развитие любознательности у детей младшего возраста к живой природе
статья по окружающему миру (младшая группа) по теме

Тарасова Наталья Михайловна

доклад о ознакомлении детей младшего возраста с живой природой в разных видах деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие любознательности у детей в процессе ознакомления с живой природой»

Воспитатель второй

квалификационной категории

Тарасова Наталья Михайловна

       

           Развитие любознательности,  потребность узнать что-то новое – одна из задач в воспитании дошкольников. Постановка и постепенное усложнение данной задачи ведёт к формированию у детей поисковой деятельности и развитию познавательных интересов, что оказывает влияние на их умственное развитие.

          Ознакомление детей с живой природой осуществляем в разнообразных       формах: на занятиях и на прогулке, на экскурсиях и в наблюдениях, в уголке природы и в повседневной жизни, в труде и  в играх.

Источником для появления и развития любознательности к объектам живой природы может являться наблюдение. В начале наблюдения, может заинтересовать и  привлечь внимание к животному или птице загадка и неважно, какой будет ответ, если тут же внести живую отгадку, дети сразу поймут о ком шла речь.

          Например:

          Не спеша она ползёт,

на спине свой дом везёт. (Черепаха)

         С тобой не знаком, свернётся клубком.

         Молока ему  нальёшь, развернётся колкий… (Ёж)

         Во время наблюдения в живом уголке предлагаем покормить (черепаху, котёнка) при этом обращаем внимание на то, как они едят. А в конце наблюдения, чтобы усилить эмоциональное впечатление можно спеть песенку: «Птичка», «Кошечка» «Петушок» и т. д. Или прочесть стихотворение, связанное с темой наблюдения, например:

Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Те же хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.

          Или поиграть в игру, где действует соответствующий персонаж.  Это позволяет поддержать интерес к объекту. Поиграть в пальчиковые игры: «Паучок», Улитка», «Снегирёк», «Рыбка» и т.д.  

          Учитывая, что детей привлекают действия животного, необходимо побуждать его (объект наблюдения) к активности, например, поиграть с котёнком игрушечной мышкой.

Таким образом, происходит не только знакомство детей с животными ближайшего окружения (собака, котёнок, хомяк, черепаха). Они учатся узнавать, называть животных по признакам внешнего вида (цвет шерсти, форма и размер ушей, длина передних и задних лап). Характеру передвижений (прыгает, ползает, летает), издаваемым звукам (лает, мычит, кукарекает).  

 На прогулке понаблюдав за животным или птицей, чтобы заинтересовать объектом наблюдения, широко используем имитационные игры. Часто предлагаем детям «полетать», как голубь, «поклевать», как воробушек, попрыгать, как ворона, проползти как черепаха и т.д. Развивают интерес к животным  имитационные упражнения, например, сложить ладони и подвигать ими как рыбка хвостиком, показать, как умывается кошечка.  А так же имитация звуков  «кукарекать», как петушок, «мяукать» как котёнок. После прогулки рассматриваем с детьми иллюстрации птиц, животных, фотографии насекомых.  Организуем игру с муляжами насекомых.

Рассматривая, деревья на участке предлагаем взять по листику тополя (берёзы, рябины) и обвести по краям.  Дети находят на земле «серёжки» берёзы рассматривают их и узнают это -  её семена. Рассматривают, ощупывают и сравнивают ствол берёзы и ствол тополя, находят отличия. Многократные наблюдения на прогулке позволяют узнать что-то новое, интересное. Придя в группу, обсуждаем с детьми, что они видели  на участке во время прогулки, затем предлагаем нарисовать увиденное.

          Важно, чтобы во время наблюдения дети вели себя свободно, естественно, чтобы они могли проявлять свое отношение к объектам живой природы.  Поэтому мы даём возможность всем детям, активно действовать, свободно высказываться и проявлять свои чувства. Малыши получают большую радость от общения с природой.

          Способствуют развитию любознательности у детей к растениям такие дидактические игры как: «С какого дерева листочек?», «Где, что растёт». «Ствол, какого дерева».

          Можно заинтересовать игрой с персонажами кукольного театра, забавными заводными  игрушками, чтением сказок и рассказов (например, В.В. Бианки «Сказки-несказки»). Прочитав, предложить дома вместе с родителями  вылепить  или нарисовать особенно понравившихся.

Необходимо чтобы любой вид деятельности, посвящённый ознакомлению детей с живой природой, пробуждал и укреплял у ребят интерес, рождал бережное отношение к её обитателям.

         

Важную роль в развитии любознательности при ознакомлении детей с миром растений и животным миром, играют родители. Мы стараемся привлекать их к работе. Так в уголке для родителей помещаем различные консультации, в которых рекомендуем:

          Предоставлять ребенку возможность самостоятельно искать ответ – это будет учить его думать, рассуждать, пытаться решать вопросы;

          быть внимательными к вопросам детей, отвечать точно и доступно, не раздражаться из-за них на ребенка, не запрещать их задавать. Хвалить ребенка за хороший вопрос, за стремление к познанию;

          уметь показать своему ребенку, что бояться задавать вопросы не нужно, ведь не знать что-то не стыдно, стыдно не узнать, когда можно это сделать;

          не смеяться над ребенком, задавшим слабый вопрос: он имеет право на ошибку.

          учить ребенка не только задавать вопрос, но и самому предпринимать попытки  находить ответ на него;

          поощрять любознательность ребенка, ведь потребность узнать что – то новое – это важное и ценное качество.

          А так же: проводить в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.

          Организовывать совместные походы на выставки, в музей. Делать прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес. Совместно с детьми мастерить поделки из природного материала и бумаги. Поощрять экспериментирование детей. Читать детям природоведческую литературу и  беседовать по ее содержанию.

          В результате регулярной и систематической работы по формированию у детей любознательности к живой природе, мы стали замечать, что наши дети с большим интересом слушают рассказы о природе и животных, любят отгадывать загадки на природоведческую тему.

           Проявляют заботу о животных в живом уголке, подкармливают птиц прилетающих на участок во время прогулки. Помогают поливать комнатные растения, бережно протирают листья.

           А так же малыши стали задавать вопросы, что является признаком любознательности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе» (Для воспитателей младших групп)

Воспитание бережного отношения детей раннего возраста к живой природе. Актуальность работы: выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека ...

Консультация для родителей "Воспитание бережного отношения детей дошкольного возраста к живой природе"

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности....

Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.По утверждению педагогов, развитие любознательно...

"Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста".

Статья рассматривает важные вопросы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста"

Статья«Развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста»Аннотация:Статья рассматривает важные вопросы развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста. Необхо...

Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности....

Статья «Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности...