которые охватывают все стороны эколого-педагогического процесса в дошкольном учреждении:

- содержание экологического воспитания

- способы его реализации

- организацию и управление процессом.

Фундамент всей системы это теоретический блок, раскрывающий главные понятия, ведущие идеи экологии. Он имеет большое значение для специалистов, реализующих на практике воспитание детей: обеспечивает новый взгляд на природу, новое понимание окружающей среды, демонстрирует взаимосвязанность всех компонентов природы и место человека в ней. Далее с помочью педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры. Именно поэтому данный блок является системообразующим - он функционально объединяет все остальные, «пронизывает»  и наполняет их необходимым теоретическим содержанием, обеспечивает осознанность практической деятельности работников дошкольного воспитания. Основополагающими являются идеи восхождения от отдельно взятого организма и условий его существования к биосфере как среде жизни всего планетарного сообщества, а также ряд значимых понятий, таких как живой организм, среда обитания, экосистема, круговорот вещества и энергии в экосистеме, равновесие в экосистеме и его нарушение, экологические ниши, цепи питания и др. В период дошкольного детства в процесс е целенаправленного - педагогического воздействия у детей  формируется  начало экологической культуры .

6.2 Характеристика современных технологий ознакомления дошкольников с лесом как экосистемой.

Знакомя детей с природой, а точнее с лесом. Лес это не просто участок земли с растущими в нем кустарниками и деревьями, а не большая часть эко системы или по другому сообщество растений и животных, которые живут в месте и нужны друг другу.

В лесу несколько этажей растений: каждый этаж населен своими жителями. Есть животные, которые питаются различными частями растений: листьями,  плодами, корой на пример (заяц - беляк, лось белка, лесные плицы и насекомые). Но и много мелких и крупных хищников, пищей которых являются другие животные, более мелкие (лиса, волк, ёж, бурый, медведь, барсук). Животные хорошо приспособлены к жизни в лесу. В зависимости от места обитания и от времени года имеют маскировочную окраску. Хорошо приспособлены к сезонным изменением погоды (кто-то делают запасы на зиму, или на оборот за теплое и плодородное время накапливают подкожный жир и залегают в спячку).

По мнению С.Н.Николаевой, детям старшего дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. Воспитатель может показать детям связь двух, трёх, четырёх звеньев в сообществе.

Наблюдения на экскурсиях в лесах, на лугах, затем наглядное моделирование и обсуждение. Позволяет старшим дошкольникам понять идею «общего дома» - сообщества растений и животных, проживающих на одной территории, в одних и тех же условиях и взаимосвязи друг с другом.

Чтобы внешне связи, которыми объединены между собой растения и животные леса, имели наглядное выражение, в предшествующей работе предлагается познакомить детей с моделью леса. Это будет способствовать решению задач раздела «Лес - многоэтажный дом для растений и животных».

Знания о лесных сообществах даются детям порциями, постепенно - сначала о сообществе растений, а затем о сообществе животных.

Далее представляем что «каждый живой организм следует показывать как систему, в которой взаимодействуют все структуры и функции, а также представлять сообщества (системы) организмов (например, сообщества растений, сообщества животных) и устанавливать, что организм является его частью, составным элементом, взаимосвязанным с другими элементами».

С помощью иллюстративного материала на тему «Зимняя подкормка диких животных», «Лесник спасает зайцев», беседы «Что будет, если лес погибнет от пожара», чтения стихов об охране природы в предшествующей работе к экскурсии на тему «Лесная новость» следует показывать детям влияние человека на состояние лесного сообщества.

Можно предложить  детям самостоятельно разобраться в проблемной ситуации, которую принесла сорока на хвосте - кто-то похозяйничал в лесу и оставил после себя беспорядок, как помочь лесу?

Использовать  не только в процессе наблюдения, но и на протяжении всей экскурсии художественное слово: произведения детской литературы, стихотворения, загадки, пословицы, приметы о лесе. Так, чтение поэтических стихов «Здравствуй, лес, дремучий, лес!» С.Погореловского, «Заколдован невидимкой…» С.Есенина позволят образно представить красоту леса, развивая в детях эмоциональность. Использовать  на экскурсиях народный фольклор: пословицы, приметы, загадки – они делают представления детей о лесе более чёткими и конкретными.

Значительное место в  работе воспитателя  уделяется  беседам. Так, для возбуждения интереса у детей к предстоящей деятельности - установочная беседа; для уточнения, углубления, обобщения, систематизации знаний о лесном сообществе - итоговая беседа после экскурсии. В установочной беседе эффективным приёмом будут мотивирующие ситуации, которые помогли собрать внимание детей к предстоящей экскурсии, актуализировать имеющийся опыт.

  1. Практическое задание – составить методику проведения занятия по теме: «Хищные и нехищные животные» для старших дошкольников.

Конспект занятия

"  ХИЩНИКИ  И  ТРАВОЯДНЫЕ  ".

Тема:

"Хищники и травоядные".               

 Подготовительная группа

Цель:

Познакомить детей с дикими животными жарких стран, дать представления о том, что они млекопитающие, разобраться в их классификации по типу питания.

Материал

Кроссворд, иллюстрации.

ПЛАН-КОНСПЕКТ:

1.-Сегодня на занятии мы отправимся путешествовать в жаркие страны и познакомимся с интересными дикими животными, которые там обитают.

2. А поможет нам путешествовать кроссворд, который называется "Хищники и травоядные".

  • Толстокожий, неуклюжий и огромный, как гора
                 Любит воду, но не лужи, в речке плещется с утра,

    Лотос ест, камыш жует, житель Нила …..бегемот

  • Он ходит, голову задрав,  не потому что важный граф,

Не потому что гордый нрав, а потому что он …..жираф

  • Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной, а мама ходит стриженой,

На что она обижена?

Не даром часто злится на всех мамаша…..львица

  • Что за коняшки – на всех тельняшки?....зебры.
  • Он хищный зверь, хотя немножко

Как лев и тигр похож на кошку.

Когда он в клетке, он приятен,

На шкуре много черных пятен……гепард.

  • Кто один имеет рог? Отгадали….носорог.
  • У этого зверя огромный рост, сзади у зверя маленький хвост

Спереди у зверя хвост большой.

Ну, конечно, это он, ну конечно, это …..слон.

  • Апельсины и бананы очень любят…..обезьяны.

3. По ходу разгадывания кроссворда, дети вспоминают и рассказывают то, что им уже известно о жизни этих животных. Воспитатель следит за тем, чтоб дети выслушивали своих товарищей, не перебивали, затем добавляет интересные факты из жизни животных и обобщает весь материал.

ЛЬВЫ живут большими львиными семьями прайдами. Главный в прайде – старый опытный лев, его можно узнать по густой и раскошной гриве, у львиц гривы не бывает. Лев и львица могут по праву гордиться своим удивительным хвостом. Это он с виду такой длинный и тонкий, да еще на конце украшен кисточкой. В хвосте заключена необычайная сила: он может стать твердым, как железный прут или ударить, будто мощная плеть. Но, самое интересное в кисточке, там спрятан шип, похожий на коготь. Львы охотятся всем семейством и одной зебры или антилопы им хватает на несколько дней. Никогда не будут убивать просто так животное, охотятся только когда голодные, а потом сладко и долго спят. Львы очень любят своих детей, часто играют с ними, ласкают, облизывают.

Бегемот грузное и неуклюжее животное. Кожа толстая, почти голая, очень сильно нагревается на солнце. От жары он спасается в воде. Он умеет великолепно плавать и нырять. На ногах, между пальцами у него есть плавательные перепонки. Это травоядное животное, он любит и водную растительность. Любит пастись по ночам. Живут бегемоты целыми стадами. Им очень нравится путешествовать по рекам. Иногда они доходят до моря и уплывают на многие километры от берега.

Жираф – это самое высокое животное, любит растения, акации, у него язык и губы не чувствует колючек. Живут стадами, охраняет их самец. У них чуткий слух, они очень пугливы. Для них опасен человек (мясо жирафа – в пищу, шкуру – на изделия). В неволе скучают по просторам. Любят бегать по саванне.

Зебры – это травоядные животные, живут стадами. У каждой зебры свой рисунок на шкуре, малыши запоминают полосы у мамы и никогда не путают маму с чужой зеброй.

Гепард – "собака с кошачьей головой", так называли в Древнем Египте это животное. Самое быстрое животное, не каждый автомобиль сможет догнать его. У него гибкая спина, сильные ноги, хвост длинный, балансирует и рулит по прямой. Занесен в Красную книгу природы.

Носорог – травоядное животное, любит траву , листья, ветки. Шкура толстая, почти без волос. В складках кожи забиваются мелкие насекомые. Можно увидеть, как птицы садятся носорогу на спину и склевывают насекомых. Если птицы замечают опасность, чужака, то они поднимаются и улетают, тем самым предупреждают носорога об опасности. Носороги любят валяться в песке и купаться в воде. Люди убивают носорогов чаще всего из-за рога, верят и думают, что рог носорога обладает целебными свойствами.

Слон – это самое тяжелое животное суши. Самое замечательное в наружности слона – это хобот. Хобот – это сросшиеся вместе верхняя губа и нос, поэтому на конце хобота есть ноздри. Хоботом он нюхает, дышит, захватывает листья, может переносить грузы и тяжести, а может осторожно поднять яйцо и не разбить его. В жару он набирает хоботом воду и поливает себя, как из шланга. Питаются слоны ветвями, листьями, корой деревьев, любят фрукты и любят лизать соль. Живут вместе, стадом, руководит в стаде главная слониха, самка. Слоны во время путешествий могут забраться высоко в гору, могут переплыть реку, могут уходить на 100 км в поисках пищи. Слонята путешествуют вместе с мамой, держаться своим хоботом за мамин хвостик.

4. Все эти животные живут в жарких странах, у них есть одно общее название – МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.

- Почему ? (питаются молоком мамы)

- Еще их можно разделить на две группы:

  • одни из них питаются травой, цветами, фруктами, листьями деревьев и акций – их называют   травоядными,
  • другие охотятся на слабых и больных животных, преследуют добычу, любят мясо, их называют   хищниками.

5. Д\игра   "Хищники и травоядные" – закрепить знания детей о классификации животных жарких стран, Севера и животные леса, по способу добычи пищи: хищники и травоядные.

В руках у детей по два кружка, красного и зеленого цвета, красный – это хищники, зеленый – травоядные. Ведущий показывает карточку, на которой изображено какое-либо животное, дети поднимают соответствующий сигнал.

Подведение итогов занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие любознательности у детей младшего возраста к живой природе

доклад о ознакомлении детей младшего возраста с живой природой в разных видах деятельности...

Традиционные русские народные игры в развитии у дошкольников представлений об окружающей действительности.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игр...

Конспект НДО в подготовительной группе по позновательному развитию в интеграции с художественно-эстетической деятельностью "Живая природа".

Познакомить детей с живой природой, систематизировать имеющиеся знания, развивать любознательность, воспитывать интерес и стремление изучать живую природу....

Активизация познавательной деятельности дошкольников при наблюдении за объектами живой природы.

Актуальность:Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть ...

"Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе"

Ознокомление окружающей среды начинается с детсва.Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в...

Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе

Современные психолого-педагогические исследования доказали, что старшие дошкольники могут познавать окружающий мир во всём его многообразии. Ребёнок-дошкольник,  познавая природную среду, н...