Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду
статья (старшая группа)

Овсепян Манушак Бениковна

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления . «Началом формирования экологических представлений личности можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Все исследования сходятся к тому, что экологическое образование по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavlenii.docx16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе как элемент экологического образования в детском саду

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии ребенка. В дошкольном возрасте у нормально развивающегося ребенка происходят большие изменения во всём психическом развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность – развивается восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления . «Началом формирования экологических представлений личности можно считать дошкольный возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Все исследования сходятся к тому, что экологическое образование по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду.

Экологическое образование дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Большой вклад в разработку методики экологического образования детей внесли Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева» .

Формирование представлений у детей о сезонных изменениях в природе в дошкольной педагогике рассматривается в сфере решения задач экологического образования. Экологическое образование дошкольников, по мнению Н.А. Рыжовой – это «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры», «проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды». «Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее» .

«Анализ ведущих экологических понятий показывает, что специфика формирования экологических представлений должна заключаться в нахождении, выделении таких взаимосвязанных явлений природы, демонстрация которых доступна детям разных возрастов». «С.Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. В основе данного утверждения лежит положение о ведущей роли системных знаний в развитии детей дошкольного возраста (В.И. Логинова, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие). Системные знания позволяют ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие» связи, доступные его пониманию. Как показали многочисленные исследования, отдельные наглядно представленные связи доступны детям уже младшего дошкольного возраста.

Важными элементами экологического образования в детском саду
являются:

- расширение, конкретизация и обобщение представлений детей о характерных признаках сезонов года родного края;

- развитие сенсорных способностей детей, умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных;

- воспитание позитивно - деятельностного отношения к природе родного края.

Дошкольники подготовительных групп способны усвоить более сложные связи: пространственно-временные, морфофункциональные, причинно-следственные, генетические. Связь живых организмов со средой обитания проявляется в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ». «Формирование системы экологических знаний и представлений является частью интеллектуального развития детей». «Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность способствует развитию логического мышления. Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов и явлений природы способствует активизации мыслительной деятельности детей».

Для формирования знаний у детей о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста воспитывают желание самостоятельно наблюдать природные явления, задавать вопросы причинно-следственного характера, проявлять интерес к окружающей природе; побуждать замечать простейшие сезонные изменения в природе, погоде, в животном и растительном мире; учить детей отмечать результаты наблюдений в природе и за состоянием погоды в календаре природы. Однако анализ казахстанских программ показывает, что познание закономерностей сезонных изменений сопряжено с рядом трудностей. Это относится, прежде всего, не к усвоению характерных признаков сезонов, а к пониманию процесса постепенного нарастания этих признаков и качественных изменений при переходе от одного сезона к другому. Дети без помощи взрослого затрудняются выстроить логику закономерных изменений. Отсюда возникает противоречие между объективно-выраженными требованиями общества по формированию знаний о сезонных изменениях в природе и недостаточной разработанностью наиболее эффективной методики для формирования у детей средней группы знаний о сезонных изменениях в природе. Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. В нашей стране, Республике Казахстан, невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания является следствием недостаточной воспитательнообразовательной работы, призванной формировать у населения страны правильное отношение к природе.

В этой связи в концепции экологического образования до 2025 г. отмечается: «Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо: формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования» .

Совершенно очевидно, что формировать такое отношение надо начинать до того, как человек становится взрослым, т. е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой. Историко-педагогический анализ литературы показал, что каждый выдающийся дидакт прошлого в той или иной степени затрагивал вопросы ознакомления детей дошкольного возраста с явлениями и предметами природы.

Исследования С.Н.Николаевой по экологическому воспитанию дошкольников также показывают, что в его основу должны быть положены систематизированные знания о закономерных явлениях жизни растений и животных, с которыми общается ребенок этого возраста . Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод моделирования в непрерывности экологического образования в детском саду и школе.

Исползование метода моделирования в экологическом образовании, его непрерывность применения как в детском саду, так и в школе....

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ".

Теория и методика экологического образования. "Участок детского сада как условие экологического образования дошкольников. Сад, цветник в ДОУ"....

"Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе"

Ознокомление окружающей среды начинается с детсва.Особенности формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе в...

Формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе

Современные психолого-педагогические исследования доказали, что старшие дошкольники могут познавать окружающий мир во всём его многообразии. Ребёнок-дошкольник,  познавая природную среду, н...

Использование загадок в процессе формирования знаний о сезонных изменениях в природе у детей.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предме...