Главные вкладки

    Развитие инициативности в игровой деятельности старших дошкольников
    статья на тему

    Аннотация: в данной статье проведен анализ исследований ряда ученых, описывавших игровую деятельность дошкольников, а также развитие самостоятельности старших дошкольников. Также в статье приведен практический опыт развития инициативности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_petrovoy_a.v._zo_do_gr._4-14.docx27.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие инициативности в игровой деятельности старших дошкольников

               

    Аннотация: в данной статье проведен анализ исследований ряда ученых, описывавших игровую деятельность дошкольников, а также развитие самостоятельности старших дошкольников. Также в статье приведен практический опыт развития инициативности детей.

    Ключевые слова: исследования, анализ, деятельность, игра, самостоятельность, инициативность.

             Одним из спорных вопросов настоящего остается определение ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Анализ последних исследований и публикаций дает основания утверждать, что на выяснение проблемы становления личности в детской деятельности на современном этапе развития как в теоретическом, так и в практическом плане было обращено внимание ученых, ведь реалии указывают на тенденцию к вытеснению игровой деятельности из жизни ребенка. В дошкольных учебных заведениях стало распространенным обучение, упражнения навыков в письме, чтении для успешной подготовки к школе. Запросы родителей направляют организацию образовательной деятельности дошкольников в направлении информационного насыщения, оставляя недооцененными воспитательные, развивающие и обучающие возможности игр. Учитывая необходимость формирования игровых умений и навыков, развития личности в естественном виде деятельности приобретает особый смысл понимание взрослыми воспитательного потенциала игровой деятельности для дальнейшей самореализации личности в обществе.

              Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема ведущей деятельности детей дошкольного возраста - игровой - рассматривалась в различных аспектах. Ряд исследований посвящены социальному развитию личности в игровой деятельности (Н. Андреенкова, П. Аникеева, Э. Берн, Блонский, А. Газман, П. Горностай, Э. Эриксон, В. Зинкивский, Д. Исаева.В. Каган, С. Литвинова,Г. Марчук, Г. Парсон, А. Рояк, А. Самсонова).

              Целью статьи является раскрытие сущности воспитательного потенциала игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, что обеспечивает становление личности и базовых качеств, в частности инициативности в сюжетно-ролевой игре.

              При написании статьи я основывалась на положении О. Леонтьева относительно того, что ведущим видом деятельности является та, в которой происходят основные изменения в психике личности, развиваются психические процессы, которые являются важными для перехода на более высокий уровень развития. В дошкольном возрасте таким видом деятельности является игровая. Ученые утверждают, что именно в играх дети изучают предметный мир и стремятся действовать как взрослый человек. Данную направленность отражено в смысле игровой деятельности (Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения).

    Потенциальные воспитательные возможности игры рассматриваются в ряде исследований Л. Выготского, Д, Эльконина, А. Запорожца, С. Рубинштейна и др. Учеными рассматривается вопрос развития особенностей игровой деятельности в дошкольном возрасте (Л. Артемова, А. Бурова, Г. Жуковская, А. Кошелевского,  С Марутян, Д. Менджерицька, М. Савченко, П. Саморукова,, А. Усова и др.).

    Осуществлен ряд исследований, которые раскрывают вопросы формирования личности ребенка дошкольного возраста в игре. В результатах научных исследований Д. Эльконина, Г. Костюка, А. Леонтьева, С. Рубинштейна доказано, что развитие личности происходит в единстве с детской деятельностью. В частности, современный детский психолог К. Карасева указывала, что в дошкольном детстве развитие происходит в детских видах деятельности, и уделила особое внимание детской игре (Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения). По мнению К. Карасевой, спецификой детских игр является их коллективность, нерегламентированность взрослыми, репродуктивный и творческий характер игр. Таким образом, в игре дети упражняются в установлении отношений с окружающими людьми, что является залогом дальнейшего полноценного социального развития личности.

    Особое место среди разработчиков проблемы формирования личности ребенка в игровой деятельности занимают исследования К. Карасевой, посвященные возникновению специфических качеств в игре (вежливость, поддержка, ответственность и т.д.) ( Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения).

    Переход от одной стадии развития к другой характеризуется изменением вида деятельности. По мнению К. Карасевой, этап становления личности осложняется в контексте формирования психических процессов, характеризуется личностным ростом человека и возникновением новообразований в психике, что позволяет овладеть сложными навыками и определяют ведущий вид деятельности в определенном возрастном периоде (Карасева К.В. Игровое пространство ребенка).

    К. Карасева в своих исследованиях предоставляет психологическую характеристику периода дошкольного возраста и становления ценностных ориентиров в самодеятельной игре. Она определила, что для игр детей старшего дошкольного возраста характерно выделение целостных сюжетных событий, определение их для партнера по игре и комбинирование в разной смысловой последовательности, разыгрывание одновременно нескольких последовательных сюжетов. Развитие игровой деятельности предусматривает поэтапную передачу детям игровых навыков и умений партнерского взаимодействия (Карасева К.В. Игровое пространство ребенка).

    Исследования Л. Выготского, М, Лисиной, В. Мухиной, Э. Эриксона доказывают, что в дошкольном возрасте закладываются качества личности и отношение к миру. В игре раскрывается личностный потенциал ребенка дошкольного возраста, обеспечивается его гармоничное развитие в естественных условиях. В частности, дети приобретают социальный опыт, знания и умения, общечеловеческие ценности (Н. Захарова, Н. Гавриш, Н. Кудикина), отображают в игре социальную действительность, собственные впечатления, передают свое отношение (В. Захарченко, Т. Маркова), закрепляют поведение и взаимосвязи со сверстниками, проявляют активность в общении. То есть происходит развитие, обучение и воспитание в игре, ребенок соотносит себя с ролью, проявляет свои способности, стремления и желания (С. Копылов),  корректирует собственное поведение и решает споры в игровой деятельности (А. Бизикова) (Савченко М.В. Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности). Анализ взглядов ведущих специалистов приводит к мысли, что участие детей в сюжетно-ролевых играх способствует сбалансированному развитию их личностных качеств, социализации, познавательному развитию и самореализации, что актуализирует необходимость исследования воспитания базовых качеств детей дошкольного возраста в игре.

    Результаты исследований Л. Артемовой, А. Богуш, В. Захарченко, Н. Луцан свидетельствуют, что становление сюжетно-ролевой игры зависит от развитости детской деятельности. Исследователями было определено проявления самостоятельности и инициативности в сюжетно-ролевой игре: самостоятельный выбор темы игры, определение сюжета игр, обсуждения и распределение ролей по своему усмотрению (Артемова Л. Учись, играясь. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников).

    Содержание игровой компетентности детей дошкольного возраста отражено в исследованиях А. Богуш, Н. Луцан. Они считают, что высокий уровень игровой компетентности проявляется в сформированности игровых действий, инициативности и самостоятельности в процессе игровой деятельности, проявлениях творчества в проигрывании игровых ситуаций, инициировании в разыгрывании сюжета игр, умении объединяться в детские коллективы по общим интересам, взаимодействовать с игроками, владеть нормами и этикетом в поведении.

              Проблемой упадка детской игры является неумение педагогов и родителей организовать ее, в результате чего у детей возникают осложнения в проявлениях самостоятельности и инициативности, принятии решений без опоры на указания педагога. По моему мнению, это объясняется полным контролем взрослых над детьми и угнетением их инициативности.

    Анализ психолого-педагогических исследований дает основания считать, что при разработке методики воспитательной работы следует отталкиваться от положения о познавательном развитии ребенка, общения со сверстниками, педагогического сопровождения игры, опираться на возрастные особенности психологического развития, учитывать индивидуальное развитие и сформированность базовых качеств личности.

