«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «В ЦАРСТВЕ ВОДЯНОГО»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Марухина Ирина Nikolaevna

Методика Дыбиной О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavat.-issledovat._deyat-t.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

 «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

в непосредственно образовательной деятельности

 «В ЦАРСТВЕ ВОДЯНОГО»

                                                                           

         Выполнила

Марухина Ирина Николаевна,

        руководитель СП

        Структурное подразделение        ГБОУ СОШ №9 г.о. Чапаевск

        Самарской области

                                                                                   д\с № 23 «Улыбка»

Самара, 2018г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками

в старшей группе

Тема: «В царстве водяного»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Труд».

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес, способность выдвигать гипотезы и самостоятельно делать выводы. Формировать представления о свойствах воды: прозрачная, без цвета – может окрашиваться; без вкуса - может приобретать вкус.(«Познание»)
  2. Формировать конструктивные способы взаимодействия со сверстниками                        ( Договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве.(«Социализация»)
  3. Обогащать речь детей прилагательными: прозрачная, безвкусная, солёная, кислая. сладкая, бесцветная. Совершенствовать  диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. («Коммуникации»)
  4. Формировать потребность в двигательной активности. («Физическая культура»)
  5. Вырабатывать привычку раскладывать и убирать подготовленные воспитателем материалы для занятия, содержать в чистоте своё рабочее место, воспитывать аккуратность при проведении опытов («Труд»)

Методы и приемы: (по методике О.В. Дыбиной)

 - практические: эксперимент, зарисовка результатов экспериментов

- наглядные:

- словесные: загадывание загадки, беседа

Материалы и оборудование: (по методике О.В. Дыбиной) у детей - пластмассовые 0,5л бутылки с кипячёной теплой водой (1 на стол); пластмассовые стаканчики в достаточном количестве (не менее 5 на стол); пластмассовые чайные ложечки, монетки, поднос с красящими веществами (1 на стол): пакетик чая, кофе, гуашь любого цвета, варенье и соответствующие им пиктограммы; салфетки для рук и для стола; листочки-протоколы (3 на 1 стол), цветные карандаши, халаты на каждого ребёнка.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

(по методике О.В. Дыбиной)

Познавательно-исследовательская

Наблюдения,  решение проблемных ситуаций, экспериментирование.

Двигательная

Физминутка

Коммуникативная

Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Продуктивная

Зарисовка результатов экспериментирования

Трудовая

Поручения, познавательные опыты и задания, дежурство.

В соответствии с СанПиНом – п.6.13., 12.22.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

-Предлагает отгадать загадку:

Она и в озере, она и лужице, Она снежинкою над нами кружится,

Она и в чайнике у нас кипит, Она и в реченьке бежит-журчит

- Задаёт вопрос: А что вы знаете о воде, какая она?

-Подводит итог ответам детей: Вы совершенно правы, но у воды есть ещё немало интересных свойств. Хотите узнать, каких?

- Предлагает детям узнать о свойствах воды с помощью экспериментов, как настоящие учёные, в лаборатории.

Напоминает, что дети будут работать в парах, поэтому нужно договариваться и помогать друг другу.

Дети отгадывают загадку: Это вода

Дети предлагают свои варианты ответов о свойствах воды: чистая, жидкая, мокрая, тёплая, холодная и т.п.

Дети дают утвердительный ответ

Дети проходят в лабораторию, надевают халаты и проходят на свои рабочие места по 2 человека за стол и работают в парах

 Дети заинтересованы  предстоящей деятельностью

2.

Эксперимент №1

-Предлагает налить в стакан воды и спрашивает, если бросить  туда монетку, её будет видно, или нет

-Предлагает проверить это и бросить в стакан монетку.

- Спрашивает детей: Как вы думаете, почему в воде монетку видно?

Дети предлагают свои варианты ответов

Дети утверждают, что монетку видно

Дети отвечают, что вода чистая, прозрачная, поэтому в ней всё видно.

Узнают, что вода может быть прозрачной, в ней видны предметы.

