Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
методическая разработка (старшая группа)

Махновецкая София

 Современные психолого-педагогические исследования доказали, что старшие дошкольники могут познавать окружающий мир во всём его многообразии. Ребёнок-дошкольник,  познавая природную среду, наблюдая объекты природы, может видеть и понимать различные  взаимосвязи и зависимости, которые существуют в ней, умеет выражать своё отношение и эмоционально сопереживать им.

Самые первые представления о сезонных изменениях в природе дошкольник получает на прогулках, начиная уже с самого раннего возраста. Так в программе «От рождения до школы» в познавательной области в разделе «Ознакомление с миром природы» первой задачей для детей от 2-3 лет записано: знакомить детей с доступными явлениями природы.  И далее подраздел « Сезонные наблюдения», в котором представлены четыре сезона; представления, которых формируются в процессе психолого-педагогической работы. Воспитатели дошкольных образовательных организаций  для реализации образовательной деятельности, описанной в примерной программе ДО, должны планировать и проводить ежедневные наблюдения за изменениями  в  живой и неживой природе. Однако, существует противоречие между тем, что воспитатели проводят наблюдения за сезонными изменениями, но увиденные признаки не всегда формируются в представления о сезонных закономерностях. Это противоречие  позволило обозначить проблему: каковы условия формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Следовательно, цель исследования: выявить, при каких условиях формирование представлений о сезонных изменениях в природе будет эффективным.                                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы  

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Департамент методики обучения

Махновецкая София Денисовна

Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки/специальность 44.03.01, Педагогическое образование

Направленность (профиль) образовательной программы Дошкольное образование

(заочная форма обучения)

Руководитель ВКР:

кандидат педагогических наук, доцент

Гайнуллова Фазиля Салиховна

______________________

(подпись)  

Москва

 2020

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ        7

1.1 Значение формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе        7

1.2 Анализ образовательных программ ДОО по вопросам формирования представлений о сезонных изменениях в природе        9

1.3 Методы формирования представлений  у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе        15

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА        20

2.1 Выявление  уровня  сформированности у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе        20

2.2 Работа с детьми старшей группы по формированию представлений о сезонных изменениях в природе        29

2.3 Результаты экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста        37

ВЫВОДЫ  ПО  ВТОРОЙ  ГЛАВЕ        40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        46

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….....52

ВВЕДЕНИЕ

 Современные психолого-педагогические исследования доказали, что старшие дошкольники могут познавать окружающий мир во всём его многообразии. Ребёнок-дошкольник,  познавая природную среду, наблюдая объекты природы, может видеть и понимать различные  взаимосвязи и зависимости, которые существуют в ней, умеет выражать своё отношение и эмоционально сопереживать им.

Самые первые представления о сезонных изменениях в природе дошкольник получает на прогулках, начиная уже с самого раннего возраста. Так в программе «От рождения до школы» в познавательной области в разделе «Ознакомление с миром природы» первой задачей для детей от 2-3 лет записано: знакомить детей с доступными явлениями природы.  И далее подраздел « Сезонные наблюдения», в котором представлены четыре сезона; представления, которых формируются в процессе психолого-педагогической работы. Воспитатели дошкольных образовательных организаций  для реализации образовательной деятельности, описанной в примерной программе ДО, должны планировать и проводить ежедневные наблюдения за изменениями  в  живой и неживой природе. Однако, существует противоречие между тем, что воспитатели проводят наблюдения за сезонными изменениями, но увиденные признаки не всегда формируются в представления о сезонных закономерностях. Это противоречие  позволило обозначить проблему: каковы условия формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Следовательно, цель исследования: выявить, при каких условиях формирование представлений о сезонных изменениях в природе будет эффективным.                                                                                            

Объект исследования: представления о сезонных изменениях в природе.

Предмет исследования: условия, способствующие эффективному формированию представлений о сезонных изменениях в природе.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе будет эффективным при условии :

  • когда сезонные наблюдения будут фиксироваться в графических моделях (недельное ведение календаря природы, дневник  сезонных изменений);
  • когда природоведческая литература  и картины о природе будут художественными средствами красочно и эмоционально подтверждать  наблюдаемые сезонные изменения в природе.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого - педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Определить  содержание  представлений о сезонных изменениях в природе по старшей группе ДОО;
  3. Выявить методы формирования представлений о сезонных изменениях в природе;
  4. Провести педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы:

  • теоретические: обобщение, анализ, методы работы с литературой (составление библиографий, аннотирование, цитирование) ;
  • эмпирические: наблюдения, опрос, беседы, изучение документации, изучение детских рисунков, педагогический эксперимент;
  • методы обработки результатов исследования: качественные и количественные, математические (ранжирование, шкалирование) и статистические (вычисление среднего арифметического и др.

Методологическую основу  нашего исследования составляют:

  • принцип сезонности и энциклопедичности при ознакомлении детей с природой (Я.А.Коменский–«Великая дидактика») [20];
  • разработки выдающихся педагогов Е.Н.Водовозовой [7] и Е.И.Тихеевой [45] о наблюдении как способе развития детского ума и эстетических чувств;
  • работы российских педагогов и методистов дошкольного воспитания о том, что природа –неисчерпаемый источник форм, красок, звуков (Э.И.Залкинд [17], В.А.Дрязгуновой [14], В.Г.Фокиной [49]);
  • исследования учёных- педагогов П.Г.Саморуковой [38], А.А.Матвеевой [28] о наблюдении как сложном виде психической деятельности,  который состоит из различных сенсорных и мыслительных процессов и который опирается на эмоционально- волевые свойства личности ребёнка.

Этапы исследования

1 этап (сентябрь - октябрь 2019 г.) определение темы и  основных параметров исследования (объект, предмет, цель, задачи и т.д.), анализ литературы, составление плана работы.

2 этап (ноябрь - декабрь 2019 г.) написание первой главы, подбор диагностического инструментария.

3 этап (январь - апрель 2020 г.) проведение педагогического эксперимента, контрольный этап эксперимента, анализ и сравнение полученных результатов, оформление 2 главы.

Теоретическая и практическая значимость нашего исследования состоит в том, что обобщены теоретические подходы к наблюдению как к сложному виду психической деятельности, состоящий из сенсорных и мыслительных  процессов, опирающихся на эмоционально-волевые свойства личности ребёнка. Определены условия эффективного  формирования  у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Разработанные конспекты наблюдений с детьми за сезонными изменениями в природе могут быть использованы в работе педагогов  ДОО.

База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа 1245 (Дошкольное отделение 8,  город Москва, Варшавское шоссе, дом 142А). В исследовании приняло участие 15 детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы: Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объём составляет 74 страниц. В тексте содержатся 8 таблиц , 2 гистограммы и 5 диаграмм. Список литературы включает 52 источника.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Значение формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе

 Известные ученые, философы и мыслители  разных веков и направлений, такие как Н.А. Бердяев [4], В.М. Бехтерев [5], И. Кант [19], Я.А. Коменский [21], К. Маркс [27], И.Г. Песталоцци [33], К.Д. Ушинский [47] и многие другие занимались вопросами по формированию представлений у детей о сезонных изменениях в природе, особенностями усвоения  знаний о природных явлениях.  В настоящее время, у данной проблемы открываются все новые и новые грани.

Сезонные изменения в природе имеют повторяющиеся явления, ежегодно в одной и той же очередности. Из - за того, что у ребенка дошкольного возраста маленький запас жизненного опыта, из этого складывается большая проблема в формировании представлений о сезонных изменениях в природе. И, само собой разумеется, данная проблема будет решаться только в том случае, когда ребенок будет накапливать опыт, то есть с годами, поэтому проблема преподавателя, в данном случае, состоит в том, чтобы способствовать сохранению в памяти ребенка такового опыта, помочь ему в утверждении временных взаимосвязей и образовать настоящее грамотное представление об изменениях  в природе.

 Когда ребенок, старшего дошкольного возраста, изучает сезонные изменения в природе, у него меняется кругозор, он получает больше информации о мире в целом. Впоследствии, у ребенка прививается интерес к природе, он начинает интересоваться тем, что происходит с миром природы, развивается речь дошкольника. Наряду с этим, при формировании представлений о сезонных изменениях в природе, у детей старшего дошкольного возраста развиваются интеллектуальные знания, так как ребенок начинает сравнивать, анализировать и применять свои знания в разных ситуациях. Ребенок старшего дошкольного возраста должен знать о сезонных изменениях в природе то, что каждое время года имеет свою продолжительность дня и ночи, свою погоду, свойственную каждому времени года, температуру воздуха, осадки. В каждый сезон происходят свои изменения в растительном и животном мире.

Классификация знаний о сезонных изменениях  происходит  на базе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или же другие явления) связей. Принципиально важно развивать у ребенка умение следить за переменами природных явлений, воспитывать ощущение любви ко всему живому, учить простым методикам охраны природы.    

        По мнению Т. А. Серебряковой [39]), основными задачами по формированию представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста считаются :  

  1. Расширение, конкретизация и обобщение представлений детей о характерных признаках сезонов года родного края.
  2. Развитие сенсорных способностей детей, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных.
  3. Воспитание позитивно - деятельностного отношения к природе родного           края.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с сезонными изменениями в природе следует:

  • учитывать возрастные особенности и малый жизненный опыт;
  • предлагать эмоционально окрашенные знания, начиная от чувственного восприятия, а затем уже переходить к разумно-логическому разъяснению;
  • исследовать объекты природы в сопереживательно-щадящем режиме;
  • формировать представление о правильном поведении, используя глаголы направленно-позитивного действия (с минимизацией отрицательно-запрещающих);
  • при общении, расширять словарный запас детей, используя литературные обороты, синонимы

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что проблема усвоения дошкольниками сезонных изменений в природе заключается в отсутствии у них жизненного опыта, доступного в памяти для сравнительного анализа. Однако определенными педагогическими приемами можно способствовать запоминанию ключевых событий или явлений, развитию памяти и осознанному отношению ребенка к закономерности процессов, происходящих в природе, установлению причинно-следственных взаимосвязей.

1.2 Анализ образовательных программ ДОО по вопросам формирования представлений о сезонных изменениях в природе

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с, [32]

Программа состоит из областей, одна из которых называется «Познавательное развитие» (познание), целью которой является: ознакомление детей с миром природы и природными явлениями.  Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе и бережного отношения к ней.

Осенью, дети закрепляют свои знания о сентябре, что он первый осенний месяц. Учатся замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве)

Зимой, обогащаются представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и тд.). Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки). Рассказать, что 22 декабря – самый короткий день в году.

Весной, расширить представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще освещает солнце, цветут подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, наступает ледоход; просыпаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птица вьют гнезда; вылетают бабочки – крапивницы; бывают замечены муравьи). Познакомить ребят  с градусником (столбик с ртутью имеет возможность проворно взлетать и спускаться, в зависимости от такого, где он располагается – в тени или же на солнце).

Летом, уточняются представления детей об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).   Рассказать о том, 22 июня – день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.[36]

Основные задачи программы «Радуга»: развивать познавательные процессы. Формировать отношение к окружающему миру. Знакомить детей с каждым месяцем (сезонные наблюдения), с историей создания часов, календарей. Учить детей  любить и оберегать природу, эмоционально откликаться на её состояние, осмысливать увиденное.

В программе «Радуга» - «Мир природы» (подраздел программы) является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру, что создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий о растениях, животных. На основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей. Дошкольники получают много интересных знаний. Дети учатся созерцать, любить и беречь природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное, понимать, что оно означает. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе.

В старшем дошкольном возрасте дети только накапливают познавательный багаж. Авторы предлагают передавать детям на занятиях конкретные факты и сведения через крупные познавательные темы:

  • «Атмосферные явления» — происхождение облаков, туч, дождя, молнии;
  •  «Разнообразие природы» — рассказы о разных климатических зонах;
  • «Времена года» — обобщающие беседы о зиме, весне, лете, осени;
  • «Солнечная система» — познавательные рассказы о планетах и других небесных телах, о зависимости наступления дня, ночи, вечера; утра от положения Земли по отношению к Солнцу;
  • «Удивительное в камне» — познавательные рассказы о различных камнях, их происхождении, роли в жизни людей в разные времена.

Дошкольники получают много знаний, но недостаточно экологических. Предполагается частое использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытническая работа, мало внимания уделено труду в природе.

Сравнительный анализ программ по вопросам формирования представлений о сезонных изменениях в природе

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - с,[32]

Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.[36]

Цель

Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.

Обогатить ребенка впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить его всматриваться, любоваться и восхищаться, понимать то, что его окружает, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе как частице Земли.

Задачи

1) продолжать учить детей определять состояние погоды (тепло, холодно);

2) знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года (опадают листья, выпал снег и т. п. );

3) формировать элементарные представления о некоторых растениях родного края;

4) познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов)

1) сообщить детям достоверные знания о природных явлениях и их закономерностях, постепенно вводя их в мир фактов, а затем все более сложных причин природных явлений;

2) помочь ребенку осознать себя частью природы и с помощью взрослых найти свое место в мире;

3) формировать у дошкольников умения познавать окружающий мир, трудиться, обеспечивая благоприятные условия для жизни живых существ и на этой основе воспитывать активное заботливое отношение у них ко всему живому, что их окружает


Особенности

Направленность: «Познавательное развитие».

Особенность данной программы в том, что в ней идет воспитание и обучение по временам года (осень, зима, весна, лето) и в каждом блоке рассматриваются особенности данного времени года

Отличие данной программы в том, что «Мир природы» (подраздел программы)является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы.

Развитие детей происходит по пяти основным темам :

  1. «Атмосферные явления»
  2. «Разнообразие природы»
  3. «Времена года»
  4. «Солнечная система»
  5. «Удивительное в камне».

1.3 Методы формирования представлений  у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе

В детском саду применяются всевозможные формы организации ребят при ознакомлении их с природой. Занятия или же экскурсии чаще всего ведутся со всеми дошкольниками. Для трудовой деятельности и наблюдения, лучше всего организовывать небольшие группы (подгруппы) детей или использовать индивидуальную работу, используя также  и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные). 

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которых осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также отношение к окружающему миру. При ознакомлении детей с  сезонными явлениями  широко используются все указанные методы.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, презентация моделей, фильмов, диафильмов. Именно наглядные методы способствуют формированию у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты. Применение данных методов в процессе ознакомления с природой дает возможность педагогу конкретизировать представления ребят, усиливать их через установления связей и отношений между отдельными предметами и изменениями в  природе, погружать в систему приобретенные знания, совершенствовать дошкольников в использовании  этих знаний.

К практическим методам можно отнести «метод отражённой природы» (С. Н. Николаева [30] «Концепции экологического воспитания  дошкольников»). Данный метод предполагает работу с различными календарями природы,  отображение  наблюдаемых сезонных явлений в жизни растений и животных. Способы и средства отображения природных изменений могут быть разнообразными.

Словесно - литературные  (по С. Н. Николаевой [30] ) методы – это рассказы педагога и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Система работы с дошкольниками по формированию представлений о сезонных изменениях включает в себя разнообразные виды и способы  деятельности: беседы, наблюдения, игровые занятия, элементарные опыты, экскурсии,  проблемно-игровые ситуации, викторины, сочинение загадок и сказок, рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.

Если в своей работе с детьми использовать все эти методы, то ребенок в большей мере будет иметь представления о сезонных изменениях в природе (с приходом осени, температура воздуха понижается, а день становиться корче). Дошкольники узнают  об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры).  Узнают о весенних изменениях в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Дети будут  иметь представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей). Надо помнить, наблюдения за погодой состоит из трёх ключевых компонентов: небо и  осадки, движение воздуха (ветер разной силы) и температурный режим (тепло или прохладно, или холодно, или  морозно).  Дошкольники  отмечают не только состояние   погоды, но и как это отражается на природных объектах и в природе целом. Например, от дождя появились лужи и на земле и на асфальте, который становиться мокрым, тёмным. В лужах отображаются предметы, которые находятся рядом: они должны быть определённой высоты и  расстояния от лужи. Сильный ветер раскачивает большие и маленькие ветки на деревьях.  От ветра качается и бельё на верёвке. Наблюдения за погодой   обогащают  активный словарь детей. Например, состояние погоды: ясная, солнечная, облачная, дождливая, ветреная, тихая,  тёплая,  морозная, жаркая. Чтобы  интерес  и активность  к наблюдению у детей не угасал, необходимо  применять  разнообразные методы и приёмы.

ВЫВОДЫ  ПО ПЕРВОЙ  ГЛАВЕ

Таким образом, обзор психолого-педагогической литературы показывает, что дошкольники давно сталкиваются с сезонными явлениями в природе. Ученые отмечают, что представления о сезонных изменениях в природе способствуют развитию внимания и памяти детей; расширят кругозор дошкольников, они научатся видеть причинно-следственные связи в природе, делать выводы.

 Для  общего психического развития ребенка необходимо развитие познавательных способностей, которые позволят оценивать сезонные явления и природные процессы. Представления старших дошкольников о сезонных изменениях в природе должны быть включены в процесс дошкольного образования. Самым ярким и интересным объектом в окружающем мире для ребенка является природа.

В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свой день и ночь, характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; Особенности неодушевленных явлений определяют состояние мира растений и образ жизни животных в данное время года: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной вместе с увеличением продолжительности дня температура воздуха создает благоприятные условия для роста и развития растений - начинается период активной вегетации. Наиболее благоприятные условия жизни для растений возникают летом: наступает долгий день, температура воздуха повышается, выпадает сильный дождь. Осенью продолжительность дня постепенно уменьшается, температура воздуха падает, жизнь растений замерзает: они готовятся к отдыху. Важно развивать у детей способность наблюдать изменения в природных явлениях, чтобы развивать чувство любви ко всему живому.

При разработке конкретного занятия, педагог должен обратиться к программе детского сада и определить объем знаний, когнитивных или практических навыков, которые должны усвоить дети. Целесообразно использовать на занятии основной  метод которым является наблюдение. Широко применяется и особый вид занятий – экскурсии в природу. Если непосредственное наблюдение за объектами по каким-либо причинам невозможно или затруднено, накопление конкретных представлений может быть осуществлено на занятиях с использованием дидактических картин (рассматривание картин природоведческого содержания), репродукции художников, на картинах которых изображены сезонные явления,  сезонные изменения в разные периоды самого сезона (ранняя осень, золотая осень, поздняя осень; весна - начало весны или большая вода,  зелёная весна, конец  весны и т. д.)

Таким образом, занятия обеспечивают последовательное усложнение, обогащение и расширение знаний, умений и навыков, их обобщением.

В построении педагогического процесса используются экологические закономерности или явления закономерного характера, которые существуют в природе.  Критерием отбора  таких закономерностей могут быть их доступность и возможность понять. Чтобы дети могли заметить изменения в природе, необходимы специальные методы, чтобы помочь сформировать представления о причинно-следственных связях. Эти приемы основаны на двух педагогических моментах: наблюдение и его фиксация в календаре природы или в дневнике наблюдений.


ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕЗОННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Выявление  уровня  сформированности у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе

Опытно- экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

  1. На констатирующем этапе  организовано первичное обследование детей и определён уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.
  2. На формирующем этапе эксперимента были проведены разнообразные формы ознакомления детей с природой и определены условия эффективного формирования представлений о сезонных изменениях.
  3. На контрольном этапе эксперимента состоялась повторная диагностика  детей, которая выявила динамику  в изменении уровня сформированности представлений  и  показала эффективность проведённых мероприятий.

База исследования: Школа №1245 города Москвы,  дошкольное отделение №8.  Участники эксперимента -  дети старшей группы (№ 4 – 15детей)

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  • подобрать диагностическую методику  для определения уровня сформированности  представлений о сезонных изменениях в природе;
  • выявить  критерии и оценки для определения уровня сформированности  представлений о сезонных изменениях в природе;
  • определить направления работы по ознакомлению дошкольников с сезонными изменениями в природе;
  • организовать повторную диагностику и подтвердить эффективность работы по формированию у детей представлений о сезонных изменениях в природе, но при соблюдении определённых условий.

Цель  констатирующего этапа исследования: Выявить уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня сформированности у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе выделяют следующие критерии и показатели:

  1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

  1. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей выделяют три уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов (справились с заданием, отвечали на вопросы без повторений, кроме того, дети предлагали  оригинальные ответы на вопросы).

Средний уровень – 12 – 14 баллов (отвечали на некоторые вопросы  только после наводящих, дополнительных подсказок, но  находили выход из сложившейся ситуации).

Низкий уровень – 6 – 9 баллов (не смогли ответить ни на один вопрос без помощи наводящих слов и подсказок взрослого).

На констатирующем этапе исследования были использованы следующие диагностики:

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень»

Автор : Т.М. Бондаренко [6]

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

  1. Какие приметы осени тебе известны?
  2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
  3. Почему осенью становиться меньше насекомых?
  4. Как животные готовятся к зиме?
  5. Куда улетают птицы осенью?
  6. Что происходит с растениями осенью?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

  1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

говорящего – 3 балла.

  1. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

наводящих вопросов – 2 балла.

  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Таблица 1 -  Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе  у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Осень»

Уровень

Количество детей

Количество баллов

Высокий

6

15 – 18 баллов

Средний

6

12 – 14 баллов

Низкий

3

6 – 9 баллов

Протокол первичной диагностики по заданию «Осень» (приложение  1).

По результатам диагностики можно видеть, что высокий балл показали шестеро детей (5 девочек и 1 мальчик)  Они справились с заданием, отвечали на вопросы без повторений, кроме того, эти дети предложили оригинальные ответы на вопросы.

Шесть детей (4 девочки и 2 мальчика) показали средний результат.  Они  отвечали на некоторые вопросы  только после наводящих, дополнительных подсказок, но  находили выход из сложившейся ситуации. Низкий уровень показали трое детей (2 девочки и 1 мальчик)  Они  не смогли ответить ни на один вопрос без помощи наводящих слов и подсказок взрослого.

Результаты качественной обработки диагностических данных представлены на рисунке  1.

Рисунок 1 -  Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе  у детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень»

Задание «Зима»

Автор : Т.М. Бондаренко [6]

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

  1. Какая погода зимой?
  2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
  3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
  4. Почему стало меньше птиц?
  5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на  прогулке?
  6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

  1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

говорящего – 3 балла.

  1. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

наводящих вопросов – 2 балла.

  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Таблица 2 -  Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе  у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Зима»

Уровень

Количество детей

Количество баллов

Высокий

6

15 – 18 баллов

Средний

6

12 – 14 баллов

Низкий

3

6 – 9 баллов

Протокол первичной диагностики по заданию «Зима» (приложение 2)

Из 15 детей экспериментальной группы только 6 показали высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе. Еще 6 показали средний уровень и 3 ребенка показали низкий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.

Результаты качественной обработки диагностических данных представлены на рисунке  2.

Рисунок 2 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе  у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Зима»

Задание «Весна»

 Автор : Т.М. Бондаренко[6]

 Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

  1. Какие приметы весны тебе известны?
  2. Как изменяется погода весной?
  3. Почему стали возвращаться птицы?
  4. Какие изменения происходят с растениями весной?
  5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
  6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

  1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл 

говорящего – 3 балла.

  1. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью 

наводящих вопросов – 2 балла.

  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Таблица 3 -  Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе  у детей старшего дошкольного возраста по заданию  «Весна»

Уровень

Количество детей

Количество баллов

Высокий

6

15 – 18 баллов

Средний

6

12 – 14 баллов

Низкий

3

6 – 9 баллов

Протокол первичной диагностики по заданию «Весна» ( приложение 3)

Из 15 детей экспериментальной группы только 6 показали высокий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе. Еще 6 показали средний уровень и 3ребенка показали низкий уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.

Результаты качественной обработки диагностических данных представлены на рисунке  3.

Рисунок  3 - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе  у детей старшего дошкольного возраста по заданию «Весна»

По результатам  проведенных диагностик, была составлена таблица результатов по уровню сфомированости представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников

Таблица 4

Результаты диагностики уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе на констатирующем этапе исследования

Уровень

Количество детей

Количество баллов

Высокий

6

15 – 18 баллов

Средний

6

12 – 14 баллов

Низкий

3

6 – 9 баллов

Протокол диагностики на констатирующем этапе исследования (приложение 4).

Рисунок 4  - Результаты первичной диагностики по выявлению уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста

Вывод: Таким образом, на  формирующем этапе исследования необходимо особое внимание уделить развитию у детей умений определять времена года по осадкам, выпадающим в разные сезоны,   изменения в жизни деревьев, в жизни птиц, различать времена года  по цветущим растениям и в соответствии с этим, формировать у детей представления о сезонных изменениях в природе.

2.2 Работа с детьми старшей группы по формированию представлений о сезонных изменениях в природе

На формирующем этапе исследования нами были проведены следующие мероприятия ( см. таблицу 5).

Таблица 5

Занятия

Номер занятия

Название занятия

Учебные цели  программы, реализуемые на занятиях  и на прогулках

1

Экскурсия в природу в начале осени

Цель: Формирование понятия о смене времени года. Уточнить представление детей об особенностях сезона.

2

Погода в сентябре

Наблюдение на прогулке

(беседа)

Характер осадков осенью – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями. Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

3

Художественно – эстетическое развитие «Идет дождь» (рисование)

Цель: Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.                                                                        Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать умения пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым и цветными карандашами

4

Погода в октябре «Золотая осень»

(беседа)

Цель: уточнить представления детей о золотой осени, накапливать эмоционально чувственный опыт.

Начинается золотая осень. Самая красивая пора осени. Дни бывают солнечные и пасмурные, холодные и теплые. Начался листопад. Закружились в разноцветном хороводе осенние листья и полетели по воздуху.

5

Опыт – эксперимент

«Почему желтеют листья?»

Цель:  формировать у детей познавательный интерес к окружающей нас природе, желание узнавать, экспериментировать; подвести детей к пониманию значения света (солнца) для роста растений; развивать у детей наблюдательность, мыслительную деятельность; подвести к осознанию детьми причинно – следственных связей.

6

Чтение художественной литературы на тему «Осень»

Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях осенью.

7

Погода в ноябре

(беседа)

Цель: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, учить анализировать, делать выводы.

8

Праздник «Прощай осень»

Дети закрепили знания об осени, играли, пели, танцевали.

9

Выставка поделок из природного материала «Осенняя сказка»

Ежегодное проведение осенней выставки стало традицией для дошкольного отделения. Выставка работ, продуктивная деятельность, совместное творчество – всё это объединило детей и родителей, сблизило ребёнка с семьей. С удовольствием продемонстрировали свою творческую фантазию не только дети, но бабушки, папы и мамы. Педагоги дошкольного отделения и ребята вмести сделали коллективные работы. Участники удивили своей фантазией, оригинальностью и творческими

10

Погода в декабре

(беседа)

Цели: продолжать формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становиться длиннее, а день- короче); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

11

«Зимние явления в природе»

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.              Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

12

Утренник «В гостях у Зимушки – зимы»

Цель: закреплять представления  детей о зиме.

13

Погода в январе

(беседа)

Цели: продолжать формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонных явлениях — снегопаде, гололеде; развивать речь, умение отвечать на вопросы воспитателя, воспитывать любовь к природе.

14

Экскурсия в зимнюю сказку (территория детского сада)

Цель: показать, что природа зимой не погибает, а погружается в глубокий сон;сформировать представления детей о пользе снега для растений.

15

Эксперимент «Какие секреты скрывает снег»

Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом.

16

Погода в феврале

 ( беседа)

Цель:продолжать формировать умение детей выделять сезонные изменения в природе (низкая температура воздуха, солнце не греет, короткие дни, длинные ночи и т.д.)

17

Конкурс чтецов по теме «Зима»

Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

18

Погода в марте

(беседа)

Цель: формировать понятия о смене времен года; дать представление об особенностях весны

Солнце всходит раньше семи часов утра и заходит около восьми вечера, значит, день прибавился.

Обогащение словарного запаса: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, капель, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, оттепель.

19

Дидактическая игра «Угадай какое время года»

Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление; формировать представления о сезонных изменениях в природе.

20

Весенняя экскурсия на природу

Цель: уточнять и систематизировать представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

21

Погода в апреле

(беседа)

Цель: обратить внимание детей на солнце, рассказать, как оно сегодня светит, рассказать об изменениях которые происходят в неживой природе с приходом весны.

Обогащение словарного запаса: ранняя, поздняя, теплая, холодная, дождливая, журчащий, цветущая, поющая, перелетные.

22

Праздник «Весна пришла»

Цель: закреплять знания детей о смене времени года

23

Наблюдение за солнцем и облаками

Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

24

Занятие по художественно – эстетическому развитию «Апрель! Апрель! Во дворе звенит капель» (рисование)

Цель: Расширять кругозор детей, знания о приметах весны, воспитание  эстетического восприятия окружающего мира.

Закреплять знания о сезонных изменениях:

-тает снег, капель

- ярко светит солнце и греет;

- первые весенние цветы – мать-и-мачеха,

- появились первые проталинки на земле;

- дни длиннее, а ночи короче;

- небо стало голубым;

- появляется молоденькая травка;

- побежали весенние ручейки;

- мы зимнюю одежду поменяли на - весеннюю;

- люди вешают на деревья скворечники;

- на деревьях и кустарниках набухают почки;

- птицы прилетают из теплых стран.

25

«Природа и мы»

Цель: Уточнить знания  детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличения продолжительности дня, повышения температуры воздуха, рост и цветение  растений, изменение в жизни животных, появление насекомых, прилёт птиц, воспитывать чувство любви к природе.

26

Знакомство детей со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды»

Цель: Закрепить знание времени года, названия месяцев; закрепить знание примет весны; развивать  слуховое внимание, связную речь; умение замечать меткие сравнения.

27

Погода в мае

(беседа)

Цель: закрепление полученных знаний о весне, о весенних изменениях в природе.

28

Художественно – эстетическое развитие «Весна — прекрасный сезон» (аппликация)

Цель: проверить и закрепить знания детей о времени года «Весна».

Выборочные конспекты занятий (приложение 5).

На занятиях широко применялся труд, наблюдения, художественная деятельность, чтение художественной литературы.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе фиксировались в календаре природы. Так же для уточнения у детей механизмов протекания природных изменений в природе использовались опыты и эксперименты (приложение 6), игры  (приложение 7). Все проведенные мероприятия на формирующем этапе  были направлены на формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.

2.3 Результаты экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста

Цель: выявить уровень сформированности представлений о сезонных изменениях в природе после формирующего этапа исследования.  

На данном этапе при проведении диагностического исследования, учитывались следующие критерии и показатели сформированности представлений о сезонных изменениях.

  1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

  1. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

  1. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов (справились с заданием, отвечали на вопросы без повторений, кроме того, дети предлагали  оригинальные ответы на вопросы).

Средний уровень – 12 – 14 баллов (отвечали на некоторые вопросы  только после наводящих, дополнительных подсказок, но  находили выход из сложившейся ситуации).

Низкий уровень – 6 – 9 баллов (не смогли ответить ни на один вопрос без помощи наводящих слов и подсказок взрослого).

Таблица 6

Результаты диагностики уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования

Уровень

Количество детей

Количество баллов

Высокий

12

15 – 18 баллов

Средний

3

12 – 14 баллов

Протокол диагностики на контрольном этапе исследования ( приложение  8)

Рисунок 5 - Результаты диагностики уровня сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе исследования.

Чтобы проанализировать эффективность проведенных нами мероприятий мы сравнили результаты констатирующего и контрольного этапов исследования (см. таблицу 7).

Таблица 7

Сравнительная таблица результатов исследования

Уровень

Количество баллов

Количество детей на констатирующем  этапе

Количество детей на контрольном  этапе

Высокий

15 – 18 баллов

6

12

Средний

12 – 14 баллов

6

3

Низкий

6 – 9 баллов

3

0

Результаты констатирующего и контрольного этапов исследования (приложение 9).

ВЫВОДЫ  ПО  ВТОРОЙ  ГЛАВЕ

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

На первом этапе мы подобрали  диагностические методики по определению уровня сформированности  представлений  у  старших дошкольников  о сезонных изменениях в природе. Методика представляет собой беседу по картинкам.  Беседа состоит  из 6 вопросов по картинкам и устно. Оценка ответов по картинке (тесту) производится от 1 до 3 баллов.

Первичная диагностика представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе по данным  методикам  показала, что в группе 3 ребенок (20%) с низким уровнем сформированности  представлений о сезонных явлениях в природе, 6 детей (40%) со средним уровнем, 6 (40%) с высоким уровнем.

Так же мы провели количественный анализ ответов и определили вопросы, которые вызвали затруднения у детей. Таким образом, мы определили, что в формирующем этапе исследования необходимо особое внимание уделить развития у детей умений определять времена года по состоянию и видам осадков,  сезонные изменения в жизни деревьев, в жизни птиц, различать времена года по цветущим растениям. Что имеет большое значение в  развитии  детей.

На формирующем этапе исследования нами были проведены следующие мероприятия: занятия, на которых широко применялся труд, наблюдения, художественная деятельность, чтение художественной литературы; так же для уточнения у детей механизмов протекания природных изменений в природе использовались опыты и эксперименты, игры, моделирование.

При повторной диагностике в группе не было выявлено ни одного (0%) ребенка с низким уровнем представлений о сезонных изменениях в природе,  3 (20%) детей со средним уровнем и 12 (80%) с высоким уровнем.

Чтобы проанализировать эффективность проведенных нами мероприятий мы сравнили результаты констатирующего и контрольного этапа исследования. Анализ показал, что уровень представлений о сезонных изменениях в природе повысился.  Дети научились замечать причинно -  следственные связи.  Правильно называть  характерные признаки состояния погоды : облачно, ясно, пасмурно, дождливая, тёплая , или прохладная, жаркая или морозная, ветряная  или тихая. Обогатился словарный запас старших дошкольников.  Чтение художественной природоведческой литературы помогло восприятию сезонных явлений ярким, живым и образным языком. Интересным оказался опыт проведения циклических недельных наблюдений с последующей фиксацией этих наблюдений на страницах дневника наблюдений и в календаре природы с применением графических символов. Систематически организованные   наблюдения  за  сезонными явлениями  способствовали  развитию у старших дошкольников  интереса к изменениям в окружающей  среде,  формированию целостной картины мира.  В процессе наблюдения за объектами у детей формируется и положительное отношение  к природе в целом. Развиваются такие психические процессы как восприятие, внимание, память, мышление.

                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великий русский писатель М.М. Пришвин  сказал, что «Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего».

В теоретической части исследования был проведен обзор психологической, учебно-методической литературы. На основании представленной литературы была определена важность организованных наблюдений сезонных явлений. Мы обнаружили, что общение с природой оказывает положительное влияние на дошкольников, делает их более дружелюбными и мягкими и пробуждает в них самые лучшие чувства. Роль природы в воспитании детей особенно велика.

Великий критик В. Г. Белинский считал природу «вечным образцом искусства». В жизни детей природа занимает значительное место, способствует формированию и развитию эстетических чувств и вкусов.
Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста.

Очень правильно подметила Кулагина И. Ю.[26]:«Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой и явлениями, происходящими в мире природы, происходящими в ней в разное время года изменениями.

На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, развивать у ребенка его познавательную деятельность, эстетически относится ко всему живому.

Значительная роль в воспитательно - образовательном процессе детей отводится занятиям на которых их  учат наблюдать за изменениями в природной среде. Наблюдая за сезонными явлениями, воспитатель учит детей сравнивать предметы между собой, находя не только различия, но и сходства; группировать объекты по нескольким критериям; увидеть причинно-следственные связи; делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений; дать четкое, полное и красочное описание увиденного; овладение практическими методами определения результатов наблюдений и формирование не только знаний о происходящих явлениях, но и развитие их познавательной активности.

Большое количество наблюдений и экспериментов проводится с растениями, из которых дети узнают об условиях, необходимых для жизни растений и их изменениях по сезонам года. Знания, полученные при проведении экспериментов, закрепились в процессе наблюдений за природой, за окружающей жизнью. Таким образом, природа помогает окрашивать в эмоциональные тона восприятия окружающей действительности. Вот это эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику красоты, и должны  воспитывать систематические наблюдения с детьми  в дошкольных  образовательных  организациях.

Анализ программ показал, что содержание и объём знаний, связанных  с формированием представлений  о сезонных наблюдениях  представлен в каждой  комплексной программе. Разница в том, что каждая программа рекомендует вводить сезонные темы по-разному, но с учетом сезонности, энциклопедии и принципов местного знания. Для каждой комплексной программы были выпущены методические пособия, в которых раскрываются формы, методы и инструменты формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.

 Рассмотрели методы ознакомления дошкольников с сезонными явлениями в природе. Развивается  интерес к наблюдениям, если учитывать особенности психолого-педагогического развития детей. Создаются  яркие представления очевидных изменений в природе, что способствует развитию навыков познавательной деятельности детей и приобщение детей к практической деятельности в природе.

Именно наблюдения за сезонными изменениями в природе обеспечивают непосредственный контакт детей с природой, живыми объектами, окружающей среды.

Вывод: использование приёмов, методов, наблюдений и экспериментов с растениями на занятиях, прогулках, экскурсиях по наблюдению за сезонными явлениями в природе повышают  уровень сформированности представлений о сезонных изменениях. развития навыков познавательной деятельности дошкольников. Детские горизонты расширяются, язык становится ярче, выразительнее, эпитеты и синонимы используются для описания состояния времени года. Поэтому целесообразно использовать эти методы в работе педагога с дошкольниками.

В практической части исследования была проведена диагностика сформированности у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Результаты констатирующего этапа показали, что необходимо организовать систему непосредственной образовательной деятельности, способствующей   формированию представлений о сезонных явлениях в природе. При формировании у старших дошкольников представлений о сезонных  изменениях в природе применяли разнообразные  педагогические технологии. Были опыты и эксперименты,  дидактические игры, методы отражённой природы, словесно - литературные методы, работа с календарём природы, моделирование,  изобразительная деятельность.

На контрольном этапе эксперимента при повторной  диагностике было  выявлено, что есть динамика в уровнях сформированности представлений о сезонных изменениях в природе.

Таким образом, можно сделать вывод.  Цель исследования достигнута, задачи решены. Гипотеза  о том, что для эффективного формирования представлений о сезонных изменениях в природе необходимо:

  • когда сезонные наблюдения будут фиксироваться в графических моделях (недельное ведение календаря природы, дневник  сезонных изменений);
  • когда природоведческая литература  и картины о природе будут художественными средствами красочно и эмоционально подтверждать  наблюдаемые сезонные изменения в природе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Айвазян, А. Г. Использование проблемных ситуаций в экологическом воспитании дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 18-20.
  2. Антонова, Н. А. Особенности экологического воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 334-336.
  3. Атеева, Т. Г. Срез фенологических знаний у дошкольников // Теория и практика образования в современном мире: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — СПб: Реноме, 2012. — С. 95-98.
  4. Бердяев, Н. А. Самопознание // "Международные встречи в Женеве" (фр.),организация ученых и деятелей культуры, 2015. – с.199.
  5. Бехтерев, В. М. Проблемы развития и воспитания человека // Институт практической психологии, НПО 'МОДЭК'   — 2017.  – с. 417.
  6. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. // Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ - ЧП Лакоценин С. С., 2017.
  7. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста // Типография А.М. Котомина (г. Санкт –Петербург)  - 2012.
  8. Гладкова, Ю.А. Экологическая культура - дошкольнику: методический аспект // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015. - ч. 1. - с. 178.
  9. Гомбын, Б. Метод наблюдения за повседневной деятельностью ребенка // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. – 2017. - № 4. - с. 51-58.
  10. Гончарова, О. И. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 4 (31). — С. 12-14.
  11. Губайдуллина, Е. В. Наблюдение как метод оценки качества образовательного процесса в детском саду // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 117-121.
  12. Даньшина, Г. М. Формирование начал экологической культуры в дошкольном возрасте // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 76-79.
  13. Дотолева, И. О. Экологическая культура как психолого-педагогический феномен в научно-методической литературе // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 1-3.
  14. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями  // Пособие для воспитателя дет.сада. – 2015.
  15. Еник, О. А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 581-583.
  16. Жиров, А.И. Прикладная экология. - М.: Юрайт, 2018. — 311 с.
  17. Залкинд, Э. И. Природа в детском саду // Пособие для учащихся пед. училищ и воспитателей дет.садов. – 2012.
  18. Иванова, В. В. Методы экологического образования детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 17-19.
  19. Кант, И. О педагогике // Трактаты и письма.— М.: Наука, 2014.— 712 с.
  20. Коменский, Я.А. Учитель учителей. Избранное //Издательский дом.  – 2008.
  21. Кондрашева, Ю. В. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 718-721.
  22. Коурова, С.И., Яковлева Н.И. Развитие экологической культуры дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. № 4 (40). - с. 39-44.
  23. Кошелева, О. А. Воспитание основ экологической культуры у дошкольников через наблюдения в природе // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 204-207.
  24. Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 48-53.
  25. Крюкова, К.А. Фенологические наблюдения в России: краткая история развития // Приволжский научный вестник. – 2013. - № 8-1 (24). - с. 13-20.
  26. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: Особенности развития. //  М.: Эксмо , 2015.  – С. 62.
  27. Маркс, К. Великий учитель // М.: Детская литература ЦК ВЛКСМ, 2017. - 100 c.
  28. Матвеева, А. А. Большой годовой курс для занятий с детьми 5-ти лет // Издательство АСТ, Москва – 2018.
  29. Мисякова, Л. В. Экологическое воспитание дошкольника // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 67-69.
  30. Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников  //  Инфра-М – 2018. – 255с.
  31. Новикова, Д. А. Значение фенологических наблюдений в изучении природы Забайкальского края // Юный ученый. — 2015. — № 2 (2). — С. 131-133.
  32. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — 368 с.
  33. Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах // Педагогическая библиотека, 2015. – 752с.
  34. Пискунова, Е. Н. Воспитание экологической культуры в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — № 12 (146). — С. 536-539
  35. Поданёва, Т.В. Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста // МНКО. - 2018. - №4 (71). – c. 86-91
  36. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет.сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М.: Просвещение, 2016. — 111 с. — ISBN 978-5-09-020581-8
  37. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200502310 (дата обращения 20.04.2020)
  38. Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика  //  Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 2017 г.
  39. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте  // Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 2019 г.
  40. Ситак, Л.А., Семенович Т.И. Некоторые аспекты изучения окружающего мира с детьми дошкольного возраста // Гуманитарный научный журнал. – 2017. № 1. с. 64-67.
  41. Скиф, О. В., Карпова С.И. Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Гаудеамус. – 2018. - ч. 17. - № 1 (35). - с. 60-68.
  42. Скоростинская, А.А., Даниленко Ю.А., Бунин А.А. Экологическое воспитание и его роль в современном мире [Электронный ресурс] // Студенческий: электрон.научн. журн. 2018. № 13(33).
  43. Скороход, Л. А. Подходы к определению понятия «культура» // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 243-245.
  44. Соколова, Н. Н. Экологическое развитие детей на экскурсии // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 812-820.
  45. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособиедля воспитателей дет. сада/ Под ред. Ф. А Сохина. - 5-е изд. – М.:Просвещение, 2019 – 159с.
  46. Тюмасева, З. И. Экологическое строительство детской души. – Челябинск: ЧГПИ, 2015. – 240 с.
  47. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания  //  Гранд-Фаир. – 2015. – 576с.
  48. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования, 2019. – 32 с.
  49. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста // Прометей, 2020. – 254 с.
  50. Ханова,Т. Г., Бывшева М.В., Демидова Е.Е. Использование экологического календаря в процессе ознакомления старших дошкольников с сезонными изменениями в природе // Вестник Мининского университета. – 2018. - ч. 6. - № 2 (23). - С. 11-24.
  51. Хвант, Т.А. Экологические основы природопользования. - М: Юрайт, 2019. — 253 с.
  52. Чикаткова, А. А. Организация наблюдений в природе // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 19-21.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Махновецкая София Денисовна Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Руководитель ВКР: кандидат педагогических наук, доцент Гайнуллова Фазиля Салиховна Москва 2020

Слайд 2

Объект и предмет исследования Объект исследования : представления старших дошкольников о сезонных изменениях в природе Предмет исследования : условия, способствующие эффективному формированию представлений о сезонных изменениях в природе.

Слайд 3

Гипотеза Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что формирование представлений у старших дошкольников о сезонных изменениях в природе будет эффективным при условии : - когда сезонные наблюдения будут фиксироваться в графических моделях (недельное ведение календаря природы, дневника сезонных изменений); - когда природоведческая литература и картины о природе будут художественными средствами красочно и эмоционально подтверждать наблюдаемые сезонные изменения в природе.

Слайд 4

Ян Амос Коменский Водовозова Елизавета Николаевна Елизавета Ивановна Тихеева Залкинд Эсфирь Ильинична Ушинский Константин Дмитриевич

Слайд 5

Констатирующий этап «Диагностическая методика по теме «Зима»

Слайд 6

Констатирующий этап 3 ребенка – низкий уровень 6 детей – средний уровень 6 детей – высокий уровень

Слайд 7

Формирующий этап Целью формирующего этапа является – формирование представлений о сезонных изменениях в природе у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Формирующий этап Название занятия Учебные темы программы, реализуемые на занятии Экскурсия в природу в начале осени Цель: Формирование понятия о смене времени года. Уточнить представление детей об особенностях сезона. Художественно – эстетическое развитие «Идет дождь» (рисование) Цель: Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Чтение художественной литературы на тему «Осень» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях осенью. Эксперимент «Какие секреты скрывает снег» Цель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со снегом. Дидактическая игра «Угадай какое время года» Цель: учить отгадывать загадки, развивать мышление; формировать представления о сезонных изменениях в природе. Знакомство детей со стихотворением Ф. Тютчева «Весенние воды» Цель: Закрепить знание времени года, названия месяцев; закрепить знание примет весны; развивать слуховое внимание, связную речь; умение замечать меткие сравнения.

Слайд 9

Формирующий этап «Сезонные наблюдения » «Дневник погоды»

Слайд 10

Формирующий этап «Погода в октябре «Золотая осень» Утренник «В гостях у Зимушки – зимы» «Погода в марте (беседа )»

Слайд 11

Контрольный этап 3 ребенка – средний уровень 12 детей – высокий уровень

Слайд 12

Сравнение

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у старших дошкольников представления об опасных ситуациях и способах поведения в них

В связи c ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций одной из приоритетных задач для личности, общества, государства становится обеспечение безопасности жизнедеятельности....

ЛЕПБУК КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ

Исследование иффективности использования новых интегративных технологий на базе детского сада....

"Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе"

Ознокомление окружающей среды начинается с детсва.Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в...

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всём психическом разви...

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С СЕЗОННЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ДОО

Наблюдения за сезонными изменениями в природе, проводимые воспитанниками ДОО самостоятельно под руководством педагога, позволяют выполнить многие  пункты Федерального государственного...