Перспективный тематический план воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме

Пригоннова Наталья Геннадьевна

Представлено перспективное планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РОДНЫМ КРАЕМ

                                                                                                                                        Таблица  1.

Блок «Мой посёлок»

Блок «Наш край»

1

Тема «Мой дом»

1

Тема «Город на волжских берегах»

2

Тема «Улицы моего посёлка»

2

Тема «Волга – рекам Родины царица»

3

Тема «Мир природы моего посёлка»

3

Тема «Защитники нашего края»

4

Тема «Моя семья»

4

Тема «Мелекесский район – Житница Ульяновской области»

5

Тема «Много интересного у нас в посёлке»

5

Тема «Знаменитые люди нашего края»

6

Тема «Что мы знаем о нашей малой Родине»

                                                                                                                                        Таблица  2.

Сентябрь 1 – я, 2 - я неделя

Тема   «Выявление первичных знаний о малой Родине»

Программное содержание

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Организованная образовательная деятельность

Самостоятельная деятельность

Культурно-досуговая деятельность

Определение первичного уровня знаний детей о малой Родине.

Входная диагностика

Задание 1 «Ребёнок и социальное окружение» Индивидуальная беседа

Создание ситуации выбора» Отбери лишнее»

Введение в воображаемую ситуацию «День рождения»

Конструктивно-модельная деятельность

Конструирование «Улица, на которой я живу»

Задание 2

 «Мой посёлок, мой родной край» Индивидуальная беседа

Создание ситуации выбора «Герб.

Введение в воображаемую ситуацию «Приезд друга»

Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Здания моего посёлка и района»

Задание 3 «Визитная карточка областного центра – города Ульяновска»

Индивидуальная беседа

Создание ситуации выбора «Картинки главного города области»

Введение в воображаемую ситуацию «Наша телевизионная передача»

Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Любимое место жителей Ульяновской области»

Задание 4

«Природа родного края»

Индивидуальная беседа Создание ситуации выбора «Отбери лишнее»

Введение в воображаемую ситуацию «Гости из Африки»

Художественно-эстетическое развитие.

Лепка «Любимое животное края»

3 – я, 4 – я неделя

Тема «Организация предметно-развивающей среды, разработка содержания ООД, экскурсий, досугов»

Октябрь 1 –я неделя, 2ая неделя

Тема «Мой дом»

Формировать  у детей интерес к своей малой Родине, своему дому. Закрепить знание домашнего адреса.

Познакомить детей, какие бывают дома: этажность, номер, из чего построены.

Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание дружить, развивать коммуникативные навыки.

Рассматривание семейных фотографий с видами своего дома.

Театральный этюд «Всем нужны дома»

Театр на фланелеграфе «Из чего построен дом»

ЧХЛ Г.Х. Андерсен «Старый дом»

Заучивание пословиц о доме

ОО Познавательное развитие

ООД «Русская изба – дом моих предков» Кукольный спектакль.

ОО Речевое развитие «Дом, в котором я живу»

Инсценирование сказки «Заюшкина избушка»

ОО Физическое развитие

«Построим домик для зайчат» с элементами драматизации

Игра-пантомима

«Был у зайца огород» (В.Степанов.)

Рисование «Мой дом»

Театр игрушек «Дом моей мечты»

Изготовление масок к спектаклю «Заюшкина избушка».

Кукольный спектакль «Теремок»

Выставка рисунков «Дома бывают разные»

Выставка семейных фотографий

3 – я неделя, 4-я неделя

Тема «Улицы моего посёлка»

Продолжать формировать интерес к своей малой Родине, своему посёлку. Учить правилам безопасного перехода через дорогу. Закрепить знание домашнего адреса.

Рассматривание фотографий с видами улиц посёлка.

Игра с пазлами «Собери картинку»

Театрализованная игра «Вот моя улица, вот мой дом»

Беседа «Улицы нашего посёлка»

Целевая прогулка» с элементами драматизации«Дома бывают разные».

Загадки о правилах дорожного движения.

Театр игрушек «Расскажи о улицах своего посёлка»

Экскурсия по посёлку.

ОО Познавательное развитие

ООД с элементами драматизации

«В этом посёлке мы родились»

Речевое развитие

ООД «Имена наших улиц»

ОО Художественно-эстетическое развитие.

Театрализованная игра «Путешествие по улицам родного посёлка»

Игра – воображение

«Представим, что мы на улице»

Театр картинок «Улица, на которой я живу»

Театр на фланелеграфе «Моя родная улица»

 Театр игрушек «В стране Светофории»

Фото-выставка «Мой посёлок»

Ноябрь 1 –я, 2 –я неделя

Тема « Мир природы моего посёлка»

Формировать  у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних деревьев. Воспитывать умения наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Воспитывать дружелюбие между детьми.

Средствами эстетического воспитания побуждать детей восхищаться  красотой русской природы осенью, дарами природы человеку.

Рассматривание иллюстраций родной природы.

Театральный этюд  «Деревья осенью»

Целевая прогулка «Посёлок осенью»

ЧХЛ Стихи русских поэтов о природе. Разыгрывание по ролям.

Заучивание пословиц  о приметах погоды.