    С целью организации самостоятельных игр детей старшего дошкольного возраста будет актуальна игротека, в которой сосредоточены игры, развивающие и логико-математические, такие как: шашки, шахматы, «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюизенера», «Кубики Зайцева», «Найди ошибки», геометрические головоломки, танграмы и др. В этой игротеке дети самостоятельно выбирают игру по желанию и по возможностям. Данный центр способствует развитию логических действий — сравнения, логических операций — классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий. На прогулке дети также проявляют инициативу в подвижных играх с правилами, объединяются в микро-группы по интересам, выбирают водящего с помощью считалки или жребия, что способствует развитию дружеских взаимоотношений. Для становления инициативности необходимо не только развитие игровой деятельности детей, но и создание специальных условий для переноса сформированных в игре способностей в другие виды деятельности. К таким условиям можно отнести: − опыт удивления, обнаружения своего интереса; − опыт пробы своего действия в социально заданных рамках; − социальная поддержка достижений. Продуктивная и творческая деятельность старших дошкольников реализуется в «Уголке творчества», который создаётся по принципу доступности и мобильности. Педагог старается в режимные моменты предоставить свободу, самостоятельность, инициативность продуктивных творческих действий, которые находят отражение в детских работах. Это все способствует развитию воображения, уверенности, инициативности в освоении новых художественных способностей. Однако, сравнительные исследования уровня инициативности, которые показывает ребенок 5–6 лет в свободной игре, в свободном экспериментировании показывают то, что инициативность в игре соответствует уровню развития игровой деятельности. Дети, проявляющие инициативу в свободной игре, далеко не всегда проявляют инициативу в познавательной или исследовательской деятельности, и наоборот, нас интересуют условия появления инициативы именно не в мнимой, а в реальной ситуации. Какие технологии обеспечивают это в дошкольном образовании? Первая - организация игры «Свободная игра» позволяет оценить проявление инициативы в игре группы детей с неоформленным материалом; вторая — «Свободное экспериментирование» метод проектов, исходя из детских интересов и вопросов — проявление инициативности в предметном действии; предлагается особо организованная среда группы — мобильная, гибкая, способная меняться в соответствии с детским замыслом «поделать что-либо» с набором разнообразных предметов и материалов. Одной из ведущих форм работы в старшем дошкольном возрасте является познавательно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность направлена на создание условий для самостоятельного поиска, путей и решения проблемной ситуации. «Уголок экспериментирования» с соответствующим оснащением позволяет оказывать огромное влияние на познавательную активность детей. Педагог выступает в роли партнера, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту. Такая работа развивает у детей умения и навыки проведения самостоятельных исследований, позволяет развивать важные познавательные функции: память, внимание, восприятия, воспитывает навыки сотрудничества, взаимопомощи, дружеские взаимоотношения. Таким образом, создавая особые образовательные условия (вариативная среда, игра с неоформленным материалом, работа по методу проектов), дети показывают динамику в становлении инициативности и происходит перенос из игровой в предметную деятельность. Описанные условия позволяют формировать инициативность как образовательный результат дошкольной ступени.

              Основываясь на данных позициях, можно определить оптимальные педагогические подходы воспитания личности: использование в практике работы с детьми личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация образования, поощрение и поддержка инициативности ребенка, создание положительной эмоциональной атмосферы, стимулирование нравственных поступков, косвенное вмешательство взрослых в детскую игру, налаживание взаимоотношений и общения в детском коллективе, формирование базовых качеств личности в игре.

    Литература

    1.Артемова Л. Учись, играясь. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. Артемова. – К.: Томирис, 1995. – 112 с.

    2.Карасева К.В. Игровое пространство ребенка / К.В. Карасева, О.Т. Пироженко. – К.: Шк. Мир, 2010. – 128 с.

    3.Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 423 с.

    4.Савченко М.В. Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: дис. канд. пед. наук, спец: 13.00.01 «Общая педагогика и история педагогики» / М.В. Савченко. – Одесса, 20114. – 200 с.

    5. Маликова Т. Н. Инициативность старших дошкольников в различных видах деятельности как образовательный результат // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 132-134.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие игровой деятельности старших дошкольников средствами макетирования

    Для того, чтобы игра получила своё развитие дошкольникам необходимо очень привлекательное игровое пространство. Таким пространством может стать макет, выполненные детьми совместно с педагогом....

    Творческая работа "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"

    Аттестационная работа по теме "Становление гендерной идентичности через игровую деятельность старших дошкольников"...

    Наблюдение за игровой деятельностью старших дошкольников и анализ игровых умений детей.

     Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ло...

    Педагогический проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями родителей "Путешествие в мир профессий"

    Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свой зам...

    проект по созданию условий для развития игровой деятельности старших дошкольников посредством ознакомления с профессиями «Портфель - мир профессии»

    Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознате...

    Интерес и его роль в развитии игровой деятельности старших дошкольников

    В статье рассмотрим как формируется игровая деятельность дошкольников....

    "Игровая деятельность старших дошкольников с задержкой психического развития»

    В детстве игра является основной деятельностью ребенка, потому что именно благодаря ей ребенок быстрее узнает окружающий мир, правила и нормы общения с людьми, усваивает навыки и привычки культурного ...