Из опыта работы
консультация (подготовительная группа) на тему

Дорохова Лариса Борисовна

"Социольно- комуникативное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Социально-коммуникативное развитие»

Воспитатель: Дорохова Л.Б.

Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю.

В. А. Сухомлинский

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений. Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным. В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентно способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти "себя" и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств.

Мир детства – это период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру и мир открывается ему гармоничными и контрастными сторонами.

Что же такое «социализация»?

«Социализация» это - процесс усвоения определённой системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих растущему дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.

Дошкольный возраст – это период развития ребенка – один из важных этапов в развитии личности.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения.

— это формирование гуманистических чувств и отношений.

— это и умение малыша переживать свою вину за то, что он нарушил общепринятые нормы поведения.

— это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в общественных местах, на природе, в гостях.

Создавая развивающее пространство я руководствуюсь принципами в соответствии с ФГОС ДОУ:

• насыщенности среды;

• вариативности;

• доступности;

• безопасности.

Игра, в реализации ФГОС ДОУ, выступает как форма социализации ребёнка

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.

  • В группе оборудован уголок сюжетно-ролевых игр, в котором сконцентрированы наборы предметов и аксессуаров к сюжетно-ролевым играм, в зависимости от возраста детей, созданы следующие зоны для сюжетных игр:

«Дом, семья».

«Игры с транспортом».

«Больница».

«Магазин».

«Игры с животными».

«Мастерская».

«Парикмахерская».

Я проявляю фантазию, чтобы увлечь своих ребят новой игровой ситуацией, которая вдохновит их на самостоятельную игру.

Одним из важнейших направлений социально-коммуникативного развития является патриотическое воспитание.

  • Создание патриотического уголка помогает мне познакомить детей с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами; с русскими народными промыслами и традициями.
  • Следующее направление является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В группе находятся:

• макет перекрёстка;

• набор дорожных знаков, макет светофора;

• атрибуты инспектора ДПС;

• набор транспортных средств;

• иллюстрации с изображением транспортных средств, всех частей машин; улицы, различных ситуаций на дороге;

• плакаты по безопасности поведения на улице и в быту;

• папки-передвижки;

  • дидактические игры по ПДД, пожарной и электробезопасности.
  • Наклейки светоотражающие (в ночное время).

  • Трудовая деятельность в воспитании ребенка осуществляться с самого раннего возраста последовательно и систематично.

Труд в этой деятельности рассматриваю как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу.

В группе спланирована и оборудована зона по познавательно – исследовательской деятельности в соответствии с требованиями, возрастными особенностями и запросами детей. В уголке размещены разнообразные занимательные игры с тем, чтобы каждый ребёнок мог выбрать для себя игру по интересам, а также развитие качеств и свойств личности ребёнка.

  • Развитие речевых способностей у детей невозможно без создания современной развивающей предметно пространственной среды. В результате использования содержания речевого уголка я обогащаю активный словарь детей, обучаю владению речью как средством общения и культуры, развиваю связную, грамматически правильную речь.
  • Театральный уголок несёт в себе функцию нравственной направленности, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит своё место в импровизированных постановках. Персонажи становятся

образами для подражания.

                              Всю свою работу я строю на следующих принципах:

• научности;

• доступности;

• системности;

                        В своей работе я использую следующие формы деятельности:

• совместная (партнерская) деятельность;

• образовательная деятельность в ходе режимных моментов;

• организованная образовательная деятельность;

• самостоятельная деятельность детей.

                  Совместная (партнерская) деятельность подразумевает:

1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности.

3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности.

4. Открытый временной конец занятия.

Образовательную деятельность детей в режимных моментах осуществляю:

1. В утренние и вечерние часы.

2. На прогулке.

Использую следующие формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

1. Подвижные игры с правилами.

2. Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровье сберегающие мероприятия.

3. Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе.

4. Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.

5. Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориентированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры-драматизации.

6. Беседы, ситуативные разговоры.

7. Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические  движения, музыкальные игры и импровизации.

                               Самостоятельная деятельность детей

как свободная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно-развивающей образовательной средой.

                     В своей работе я использую все виды деятельности.

  • Игровая деятельность оказывает непосредственное влияние на положительную социализацию дошкольников, дает возможность ребёнку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества.
  • Познавательно-исследовательская деятельность которая связана с решением задач по формированию элементарных представлений о семье, малой родине, Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках, элементарные представления о государстве, знание основ безопасности, способы безопасного взаимодействия с растениями и животными.
  • Коммуникативная деятельность главными направлениями внутри данной образовательной области являются социальное развитие, коммуникативно-речевое и нравственное развитие ребёнка.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора приобщение к художественной литературе и фольклору соответствующей тематики содействует формированию уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
  • Конструктивная деятельность дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
  • Изобразительная деятельность в процессе которой происходит эмоционально-личностное развитие, формируются представления о явлениях действительности, взаимодействии и взаимоотношениях объектов.
  • Музыкальная деятельность способствующая развитию социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирующая готовность к совместной деятельности со сверстниками, а также развивающая умение распознавать эмоциональные состояния.
  • Самообслуживание и элементарный бытовой труд связан с удовлетворением социальных потребностей ребёнка.

Двигательная деятельность способствующая формированию обобщенных представлений детей о своем организме, его возможностях.

                               В своей работе применяю следующие методы:

• наглядные;

• практические;

• словесные;

• метод сравнивания;

• метод моделирования ситуации;

• метод повторения.

Партнёрство с семьёй строю на основе взаимного уважения и добровольности.

Цель взаимодействия с семьёй:

• создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;

• вовлечение семьи в единое образовательное пространство;

• установление доверительных, партнерских отношений с родителями.

Наиболее эффективными формами сотрудничества с родителями являются:

• родительские собрания;

• индивидуальные консультации;

• размещение материала на стенде для родителей;

• тренинги.

Совместные мероприятия родителей и детей:

• праздники;

• семейные конкурсы;

• просмотры фильмов, мультфильмов;

• концерты;

• оформление групп;

• соревнования;

• благоустройство группы и территории.

  • В результате проведённой целенаправленной и систематической работы дети:

• овладели основными способами деятельности, проявляют инициативу, самостоятельность в игре, общении, выборе партнёра;

• положительно относятся к миру, обладают чувством собственного достоинства.

• способны договариваться, учитывать интересы других, сочувствовать.

• активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, участвуют в совместных играх;

• адекватно проявляют свои чувства, стараются разрешать конфликты;

• способны к волевым усилиям, умеют подчиняться правилам и социальным нормам;

• могут подчиняться правилам безопасного поведения и личной гигиены;

• способны к принятию собственных решений

                        Из опыта работы

Воспитателя подготовительной группы

                         Дороховой Л.Б

                              На тему:

              «Социально-коммуникативное

                             развитие»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....