Театральная игра «Едем, едем на тележке»

Просмотр презентации «Посёлок в разное время года»

ОО «Социально-комуникативное развитие»

ООД «Постучимся в теремок»

ООД «Осенний калейдоскоп» с элементами драматизации

ОО Речевое развитие.  ЧХЛ В.Бианки «Теремок». Разыгрывание по ролям.

ОО Художественно-эстетическое развитие. Музыка. Инсценирование сказки «Друзья под грибком»

Самостоятельно

коллективное придумывание игры  на сюжет знакомой сказки В. Бианки «Теремок».

Рисование «Природа нашего края»

Составление осеннего букета

Дидактические игры: «Какого дерева листок», «Что нам осень принесла»,

«Угадай животного нашего края»

Театрализованное представление  «Осенины на Руси»

Выставка даров природы

Ноябрь 3 – я, 4 – я неделя

Тема «Моя семья»

Познакомить детей с понятиями «предки» и «потомки». Дать элементарные представления о генеалогии, вызвать интерес к родословной, прошлому своей семьи. Расширять представления о прошлом своей семьи. Воспитывать бережное отношение кдруг другу. Формировать представления детей о важности каждой семьи, о роли семьи в жизни человека.

Чтение худ. Литературы о семье.

Инсценирование песен о семье.

Рассматривание семейных фотографий.

Рассказы детей о своей семье и семейных традициях.

Театральный этюд «Дружная семья»

ОО «Познавательное развитие «Профессии моих родителей» Театр на фланелеграфе

ОО «Социально-коммуникативное развитие «Я и моя семья» Театр на ложках

ОО «Речевое развитие. ЧХЛ

Инсценирование стихотворения Е. Каргановой «Я рабочим стать хочу»

Составление композиций из фотографий в хронологическом порядке.

Рисование «Моя семья»

Изготовление декораций к сказке «Дружные зайчата».

Театрализованная игра «Семья»

Пальчиковый театр

Ц. Петрова «Дружная семья»

Домашний театр кукол «Дружные зайчата»

Декабрь 1 – я, 2 – я, неделя

Тема «Много интересного у нас в посёлке»

Познакомить детей с особенностями жизни людей в посёлке (в прошлом и настоящем), чем примечателен посёлок.

Расширять представления детей о традиционной деятельности русского народа формировать у детей интерес и любовь к малой родине

Чтение худ. Литературы о Родине;

Пальчиковый театр «Расскажу, где я живу»;

Целевая прогулка на почту;

Разыгрывание сказки «Маша и Медведь»

Театрализованная игра  «Птички»
Театрализованная игра «Узнай по описанию»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ООД «Знакомство с историей достопримечательностями посёлка» ОО «Речевое развитие»

ООД «Мулловка – пирожковая столица» Кукольный театр «Маша и Медведь»

Художественно-эстетическое развитие ООД «Коровушка-бурёнушка» Театр ростовых кукол

Самовыражение детей в игровых действиях и творчестве

Инсценирование «Как старик корову продавал»

Дидактические игры: «Угадай, какое время года», «Составь картинку – мой посёлок»

Конкурс чтецов по ролям «О посёлке я воспеваю, стихи прекрасные читаю»

Концерт «Посёлок наш Мулловка – замечательный»

Декабрь 3-я, 4-я неделя

Тема «Город на волжских берегах»

Формировать представления детей о главном городе области. Познакомить с флагом, гербом Ульяновской области.

Воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края.

Познакомить с устным народным творчеством Симбирского края.

Воспитывать уважение к традициям народа.

Беседа об Ульяновской области, городе Ульяновске, символах области.

Рассматривание альбомов с изображением достопримечательностей г. Ульяновска.

Виртуальная экскурсия по памятным местам г. Ульяновска.

Театр картинок «Город на Волге»

Игровое упражнение «Сильный Илья»

 Театральный этюд «Птички»

ОО «Познавательное развитие

ООД «Сказание о славном граде Синбирске» Теневой театр

ОО «Социально-коммуникативное развитие

ООД «Симбирские холмы – Российские владения» Театр на фланелеграфе

ОО «Речевое развитие»

ООД «Предания земли симбирской»

Игра -драматизация «Илья Муромец»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Конструктивно-модельная деятельность.

ООД «Улицы Симбирска-Ульяновска» Театр игрушек.

Конструирование фрагментов диаграммы г. Ульяновска.

Рисование «Придумай герб своего детского сада»

Изготовление масок к драматизации былины «Илья Муромец – защитник земли Симбирской

Драматизация былины с участием родителей «Илья Муромец защитник земли симбирской».

Январь 2-я, 3-я, -4 неделя

Тема «Волга – рекам Родины царица»

Формировать чувство любви к областному центру, расширять представления детей о богатствах России, побуждать детей восхищаться красотой реки Волги.

Познакомить детей с историей возникновения названия «Волга»

Познакомить с историей возникновения водного транспорта на Волге.

Воспитывать чувство сопричастности с жизнью, историей и культурой края.

Беседа о реке Волга, рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением реки, составление рассказов о реке, чтение худ.литературы.

Рассматривание иллюстраций водного транспорта.