3.

Эксперимент №2

- Предлагает налить в стакан воды и попробовать её на вкус, какая она?

-Спрашивает: Что нужно сделать, чтобы вода приобрела солёный вкус?

-Предлагает проверить высказанные детьми предположения, насыпать в стакан ложечку соли, помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус?

-Спрашивает: Что нужно сделать, чтобы вода приобрела сладкий вкус?

- Предлагает проверить. В другой стакан налить воды и насыпать в неё ложечку сахара, помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус?

- Спрашивает, что нужно сделать, чтобы вода стала кислой

- Предлагает проверить. В третий стакан воды бросить дольку лимона,  помешать и попробовать на вкус. Какая вода на вкус?

Наливают воду и пробуют её на вкус и отвечают, что у неё нет вкуса. Она безвкусная.

Предлагают свои варианты ответов

Проводят эксперимент, пробуют воду на вкус, отвечают, что она стала солёной, у неё появился солёный вкус, когда мы насыпали в воду соли.

Предлагают свои варианты ответов

Пробуют, отвечают, что вода стала сладкой, когда в неё насыпали сахар

Предлагают свои варианты ответов

Пробуют, отвечают, что вода стала кислой, когда в неё положили лимон.

Дети узнают, что вода может быть безвкусной, солёной, сладкой и кислой на вкус.

4.

Эксперимент №3

Предлагает  налить в стакан воду и определить, какой у неё цвет

-Спрашивает, как можно сделать воду цветной?

-Предлагает проверить. Выбрать вещество, которым они хотели бы окрасить воду, добавить его в воду и помешать. Какого цвета стала вода?

Наливают воду и дают свои варианты ответов (у неё нет цвета, она бесцветная, прозрачная и т.п.

Предлагают свои варианты ответов.

Договариваются в паре и выбирают (краску, пакетик чая, кофе или варенье), добавляют его в воду

Узнают, что вода бесцветная. Но различные вещества могут окрашивать воду в различные цвета

5.

- Проводит физкультминутку.

Мы учёные устали

И со стульев дружно встали

Руки вверх мы поднимаем

А потом их опускаем

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём

 А потом быстреё, быстрей

Хлопай, хлопай веселей

Вот помощники мои,

 Их как хочешь, поверни,

Раз, два, три, четыре, пять

Постучали, повертели

 И работать захотели

Выполняют движения с воспитателем

Дети отдохнули, удовлетворили потребность в движении.

6.

- Объясняет, что учёные после того как проведут все эксперименты, чтобы не забыть, что у них получилось, заносят результаты в протоколы.

На листочке с цифрой 1 (протокол №1) вы зарисуете результаты первого эксперимента. Что мы из него узнали?

На листочке с цифрой 2 (Протокол №2) вы отметите с помощью стикеров -= пиктограмм с изображением соли сахара и лимона результаты эксперимента №2. Что вы из него узнали?

 На листочке с цифрой 3 (протокол №3) вы зафиксируете результаты эксперимента №3. Полученный цвет и пиктограмму используемого вещества-красителя. Что вы из него узнали?

Предлагает распределить, кто что в каждой паре будет зарисовывать и начать работу

Предлагают свои варианты ответов: вода прозрачная, в ней видно монетку

Предлагают свои варианты ответов: вода может быть солёной, сладкой и кислой

Предлагают свои варианты ответов: вода может окрашиваться в разные цвета, различные вещества окрашивают воду в разные цвета

Дети зарисовывают опыты

Закрепили полученные в результате экспериментов представления о свойствах воды.

Выполнили зарисовки экспериментов.

7.

Говорит, что дети работали как настоящие ученые, предлагает сдать протоколы  и напоминает, что настоящие учёные очень аккуратно наводят порядок на своих  рабочих местах

Дети сдают протоколы, наводят порядок, убирают оборудование, выливают воду, вытирают со столов пролитую воду.

Умеют содержать в чистоте своё рабочее место.

Итоговое мероприятие: Викторина «Что мы знаем о воде»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...