Виртуальная экскурсия «Течёт река Волга»

Слушание музыки, песен о Волге. Инсценирование песни «Матушка Волга»

Театральный этюд «Широка наша Волга матушка»

Презентация «Волга-матушка»

Игры «Угадай эмоцию», «Испорченный телефон»

ОО «Познавательное развитие»

ООД «Выплывают расписные Стеньки Разина челны» Теневой театр

ОО «Речевое развитие»

ЧХЛ «Волжские легенды» Театр картинок

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ООД «Волжский торговый путь» Кукольный театр

Театр картинок «Поймай рыбку из Волги» Дидактическая игра «Убери лишнее»

Рисование декораций к развлечению

«Волжские просторы»

Игра - пантомима «Лодка»

Театрализованная игра «Перевези груз»

Конструирование «Мост через Волгу»

Театр игрушек «Мы едем по мосту через Волгу»

Тетрализованное развлечение «Волжские просторы»

Февраль 1-я, 2-я, 3-я неделя

Тема «Защитники нашего края»

Формировать чувство уважения к Защитникам Родины.

Развивать представления о разных родах войск, закрепить знания о всенародном празднике воинов; уточнить, кто такие защитники Отечества.

Продолжать знакомство с понятием “Родина большая и малая,научить понимать и объяснять их значение; закреплять знания детей о флаге, гербе Ульяновской области, познакомить с символикой Мелекесскогорайона.

Беседа о воинских традициях армии и флота

Разучивание стихов о Родине, песен.

Чтение худ.литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной Войны. Рассматривание альбомов «Защитники Ульяновской земли».

Экскурсия в музей боевой славы»

Изготовление стенгазеты «Подвиг земляков бессмертен»

Инсценирование стихотворения А. Твардовского «Рассказ танкиста»

ОО «Познавательное развитие»

НОД «Что мы знаем о войне?» С элементами драматизации. Сценка «Мы военные»

С. Михалкова

ОО «Социально-коммуникативное развитие

НОД «Символика Мелекесского района» Театр картинок.

ОО «Речевое развитие ЧХЛ «Быль для детей»

С.Михалкова Инсценирование по ролям

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Рисование «Мы за мир»

Театрализованная игра «Профессия военный», Театр на фланелеграфе«Парад военной техники»

Инсценировка военных песен.

Встреча с представителями воинских профессий

Театрализованный музыкально-спортивный праздник  «А ну-ка папы»

Февраль 4-я неделя. Март 1 –я, 2 - я неделя

Тема «Мелекесский район – житница Ульяновской области»

Формировать представления детей о Мелекесском районе. Расширять представления детей о народностях, населяющий Мелекесский район (русских, татар, чуваш, мордвы). Познакомить с достопримечательностями города Димитровграда – районного центра. Продолжать знакомить с символикой района, области. Воспитывать бережное отношение к хлебу – главному атрибуту Мелекесского района.

Развивать патриотические чувства.

Воспитывать чувство гордости за свой родной край, район проживания.

Беседа о Мелекесском районе, городе Димитровграде Рассматривание иллюстраций, фотографий района, города Димитровграда Виртуальная экскурсия «Димитровград – районный центр»

Экскурсия в краеведческий музей г. Димитровграда

Презентация «Достопримечательности г. Димитровграда». Театрализованная игра «Костюмы народов Поволжья»

Театр картинок «Мой край»

Заучивание пословиц и поговорок народов Поволжья.

ОО. «Познавательное развитие»

ООД «Хлеб всему голова» Кукольный спектакль «Как волк вздумал хлеб печь»

ОО «Социально-коммуникативное развитие

ООД «Мой любимый край»

Инсценированиестихотворения Т. Коломиец «Праздник каравая», песни «Зёрнышко» Ю. Чичкова.

Драматизация сказки, придуманная детьми.

Дидактическая игра «Угадай на вкус», «А какой он, хлеб», «Откуда хлеб пришёл», «Одень куклу в национальный костюм»

Рисование «Мой любимый край»

Пальчиковый театр. Сказка «Девочка, которая наступила на хлеб».

Фото-выставка «Димитровград сегодня»

Драматизация сказки«Колосок»

Выставка детских рисунков «Мой любимый район»

Март 3 – я,4 – я неделя

Тема «Знаменитые люди нашего края»

Познакомить детей со знаменитыми людьми Ульяновской области. Формировать представления о жизни знаменитых людей, проживавших в Ульяновской области. Воспитывать желание интересоваться своими земляками, узнавать об их жизни новое, интересное

Беседа о знаменитых людях Ульяновской области.

Рассматривание иллюстраций, фотографий знаменитых людей.

Виртуальные экскурсии «И.А. Гончаров – русский писатель»

«Поэзия Н.М. Языкова»

Чтение стихов

Рассматривание картин А. Пластова

Игра «Изобрази настроение»

Пантомимическая  игра «Зеркало»

ОО «Познавательное развитие»

ООД «Честные мысли, добрые намерения».

ООД «Под сенью языковских муз»

ОО Речевое развитие

ЧХЛ

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» Разыгрывание по ролям.

«Художественно-эстетическое развитие

ООД «Волшебник Прислонихи» с элементами драматизации.

Рисование «Главные часы города Ульяновска»

Дидактическая игра «Отбери лишнее»

Изготовление кораблика для путешествия по местам И.А. Гончарова

Инсценировка стихотворения «Лучше нет родного края» П. Воронько

Драматизация по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Фотовыставка «Знаменитые люди края в прошлом и настоящем»

Встреча с известными людьми Мелекесского  района

Апрель 1 – я, 2 – я неделя

Тема «Что мы знаем о нашей малой Родине»

Обобщить и систематизировать знания детей о малой Родине. Формировать уважительное отношение к государственной символике Ульяновской области и Мелекесского района. Закрепить названия реки Волга и что с ней связано.

Закрепить знания о природе и животных края.

Воспитывать любовь к малой Родине, гражданско-патриотические чувства.

Обобщающие беседы о посёлке, районе, области. ЧХЛ о Родине. Дидактические игры «Узнай наш герб» «Узнай наш флаг».

«Узнай по описанию»

«Из чего построен дом»

Театральный этюд «Широка Волга-матушка»

«Пошла Маня на базар»

Театральная игра «Весенние голоса»

ОО «Познавательное развитие»

ООД «Россия – наша Родина»

ОО «Социально-коммуникативное развитие

Викторина «Что мы знаем о нашем крае?»

Пение песен о Родине.

Рисование «Моя малая Родина»

Дидактические игры «Поймай рыбку». «Отбери лишнее».

Кукольный спектакль «Мы вам расскажем, где мы живём».

Фотовыставка «Посёлок весной»

Театрализованный конкурс чтецов «Свет мой край Симбирский – моя малая Родина»

Апрель 3 – я, 4 – я неделя

Тема «Контрольная диагностика уровня знаний детей о родном крае»

Обследование детей на определение итоговых знаний

Задание 1 «Ребёнок и социальное окружение»

Задание 2

«Мой посёлок, мой родной край»

Задание 3 «Визитная карточка областного центра – города Ульяновска»

Задание 5

«Природа родного края»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАЛОЙ РОДИНЕ В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                                                                                                        Таблица  1.

Тема

Месяц

Неделя

Форма проведения

Выявление первичных знаний детей о малой Родине

Сентябрь

1

Анкетирование

Организация предметно-развивающей среды, разработка содержания ООД, экскурсий, досугов

Сентябрь

2

3

4

Заседание семейного клуба «Росток»

Трудовая деятельность (помощь в организации РППРС)

Мой дом

Октябрь

1

Выставка детских рисунков, семейных фотографий

Улицы моего посёлка

Октябрь

3

4

Фото - выставка «Мой посёлок»

Экскурсия с детьми по посёлку.

Осень – пора золотая

Ноябрь

1

2

Театрализованное представление «Осенины на Руси»

Выставка даров природы

Много интересного у нас в посёлке

Ноябрь

3

4

Конкурс чтецов «О посёлке я воспеваю, стихи прекрасные читаю»

Концерт «Посёлок наш – Мулловка, замечательный»

Моя семья

Декабрь

1

2

 2

Собрание (помощь в организации семейного праздника-фестиваля, пошив национальных костюмов)

Домашний кукольный театр Спектакль «Дружные зайчата»

Выпуск стен-газеты «Мы – одна семья»

Мы одна семья

Декабрь

3

 4

Театрализованный праздник-фестиваль

«Семья – это то, что мы делаем вместе»

Выставка семейных новогодних поделок.

Ульяновск – культурная столица нашей области

Январь

2

3

Заседание семейного клуба «Росток»

Трудовая деятельность (помощь в организации драматизации былины, пошив костюмов, изготовление атрибутов)

Город на волжских берегах

Январь

4

Драматизация былины «Илья Муромец – защитник земли Симбирской»

Волга – рекам Родины царица

Февраль

2

Тетрализованное развлечение «Волжские просторы»

Защитники нашего края

Февраль

4

Театрализованный музыкально-спортивный праздник  «А ну-ка папы»

Мелекесский район – житница Ульяновской области

Март

1

2

Фото - выставка «Димитровград сегодня»

Театрализованное преставление «Мой край – Мелекесская  земля»

Знаменитые люди нашего края

Март

3

4

4

Драматизация по сказке Аксакова «Аленький цветочек»

фотовыставка «Знаменитые люди края в прошлом и настоящем»

Встреча с известными людьми Мелекесского района

Что мы знаем о нашей малой Родине

Апрель

1

2

Фотовыставка «Посёлок весной»

Театрализованный конкурс чтецов «Свет мой край Симбирский – моя малая Родина»

Подведение итогов работы с детьми. Предложения. Замечания.

Апрель

4

Заседание семейного клуба «Росток» Круглый стол

ПРИЛОЖЕНИЕ В

ДРАМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Драматизация былины «Илья Муромец – защитник земли Симбирской» с участием родителей

Действующие лица:

Ведущий - воспитатель
Мать - родитель
Отец - родитель
Девочка Улита
Илья Муромец - мальчик

Молодцы - мальчики
Странники - мальчики

Птицы - девочки

Оформление зала:
На центральной стене изображение села (домики, храм, долина, речка).
На переднем плане зала изба (внутреннее убранство комнаты Ильи Муромца: печь, лавки, колыбель).
В стороне зала - поляна.

Ведущий:
Давным-давно возле славного города Мурома, в старинном селе Карачарове, у исправного крестьянина Ивана Тимофеевича да жены его Ефросиньи Яковлевны родился чудо-мальчик Ильюшенька - будущий сильномогучий Илья Муромец. Тихо покачивала матушка люльку, напевая сынку колыбельную.

Песня матери (колыбельная).

Ведущий:
Родился Ильюшенька, на радость родителям, и здоров, и крепок. Да нежданно-негаданно беда пришла. Заболел Илья, ходить перестал, сиднем на печи сидит. Загоревали родители, на сына глядят – печалятся.

Выходят отец с матерью.

Отец:
Ох, опять Илюша молчит. На все мои разговоры только "да" иль "нет" еле вымолвит.

Мать:
Уж какие только целебные травы я не завариваю. Каждый день Илюшу целебным настоем пою, а все напрасно.

Отец:
Думал я: будет сын людям заступником да нам в хозяйстве помощником. А оно вон как...

Садятся.Стук. Входит девочка Улита.

Улита:
День добрый, хозяева! Это я, Улита. Лесных ягод принесла, пришла Илюшу жалеть.

Отец:
Ну, жалей, жалей!

Песня Улиты
Земляники для Ильи немного

В кузовке я принесла.
Милости просить у Бога
Для Илюши буду я.
Самому в лесок гулять ходить.
А пока об этом мы не будем говорить.
Лучше я тихонько сяду в уголке.
Помолчу, ведь в слове сердце не раскрыть вполне.
Вижу, как рекою в небе облачко плывет,
Словно белый Ангел в крыльях веточку несет.
Голоса птиц в аудиозаписи. Танец Птиц

Улита:
Ой, слышите, птицы поют?!

Мать:
Это святые ласточки.

Улита:
А почему святые?

Мать:
Разве не знаешь? Божья это птица. Где она поселится, тому дому благословение и счастье.

Отец:
А наша-то изба им ни разу не глянулась.

Улита:
Может, на ту весну и для вашей избы Господь ласточек пошлет. Дай, Бог, здоровья и силушки вашему Илюше.

Кланяется и уходит.

Мать:
От Улитиных слов ласковых Илюшина душа, будто от теплого солнышка, оттаивает. Прошлый раз, как она ушла, он все молитвы читал.

Отец:
Эх, кабы ноги его каменные такими же податливыми стали, как душа. И за что нам горе-то такое...

Мать:
Знать, по грехам нашим.

Отец:
Да вроде не великие мы грешники-то: не убили, не украли, не обманули никого.

Мать:
Ох, что ты! Господь с тобой. Безгрешен только Бог и Ангелы Его. Уж ночь на дворе. Пойдем за Илюшу помолимся. Ночная молитва легко на небо долетает. Днем-то ведь много людей к Богу молитву возносят.

Уходят.

Ведущий:
Летят годы быстрыми птицами. А Илья все на печи сиднем сидит. А хорош-то собой, в плечах могуч. Любо-дорого поглядеть. Но не служат ему резвые.

Появляются молодцы. Танец Молодцев «Богатырская наша сила»

Первый:
Эх, опять нынче левобережные молодцы нашихмуромских побили.

Второй:
Вот была бы у Илюши, сына Иванова, в ногах сила, не дал бы он наших ребят в обиду.

Третий:
Отец-то его, сказывают, в молодые годы ровни себе не знал; одной рукой молодцев на землю скучать укладывал. Думал, что и сын бойцом-надежей будет.

Первый:
И за что Господь так Илью наказал?

Второй:
Говорят, кого любит Господь, тому испытания посылает.

Третий:
А Илья терпелив, духом крепок. Многие муромские, глядя на него, смирению да терпению учатся.

Уходят.

Ведущий:
Вот уже тридцать лет сиднем сидит Илья. Борода густая, темная, плечи богатырские, а в ногах силы нет.

Выходят Странники. Песня "Странники"

Первый:
Долгий путь мы прошли. Впереди славный город Муром.

Второй:
А это, верно, село Рождественское (Старое название Мулловки)

Вот и изба Ильи.

Первый:
Отвори-ка нам дверь, Илья, свет Иванович.

Второй:
Пусти к себе странников отдохнуть по пути.

Ведущий:
Но не может Илья с места сдвинуться. Божьим людям ворота отворить.

Проходят.

Первый:
Ты вставай, Илья, не раздумывай! Растяни-ка, расправь свои ноженьки нехожие.

Второй:
Ты подай нам испить ключевой воды. Иди себе, иди, Илья Иванович, удержат, понесут тебя твои ножки резвые.

Ведущий:
Расправил Илья свои ноги нехожие да сошел с печи. Будто век ходил. И принес воды. Пригубили кашки прохожие и Илье испить той воды дали. И стала в Илье сила великая: кабы было кольцо в сырой земле, повернул бы Илья землю-матушку.

Илья встаёт, пьёт из ковша.

Странники:
Первый:
Много это силы Илье Муромцу, не будет носить его мать сыра земля.

Второй:
Пусть еще глоток воды студеной сделает, будет силушки в нем вполовинушку.

Ведущий:
И испил Илья еще воды. Стало силы богатырской в нем в самый-самый раз.

Странники:
Первый:

Будет зваться Илья Ильей Муромцем.

Второй:
Бог благословил его быть могучим богатырем на Руси, стоять за веру православную, за дом Пресвятой Богородицы. За Русь святую.

Уходят.

Ведущий:
Поспешил Илья родителей порадовать. Стал пашни расчищать; старые деревья с корнем повыворотил. Повалил дубы крепкие, распахал поле великое, запрудил корнями речку быструю. Столько в три часа один наработал, сколько отец с матерью в три дня не сделали.Пошел Илья к родителям просить благословения на путь-дорогу, на великие подвиги. Пожелали ему честны родители всего доброго и благословили на служения богатырское, чтобы защищал он землю родимую, Божьи церкви и веру христианскую!

Снарядился Илья в доспехи богатырские, поклонился до земли отцу с матерью, оседлал доброго коня и уехал из родного села Рождественское.

И стал храбрый богатырь Илья Муромец неустанно защищать родную землю Симбирскую от врагов. Жадным кочевникам в обиду не давал, вражьи головы нещадно рубил, идолищ поганых булавой в землю вколачивал; несчетных Соловьев-разбойников бил без отдыха и гнал с родной земли. Обо всем этом столько славных былин и песен сложено, что начнешь слушать и заслушаешься.

Все участники драматизации выходят на поклон.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЭТЮДЫ

  1. Пошла Маня на базар

Ведущая:Пошла Маня на базар,

     Принесла домой товар.

Ребенок: Родной матушке –платок,

    Посередочке цветок.

    Братьям- соколам –

   По козловым сапогам,

   Сестрицам –лебедицам –

  Да по белым рукавицам.

(Ребенок с поклоном дарит воображаемые подарки своим близким, те их рассматривают, благодарят).

  1. Ерема

Ребенок: Ерема, Ерема,

Сидел бы ты дома.

Строгал бы ты стружки –

Ребячьи игрушки.

Твоя сестра пряха,

 По ниточке пряла,

Моточки мотала,

В коробочку клала!

(Ребенок выполняет движения, согласуя их с текстом потешки).

  1. «Дружная семья».

Цель: Развивать выразительность движений, творческое воображение, формировать представления о семье

Ход: Дети сидят на стульях по кругу. Каждый занят делом: один лепит, другой вколачивает в дощечку гвоздь, кто-то рисует кистью, кто-то шьёт, вяжет. Дети исполняют пантомиму с воображаемыми предметами, стремясь точнее передавать действия.

4. Этюд-пантомима «Родина»

-Если скажешь слово Родина

Сразу в памяти встаёт:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка скромница,

И ромашковый бугор,

А другим, наверно, вспомниться

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток.

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина.

Родина бывает разная, но у всех она одна.

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

  1. «Едем, едем на тележке»

Цель: формировать представления природе, животных края.

      

 Ход:    «Едем, едем на тележке,

               Собирать в лесу орешки,

               Скрип, скрип, скрип,

               Скрип, скрип, скрип.

               Листья шуршат - ш-ш-ш,

               Птички свистят – фить-пирью,фить-пирью,

               Белка на ветке

               Орешки всё грызёт - цок, цок, цок, цок,

               Рыжая лисичка зайчишку стережёт, (пауза)

               Долго-долго ехали,

              Наконец, приехали!»

  1. «Весенние голоса»

Цель: Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

          Расширять представления о родном крае , его природе.

Ход: «Пригрело солнце в нашем родном поселке (поют высокий звук у-у-у)

С пригорка побежал весёлый ручеёк (болтают языком, подражая весёлому «бульканью»).

До краёв наполнил большую глубокую лужу

(«бульканье» низкими звуками).

Перелился через край («бульканье» волной: вверх-вниз).

И дальше побежал («бульканье»)

Выбрались из-под коры жучки (ж-ж-ж)

И букашки (з-з-з)

Расправили крылышки (крш-крш- с повышением)

И полетели куда-то (тр-тр-тр – шёпотом).

Лес наполнился птичьими голосами (имитация голосов птиц).

Вот и пришла весна!»

 

  1. Театрализованная игра «Птички»

Цель: закреплять представления о родном  посёлке, птицах  нашего края.


Ход: «По Мулловке мы гуляем (Шагаем)

За природой наблюдаем (Повороты головы вправо и в лево)

Вверх на солнце посмотрели (Смотрим вверх)

И нас лучики согрели. (Руки вверх, шевелим пальцами)

Птички в домике сидят (Присели)

Птички по небу летят (Махи руками)

И по кочкам скачут (Прыжки)

И никто не плачут.»

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

СЦЕНАРИЙ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ)

Сценарий театрализованного конкурса чтецов  «Свет мой край Симбирский   - моя малая Родина »

Цель: формировать у детей представление об истории края.

Задачи:  Вызывать интерес к истории возникновения г. Симбирска (Ульяновска);

                Знакомить с образами исторических героев.

                Развивать творческое воображение, образную речь детей;

                 Воспитывать любовь к малой Родине.

На фоне презентации об Ульяновской области выходит Ведущий (воспитатель).

 Ведущий: Хлеб, которым человек кормится , земля , на которой человек живёт , мать , которая даёт жизнь ….  Без всего этого человеку жить просто невозможно.

Среди самого заветного есть у человека Родина.

Фоном звучит песня  «Широка страна моя родная»  Лебедева- Кумача

Ведущий: Так много значит слово  « Родина », что другим словом  и не объяснишь, не охватишь. Одно назовёшь, а каждый тебе ещё что-либо подскажет, так как каждый по-своему Родину понимает. Малая Родина – это и земля, и посёлок, в котором  ты родился и живёшь. Друзья, соседи твои. Это мать и отец твои, поэтому Родину ещё Отчизной, Отечеством называют,  как дом родной –отчим домом.Большая наша малая  Родина, наш Симбирский край. Много людей живёт в нашей области, много народов. Но все они живут единой семьёй, помогают друг другу. О Родине много песен и стихов сложено. С тех пор, как возникла наша Отчизна, прославляют её поэты и музыканты.

Выходят дети в русских костюмах

1ый ребёнок:Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Ульяновская земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей
.

2ой ребёнок: Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.

Посёлок любимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

3ий ребёнок: Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк.
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда.
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна и я сама!

4ый ребёнок:   Здравствуй, Родина моя!
Утром солнышко встаёт.
Всех на улицу зовёт.
Выхожу из дома я –
Здравствуй улица моя
Я пою, и в вышине,
Подпевают птицы мне,
Травы шепчут мне в пути,
Ты скорей, дружок, расти.
Подпеваю травам я,
Подпеваю ветрам я,
Подпеваю солнцу я –
Здравствуй, Родина моя!

5ый ребёнок: С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес.
С чего начинается Родина?..

Исполняется песня  Д. Кабалевского  « Наш край ».

  1. То берёзка, то рябина,
    Куст ракиты над рекой.
    Край родной, навек любимый,
    Где найдёшь ещё такой!
    Край родной, навек любимый,
    Где найдёшь ещё такой!
    Где найдёшь ещё такой!
  2. Солнцем залиты долины,
    И куда ни бросишь взгляд -
    Край родной, навек любимый,
    Весь цветёт, как вешний сад.
    Край родной, навек любимый,
    Весь цветёт, как вешний сад.
    Весь цветёт, как вешний сад.
  3. Детство наше золотое
    Всё светлее с каждым днём.
    Под счастливою звездою
    Мы живём в краю родном!
    Под счастливою звездою
    Мы живём в краю родном!
    Мы живём в краю родном!

Ведущий:     Привет тебе, мой Симбирский край родной!

                       С твоими тёмными лесами,

                       С твоей  великою рекой

                       И необъятными полями!

                       Привет тебе, народ родимый,

                       Герой труда неутомимый,

                      Среди зимы и в летний зной
                     Привет тебе, мой край родной!

Инсценированное стихотворение. О. Осин «Родина» (роли исполняют родитель и ребёнок)

(В середины сцены два исполнителя: дедушка и внук, дедушка сидит на пеньке, внук стоит рядом; на экране демонстрируются слайды: природа Ульяновской области, мама, дорога, еле слышно звучит народная песня.)

Внук.        – Родина! Что это, дедушка, значит?

Дедушка. –Это цветы, что растут в нашем крае.

             Это река, что в краях наших скачет.

             Это заря, что горит, не сгорая…

              Родина – это глаза твоей мамы,

              Полные слез или в искорках смеха,

Внук (продолжая мысль деда). 

                 Родина – это закат над полями,

                 Лесов наших синих звонкое эхо.

Дедушка.         Родина – слова не знаю чудесней,

                 В нем – наши сказки и славные были,

                Дедов далекие грустные песни,

Внук.               Те, что и мы до сих пор не забыли.

                    Родина – это земля у порога,

                    Где ты впервые узнал своё имя.

Дедушка.            Родина – это большая дорога,

                             Та, по которой пойдешь ты с другими.

Ведущий.           О, русский мой народ!

                            Народ – как первый гром,

                            то сотрясает дали.

                            Когда тревоги зов

                           Обрушивался дико,

                           Он строился в полки –

                           От мала,  до велика. (В. Осин.)

Выходят дети в чувашских костюмах    

1ый ребёнок:

 Моё село родное,

Мой дом возле пруда.

Вода совсем уж рядом

Течёт, бежит, куда?

И яркие стрекозы

Над камышом снуют.

Так радует картина,

А на душе – уют!

Видны холмы зеленые.

Деревья там растут,

Лисицы, волки, зайцы –

Все обитают тут,

Село моё любимое!

Тебе уж много лет!

Но для меня на свете

Чудесней края нет!

2ой ребёнок:Родное село

Как тут красиво, уютно и дивно

В нашем прекрасном любимом селе.

Это село называется просто,

Но нашу Мулловку не встретишь нигде.

В центре села есть красивые школы,

Рядом со школой находится клуб.

В клубе на сцене распахнуты шторы,

Много ребят занимается тут.

Также в селе и аптека найдется,

Мало людей без нее обойдется.

Есть в селе домик уютный такой,

Там в нем царят тишина и покой.

Стоит зайти туда – тотчас и вновь

К книгам откроется ваша любовь.

Есть и в селе мой любимый детсад,

Дети с радостью в садик  спешат.

Много могу рассказать про село,

Ведь оно наше родное   - одно.

На фоне презентации «Старинный Симбирск».

Ведущий: У каждого народа своя история. История нашей области древняя, богатая событиями. Расскажу вам сказку былинку: «Господь известил царя батюшку, государь изволил Указ написать, а бояре приговорили: быть на Волге граду Симбирску. Но не сразу усмотрел место то державное, где городу стоять, боярин Богдан Хитрово. Но вышло солнце из-за туч, и будто голос услышал Богдан: «Внемли простору и свету – граду быть вот здесь, на Венце горе!»  Место было как раз посреди пути волжского. И далеко видать с горы: калмык или крымчанин не подкрадётся. Волга серебряной подковой закрывала городок с востока и с юга. Свияга заслоняла с заката, ну а с северазащищал заповедный лес и глубокий овраг». А назвали городок Симбирском.

Выходит 3ий ребёнок в чувашском костюме: Не по дням, а по часам

Городок разросся там,

Ветреный – прозваньем.

 Назван был ли так от гор,

 Иль по милости сестёр, -

Смолчано преданьем.

Ведущий:   В далёкие времена бывал в наших краях человек по имени Степан Тимофеевич, в народе ласково называли его Стенька. Фамилия у него была Разин. Жил он в приволжских степях. Носил простую одежду – полотняную рубаху, широкие штаны, сапоги, на голове высокую шапку. Иногда превращался Степан и в древнего старца. Садился он на полянке у дороги и встретившихся путников расспрашивал про житьё бытьё.

Инсценированиестихотворения  «Есть на Волге утёс». (Исполняют родители)

Есть на Волге утес, диким мохом оброс 
Он с вершины до самого края; 
И стоит сотни лет, только мохом одет, 
Ни нужды, ни заботы не зная. 
На вершине его не растет ничего, 
Только ветер свободный гуляет, 
Да могучий орел свой притон там завел 
И на нем свои жертвы терзает. 
Из людей лишь один на утесе том был, 
Лишь один до вершины добрался, 
И утес человека того не забыл, 
И с тех пор его именем звался. 
И хотя каждый год по церквам на Руси 
Человека того проклинают, 
Но приволжский народ о нем песни поет 
И с почетом его вспоминает. 
Раз, ночною порой, возвращаясь домой, 
Он один на утес тот взобрался 
И в полуночной мгле на высокой скале 
Там всю ночь до зари оставался. 
Много дум в голове родилось у него, 
Много дум он в ту ночь передумал. 
И под говор волны, средь ночной тишины 
Он великое дело задумал… 
И задумчив, угрюм от надуманных дум, 
Он наутро с утеса спустился, 
И задумал пойти по другому пути, - 
И идти на Москву он решился.

Ведущий: Наш край  прекрасен. Прекрасно и то, что сделано  нами на нашей земле. Прекрасны наши заводы, наши поля и сады. Славное прошлое нашей малой Родины, как родник, вспоивший нас. Нашу силу, ум, богатство – священно для нас.

Но Родина дорога каждому русскому человеку ещё и своим будущим.

Выходят дети внациональных костюмах (русские,чуваши, татары, мордва)

1ый: Белой чайкой взметнулся над Волгой
И паришь над могучей рекой.
Путь в веках твой был славным и долгим, 
Наш Симбирск, наш Ульяновск родной.
 
2ой: С каждым годом становишься краше,
Нет отраднее сердцу, милей
Площадей, переулочков, башен 
В разноцветном каскаде огней.
3ий:  Карамзин, Гончаров и Языков,
Всёх не счесть на родимой земле,
Словно солнышка ясного блики, 
Озаряют нам души во мгле. 
4ый:Возвышаются к небу соборы 
И церквей золотых купола.
Как прекрасен ты в снежном уборе

Над рекой, что, как мать, обняла.
5ый:Коронован "Венцом" ты по-царски.
Где увидишь такую красу? 
Сердце полное нежности, ласки 
Я тебе на ладонях несу. 
6ой:   Белой чайкой взметнулся над Волгой 
И паришь над могучей рекой. 
Пусть счастливым полёт будет, долгим
...

Наш Симбирск, наш Ульяновск родной.

Исполняется песня «Край, в котором ты живёшь» Г. Гладкова

Мы играем возле дома 
И зимой, и летом, 
Все давным-давно знакомы 
В дружном доме этом.
Припев: Посмотри, как хорош 
Дом, в котором ты живёшь. 
Посмотри, как хорош 
Дом, в котором ты живёшь. 
2. Слышишь, улица родная, 
Нет тебя чудесней, 
Мы по улице шагаем 
Вместе с нашей песней.
Припев: Посмотри, как хорош 
Город тот, где ты живёшь. 
Посмотри, как хорош 
Город тот, где ты живёшь. 
3.Нашим детским дружным хором 
Песенка поётся, 
Край, который с детства дорог, 
Родиной зовётся. 
Припев:Посмотри, как хорош 
Город тот, где ты живёшь. 
Посмотри, как хорош 
Город тот, где ты живёшь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ "

Продолжать формировать понятие Родина, воспитывать у детей любовь к родному краю, к малой родине, расширять и углублять знания детей о Лямбире , Лямбирском районе...

Тематическое планирование кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с техникой "изонить"

Данный материал содержит пояснительную записку и  ежемесячное тематическое планирование кружковой работы....

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

Перспективное планирование по теме «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом - Рубцовском».

Перспективное планирование по краеведению в подготовительной группе по теме нравственно-патриотического воспитания.  Цель: Создавать условия   для воспитания патриотизма у детей ст...